Регистр синдромы в психиатрии это

Выбрать главу

Нельзя не упомянуть и о влиянии культуры, моды на поведение больного человека. Микроинфарктом пациенты нередко эпатируют, сифилис же тщательно скрывают от окружающих.

Коротко подытоживаем сказанное. Синдром состоит из трех структурных элементов:

1. Выпадение функции.

2. Деятельность сохранных структур в условиях депривации.

3. Личностная реакция на факт депривации и ломку динамического стереотипа.

Следующей нашей задачей, по-видимому, будет классификация психопатологических синдромов. В своей практике мы отказались от традиционной классификации по сферам психической деятельности. Как нам кажется, предлагаемая дидактическая схема будет ближе практическому врачу. Большинство психических заболеваний, в частности психозов, приводит к остановке онтогенетического развития личности, а затем и к специфичной дефицитарности. Последнюю в свою очередь можно разделить на два типа, в связи с чем мы выделяем два сквозных синдрома, которые сопровождаются вполне определенными этапными и преходящими синдромами. Именно по этой схеме мы попытаемся дать классификацию синдромов.

Сквозные или осевые синдромы. В нашем понимании термина сквозного синдрома — это постоянно, обязательно присутствующие признаки той или иной степени выраженности в данной нозологической единице. Для эндогенно-функциональных психозов — это будет снижение уровня личности по дисфреническому типу или по эндогенно-функциональному типу; для органических поражений — психоорганический синдром или снижение уровня личности по экзогенно-органическому типу. Эти сквозные синдромы, собственно определяющие для диагностики, характеризуют тип заболевания. К преходящим синдромам относят два типа расстройств.

Этапные синдромы — это такие синдромы, которые закономерно возникают на определенной стадии заболевания, и как правило, проторяют путь следующему этапному синдрому, что можно с той или иной степенью вероятности прогнозировать. В рамках этапных синдромов, как в увеличительном стекле видны возможные, будущие утраты личности.

Транзиторные синдромы — другой вариант преходящих расстройств. Они могут быть кратковременными или длительными, но в отличие от этапных не проторяют путь следующему, проходят без последствий и не утяжеляют осевой синдром. К ним можно отнести кратковременные дисфории, депрессии, мании и т. д.

Церебрально-органический регистр

Снижение уровня личности по экзогенно-органическому типу

Прежде, чем говорить о психоорганическом синдроме или снижении уровня личности, необходимо хотя бы вкратце остановиться на понятиях сквозной синдром и личность.

Так как психоорганический синдром является сквозным, то необходимо расшифровать это понятие. Термин «сквозной синдром» ввел С. А. Суханов, но понимал под ним нечто иное, чем мы сейчас: он называл сквозными унаследованные характерологические особенности: злобность, демонстративность, тревожную мнительность. В настоящее время понятие значительно трансформировалось и предполагает постоянные, обязательно присутствующие признаки той или иной степени выраженности в данной нозологической единице. Для органических поражений мозга — это признаки психоорганического синдрома, прослеживаемые от начала заболевания до финала. Сквозной синдром характеризует прогредиентность процесса, приводящего ко все большей дефицитарности личности. Естественно, не все признаки возникают сразу, различна и степень их выраженности на разных этапах заболевания, более того, какие-то симптомы могут исчезать или трансформироваться при остановке течения органического заболевания мозга.

Источник

Ýòàïíûå ñèíäðîìû ïðè ýíäîãåííî — ôóíêöèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ

 êà÷åñòâå ìîäåëè ýòàïíûõ ñèíäðîìîâ ïðè øèçîôðåíèè ìîæíî ïðèíÿòü ñèíäðîìîêèíåç â ðàìêàõ õðîíè÷åñêîãî áðåäà Ìàíüÿíà. Ýòî íåâðîçîïîäîáíûé, ïàðàíîèäíûé, ïàðàôðåííûé è êàòàòîíè÷åñêèé ýòàïû. Êàê âèäèì, ìû âñëåä çà À. Â. Ñíåæíåâñêèì ðàñïîëîæèëè ñèíäðîìû ïî ñòåïåíè òÿæåñòè, íî â îòëè÷èå îò íåãî ñ÷èòàåì èõ äîñòàòî÷íî ñïåöèôè÷íûìè èìåííî äëÿ øèçîôðåíèè.

 îñíîâå ýòàïíûõ ýíäîãåííûõ ñèíäðîìîâ ëåæàò äåïåðñîíàëèçàöèè (ïñèõè÷åñêèå àâòîìàòèçìû).  èõ ðàìêàõ, åñòåñòâåííî, â ïðåóâåëè÷åííîì âèäå, ìû îáíàðóæèâàåì ïðèçíàêè äèñôðåíèè. Íà íåâðîòè÷åñêîì ýòàïå ïðèçíàêè äèñôðåíèè åäâà ïðîñëåæèâàþòñÿ, íà êàòàòîíè÷åñêîì — îíè äåìîíñòðèðóþò ñâîé àïîôåîç.

Ïðèñòóïèì ê îïèñàíèþ íåâðîçîïîäîáíîãî ýòàïà, ñèíäðîìû êîòîðîãî íóæíî îòëè÷àòü îò ñîáñòâåííî íåâðîòè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ. Ïåðå÷èñëèì íåâðîòè÷åñêèå ñèíäðîìû: àñòåíè÷åñêèé, èñòåðè÷åñêèé, îáñåñèâíûé, àíêñ ñèíäðîì. Àíêñ ñèíäðîì — ýòî íè ÷òî èíîå, êàê èñòåðèÿ ñòðàõà. Ìû íå óïîìÿíóëè îá èïîõîíäðè÷åñêîì ñèíäðîìå, íî ýòî è ïîíÿòíî, òàê êàê ñ÷èòàåì, ÷òî îí íåïðåìåííî ïðèñóòñòâóåò ïðè àñòåíèè, èñòåðèè, íàâÿç÷èâîñòè, ñâåðõöåííîñòè è áðåäå. Ìû òàêæå íå ãîâîðèì î äåïðåññèè íåâðîòè÷åñêîé, îíà ñîïðîâîæäàåò ïîäàâëÿþùóþ ÷àñòü íåâðîòè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, è åå ñàìîñòîÿòåëüíîñòü âåñüìà ñîìíèòåëüíà. Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè îòíîñÿò ê íåâðîòè÷åñêîìó ðåãèñòðó òàêæå è ïàðàíîéÿëüíûé ñèíäðîì. Åñëè ãîâîðèòü î ñîáñòâåííî íåâðîçîïîäîáíûõ ñèíäðîìàõ, òî, ïî-âèäèìîìó, íàäî èñêëþ÷èòü è àñòåíè÷åñêèé, òàê êàê ïðè ýíäîãåííî-ôóíêöèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ ìû èìååì äåëî ñ ïñåâäîàñòåíèåé.

Читайте также:  Синдром рвоты у детей его диагностика

Íà÷íåì îïèñàíèå ñ èñòåðîôîðìíîãî ñèíäðîìà.  îòëè÷èå îò íåâðîòè÷åñêîãî ñèíäðîìà â íåì ìû âñêîðå óâèäèì, êàê äåìîíñòðàòèâíîñòü ïåðåðàñòàåò â ìàíåðíîñòü, à òà, â ñâîþ î÷åðåäü, â âû÷óðíîñòü. Ìû íå îáíàðóæèì â ñòðóêòóðå ñèíäðîìà è ãðóáûõ ýïèòèìíûõ òåíäåíöèé (óñëîâíîé âûãîäíîñòè), à, åñëè è áóäåò íàìåê íà íèõ, òî â âèäå ïðèñóùåé êàæäîìó ÷åëîâåêó ðîëåâîé ôóíêöèè. Ó áîëüíîãî íåðåäêî îòñóòñòâóþò âûðàæåííûå ýãîèñòè÷åñêèå òåíäåíöèè, ñâîéñòâåííûå, êàê ïðàâèëî, ïàöèåíòàì ñ èñòåðè÷åñêèì íåâðîçîì. Íî ãëàâíûì îòëè÷èåì áóäóò ÷àñòî ñêðûòûå çà äðàìàòè÷åñêèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñåíåñòîïàòèè. Ïåðâîíà÷àëüíàÿ æàëîáà: «Ãîëîâà ðàçðûâàåòñÿ íà òûñÿ÷è êóñî÷êîâ», — ïðè ïîäðîáíîì ðàññïðîñå âèäîèçìåíÿåòñÿ. Âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî ãîëîâà íå áîëèò, à ïàöèåíò îùóùàåò, êàê åå «ðàñïèðàåò», âíóòðè ÷òî-òî øåâåëèòñÿ, ïåðåëèâàåòñÿ è ò. ä. Òàêèì îáðàçîì, ñîìàòè÷åñêàÿ äåïåðñîíàëèçàöèÿ (ñåíåñòîïàòèè èëè ñåíåñòîïàòè÷åñêèå àâòîìàòèçìû) îêàçûâàåòñÿ îïðåäåëÿþùåé â èñòåðîôîðìíîì ñèíäðîìå, à îñòàëüíûå ïðèçíàêè ÿâëÿþòñÿ ïðîÿâëåíèåì âòîðîãî èëè äàæå òðåòüåãî ñòðóêòóðíîãî ýëåìåíòà. Îáû÷íî ê èñòåðîôîðìíîìó ñèíäðîìó ïðèñîåäèíÿåòñÿ àòèïè÷íàÿ äåïðåññèÿ, â êîòîðîé èäåàòîðíàÿ è ìîòîðíàÿ çàòîðìîæåííîñòü íåðåäêî çàìåùàþòñÿ íåæåëàíèåì äâèãàòüñÿ èëè äóìàòü (ïàäåíèå ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà, «ëåíü»).

Ýòîò ñèíäðîì ìîæåò áûòü êðàòêîâðåìåííûì, ñ òåì, ÷òîáû âñêîðå ïåðåðàñòè â áîëåå òÿæåëûé — ïàðàíîèäíûé, íî ìîæåò ñîõðàíÿòñÿ òàêîâûì äîëãèå ãîäû.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå, ïî ìíåíèþ À. Ñ. Òèãàíîâà ïðàâîìåðíî ãîâîðèòü î âÿëîòåêóùåé øèçîôðåíèè ñ èñòåðîôîðìíûìè ïðîÿâëåíèÿìè.

Ñëåäóþùèì ñèíäðîìîì, êîòîðûé ìû îáñóäèì, áóäåò ýíäîãåííûé îáñåññèâíûé. È çäåñü ìû áåç îñîáîãî òðóäà îáíàðóæèì ïðèçíàêè, îòëè÷àþùèå åãî îò íåâðîòè÷åñêîãî ñèíäðîìà. Ïî ìíåíèþ À. À. Ïîðòíîãî ýíäîãåííàÿ íàâÿç÷èâîñòü âñåãäà ìîíîòåìàòè÷íà. Ïî íàøåìó ìíåíèþ, â ðàìêàõ ýòîãî ñèíäðîìà îòìå÷àåòñÿ ïîñòåïåííî íàðàñòàþùèé ïîëèìîðôèçì íàâÿç÷èâîñòåé. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ýíäîãåííûå áîëüíûå èëè áûñòðî ñâûêàþòñÿ ñ ñèìïòîìàòèêîé, ïåðåñòàþò ñ íåé àêòèâíî áîðîòüñÿ, ëèáî ýòà áîðüáà ïðèîáðåòàåò îñîáûé, ÷àñòî íåëåïûé õàðàêòåð. Òàê îäèí íàø áîëüíîé, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò ìûñëè î âîçìîæíîé ñìåðòè ìàòåðè, îñòàíàâëèâàëñÿ, òðè ðàçà ïåðåñòóïàë ñ íîãè íà íîãó, ïîâîðà÷èâàëñÿ íà 360 ãðàäóñîâ ÷åðåç ëåâîå ïëå÷î — è òîëüêî òîãäà ïðîäîëæàë ïóòü; îí óòâåðæäàë, ÷òî ïîñëå ýòîãî ðèòóàëüíîãî äåéñòâèÿ — íåïðèÿòíàÿ ìûñëü èñ÷åçàëà. Äðóãàÿ áîëüíàÿ, èñïûòûâàÿ íàâÿç÷èâîå æåëàíèå çàðåçàòü ñûíà, ñòó÷àëà íîæîì îá íîæ èëè âèëêó, è ýòî æåëàíèå ïðîïàäàëî. Ïîÿâëåíèå ðèòóàëüíûõ äåéñòâèé, ïîðîé î÷åíü íåëåïûõ è ïðè÷óäëèâûõ, íåñîìíåííî, îòëè÷àåò ýíäîãåííóþ íàâÿç÷èâîñòü îò íåâðîòè÷åñêîé. Íî, ïîæàëóé, ñàìûì ãëàâíûì îòëè÷èåì ÿâëÿåòñÿ ïåðåðàñòàíèå íåëåïîñòè ìûñëè, æåëàíèÿ, ñòðàõà è ò. ï. â ÷óæäîñòü, èñêóññòâåííîñòü, ñäåëàííîñòü.

Êàê è â ñëó÷àå èñòåðîôîðìíîãî ñèíäðîìà, ê ýíäîãåííîé íàâÿç÷èâîñòè áûñòðî ïðèñîåäèíÿåòñÿ àòèïè÷íàÿ äåïðåññèÿ.  íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ ïðèçíàêè àòèïè÷íîé äåïðåññèè äîñòàòî÷íî âûðàçèòåëüíû, íî ñ òå÷åíèåì âðåìåíè êàê áû ìåðêíóò, çàìåùàÿñü âñå áîëåå âûðàæåííûì ñíèæåíèåì ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà è ïîëíûì áåçðàçëè÷èåì.

Ýíäîãåííûé îáñåññèâíûé ñèíäðîì ìîæåò ïðîëîíãèðîâàòüñÿ, è òîãäà ìû ãîâîðèì î âÿëîòåêóùåé ôîðìå øèçîôðåíèè ñ íàâÿç÷èâîñòÿìè, à ìîæåò î÷åíü áûñòðî ñìåíèòüñÿ ïàðàíîèäíûì ýòàïîì, è òîãäà áîëåçíü òðàíñôîðìèðóåòñÿ â ïîçäíþþ ïàðàíîèäíóþ øèçîôðåíèþ.

×òî êàñàåòñÿ àâòîìàòèçìîâ, òî îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â íàâÿç÷èâîñòÿõ-èäåàòîðíûé àâòîìàòèçì.

Ìû óæå îòìå÷àëè, ÷òî íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè îòíîñÿò ïàðàíîéÿëüíûé ñèíäðîì ê íåâðîòè÷åñêîìó ðåãèñòðó, â ñâÿçè ñ ýòèì ðàññìîòðèì åãî â ðàìêàõ íåâðîçîïîäîáíîãî ýòàïíîãî ñèíäðîìà. À. Â. Ñíåæíåâñêèé íàõîäèë, ÷òî ïàðàíîéÿëüíûé ñèíäðîì äî ïðèìèòèâíîãî ïðîñò è îãðàíè÷èâàåòñÿ íàëè÷èåì ñâåðõöåííîé èäåè è îáñòîÿòåëüíîñòüþ ìûøëåíèÿ. Ñîâñåì èíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàëñÿ À. À. Ïîðòíîâ, óâèäåâøèé â åãî ñòðóêòóðå ìàññó ïðèçíàêîâ.

Читайте также:  Синдром дисфункции височно нижнечелюстного сустава у детей

Äåéñòâèòåëüíî, îñíîâîé ïàðàíîéÿëüíîãî ñèíäðîìà ÿâëÿåòñÿ ñâåðõöåííàÿ èäåÿ — óìîçàêëþ÷åíèå áîëüíîãî, îïèðàþùååñÿ íà ðåàëüíûå ôàêòû, íî íåàäåêâàòíî öåëèêîì îõâàòûâàþùåå åãî ñîçíàíèå è, êàê íàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, îïðåäåëÿþùåå âñå åãî ïîâåäåíèå.  ðàìêàõ ýíäîãåííîé ñâåðõöåííîñòè — òàêîå óìîçàêëþ÷åíèå óæå íå ïîääàåòñÿ êîððåêöèè. Âàæíûì ïðèçíàêîì ñëåäóåò ñ÷èòàòü íåðåäêóþ ëåãêóþ ãèïîìàíèàêàëüíîñòü äàæå â ðàìêàõ èïîõîíäðè÷åñêîé ñâåðõöåííîé èäåè. Ýòîò ïðèçíàê âàæåí åùå è ïîòîìó, ÷òî âåäåò çà ñîáîé ñëåäóþùèé, à èìåííî èñ÷åçíîâåíèå îùóùåíèÿ óòîìëåíèÿ. Òîãî, êòî ñòàëêèâàëñÿ ñ ïîäîáíûìè áîëüíûìè, íåèçìåííî óäèâëÿåò èõ íåîáûêíîâåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü è íåèñòîùèìàÿ ñòåíè÷íîñòü. Òàêèå ïàöèåíòû ìàëî ñïÿò, íî âñåãäà áîäðû è äåÿòåëüíû; íàáëþäàòåëÿ ïîðàæàåò âåëèêîëåïíàÿ ïàìÿòü ïàöèåíòîâ, ïåðåõîäÿùàÿ â ðàìêàõ ñâåðõöåííîé èäåè ïî÷òè â ôîòîãðàôè÷åñêóþ. Íî ó íèõ ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ èñ÷åçàåò äèàëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, îíè íè â ÷åì è íèêîãäà íå ñîìíåâàþòñÿ; âàæíî è âåðíî ëèøü èõ ìíåíèå (óìîçàêëþ÷åíèå), âñå îñòàëüíîå ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïàöèåíòàì ëèáî ãëóïîñòüþ, ëèáî äàæå «ïðîèñêàìè âðàãîâ». Âñëåäñòâèå ýòîãî ìû íàáëþäàåì ìîíîëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå è ðå÷ü, ÷òî ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå îáñòîÿòåëüíîñòè. Íî åñëè âñëóøàòüñÿ â ðå÷åâîé ïîòîê, òî çàìåòèøü è íåëîãè÷íîñòü ïàöèåíòîâ, è ñîñêàëüçûâàíèÿ, à çà÷àñòóþ è íàñòîÿùèé ìåíòèçì. Ïîðîé âîçíèêàåò âïå÷àòëåíèå, ÷òî ó áîëüíûõ íàëè÷åñòâóåò áðåäîâàÿ äåðåàëèçàöèÿ.

Çàêîíñåðâèðîâàâøèéñÿ ïàðàíîéÿëüíûé ýòàï äåìîíñòðèðóåò íàì âÿëîòåêóùóþ ïàðàíîéÿëüíóþ øèçîôðåíèþ. Åñëè æå ðàçâèòèå ïðîöåññà íå îñòàíàâëèâàåòñÿ, òî ðàíî èëè ïîçäíî ïàðàíîéÿëüíûé ýòàï òðàíñôîðìèðóåòñÿ â ïàðàíîèäíûé. Êàê è ïðè öåðåáðàëüíî-îðãàíè÷åñêèõ ñèíäðîìàì, ïðè ýíäîãåííûõ ñèíäðîìàõ ìû íàáëþäàåì âñå òó æå äèõîòîìèþ: ëèáî íåâðîçîïîäîáíûå ñèíäðîìû ñ àòèïè÷íîé ñóáäåïðåññèåé, ëèáî íåâðîçîïîäîáíûå ñèíäðîìû ñ àòèïè÷íîé ãèïîìàíèåé.

Åñëè íà íåâðîçîïîäîáíîì ýòàïå ïñèõè÷åñêèå àâòîìàòèçìû îêàçûâàþòñÿ êàê áû çà çàíàâåñîì, òî íà ïàðàíîèäíîì — îíè âûñòóïàþò íà àâàíñöåíó ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà.  ïåðâóþ î÷åðåäü ó áîëüíûõ ïîÿâëÿåòñÿ îùóùåíèå îòêðûòîñòè ìûñëè, èõ çâó÷àíèè; èì êàæåòñÿ, ÷òî îêðóæàþùèå òîæå ñëûøàò èõ. Çâó÷àùèå ìûñëè ñòàíîâÿòñÿ âñå ãðîì÷å, îò÷åòëèâåé, à çàòåì ïðèñîåäèíÿåòñÿ ñèìïòîìû «îòíÿòèÿ» ìûñëè (êòî-òî ìûñëè îòíèìàåò) è «ñäåëàííîñòè» ìûñëåé è âîñïîìèíàíèé. Íà ýòîì ôîíå ëåãêî âîçíèêàåò áðåä âîçäåéñòâèÿ, ïðåñëåäîâàíèÿ. Ïàðàëëåëüíî ïðèñîåäèíÿþòñÿ ñåíñîðíûå àâòîìàòèçìû — ñäåëàííûå îùóùåíèÿ æàðà, õîëîäà, ïåðåêðó÷èâàíèÿ è âîîáùå íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé âî âíóòðåííèõ îðãàíàõ. Âîçìîæíî ïîÿâëåíèå ñäåëàííûõ âêóñà, çàïàõà (ïñåâäîãàëëþöèíàöèè). ×àñòî ýòîìó âèäó ïñåâäîãàëëþöèíàöèé ïðåäøåñòâóþò ñëóõîâûå, ðåæå — çðèòåëüíûå. Ïñåâäîãàëëþöèíàöèè îòëè÷àþòñÿ îò èñòèííûõ ýêñòðà êàìïèííûì âîñïðèÿòèåì, èõ íåîáû÷íîñòüþ (áåñòåëåñíîñòüþ, áåççâó÷íîñòüþ è ò. ä.). Ïñåâäîãàëëþöèíàòîðíîå âîñïðèÿòèå áîëüíûå íèêîãäà íå ïóòàþò ñ èñòèííûì, ñ ðåàëüíîñòüþ, ó íèõ ïîÿâëÿåòñÿ êàê áû äâîéíàÿ êðèòèêà: «ß-òî ñëûøó, à Âû èõ óñëûøàòü íå ìîæåòå».

Íàêîíåö, âîçìîæíî ïðèñîåäèíåíèå êèíåñòåòè÷åñêèõ àâòîìàòèçìîâ. Áîëüíîé îùóùàåò, áóäòî íå ñàì ãîâîðèò, à ÷åðåç íåãî ãîâîðÿò, íå îí äâèãàåòñÿ, à åãî ïåðåìåùàþò. Ê ïñèõè÷åñêèì àâòîìàòèçìàì ëåãêî ïðèñîåäèíÿåòñÿ áðåä âîçäåéñòâèÿ èëè ïðåñëåäîâàíèÿ. Áîëüíûå íå ïðèíàäëåæàò ñåáå, ÷óâñòâóþò ñåáÿ ìàðèîíåòêàìè èëè ïîäâåðãàþòñÿ êàêîìó ëèáî íåãàòèâíîìó äåéñòâèþ (ëó÷àìè, ãèïíîçîì, àïïàðàòàìè).

 êëèíèêå ïàðàíîèäíîãî ñèíäðîìà âîçìîæíî äâà âàðèàíòà.  îäíîì ïðåîáëàäàþò áðåäîâûå ðàññòðîéñòâà, à ïñèõè÷åñêèå àâòîìàòèçìû êàê áû âòîðè÷íû, çà çàíàâåñîì (áðåäîâîé âàðèàíò).  äðóãîì ñëó÷àå íà àâàíñöåíå èäåàòîðíûå, ñåíñîðíûå è, âîçìîæíî, êèíåñòåòè÷åñêèå àâòîìàòèçìû (ãàëëþöèíàòîðíûé âàðèàíò). Îá ýòîì â ñâîå âðåìÿ ïèñàë Â. À. Ãèëÿðîâñêèé.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïàðàíîèäíûé ñèíäðîì (ñèíäðîì Êàíäèíñêîãî-Êëåðàìáî) ñîïðîâîæäàåòñÿ íåâûðàçèòåëüíîé àòèïè÷íîé äåïðåññèåé. Íî âîçìîæåí âàðèàíò, êîãäà ìû áóäåì íàáëþäàòü àòèïè÷íóþ ãèïîìàíèþ. Ýòî ÿâëåíèå îáû÷íî îòìå÷àåòñÿ ïðè èíâåðòèðîâàííîñòè ïñèõè÷åñêèõ àâòîìàòèçìîâ: íå îêðóæàþùèå ñëûøàò áîëüíîãî, à îí ìîæåò ñëûøàòü ÷óæèå ìûñëè; íå åìó âêëàäûâàþò ìûñëè, à îí ìîæåò âêëàäûâàòü ìûñëè îêðóæàþùèì. Ïîäîáíîå æå íàáëþäàåòñÿ â ðàìêàõ ñåíñîðíûõ (ñåíåñòîïàòè÷åñêèõ) è êèíåñòåòè÷åñêèõ àâòîìàòèçìîâ. Íàäî çàìåòèòü, ÷òî èíâåðòèðîâàííûé âàðèàíò ïñèõè÷åñêèõ àâòîìàòèçìîâ, ñîïðîâîæäàåìûé àòèïè÷íîé ãèïîìàíèåé, âïëîòíóþ ïðèáëèæàåò ñîñòîÿíèå ïàöèåíòîâ ê ïàðàôðåíèè.

Читайте также:  Как развиваются дети до года с синдромам дауна

Ïàðàôðåííûé ñèíäðîì ÿâëÿåòñÿ ïðÿìûì ïðîäîëæåíèåì è, åñëè õîòèòå, àïîôåîçîì ïàðàíîèäíîãî. Ïðàâäà, âíåøíèå ïðèçíàêè ïñèõè÷åñêèõ àâòîìàòèçìîâ âíîâü êàê áû ñêðûòû, óõîäÿò çà çàíàâåñ, à íà àâàíñöåíó âûñòóïàåò ïûøíûé ôàíòàñòè÷åñêèé ìåãàëîìàíè÷åñêèé áðåä. Îäèí èç ïàöèåíòîâ óòâåðæäàë, ÷òî îí âåëèêèé êîìïîçèòîð, ÷òî îí íàïèñàë ãåíèàëüíóþ îïåðó «Îò ðåâîëþöèè äî Âëàäèâîñòîêà».  ýòîé «îïåðå» íå áûëî íè åäèíîãî íîòíîãî çíàêà, íå áûëî ëèáðåòòî, çàòî áûëà ìàññà ôîòîãðàôèé ïàöèåíòà ñ ðàçëè÷íûìè ïîäïèñÿìè. Òîëüêî òùàòåëüíûé ðàññïðîñ áîëüíîãî ïîçâîëèë âûÿñíèòü, ÷òî îí åæåäíåâíî áåñåäóåò ñ Áåòõîâåíîì, ×àéêîâñêèì, Ìóñîðãñêèì, è îíè óáåäèëè íàøåãî ïîäîïå÷íîãî íàïèñàòü îïåðó è î÷åíü åå õâàëèëè. Êàê âèäèì, â ýòîì ñëó÷àå ïñåâäîãàëëþöèíîç óøåë çà çàíàâåñ. ×óâñòâî ìîãóùåñòâà, òàëàíòëèâîñòè, ñâîåé èñêëþ÷èòåëüíîñòè ÷àùå âñåãî ñîïðîâîæäàåòñÿ ëåãêèì ãèïîìàíèàêàëüíûì àôôåêòîì (ýêñïàíñèâíûé âàðèàíò ïàðàôðåíèè). Îäíàêî, õîòÿ è ðåæå, âîçìîæåí ìåëàíõîëè÷åñêèé âàðèàíò ïàðàôðåííîãî ñèíäðîìà. ßðêèì ïðèìåðîì òàêîãî ñîñòîÿíèÿ ìîæåò ñëóæèòü ìåãàëîìàíè÷åñêèé èïîõîíäðè÷åñêèé áðåä Êàòàðà.

Êðîìå äâóõ ïåðå÷èñëåííûõ âàðèàíòîâ ïàðàôðåííîãî ñèíäðîìà âûäåëÿþò áðåäîâîé è ãàëëþöèíàòîðíûé ñèíäðîìû, à òàê æå êîíôàáóëÿòîðíóþ ïàðàôðåíèþ ñ îáèëüíûìè, ëåãêî èçìåí÷èâûìè íàïëûâàìè ôàíòàñòè÷åñêèõ êîíôàáóëÿöèé. Ïðè êîíôàáóëÿòîðíîé ïàðàôðåíèè ëåãêî âîçíèêàåò ñèìïòîì ðàçìàòûâàíèÿ âîñïîìèíàíèé. Ýòîò òèï ïàðàôðåíèè ÷àñòî ñîïðîâîæäàåò ëþáîé âàðèàíò ïàðàôðåííîãî ñèíäðîìà. Àïîôåîçîì ïàðàôðåíèè ÿâëÿåòñÿ øèçîôàçèÿ, î êîòîðîé ìû ðàíåå óïîìèíàëè.

 ðàìêàõ ïîçäíåé ïàðàíîèäíîé øèçîôðåíèè ñàìûì òÿæåëûì ýòàïíûì ñèíäðîìîì ìû íàçâàëè êàòàòîíè÷åñêèé. Êàê âñåãäà, íàáëþäàåòñÿ äâà âàðèàíòà: ñòóïîð è êàòàòîíè÷åñêîå âîçáóæäåíèå. Êàòàòîíè÷åñêèé ñòóïîð ïðè ïîçäíåé ïàðàíîèäíîé øèçîôðåíèè Ý. Êðåïåëèí íàçâàë ïîñëåäîâàòåëüíîé êàòàòîíèåé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ å¸ íåðåäêî îáîçíà÷àþò êàê âòîðè÷íóþ.

Êàòàòîíèÿ — ñîñòîÿíèå îáû÷íî ëþöèäíîå, ïî êðàéíåé ìåðå, ïðè ïîçäíåé øèçîôðåíèè, â êîòîðîé ïðåîáëàäàþò äâèãàòåëüíûå ðàññòðîéñòâà â âèäå ïîëíîé ìûøå÷íîé ðàññëàáëåííîñòè, îáåçäâèæåííîñòè — âÿëàÿ êàòàòîíèÿ. Îäíàêî âîçìîæíû âàðèàíòû ñ ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì.  íà÷àëå ïîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåííûé ìûøå÷íûé òîíóñ â æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðå, çàòåì îí ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ìûøöû øåè, òóëîâèùà ðóê è íîã. Êàê ïðàâèëî, ïðè ýòîì ñòóïîð ïðèîáðåòàåò õàðàêòåð âîñêîâîé ãèáêîñòè (êàòàëåïñèÿ). Èçìåíåíèå ïîçû â òàêîì ñîñòîÿíèè ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ äîñòàòî÷íî äîëãî. Èìåííî â òàêèõ ñëó÷àÿõ ìû íàáëþäàåì ñèìïòîìû «âîçäóøíîé ïîäóøêè», «êàïþøîíà», «çóá÷àòîãî êîëåñà». Ïðè äëèòåëüíîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ âîçìîæíà ñìåíà êàòàòîíèè íà íåãàòèâèñòè÷íûé âàðèàíò ñòóïîðà, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîëíîé îáåçäâèæåííîñòüþ ïàöèåíòà, à ïîïûòêà èçìåíèòü åãî ïîçó ïðèâîäèò ê ïðÿìî ïðîòèâîïîëîæíîé îòâåòíîé ðåàêöèè.  ñàìûõ òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ äåëî äîõîäèò äî ñòóïîðà ñ îöåïåíåíèåì. Áîëüíûå ëåæàò âî âíóòðèóòðîáíîé ïîçå ñ ðåç÷àéøèì ìûøå÷íûì íàïðÿæåíèåì.

Âñÿêèé ëþöèäíûé êàòàòîíè÷åñêèé ñòóïîð ñîïðîâîæäàåòñÿ ìóòèçìîì è àïîôåîçîì ðàñùåïëåíèÿ â èäåàòîðíîé è ñåíñîðíîé îáëàñòÿõ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — íåò ìûñëåé, íåò îùóùåíèé, åñòåñòâåííî, íåò äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèé. Óäèâèòåëüíî, ÷òî ïîñëå âûõîäà èç ñòóïîðà áîëüíûå õîðîøî ïîìíÿò îáî âñåõ ñîáûòèÿõ, ïðîèñøåäøèõ â ïàëàòå âî âðåìÿ èõ áîëåçíè.

Êàòàòîíè÷åñêèé ñòóïîð íåðåäêî ìîæåò ïðåðûâàòüñÿ êàòàòîíè÷åñêèì âîçáóæäåíèåì.  ðàìêàõ ïîçäíåé ïàðàíîèäíîé øèçîôðåíèè ÷àùå íàáëþäàåòñÿ èìïóëüñèâíîå âîçáóæäåíèå. Ïàöèåíòû âíåçàïíî âñêàêèâàþò ñ ïîñòåëè, êóäà-òî áåãóò è, åñëè ïðåïÿòñòâîâàòü èõ äåéñòâèÿì, äåìîíñòðèðóþò ÿðîñòü è àãðåññèþ, Âîçìîæíî è èíîå âîçáóæäåíèå — íåìîå ñ õàîòè÷åñêèìè äâèæåíèÿìè, ìàëî öåëåíàïðàâëåííîé àãðåññèåé ê îêðóæàþùèì è ñàìîìó ñåáå. Êàòàòîíè÷åñêîå âîçáóæäåíèå ïî âðåìåíè îáû÷íî äîñòàòî÷íî êðàòêîâðåìåííî â îòëè÷èå îò ñòóïîðà. Âïðî÷åì, êàòàòîíè÷åñêèé ýòàï ïðè ïîçäíåé ïàðàíîèäíîé øèçîôðåíèè ìîæåò áûòü ïàðöèàëüíûì ëèáî âîâñå îòñóòñòâîâàòü, çàêàí÷èâàÿñü øèçîôàçè÷åñêèì äåôåêòîì.

 èíûõ âèäàõ øèçîôðåíèè ìû ìîæåì óâèäåòü âñå òå æå ýòàïíûå ñèíäðîìû, îäíàêî îïèñàííîãî âûøå ñèíäðîìîêèíåçà óæå íå áóäåò. Íàäî çàìåòèòü, ÷òî ýòàïíûå ñèíäðîìû ñ «íåïðàâèëüíîé» è ìàëîïðåäñêàçóåìîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ ìîãóò îáðàñòàòü è òðàíçèòîðíûìè ñèíäðîìàìè, è àôôåêòèâíûìè èëè àôôåêòèâíî-áðåäîâûìè ðàññòðîéñòâàìè. Îáû÷íî ýòî íàáëþäàåòñÿ â ðàìêàõ ýêçàöåðáàöèè ïñèõîçà èëè ïðè ïðèñòóïîîáðàçíî-ïðîãðåäèåíòíûõ ôîðìàõ øèçîôðåíèè.

Источник