С детьми с синдромом дауна в великобритании

С детьми с синдромом дауна в великобритании thumbnail

На нашей маленькой планете живет огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. У каждого народа сложились свои традиции воспитания, которые зависят от религиозных, исторических, идеологических и других факторов. Сегодня хочется рассказать о стране, которая славится своим воспитанием и традициями на весь мир – о Великобритании, тем более что Даунсайд Ап связывают с ней тесные педагогические и дружественные связи. Бывая там в командировках, в первую очередь мы обращали внимание на детей с синдромом Дауна, на то, как их воспитывают, учат, развивают, одевают. Приятно отметить, что никакого «особенного» подхода к нашим детишкам нет, как правило,  на них распространяются те же требования и  приемы воспитания, что и на обычных детей. Внимательно наблюдая за педагогами и родителями, мы пришли к выводу, что английское воспитание имеет ряд своих особенностей, которые в чем-то перекликаются с нашими, а иногда сильно отличаются. 

С детьми с синдромом дауна в великобритании

Знакомство с миром – без страха

Английские дети уже с первых месяцев жизни активно включаются в жизнь семьи. Их берут с собой в магазин, в кафе, в парк, часто с грудничками едут в гости к родственникам и друзьям. Ползающие и сидящие в колясках младенцы на зеленом газоне в многолюдной компании – типичная картинка из жизни английской семьи. Маленьких детей стараются практически с грудного возраста приучать к общению, видеть и слышать людей, окружающий мир и не бояться его. Дети с синдромом Дауна так же, как и обычные дети, очень рано начинают приспосабливаться к окружающему миру и к обществу. Вспоминаю идиллическую картинку, как в одном кафе в компании из трех подруг сидел младенец с синдромом Дауна в коляске и играл то трубочкой для коктейля, то пластиковым стаканчиком, то примеривал на свои пальчики пробку от шампанского. Окружающие улыбались ему, официантка, проходя мимо, гладила по голове и что-то говорила, мама спокойно вела беседу и не дергала ребенка. Если малыш что-то ронял на пол, то кто-нибудь из компании поднимал этот предмет, вытирал салфеткой и снова давал ему. Все были довольны друг другом. Доброжелательность и спокойствие помогают малышам не бояться и легко идти на контакт со взрослыми и с детьми. 

С детьми с синдромом дауна в великобритании

В 4 года в школу

В Англии большинство детей посещают государственные детские сады, хотя могут выбрать и частные. В школу дети в Англии идут в 4 года, в этом же возрасте вместе со всеми идут и детишки с синдромом Дауна. Вообще английское школьное образование включает в себя два модуля: для детей от 4 до 11 лет (до 7 лет в школе для малышей, а с 7 до 11 лет  – в младшей школе) и среднее  – для детей с 11 до 16 лет. Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Учиться читать, считать и писать дети начинают достаточно рано. Уже в 2-3 года малыши в игровой обстановке знакомятся с буквами, цифрами и прочитывают первые слова. Легко, непринужденно, без нажима и излишней строгости. Главное для ребенка не просто узнать что-то новое, а научиться применять это на практике. Мы видели, как пятилетние малыши сначала прослушали рассказ о пользе птиц, потом все вместе смастерили кормушку и с разным кормом вышли на улицу кормить пернатых.  

С детьми с синдромом дауна в великобритании

Самостоятельность и поддержка

Родители с удовольствием отдают своих детей в сады и школы, так как там создана среда, которая помогает ему расти и развиваться. Родители детей с синдромом Дауна также не испытывают особой тревоги в отношении обучения своих детей, так как знают, что педагоги неукоснительно соблюдают основной принцип – каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей. Побывав в английском саду, мы были удивлены, сколько интересных занятий предлагается малышам. Они могут рассматривать в микроскоп насекомых, наблюдать в подзорную трубу за птицами, кормить только что вылупившихся на их глазах цыплят, поливать ростки посаженной фасоли и высаживать рассаду на детсадовской территории. А сколько поделок, рисунков, аппликаций, сделанных малышами, украшают группы и коридоры! Они могут быть не так идеальны, как в наших садах, но сразу видно, что это делали сами дети, а не взрослые. Преодолевать трудности самостоятельно, без излишней опеки и посторонней помощи со стороны взрослых – этот принцип дети усваивают очень рано. Зато оказывать помощь своим друзьям, поддерживать тех, кому трудно, малыши начинают уже в детском саду. Они часто работают в мини-группах, парами или командами. Мы видели, как в мини-группе из трех человек был ребенок с синдромом Дауна, который выполнял такое же задание, что и другие, но в облегченной форме. Остальные его терпеливо ждали и приходили на помощь только тогда, когда он сам их просил об этом. С одной стороны, самостоятельность, с другой – поддержка. Так создается особый дух, приходит уверенность, что ты не один, что всегда кто-нибудь придет к тебе на помощь, что вы единая команда, и не важно, что у английских детей разный цвет кожи, разрез глаз, национальность и способности. Они все – маленькие граждане Великобритании. 

С детьми с синдромом дауна в великобритании

Закаливание и спорт

Английские педагоги убеждены, что часто среда развивает ребенка  лучше, чем взрослые, поэтому так тщательно и продуманно ее организуют. При этом в детских учреждениях практически никто не зацикливается на соблюдении идеальной чистоты и порядка. Дети забегают с улицы в той же обуви, что были на прогулке, они постоянно что-то разливают, рассыпают, садятся на пол, на разрисованные краской ковры, и никто из взрослых не охает и не ахает. Детей в Англии не принято кутать и тепло одевать. Конечно, климат там гораздо мягче, но не каждая наша мама смогла бы в апреле отправить своего малыша в сад в гольфах и ветровке. Там же дети одеты очень легко, одежда не мешает им постоянно двигаться, быть активными, любознательными. И почему-то болеющих малышей по статистике там гораздо меньше, чем у нас. Может, такая закалка приносит свои плоды?

С детьми с синдромом дауна в великобритании

А еще в Англии дети начинают приобщаться очень рано к здоровому образу жизни. Спорт входит в их жизнь, как только они научились ходить. Почти в каждом образовательном учреждении есть площадки, где трехлетние малыши в форме одного из клубов гоняют в футбол или пытаются закинуть мяч в баскетбольное кольцо. И не важно, что у них грязные руки и разбитые коленки. Спорт воспитывает их людьми, стремящимися к победе. Очень популярны видеоролики, на которых известные спортсмены выполняют специальные упражнения для детей под заводную музыку, а малыши с удовольствием  им подражают, прыгают, бегают, получают массу положительных эмоций. Спорт входит в жизнь детей с синдромом Дауна буквально с молоком матери. Годовалые младенцы колесят на велосипедах за спиной у родителей, малыши объединяются в футбольные команды… А сколько наград завоевали англичане с синдромом Дауна на разных чемпионатах и олимпиадах! Раннее приобщение к спорту дает свои плоды – например, Флоренс,  племянница нашего учредителя Джереми Барнса, завоевала столько медалей и наград в плавании, что этому мог бы позавидовать любой профессиональный спортсмен. 

Читайте также:  Синдром каннера у детей симптомы

С детьми с синдромом дауна в великобритании

Терпение и доброжелательность

В Англии практически отсутствуют длинные нравоучения: что можно делать, чего нельзя и как правильно. Ребенок учится познавать жизнь на собственных ошибках. Ведь с самого рождения на малыша смотрят как на самостоятельную личность, которая сама должна учиться делать правильный выбор. Английские мамы в массе своей очень терпеливы. Они могут много раз подряд с улыбкой повторить своему ребенку: «Это нельзя делать, потому что…», – и непослушание малыша не вызовет у них раздражения. За любое правильное решение или поступок ребенок всегда получает похвалу, что поднимает его уровень самооценки как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Малышей с синдромом Дауна хвалят много и по разным поводам. В таком подходе англичане видят ключ к воспитанию уверенной в себе личности, готовой преодолевать сложные жизненные ситуации. Дети с синдромом Дауна, с которыми мы встречались в Англии, выглядят самодостаточными, доброжелательными, контактными, уверенными в себе. 

Уважение к личности, раннее всестороннее развитие, спорт и закалка – вот основные постулаты традиционного английского воспитания, которое дает такие хорошие плоды. Несомненно, многое из того, что мы увидели в Англии, можно взять на вооружение как педагогам, так и родителям.

Источник

С детьми с синдромом дауна в великобританииНедавно в посольстве Великобритании прошла презентация книги,
выпущенной благотворительным фондом «Даунсайд Ап» «Ребенок с синдромом
Дауна. Первые годы. Новое руководство для родителей». Книга не будет продаваться в магазинах, она бесплатно попадет
в руки тем, кто в ней нуждается – родителям детей с таким диагнозом.

У
книги маленький тираж, потому что это руководство пока необходимо не
такому уж большому количеству родителей. Надеемся, что пока.

В плену предрассудков

В России каждый год рождается примерно 2 тысячи детей с синдромом
Дауна. 85% родителей отказываются от таких малышей сразу после их
рождения. Младенцев помещают в специализированные заведения, где
половина из «отказников» умирает, не дожив до года.

Трудно винить в этом одних только несчастных родителей детей с
ограниченными возможностями. Все наше общество так относится к
«нестандартным» людям. Когда врачи в роддоме понимают, что у
новорожденного синдром Дауна, они тут же предлагают роженице написать
отказ от ребенка. Хотя в развитых странах в таких случаях маму прежде
всего снабжают специальной литературой, чтобы она могла понять, что за
генетический дефект обнаружен у ее малыша и к каким особенностям
развития он приведет.

У нас семьи, где растут дети с ограниченными возможностями,
практически не получают никакой социальной поддержки. В других странах
ребятишки с синдромом Дауна, вырастая в семье, обучаются себя
обслуживать, ходят в обычные школы, занимаются, как и все дети,
спортом, музыкой, иностранными языками, получают специальности и,
повзрослев, устраиваются на работу. У нас же они в большинстве своем
находятся в специализированных учреждениях, откуда уже никогда не
выходят.

Спасибо Флоренс

«Даунсайд Ап» – это российский благотворительный фонд, основанный
несколькими британцами. Среди попечителей фонда – генетик, академик и
вице-президент РАМН Н.П. Бочков. Одна из учредительниц фонда – Вероник
Гарретт. Ее дочка Флоренс родилась с синдромом Дауна. Конечно, для
семьи это был шок, однако все понимали, что у девочки есть будущее и ее
развитие во многом зависит от усилий семьи и специалистов.

Работавший в это время в Москве дядя девочки Джереми Барнс был
потрясен, когда узнал, что в России большинство семей бросают своих
детей с синдромом Дауна из-за отсутствия помощи со стороны общества и
государства. В 1996 году мама Флоренс и ее дядя учредили фонд «Даунсайд
Ап», чтобы изменить жизнь российских «даунят» к лучшему.

За это время было сделано много: фонд ежегодно оказывает поддержку
около тысячи детей. Благодаря работе фонда с роддомами и больницами в
Москве уменьшилось количество отказов от новорожденных с синдромом
Дауна с 95% в 1997 году до 60% в настоящее время. Ежегодно 60
московских семей, где есть маленькие «даунята», получают консультацию
специалистов на дому, а около 160 семей каждый месяц приходят с детьми
на индивидуальные занятия по развитию речи и движения в фонд. До 60 семей приезжают в фонд каждый
месяц из других городов на педагогические и медицинские консультации.
За 10 лет фонд издал и бесплатно распространил 21 тысячу книг, брошюр и
наглядных пособий, провел 4 международные конференции и свыше 100
семинаров для 5 тысяч специалистов.

Если вам нужна поддержка фонда или вы, наоборот, сами хотите ему помочь, зайдите на его сайт: www.downsideup.org

Список заблуждений

Мы мало что знаем об этом генетическом сбое и не представляем себе возможностей людей с синдромом Дауна. Мы думаем, что:

Синдром Дауна – это болезнь…

На самом деле – это генетическое состояние, которое определяется
наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя 47-я
хромосома становится причиной того, что ребенок будет развиваться
медленнее, чем его ровесники.

Люди с синдромом Дауна не способны к обучению…

На самом деле – этот миф сложился после исследований, которые
проводились в специализированных учреждениях. Но там любой ребенок не
может развиваться эффективно, потому что он лишен родительской любви –
основного стимула развития малыша. В семье «бесперспективный» малыш в
годик сам садится, в два – начинает ходить, к двум с половиной – ест
ложкой и произносит первые слова, в четыре – учится помогать по дому,
готов пойти в детский сад…

Ребенок с синдромом Дауна – результат асоциального поведения родителей…

На самом деле – по статистике, один ребенок из 700 новорожденных
появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в
разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит
от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, стиля
питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики
и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют
нормальный набор хромосом.

Люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества…

На самом деле – такие люди на редкость ласковы и миролюбивы. Их еще
называют «солнечными детьми». Они никогда не были замечены в совершении
каких-либо преступлений.

Людей с синдромом Дауна в России меньше, чем в Европе…

На самом деле – в Европе люди с синдромом Дауна живут в семьях, и
общество относится к ним, как к равноправным членам. В России
большинство таких младенцев попадает в специализированные учреждения.
Так создается впечатление, что в России людей с особенностями развития
почти нет.

С моей семьей этого не случится…

На самом деле – такой ребенок может родиться в любой семье, это генетическая случайность.

Ребенку с синдромом Дауна лучше жить под наблюдением врачей…

На самом деле – есть даже специальный термин, описывающий то, что
происходит с ребенком, который живет в больнице, специнтернате –
синдром госпитализма. Это нарушение психического развития, вызванного
тем, что младенец отделен от матери. Госпитализм тормозит
интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие любого малыша,
есть у него синдром Дауна или его нет.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе лекарства

Маленький пример

Во время презентации книги гостям показали документальный фильм о
«даунятах», растущих в семье. Запомнились кадры: подросток с синдромом
Дауна, который мечтал стать гимнастом и стал им, показывает своим
ровесникам, обычным ребятам, как он может растянуться в шпагате, как
высоко поднять ногу, как сделать «уголок»… Они пробуют за ним
повторить, и… у них не получается. Все смеются. Оказывается, мало быть
только здоровым, чтобы уметь что-то делать лучше, чем другие.

Наша справка

Организации, которые оказывают поддержку детям с синдромом Дауна и их семьям

Таких организаций несколько десятков, мы называем только некоторые из них:

  • ГУ Медико-генетический центр РАМН, поликлиническое отделение – (495) 324-87-72, 324-18-65, 324-31-57.
  • Санкт-Петербургская с – (812) 291-09-26.
  • Реабилитационный
    центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями –
    г. Клин, Московская обл., (49624) 2-15-33, 2-82-51.
  • Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – г. Йошкар-Ола, (8362) 42-36-17.
  • МУ «Фонд социальной поддержки населения г. Обнинска» – (48439) 5-20-07, 5-21-12.
  • Благотворительное общество родителей детей-инвалидов «Центр лечебной педагогики» – г. Уфа, (34472) 770-379, 312-345.
  • МУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» – г. Казань, (843) 541-69-62.
  • Дагестанская региональная общественная организация «Центр лечебной педагогики» – г. Махачкала, (8722) 68-14-10.
  • Калининградский областной центр диагностики и консультирования – (4012) 27-22-91.
  • МОО «Красноярский центр лечебной педагогики» – (3912) 58-43-13.
  • Воронежский
    региональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными
    возможностями «Парус надежды» – (4732) 55-09-55, 55-14-90, 55-48-38.
  • ОРООИ «Даун Синдром Омск» – (3812) 72-27-96.
  • Организация поддержки людей-инвалидов с синдромом Дауна и их семей «Солнечные дети» – г. Екатеринбург, 8-904-17-78-558.
  • Самарская региональная общественная организация инвалидов «Общество Даун Синдром» – (8462) 26-96-37.

Источник: aif.ru

Источник

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна

Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т. е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка — то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, — развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей — это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель.

В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития — и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в «беседу», когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами «референтно» — после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding — строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Читайте также:  Дина рубина синдром петрушки отзывы о книге

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Второй год жизни

Развитие речи

Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка.

Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. «Средняя» группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), «быстрая» группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и «медленная» группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи — непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать.

Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества «совместных действий», который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них — потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это — уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест «мышка», хотя было произнесено слово «мишка» (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат.

Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова «мышка», «мишка», «миска» могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в «средней» группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в «медленной» группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в «быстрой» группе, их прогресс всё равно проходил в рамках «нормального» развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Источник