Ручки ребенка с синдромом дауна

Ручки ребенка с синдромом дауна thumbnail

Глядя на драгоценное дитя, вы можете не заметить Признаки синдрома дауна у новорожденного. Педиатр часто первым подозревает проблему. Диагноз обычно рассматривается, когда у ребенка есть определенные физические признаки, черты лица и, возможно, некоторые врожденные дефекты.

Патология диагностируется путем нахождения последовательных признаков, физических характеристик, которые присутствуют совместно.

Это руководство объяснит, что необходимо для диагностики синдрома Дауна у новорожденного

Почему рождаются дети с синдромом дауна

Он встречается у людей всех рас и экономических уровней, хотя у пожилых женщин повышена вероятность рождения ребенка с синдромом дауна. Возраст матери старше 35 лет повышает риск рождения ребенка Дауна. Этот шанс постепенно увеличивается до 1 из 100 по возрасту 40 лет. В возрасте 45 лет заболеваемость становится примерно 1 в 30. Возраст матери не связан с  транслокацией.

Все 3 типа синдрома Дауна являются генетической случайностью, но только 1% всех случаев имеет наследственный компонент (передаваемый от родителей к ребенку через гены).

Наследственность не является фактором трисомии 21 (неразделение) и мозаицизма. Однако в одной трети случаев, вызванных транслокацией, имеется наследственный компонент, составляющий около 1%.

В большинстве случаев рождение ребенка с синдромом дауна пример проявления изменчивости. Однако примерно в одной трети случаев один родитель является носителем транслоцированной хромосомы, что прояснят вопрос – почему, рождаются, дети с синдромом, дауна у здоровых родителей. Генетические тесты могут определить наличие транслокации.

Диагностика

Признаки, перечисленные ниже, когда присутствуют в одиночку, не указывают на синдром дауна у новорожденного, но, если их найти вместе, покажут этот диагноз.

Младенцы с синдромом дауна оцениваются по восьми признакам:

  1. короткая шея,
  2. углы рта повернуты вниз,
  3. общая гипотония,
  4. складка на ладони,
  5. диспластическое ухо,
  6. эпикантичное сложение глаз,
  7. разрыв между первым и вторым пальцем,
  8. выступающий язык.

Проявляется синдром дауна у новорожденных в первую неделю жизни. Подсчитываются баллы. Младенец со счетом 6, 7 или 8 (имеет 6, 7 или 8 признаков) считается клинически доказанным синдромом Дауна. Оценка 0, 1 или 2, диагноз опровергает.  Имеющим оценку 3-5 показано цитогенетическое исследование крови для диагностических целей.

kariotipNa Trisomiyu

Если педиатр обеспокоен, то другой способ определить синдром дауна у новорожденных – анализ хромосом на аномалии кариотипа.

kariotip

Кариотип – это анализ крови, который исследует хромосомы человека, также их структуру. Для получения результатов теста кариотипа требуется от двух до пяти дней.

Иногда хромосомы будут перегруппированы, что называется транслокацией. Если у ребенка обнаружен транслокационный вид состояния, для его или ее родителей также должен быть проведен тест на кариотип, чтобы выяснить, являются ли они носителем транслокации.

Признаки и симптомы синдрома дауна у новорожденного

Лицевые симптомы синдрома дауна у новорожденных не являются аномальными, они не будут вызывать у ребенка какие-либо медицинские проблемы. Но если врач видит ряд этих особенностей вместе у одного ребенка, то начнет подозревать отклонения от нормы.

Эти физические особенности являются причиной того, что люди с синдромом Дауна похожи друг на друга, но имеют и семейные черты.

Глаза

Внешний угол глаза будет повернут вверх, а не вниз. Это иногда называют миндалевидными глазами. Очень похожи на форму глаз человека азиатского происхождения. Это, вероятно, будет наиболее преобладающей физической особенностью, когда ребенок вырастет.

Brushfield

Другим красивым дополнением к глазам являются пятна Brushfield, которые имеют вид белых точек, их можно увидеть близко к периферии радужной оболочки глаза (цветной части), часто описываются как звезды.

Плоский профиль

Глядя на ребенка сбоку, не будет много изгибов. Щеки, кажется, висят на лице. Это связано с плохим тонусом мышц лица и является характеристикой гипотонии, а не истинным маркером.

Язык

Родители детей, родившихся с синдромом Дауна, часто спрашивают: «Почему ребенок высунул язык?»  Язык не убирается из-за небольшого рта, большого языка или просто плохого тонуса.

признак язык«Это не мило … это синдром Дауна»

Руки, Складка на ладони

Люди скажут, что только ладонная складка – отличительная характеристика новорожденного с синдромом Дауна.

ладонная складка

Несмотря на теорию, только у 45% детей она есть. Отсутствие этой физической характеристики не означает, что ребенок не имеет его.  55%, у которых нет обезьяньей складки- результат гипотонии, поскольку рука не удерживалась в плотном кулаке, пока малыш рос в утробе матери.

Наличие складки не вызывает никаких проблем – руки будут работать нормально. Другие различия, иногда наблюдаемые у младенцев с синдромом Дауна – короткие пальцы и пятый палец или мизинец, который изгибается внутрь, клинодактильно.

Гипотония

Одним из наиболее распространенных признаков является гипотония или низкий мышечный тонус. Почти все дети с трисомией 21 имеют гипотонию, кажутся «гибкими» при рождении. Когда держите его, кажется, что проскользнет через ваши руки. Если положите малыша через руку, будет выглядеть как мокрая лапша, без возможности удерживать форму.

сандальная

Гипотония влияет на каждую мышцу от лица до лодыжек. Она обычно улучшается с течением времени, будет самой большой проблемой в первые несколько лет и станет причиной ваших частых сеансов терапии.

Особенность – широкое пространство между первым (большим) и вторым пальцем ноги, которое часто называют сандаловыми пальцами.

Сопутствующие заболевания

Важно помнить, что ни у одного младенца с синдромом Дауна не будет всех описанных здесь заболеваний. Кроме того, число физических проблем не коррелирует с интеллектуальным потенциалом. Как и все остальные дети, каждый солнечный ребенок обладает своей уникальной индивидуальностью и сильными сторонами.

Читайте также:  Как вылечить тревожно депрессивный синдром

Сердечные дефекты

Около 50 процентов солнечных детей рождаются с сердечными проблемами. Наиболее распространенным дефектом сердца  является атриовентрикулярный перегородный дефект или АВ-канал. Другие проблемы – дефекты межжелудочковой перегородки (VSD), дефекты предсердной перегородки (ASD), патентный артериальный проток (PDA).

Если обнаружены проблемы сердца, вас направят к детскому кардиологу, чтобы обсудить варианты лечения, которые часто включают коррекционную хирургию и лекарства.

Дефекты кишечника

Около 10 процентов малышей будут иметь проблемы с желудочно-кишечным трактом, такие как сужение или закупорка кишечника (двенадцатиперстной кишки), отсутствие анального отверстия (анальная атрезия), препятствие выходу желудка (пилорический стеноз) или отсутствие нервов в толстой кишке, называемое болезнью Хиршпрунга.

Большинство из этих пороков развития можно устранить хирургическим вмешательством.

Гипотиреоз

Люди с синдромом Дауна могут иметь проблемы щитовидной железы. У них может не производится достаточного количества гормона, что называется гипотиреозом. Гипотиреоз чаще всего лечится медикаментозно.

Особенности развития

У детей до 1 года, имеющих признаки синдрома дауна моторное развитие, происходит медленно; Они отстают от своих сверстников. Вместо того, чтобы ходить к 12-14 месяцам, как делают другие дети, солнечные дети обычно учатся ходить в 15 – 36 месяцев. Языковое развитие также заметно задерживается.

особенности развития даунов

Важно отметить, что заботливая и обогащающая домашняя среда, раннее вмешательство и комплексные образовательные усилия окажут положительное влияние на развитие ребенка.

Знание того, что ребенок имеет проблемы, особенности развития может быть очень трудным. Вы можете чувствовать себя ошеломленным, боязливым и одиноким. Есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы помочь себе в первые дни жизни младенца, в том числе позволить себе скорбеть и просить о помощи.

Помните, что есть люди, которые могут вам помочь.  Семья и друзья поддержат вас, так что будьте уверены, скажите им, что они могут сделать, чтобы помочь. Самое главное, быть уверенным и проводить время с ребенком.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник

1 Мая 2018

Наличие дополнительной, 47-й, хромосомы сказывается на развитии внутренних органов ребенка, его способностям к умственному и физическому развитию. Однако статистика гласит: 4 из 5 детей с этой геномной патологией обучаемы, а некоторые вполне могут добиться значительных успехов в жизни. Существует огромное количество вариаций синдрома, которые оказывают различное влияние на потенциал ребенка — иногда он и вовсе не нуждается в составлении специальных программ, а его развитие находится в рамках, применимых к возрасту.

И все же, в большинстве случаев у детей наблюдаются проблемы с речью — например, задержка между пониманием и воспроизведением слова. Также распространено медленное развитие мелкой моторики, которая уступает другим двигательным качествам в темпах их усовершенствования. Такие дети могут позже вставать на ножки — от 2-х до 4-х лет. Поэтому врачи придерживаются подхода раннего вмешательства: замечено, что чем раньше назначается физиотерапия и специальные занятия, чем раньше обследования выявляют сдерживающие факторы (например, проблемы со слухом), тем скорее идет развитие ребенка и тем меньше он отстает от сверстников.

Причины синдрома Дауна

Превышение генетического материала корреллирует с возрастом матери, отца и даже бабушки по материнской линии. Однако предугадать, родится ли ребенок здоровым или больным невозможно — его родители почти всегда оказываются здоровыми людьми, а патология обнаруживается только на этапе скрининга плода. Косвенно повлиять на развитие синдрома может:

  • зачатие в близкородственном браке;
  • наличие среди родственников человека с данной мутацией;
  • поздние роды при возрасте матери от 35 лет и отца от 40 лет;
  • наличие вредных привычек, нездоровое питание и образ жизни.

Синдром не связан с полом плода и диагностируется при помощи инвазивных и неинвазивных методик. При рождении развитие ребенка практически всегда соответствует нормальному, за исключением незначительных задержек. При этом братья и сестры с заболеванием похожи между собой, но не похожи на родителей.

Отличия с первых дней:

  • дети с заболеванием имеют уплощенное лицо и укороченный нос;
  • на укороченной шее имеется характерная складка;
  • у внутреннего уголка глаза заметен эпикантус, несвойственный детям немонголоидных рас;
  • уголки глаз имеют разную высоту, что нередко сопровождается косоглазием;
  • язык увеличен, из-за чего ребенку сложно держать рот закрытым;
  • наблюдается искривление мизинца, клинодактилия;
  • в 20% и более также диагностируется врожденный лейкоз, эпилепсия, проблемы с мочеполовой системой.

Особенности развития

В возрасте до 3 месяцев для ребенка с синдромом Дауна характерен следующий уровень развития:

  • выражает чувство голода плачем, а сытости — радостью;
  • эмоционально реагирует на внимание и появление значимых взрослых;
  • не наблюдается проблем с сосанием и глотанием молока;
  • при положении лежа на спине активно двигает ручками и ножками;
  • подъем головы не ниже 4-6 см от поверхности, время удержания головки — 8-12 секунд;
  • при положении лежа держит головку около минуты;
  • хорошо сжимает и разжимает кулачки;
  • может дотронуться пальчиками до собственного лица;
  • активно наблюдает за интересными предметами;
  • узнает голос матери и реагирует на него;
  • узнает знакомых людей и эмоционально выражает это.
Читайте также:  Синдром верхней глазничной щели это

В возрасте 4-6 месяцев:

  • делает попытки к общению с близкими, гулит и лепечет;
  • умеет смеяться;
  • демонстрирует опаску и сомнение при виде незнакомых людей;
  • активно тянет в рот ручки;
  • сидит и держит головку без особых затруднений;
  • наблюдает за интересными предметами;
  • хорошо отличает знакомых, вплоть до частых гостей, от незнакомцев;
  • следит за любимыми игрушками и другими интересующими предметами.

Старше 6 — до 10 месяцев:

  • реагирует на щекотку смехом;
  • улыбается при играх или в ответ на ласку;
  • учится говорить короткие слова из пары слогов;
  • знает, что если уронить предмет, его поднимут;
  • плачет или проявляет другие негативные эмоции, если у него отбирают игрушку;
  • умеет кушать из рук, пить из кружки, которую держит взрослый;
  • начинает самостоятельно ползать и вставать с поддержкой взрослого;
  • передает предметы одной или двумя руками;
  • проявляет любопытство к окружающему миру, познавательные попытки.

В возрасте 10-12 месяцев:

  • реагирует плачем на отчитывание или ругань;
  • понимает, что в ответ на просьбу можно отдавать предметы;
  • самостоятельно кушает;
  • обнимает родителей;
  • переворачивается со спинки на живот по собственному желанию;
  • ходит с поддержкой взрослых;
  • начинается развитие мелкой моторики в играх;
  • понимает, когда к нему обращаются.

От 13 до 15 месяцев:

  • машет ручками и хлопает в ладоши, в зависимости от ситуации;
  • может отвечать утвердительными или отрицательными движениями головы;
  • самостоятельно встает и ходит;
  • играет с мячом, конструктором, машинками, пирамидкой;
  • делает первые рисунки.

В возрасте 16-19 месяцев:

  • понимает простые поручения от взрослых и выполняет их сам или с чужой помощью;
  • отдает взрослым предметы при просьбе;
  • учится самостоятельно снимать одежду;
  • сам умывается;
  • умеет подниматься и спускаться по ступенькам с подстраховкой от взрослого.

Обращайтесь, чтобы получить индивидуальную программу Войта-терапии для Вашего малыша!

Ручки ребенка с синдромом дауна

Источник

Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

• плоское лицо;

• укороченный череп;

• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

• особый разрез глаз;

• гиперподвижность суставов;

• плоская форма затылка;

• недоразвитие средних фаланг пальцев;

• открытый рот;

• различные зубные аномалии;

• плоская переносица;

• короткий нос.

Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

• мышечная гипотония;

• катаракта;

• врожденный порок сердца;

• косоглазие;

• деформация грудной клетки;

• эписиндром;

• стеноз двенадцатиперстной кишки;

• лейкоз.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

•появление навыков запаздывает;

•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

Читайте также:  Задний шейный симпатический синдром лечится

прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.

Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Источник