Рогинская т и синдром выгорания

Рогинская т и синдром выгорания thumbnail

Психологическая наука и образование - №2 (49) / 2008 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

2 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

75 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2008. Том. 13, № 2. С. 87–95
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Пряжников Н.С.
доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия

Ожогова Е.Г.
аспирантка факультета психологии Омского государственного педагогического
университета

Аннотация

Целью предлагаемой статьи является исследование механизма и основных причин, провоцирующих профессиональные стрессы и синдром «эмоционального выгорания» в деятельности педагогов, а также выделение основных стратегий выхода из провоцирующих стрессы ситуаций.

… Сложность и недостаточная изученность «психического выгорания» не позволяет на сегодняшний день дать ясное представление о закономерностях возникновения и развития данного явления [3]. Синдром «психического выгорания» характерен для представителей «социономических» профессий, деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми. Наиболее уязвимой профессиональной группой выступают работники сферы образования (педагоги, воспитатели, преподаватели колледжей и вузов) [2, 3, 7, 9, 12].

Основываясь на анализе литературы, можно выделить три группы детерминирующих факторов «психического выгорания»:

  1. индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);
  2. организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д.);
  3. особенности профессиональной деятельности и требования профессии.

О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно. Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только психического «сгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной [9]….

  1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь.
    СПб., 1998.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  3. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  4. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3.
  5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 6.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
  7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
  8. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. Учеб. пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании. – Книга третья). Авторское издание. М., 2004.
  9. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический
    журнал. Т. 23. 2002. № 3. 
  10. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1.
  11. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к
    хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 2.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.

comments powered by

 

Источник



В статье рассматривается сущность и содержание психологического феномена «эмоциональное выгорание». Приводится результат анализа зарубежных и отечественных исследований посвящённых данной проблеме.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, профессиональная деятельность специалистов, стресс.

В современных условиях активного развития системы управления персоналом, проблема повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников, выполняющего свою деятельность в различных условиях, издавна вызывала интерес у психологов — специалистов в сфере психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Не секрет, что имеется множество видов профессиональной деятельности, специфика которых оказывает существенную психоэмоциональную нагрузку на сотрудников, и, как следствие, провоцирует у них переживание чувства эмоциональной опустошенности. Это чаще наблюдается у специалистов, деятельность которых предполагает осуществление постоянных контактов с другими людьми.

Сотрудник, находящийся в состоянии постоянного общения, воспринимает не только необходимую информацию, но и большое количество посторонних, чаще негативных, эмоций, а иногда становится своего рода мишенью для вымещения агрессии и раздражения. Последствием этого является снижение эффективности и результативности его работы, а также возникновение заболеваний психосоматического характера, но чаще может развиться эмоциональное выгорание.

Впервые описание данного явления было дано американским психоаналитиком Гербертом Дж. Фрейденбергом, который изучал особенности психического состояния здоровых сотрудников службы медицинской помощи, погруженных в эмоционально окрашенную атмосферу в ходе общении с пациентами [4]. Он дал название данному феномену «burnout» (выгорание).

Изначально понятие «выгорание» характеризовалось как состояние истощения ресурсов организма, ощущение собственной бесполезности и никчёмности.

В дальнейшем этот термин стал использоваться для изучения особенностей профессиональной деятельности специалистов где субъектами деятельности являются люди со всем разнообразием имеющихся у них проблем и трудностей. Затем выгорание стало изучаться и у военнослужащих, сотрудников специальных и спасательных служб, офисных работников, руководителей, а также представителей специальностей из «несоциальной сферы» (лётчики, инженера, программисты и т. д.).

Проведённый анализ исследований, посвящённых феномену эмоционального выгорания позволил выявить некоторую специфичность его возникновения в различных сферах: управления (Н. Е. Водопьянова, А. Ю. Серебрякова, 1997), медицинских работников (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998; Н. В. Козина, 1998), педагогов (А. А. Реан, 1994; Л. М. Митина, 1994; Т. И. Ронгинская, 2002), социальных работников (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, 1997). Вместе с тем, практически все исследователи в своих работах опираются на три основных подхода:

Читайте также:  При абстинентном синдроме при хроническом алкоголизме

− индивидуальный (экзистенциальный) — выгорание с наибольшей вероятностью появляется у высоко мотивированных специалистов социальной сферы с высоким уровнем притязаний, терпящих неудачи в достижении своих целей. Работа, являющаяся основным смыслом их жизни, вызывает разочарование, а в дальнейшем ведёт к выгоранию [8].

− межличностный (интерперсональный) — выгорание детерминировано наличием напряжённых взаимоотношений между специалистами и субъектами их деятельности. Такие взаимоотношения порой несут в себе негативно окрашенный эмоциональный заряд, который тяжким бременем падает на их плечи;

− организационный — здесь главенствующую роль играют факторы профессиональной среды как основополагающие источники выгорания. К данным факторам причисляют — большой объем профессиональных задач, монотонность и рутинность работы, узкую направленность контактов, область контактов, не высокую, а порой и отсутствующую самостоятельность в работе и т. п.

Помимо отсутствия единообразия в подходах к сущности и содержанию эмоционального выгорания, существует не менее проблемный вопрос соотношения таких категорий как «профессиональный стресс» и «выгорание». Выгорание можно представить, как одну из разновидностей рабочего стресса, возникающего на фоне коммуникативной пресыщенности и имеющего долгую продолжительность по времени. Соответственно длительность процесса лежит в основе различия между стрессом и выгоранием.

Сторонники Г. Селье соотношение между выгоранием и стрессом рассматривают не только с позиций временного фактора, но и успешности адаптации. С их точки зрения выгорание является её срывом. Кроме того, стресс может переживать любой, а выгорание будет проявляться у людей, обладающих значительным уровнем достижения [2]. Отмечается, что у людей с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем психического стресса выгорание наблюдается чаще чем с высоким уровнем устойчивости к стрессу.

В настоящее время насчитывается несколько основных моделей эмоционального выгорания:

− однофакторная (А. Пайнс и Аронсон) — определяет истощение как главную причину выгорания, а все остальное (дисгармония поведения, переживания и т. п.) его последствием;

− двухфакторная модель (Д. Дирендонк Х. Сикхма и В. Шауфели) — здесь основу составляют деперсонализация (изменённое отношение к себе либо к клиентам) и эмоциональное истощение (жалобы на самочувствие, аффективное напряжение, эмоциональное истощение) [5].

− трехфакторная (Кристина Маслач и С. Джексон) — к двухмерному конструкту в данной модели исследователи добавили понятие «редукция личных достижений». Основным компонентом выгорания в данной модели выступает эмоциональное истощение, проявляющееся в безразличии, пониженном эмоциональном фоне и т. п.

В дальнейшем Джерольд Гринберг рассматривает выгорание как многоуровневый процесс, развивающийся во времени с постепенным увеличением его выраженности [3].

В отечественной науке так же отмечается многокомпонентность и содержательная неоднозначность эмоционального выгорания, затрудняющие изучение данного феномена. Это приводит к формированию множества подходов и неоднородности понятий к сущности и содержанию данной категории.

Так, в работах Е. С. Старченкова и Н. Е. Водопьянова синдром выгорания — рассматривается как неблагоприятная реакция на профессиональные стрессы, содержащие в себе поведенческие, психологические, психофизиологические компоненты.

В. В. Бойко, в своих исследованиях относит синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ) личности к её профессиональной деформации [1]. Он характеризует выгорание, как, поэтапно возникающий в качестве психологической защиты на стресс, динамический процесс, который способствует частичному либо абсолютно полному выключению эмоций [6].

По мнению Кузьминой Ю. М., изучавшей эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы, существует необходимость подразделения основных признаков СЭВ на пять групп симптомов: физические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие, социальные [8].

Сидоров П. И., в свою очередь, предлагает симптомы эмоционального выгорания условно разделять на три группы:

− психофизиологические — чувство усталости, эмоциональное и физическое истощение, бессонница, расстройства системы пищеварения и т. д.

− социально-психологические — высокий уровень тревожности, депрессия, безразличие, пассивность, повышенная раздражительность, частые нервные срывы;

− поведенческие — безразличие к результатам профессиональной деятельности, чувство бесполезности, злоупотребление алкоголем, излишнее курение и т. п. [9].

Базовой характеристикой феномена СЭВ является включение в единую систему всех компонентов выгорания, а также специфичная комбинация их проявлений.

Несмотря на многообразие подходов к пониманию сущности и содержанию явления эмоционального выгорания подавляющее большинство исследователей приходят к пониманию того, что выгорание есть ни что иное как синдром, состоящий из комплекса специфичных симптомов, развивающийся со временем и имеющий тенденцию к постепенному и непрерывному развитию.

Это состояние эмоционального, умственного истощения и физического утомления человека, появляющегося как результат хронического стресса, возникающего в трудовой деятельности. Соответственно, при временном её прекращении уровень СЭВ уменьшается, но после возобновления исполнения профессиональных обязанностей он восстанавливается.

Процесс возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания напрямую зависит от внутренних, субъективных факторов — индивидуально-психологические особенности личности профессионала и внешних, объективных, связанных с самой деятельностью.

Литература:

  1. Агапитова Е. С. Психологические ресурсы жизнестойкости и проблема предупреждения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 7–8. — С. 235–243.
  2. Анчел В. Я. Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. М.: Изд-во Правда, 2003. С. 127–135.
  3. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Москва. Изд-во «Учитель», 2014. С. 45–56.
  4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — С.113–124.
  5. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. — № 2. — С. 96–103.
  6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Сударыня, 1999. — С. 20–24.
  7. Кузьмина Ю. М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография. — Казань: КГТУ, 2007. C. 78–90.
  8. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в образовательных профессиях // Психологический журнал. — 2014. — № 3. — С.85–95.
  9. Сидоров П. И. Синдром профессионального выгорания. — Архангельск: Изд.центр СГМУ, 2007. С. 113–126.
Читайте также:  Сын татьяны дьяченко с синдромом дауна

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, профессиональная деятельность специалистов, работа, стресс.

Источник

Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания»

1)Обоснование выбора темы: Предупреждение профессионального “выгорания” требует психологической иммунизации, то есть актуализации личностных ресурсов, которые и являются тем самым иммунитетом против “выгорания” и других проблем личности взрослого человека. Глубокая психопрофилактическая работа позволяет обучить человека психогигиеническим навыкам поведения, умению самостоятельно выстраивать вектор собственной жизни.

2) Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

3)Задачи:

  1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выгорания”

  2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости , дружелюбия и доверия друг к другу.

  3. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

4) Литература:

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.

  3. Митина Л.М.Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.

  4. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.

  5. Семенова Е.М.Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.

  6. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

2. Форма организации семинара

1) Семинар проводился в виде тренинга так как это позволяло научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания, создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, а также формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

3. План и конспект хода занятия

Правила, принятые группой педагогов, участвующих в тренинге.

  1. Не опаздывать.

  2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

  3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

  4. Не отказываться от права сказать «нет», а так же от права самому решать, как себя вести. Как поступать в той или иной ситуации.

  5. По возможности, быть искренним, сообщать достоверные сведения.

  6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.

  7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.

  8. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.

  9. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

  10. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

Занятие № 1

Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Испорченный телефон”

Цель:

  • сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении;

  • способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.

Условия: все делается молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?

Характеристика человека по предъявляемой фотографии

Цель: развитие мыслительных процессов ивыработка умения слушать и слышать свою интуицию.

Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на нее и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.

Рефлексия:

Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.

Письма-пожелания

Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.

Инструкция: ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.

Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо –пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.

Овладение техникой интонирования и мимикой

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая ин формация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.

Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.

Инструкция:

А) сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.
В) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим, начальнику, начальник подчиненному, мать младенцу.

Рефлексия:

Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?

Земляничная поляна”

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.

Читайте также:  Лихорадка с почечным синдромом симптомы и лечение

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там”.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?

Пожелание по кругу”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Рефлексия:

У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше

Занятие № 3

Нестандартное приветствие”

Цель:

  • продолжить работу насплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении;

  • создание позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передает приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.

Рефлексия:

Что чувствовал участник, когда передавал или принимал приветствие соседа?

Золотой и черный стул

Цель: развитие умений открыто высказывать свое мнение и слушать мнение других участников группы о себе.

Инструкция: Ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: “Мне не приятно, когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие чувства, и мне кажется, что это могло бы быть то-то и то-то. Следует избегать определений “хорошо”, “плохо”.

Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул, на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на черный стул, то остальные по очереди говорят на “Я высказывании” то, что не приятно им в этом человеке.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения? Какие чувства испытывали, когда слушали или высказывали свое мнение?

Найди и промолчи

Цель: развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.

Инструкция: Участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается, ищущих, тем сложнее найти предмет.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство? Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.

Кошка, которая гуляет сама по себе

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавления от этого опасения.

Инструкция: Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти, как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т.д.

Рефлексия:

Что может выразить походка человека: его эмоции? Его профессию? Как реагирует на разные стили поведения походка, мимика, жесты?

Рекомендации профилактики стресса и выгорания

  1. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настроении, овладевайте навыками самовнушения “радости дня”, радости выполняемой работы.

  2. Радуйтесь любому своему достижению. “Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не одобряет сильнее, чем не успех”. Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о бывалых успехах.

  3. Не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного действия» будет истощать ваши ресурсы.

  4. Важно научиться говорить “нет” и только после этого браться за большие объемные работы.

  5. Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешеной собакой.

  6. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

 3.Резюме обсуждения темы на семинарском занятии: Участники занятия убедились, что не следует считать “выгорание” чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы. Если степень “выгорания” высока, наряду с приемами “самопомощи” целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам. В заключительной части участники тренинга ответили на ряд вопросов: что каждый из участников получили от тренинга? Оправдались ли ожидания? Как участники будут применять эти приемы тренинга в обычной жизни. Все учителя принимали активное участие в обсуждении тренинга, что позволило членам группы сконцентрироваться на том, что они почувствовали и узнали во время занятия. Кроме того, участники отметили, что каждый из них приобрел новый опыт.

Источник