Ручной труд для детей с синдромом дауна

Ручной труд для детей с синдромом дауна thumbnail

Доклад

«Формирование трудовых навыков

  у детей с  синдромом Дауна»

Формирование трудовых навыков  у

детей с синдромом Дауна.

Привитие трудовых навыков в младшем возрасте является одной из важнейших сторон воспитания.

Трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной трудовой деятельности.

В детском доме основные виды труда – это труд детей по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой труд, чтобы став взрослыми, они могли бы самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные трудовые операции. Для аномальных детей труд является основным способом их адаптации к жизни.

Труд по самообслуживанию  и хозяйственно-бытовой труд имеют большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребенка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение прилагать усилия для достижения результатов.

Поскольку формирование навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у детей с синдромом Дауна  идет чрезвычайно трудно,  а сами навыки отличаются нестойкостью, то сначала необходимо ограничиваться обучением самым элементарным навыкам, связанных с приемом пищи, личной гигиеной, процессом одевания, раздевания.

Формирование каждого навыка сопряжено для ребенка с включением в определенную жизненную ситуацию и овладением речевыми и предметными стимулами. В связи с этим обучение навыкам самообслуживания и хозяйственно-бытового труда должно быть тесно связано с развитием речи и развитием движений.

Воспитатель должен постепенно проговаривать действия, которые он выполняет вместе с ребенком называть используемые предметы, указывать на сделанные ошибки, отмечать даже самые незначительные достижения, а также стимулировать речь ребенка. В процессе овладения трудовыми навыками ребенок учится соотносить слова и предметы окружающей его обстановки, слова и действия, учится понимать речь взрослого, знакомится с некоторыми свойствами предметов. Кроме того у детей развивается моторика, улучшается координация движений.

Если ребенок научится выполнять какое-либо действие при минимальной помощи взрослого, то необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно, побуждая жестами и спокойной речью. Воспитатель в этом случае лишь контролирует действие ребенка, отмечает его успехи, указывая на ошибки, а при необходимости помогая ему.

Я отдельно остановлюсь на процессе одевания и раздевания. Как помочь малышам усвоить правила, связанные с одеванием и раздеванием, одеваться и раздеваться последовательно, самостоятельно, складывать вещи аккуратно.

Дети обычно снимают с себя одежду, когда ложатся спать. Воспитатель проверяет одежду, расположена ли она в соответствии с установленными правилами: вывернуты ли рукава, нет ли вещей наизнанку, на всех ли колготах есть метки, указывающие переднюю сторону, и сам же устраняет недостатки, складывая вещи. После сна воспитатель обращает внимание детей, как сложена одежда, и говорит, что когда следующий раз будете снимать одежду, то обязательно надо сложить так. И каждый раз, снимая одежду, воспитателю надо напоминать о последовательности действий. Если рядом одевается, раздевается малыш, овладевший некоторыми навыками, это ситуация получит подкрепление – воспитатель опирается на пример умеющего, как на образец, и одновременно обращает его внимание на затруднения ребенка, у которого еще не все получается. Некоторые дети даже помогают другим детям. Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во всех мелочах. С этой целью полезно провести игру – одеть и раздеть куклу, чтобы дети запомнили, в какой последовательности это делается.

Важно не допустить сутолоки, торопливости, особенно в зимнее время, когда одежды много и процесс одевания, раздевания усложняется.

Надо обязательно отмечать красивый шарф, куртку, шапочку. Это создаст обстановку доброжелательности.

Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке, стирка белья для кукол, носовых платков, уборка групповой комнаты, протирание пыли с мебели, заправка постели, уход за внешним видом, подготовка к завтраку, обеду, ужину или занятиям – это содержание хозяйственно-бытового труда.

Начиная работу, воспитатель прежде всего должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умение выполнять какие-либо действия, и тогда можно будет больше уделить внимания обучению детей недостающим умениям.

Ведущей формой организации хозяйственно-бытового труда являются поручения. Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания.

 Участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действие ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для аномальных детей.

Сформированные элементарные навыки позволяют чаще вовлекать детей в труд, опираться на самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручения.

Основной целью было – формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда.

         Дети научились самостоятельно кушать, под контролем воспитателя засучивать рукава, умываться с мылом, вытираться полотенцем, убирать мыло и полотенце, зная свою полочку, в санитарный уголок, чистить зубы, последовательно складывать свою одежду.

Перед сном снимают обувь, меняя ее на тапочки, утром переодеваются, зная свою полочку в обувном шкафу. 5 человек из 13-ти умеют завязывать шнурки, фартуки, мыть игрушки, протирать парты, убирать рабочее место после занятий.

Следующим этапом моей работы является – научить всех детей группы самостоятельно  одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться  накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.

Источник

Дети с синдромом Дауна первой младшей группы

Воспитатель специализированного Дома ребенка Русинова Алена Викторовна

Тема «К бабушке в гости»

 Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию.

Задача: 1.Ознакомить детей с красками, подводить к пониманию того, что ладошками

                могут изобразить животных-птиц.

             2.Поддерживать у детей попытки сравнивать изображения с объемной игрушкой

                гусь, узнавать и называть его.

             3.Развивать у детей интерес к рисованию и вырабатывать усидчивость

                восприятия, внимания, память.

             4.Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения,

                воспитывать у детей интерес к природе.

             5.Создать благоприятную обстановку для детей во время рисования.

Предварительная  1.Умение правильно держать палочку, правильная техника

работа:                     рисования горизонтальных и вертикальных линий.

                              2.Упражнения на м/моторику, разрабатывать кисть руки,

Читайте также:  Мышечная дрожь при гипогликемическом синдроме развивается в результате

                                 массаж ладошек.

                              3.Знакомство с домашними птицами-гусями. Дать детям

                                 понять, что изображение ладошками на листе бумаги

                                 похоже на гуся.

Оборудование: Широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого

                         цвета, бумага цветная зеленого тона, ватные палочки, красная гуашь,

                         вода в миске для ополаскивания рук, салфетки, фартуки, клеенка,

                         объемная игрушка: гуси-белый и серый, бабушка, подносы, манка,

                         прищепка, книжки-малышки, спокойная музыка, фото-снимок гусей.

Пед. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке.

        По тропинке мы пойдем, прямо к бабушке придем.

        Ножки поднимаем, весело шагаем. Вот и пришли,

        Поздароваемся с бабушкой, здравствуй бабушка! (подаем правую руку)

        Ребятки, а бабушка жила не одна. ( показ гусей)

Худ.слово: «Жили у бабуси

                     Два веселых гуся-

                     Один серый,

                     Другой белый,

                     Два веселых гуся»

Пед. Ребята, красивые гуси? (да)

        Поближе познакомимся с гусями, покажите,

        Где у гуся глазки? Где клюв? Где шея длинная?

        Где крылья? Где лапки красные? Как гусь кричит?

Худ.слово: «Вытянули шеи,

                    У кого длиннее,-

                    Один серый,

                    Другой белый,

                    У кого длиннее»

                  «Мыли гуси лапки

                   В луже у канавки-

                   Один серый,

                   Другой белый,

                   Спрятались в канавке»

                 «Вот кричит бабуся:

                   Ой, пропали гуси-

                   Один серый,

                   Другой белый,

                   Гуси мои гуси!»

Пед. Ребята, поможем бабушке найти гусей? (да)

        Как мы найдем гусей? Мы нарисуем бабушке гусей.

        Пойдемте к столу, оденем фартуки, присаживайтесь, но

        вначале разомнем наша пальчики. (мел. Моторика)

Худ.слово: «Ладошки вниз, ладошки вверх,

                     На бочок и в кулачок, постучали,

                     Повертели, покрутили, положили и

                     Погладили, погладили, придавили

                     Каждый пальчик, молодцы!»

Худ.слово: «Ой, вот проснулся, встал гусенок,

                     Пальцы щиплет он спросонок,

                     Дай, хозяйка, корма мне

                     Раньше, чем моей родне!»

Пед. Вот, сколько, много крупы дали гусенку (выставляется крупа на подносе).

        Ребята, покажите правую ручку, вытяните все пальчики вместе, пальцы д/б

        плотно прижаты друг другу, большой палец вытянуть вверх. Ладошка походит

        на гуся. Сейчас мы это проверим, положим ладошку на манку (пед. Показывает)

       А, теперь вы все сделайте отпечаток ладошки, молодцы!

Пед. Ребята, сейчас мы будем точно так же изображать гуся на листе бумаги.

        Посмотрите внимательно (пед.показывает на мальберте)

        Для того чтобы изобразить гуся, нужно опустить правую ладонь в мисочку с

        белой гуашью и сделать отпечаток на листе зеленой бумаги. А, сейчас каждый

        нарисует своего гуся на своем листе бумаги (работы вывешиваются на доску).

Пед. Пока ваши работы будут подсыхать, мы пойдем с вами поиграем.

Худ.слово: «Вышли гуси погулять

                    Свежей травки пощипать.

                    Гуси, гуси, га-га-га!

                    Хорошо вам? Да-да-да!

                    Ну, летите веселей

                    На лужочек поскорей.

                    Гуси важно зашагали,

                    Травку быстро пощипали

                    Лапочки почистили,

                    Перышки стряхнули.

                    Гуси, гуси, га-га-га

                    Хорошо вам? Да-да-да!

                    Ну, летите все домой,

Читайте также:  Эссенциале форте н синдром жильбера

                    Отправляйтесь на покой»

Пед. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на фотографию. У гуся есть красные лапки

        и клювик. Поэтому мы будем клювик и лапки рисовать красным цветом, палочками.

        (выдаются палочки). Клювик будем рисовать, вот так (показ в воздухе) горизонтальн.

        линия, теперь на подносе, слева на право, дорисуем на своих рисунках клювик.

        Лапки рисуем сверху вниз, вот так, покажите в воздухе, а сейчас на подносе и на

        своих работах, молодцы! Ребятки, какие красивые у вас гуси получились, вот

        бабушка обрадуется! Нашлись гуси, пойдемте к бабушке.

Худ.слово: «Выходили гуси

                    Кланялись бабусе

                    Один серый

                    Другой белый,

                    Кланялись бабусе»

Пед. Вот, спасибо, вам ребятки, нашли моих гусей, за это я вам дарю

         книжки-малышки, бегите в группу и читайте скорее, пока, пока.

Источник

Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием в умственном развитии. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они поняли, что эти дети могут так же как и другие, учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.

Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди обычно развитых сверстников, такой ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.

Уже известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов и педагогов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.

Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Во всем мире людей с синдромом Дауна называют » солнечными» — настолько они дружелюбны, открыты, добры и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И как все дети, они любят шалить, играть, читать, танцевать, узнавать что-то новое.

Но жить, учиться и проявлять свои таланты, развиваться дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания — как со стороны семьи, так и всего общества.

Большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и жизни в семье показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.

Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус — это хорошая основа для воспитательной работы. Такой ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.

Детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений, они различают цвета. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

Существует большое количество методик, которые позволяют эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна взрослым необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Но надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные предметы, звуки, слова и т. д.

Дети с синдромом Дауна не умеют самостоятельно рассматривать, вглядываться. Для них характерны трудности восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Такие дети часто не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы столовую, туалет или свой класс. Могут ошибаться при определении времени на часах, дней недели, времен года.

Эти дети часто болеют. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у таких детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать, а, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Читайте также:  Синдром мышцы натягивающей широкую фасцию бедра

Из всего вышесказанного, можно определить особенности речи детей с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

— дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

— в возрасте 11-13лет у этих детей может возникнуть заикание;

-слабое развитие фонематического слуха, медленный темп усвоения речи окружающих;

— замедленный темп артикуляции;

— дизартрия.

Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.

Все это определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна это их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

— развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

— воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения (Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Больше необходимо уделить внешним формам поведения);

— трудовое обучение (Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда);

— сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем.

I направление. Формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа — глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов:

1. Идентификация предметов по признаку цвета.

2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.

3.Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.

4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.

5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности.

7. Формирование представления о форме предмета.

II. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете:

1. Идентификация предметов в целом.

2. Идентификация предметов по форме.

3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.

4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

5. Формирование умения словесно обозначить форму предмета.

6. Обобщение разноцветных геометрических фигур.

7. Классификация по форме, без контурных эталонов.

8. Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.

9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.

III. Формирование представлений о величине:

1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.

2. Формирование представлений о длине предмета: «длинный — короткий «.

3. Формирование представлений о ширине: » широкий — узкий».

4. Формирование представлений о высоте » высокий — низкий».

IV. Формирование пространственных представлений:

1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе:

» Я — точка отсчета»

2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека

3. Ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова — находятся вверху, ноги -внизу, животик — спереди, спинка — сзади)

4. Ориентация на листе бумаги.

V. Формирование представлений о времени:

1. Формирование представления «сутки».

2. Формирование представлений о временах года.

3. Формирование временных понятий: » вчера — сегодня — завтра».

4. Формирование временных понятий: » дни недели».

VI. Формирование тактильно двигательного восприятия:

1. Ориентация в тактильных ощущениях.

2. Развитие зрительно двигательной координации.

3. Развитие стереогнозиса (это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь).

VII. Коррекция слухового восприятия — имеет первостепенное значение для развития речи:

1. Слуховое восприятие неречевых звуков.

2. Слуховое восприятие речевых звуков.

3. Развитие ритмического слуха.

VIII. Коррекция мышления.

Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в » обычную жизнь» — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.

Обделенный здоровьем и некоторыми способностями ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок — прекрасные душевные качества. Подобные дети очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

Дети с синдромом Дауна учат людей любить друг друга такими , как есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии.

Список литературы

1. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

4. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.

5. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.

Источник