Рекомендации по профилактики синдрома эмоционального выгорания
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.
Психологическое самочувствие коллектива оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния коллектива снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного коллектива.
Профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.
Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:
- Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.
- Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.
- Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений синдрома эмоционального выгорания – ощущение бессмысленности работы.
- Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
- Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя.
- Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.
- Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры с учетом особенностей психологической совместимости.
- Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития.
- Оказывать помощь молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.
- Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) графики работы, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.
- Особое значение имеет предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.
- При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития синдрома эмоционального выгорания у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным.
Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
- Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритетны и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.
- Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков – это повышение степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
- Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы – это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством. Которые позволяют расслабиться и отвлечься.
- Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.
- Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению синдрома эмоционального выгорания.
- Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе, вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.
- Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 часов в сутки.
А также в целях противостояния выгоранию предложены рекомендации названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
- Привычки правильного питания, что подразумевают:
— регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
— включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;
— ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
— очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
- Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
- Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
- Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
- Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
- Делать перерывы в работе и активно отдыхать. Устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или сотрудников.
- Сказать «нет» вредным привычкам.
- Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
- «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
- Общаться с домашним любимцем.
- Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
- Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.
Можно предложить ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
— определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
— используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
— овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей);
— займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
— уходите от ненужной конкуренции;
— старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
— учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
— проще относитесь к конфликтам на работе;
— не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Итак, «синдром профессионального выгорания» — процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика эмоционального выгорания, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников.
Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное – предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».
Источник
Болдырева Е.В. «Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания «Счастье внутри нас»»
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Выгорание—это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.
Рекомендации по профилактике
синдрома эмоционального выгорания:
1. Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах -плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
2. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
3. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении
4. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
5. Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
6. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.
- “Свободное время педагога -это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А.Сухомлинский).
11. Формула выживаемости профессора В.М.Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
12. Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, — говорил К.Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
13. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
14. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
15. Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вышивайте, конструируйте и т. п.
16. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки — в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь: )
17. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;· мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.
18. Музыка является одним из компонентов улучшения настроения
Рекомендуются следующие музыкальные произведения:
—при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
—при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта
—при выраженной раздражимости, гневе — «Сентементальный вальс» Чайковского;
—при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
—расслабляющее действие— “Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
—тонизирующее воздействие— “Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
Источник
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Все чаще специалисты говорят о таком явлении как, эмоциональное и профессиональное выгорание.
Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов.
Физиологические симптомы:
— чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
— ощущение эмоционального и физического истощения;
— частые беспричинные головные боли;
— постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
— полная или частичная бессонница;
— резкая потеря или резкое увеличение веса;
— заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.
Социально-психологические симптомы:
— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
— частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».
Поведенческие симптомы:
— ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
— постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
— чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
— дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
9 профилактических правил для всех и каждого
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.
5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.
Составитель: Тисличенко Татьяна Александровна
педагог-психолог
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Амурская область, город Зея, улица Ленина, д.161;
676246;
e-mail: shkola1zeya@rambler.ru
тел. (41658) 2-46-64, 2-49-24, 2-15-02
www.school1zeya.ru
2015
Источник