Ребенок с синдромом ммд в школе

Под минимальной мозговой дисфункцией (ММД) подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, гиперактивность, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и ряд других нарушений. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего — некогда пережитые вредные воздействия, повредившие головной мозг.

К незрелости мозга на момент рождения или к нарушению обменных процессов головного могут привести различные факторы:

Факторы, действующие до рождения ребенка:

1. Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдал подобными расстройствами
2. Патология беременности и родов
3. Недоношенность
4. Болезни и токсикозы беременной
5. Угроза прерывания беременности
6. Плохое питание во время беременности. Анемия беременной
7. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного
8. Гемолитическая болезнь
9. Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.)

Факторы, действующие в раннем детстве:

1. Недоедание в раннем детстве.
2. Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, бронхиальная астма, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный порок сердца, когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге и другие.

Симптоматика минимальной мозговой дисфункции

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да, к тому же, и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД могут наблюдаться следующие особенности: повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью; дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу; их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора); они бывают неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным.

Часто, у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения выявленного нарушения один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему — счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глуп и несообразителен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.

Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной общеобразовательной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, осуществлять над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Коррекционная работа с ребенком с минимальной мозговой дисфункцией

Коррекционная работа с ребенком с минимальной мозговой дисфункцией носит длительный характер и требует терпения. Понятно, что ребенку с таким нарушением необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем ребенку без такого диагноза.

Родителям необходимо иметь в виду, что их помощь ребенку должна носить комплексный характер, а именно, она должна в себя включать:

1. Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с выявленным нарушением и его неадекватные поступки не умышленны.
2. Воспитание и занятия.

Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД — контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.

Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой — излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.

Читайте также:  Спорт при синдроме раздраженного кишечника

Частое изменение настроения родителей негативно отражается на незрелой психике ребенка, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время — прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).

Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.

Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.

Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.

Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.

Ограничьте доступ ребенка к просмотру телевизора и пользованию компьютером.

Физическая активность — необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей — физкультура.

3. Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.
4. Работа с педагогом.
5. Работа с логопедом.
6. Работа с психологом.
7. Работа с родителями дома (очень активная).
8. Медикаментозное лечение (в случае необходимости его применения), строго по назначению лечащего врача.

Особенности обучения детей с ММД

    • Детей с ММД рекомендуется отдавать в школу, по возможности, позже — с 8-ми лет, но не в коем случае не в 6 лет. Лучше, если в начальной школе ребенок будет обучаться 4 года (Программа I-IV). При сильной утомляемости ребенка рекомендуется неполная учебная неделя с добавочным скользящим выходным днем.
    • Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, чтобы избежать перевозбуждения нервной системы. После занятий необходимо организовывать полноценный отдых от умственной работы и общения.
    • Родители сами должны узнавать домашнее задание в школе.
    • В начальной школе основную роль в обучении детей с ММД играют домашние задания. Кроме выполнения домашних заданий, необходимо повторение материала, пройденного в классе. Рекомендуется так же рассказывать ребенку содержание предстоящего урока.
    • Необходимо свести к минимуму выполнение второстепенной, оформительской работы. Взрослые сами проводят поля в тетради, отмечают место, откуда надо начать писать.
    • Лучше, чтобы в 1-м классе дети как можно меньше писали. Использовать тетради , где нужно проставить, дорисовать, обвести ответ, вместо письма на доске — выбрать карточку с ответом. При обучении письму развивать моторику лучше раскрашиванием.
    • Сначала обучать ребенка чтению, а затем письму. При обучении чтению рекомендуется метод восприятия целых слов по методу Глена Домана.
    • Чтение рекомендуется сначало про себя, главное, чтобы ребенок понял суть, смысл текста, а затем только — чтение вслух . При этом взрослые помогают, зачитывая отдельные слова, но не в коем случае не все предложение или текст целиком, чтобы ребенок не читал по памяти.
    • Подача материала должна быть четкой, небольшими кусочками, схематичной, в четкой последовательности. Оформление, иллюстрации использовать только по существу, чтобы у ребенка не было лишнего повода отвлекаться.
    • Важно не требовать от ребенка повторить то, что он запомнил, а лучше лишний раз прочитать или рассказать ему и похвалить за то, что он просто прослушал.
    • Чтение задач должно быть сначала про себя — «Что ты понял из условия?»
    • Научить ребенка пользоваться чертежами, рисунками, таблицами (опорными схемами). Больше работать со схемами, памятками, карточками ( найди по карточке, к какой теме относится задача, что нужно узнать, как ее решать)
    • Стихотворения учить по частям, так же и таблицу умножения, правила. После повторения наизусть необходим отдых, перерыв в работе.
    • Таблицу умножения читать каждый день на ночь или несколько раз днем. Не обязательно, чтобы ребенок повторил, главное, чтобы хотя бы прослушал. Сначала в течение нескольких дней учить умножение на 2, потом на 3, на 4 и т. д.
    • Вечером лучше еще раз прочитать ребенку, что нужно запомнить, не требуя повторения.
    • На занятиях не заострять внимание на дисциплине, работать в непринужденной обстановке.
    • На одном занятии должна быть одна и та же тема, однотипные задания.
    • Если наступает утомление ребенок «выключается», необходимо прекратить занятия хотя бы на 5 минут, отвлечься.
    • Выполнение заданий должно проходить под контролем взрослых, чтобы они возвращали ребенка в работу при его «выключении».
    • Задания нужно выполнять сначала на черновике.
    • Взрослый должен взять на себя организацию всей деятельности ребенка. Например, все, что нужно делать дома, придя из школы, сделать в виде рисунков, коротких схем, и разместить их в таких местах, чтобы они всегда находились перед глазами ребенка.
    • Тренировать не память, внимание, самоорганизованность, а интеллект — умение рассуждать, кругозор, общие знания об окружающем мире.
    • Детям рекомендуются занятия с психологом по методу моторной коррекции.
Читайте также:  Развивающие программы для детей с синдромом дауна в

Источник

ММДэнцефалопатия.
Частота детей нарастает. 1985 г. – каждый 11; 1993 г.– каждый 5.В американской
литературе известен как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Спектр
последствий весьма широк и неожидан: в 
эмоционально-личностной сфере, речевые расстройства, ЗПР.

 ММД – комплекс очень тонких нарушений функций
мозга, каждая из которых  в отдельности
не является признаком нездоровья и может наблюдаться у вполне здоровых детей,
но в совокупности они все же определяют нижнюю границу нормы, близкую к
болезненному состоянию.

Неврологическое
обследование детей показало, что в данной группе детей невозможно локализовать
очаг патологии; при сопоставлении с ЭГС установили, что у таких детей
выявляется микроочаговая симптоматика (характер изменений общемозговой).

Имеет ММД необычную
динамику течения (не найти корреляцию связи симптомов у новорожденного и  последствий)

При ММД в ходе
онтогенеза присутствуют и «светлые пятна» — в этот промежуток выявить
симптоматику невозможно (идеально — выявить до 3 месяцев заболевание, 2 этап –
1 класс школы.

  • Симптомы ММД хорошо выражены до 3 месячного возраста. После
    начинают формироваться естественные компенсаторные механизмы до 18-20 месяца
    жизни выявить заболевание практически невозможно.
  •  2 – 4 лет. В связи с кризисом 3-х лет, с развитием активной речи,
    с интенсивным развитием тонкой моторики скрытая 
    симптоматика становится явной.
  • 4 – 7 лет второе «светлое пятно».
  • 7,5 – 9 лет третье латентное пятно.
  • 9 – 10 лет переход из младшей школы в среднюю, меняется нагрузка,
    наступает кризис, трудно выявить.

Факторы риска ММД

Ведущий – нарушение
течения беременности и патологии родов. В Москве проводилось исследование:

1 место –
Пренатальные 43%

2 место –
Интернатальные 27% (во время родов), самые серьезные по воздействию на
ребенка;  на 100 детей под воздействию
подобных факторов у 92 наблюдались неврологические симптомы)

3 место –
Социальные 16% (влияние табака и алкоголя сказывались у детей раннего возраста
в виде задержки психомоторного развития)

4 место —  Акушерские 13%

5 место —  Наследственные 0,3%

6 место – Роды
после 28 лет увеличивают риск ММД;

7 место – Первые
роды;

8 место – Низкий
рост и масса тела женщины (малая);

9 место –
Количество спонтанных абортов.

10 место –
Хронические заболевания

Диагноз ставят
Невропатологи, чаще в родильных домах на основании:

·  Наличие какого-либо факторов риска

·  Наличие неврологически значимых симптомов у новорожденного: не
сразу закричал, наличие в отклонении обязательных условных рефлексов,
беспокойный сон, частые срыгивания пищи; тремор конечностей, подбородка; гипер
и гипо-тонус мышц (асимметрия тонуса).

Симптомы 6-7 лет

Поведенческие
эмоциональные нарушения, разнообразное неврозоподобное поведение, признаки
изменения в развитие высших психических функций.

Невропатолог ставит
диагноз ММД учитывая три названных пункта + наличие рассеянной микроочаговой
симптоматики.

По частоте
нарушений поведенческие отклонения выражены в:

  • Беспокойство
  • Гиперактивность
  • Нарушение внимания
  • Агрессивность
  • Нарушение работоспособности
  • Вялость и апатия
  • Негативизм

Подгруппы нарушений
поведения:

·  89% нарушение по гипердинамическому типу

·  11% нарушение по гиподинамическому типу

Диагностика течения основных симптомов:

Гиперактивность,
беспокойство, нарушение внимания с возрастом постепенно увеличиваются достигают
максимума в 5 лет.

С 8-9 лет снижаются
постепенно. Невротические симптомы (энурез, тики, заикания, нарушение сна,
умственная утомляемость, головные боли – характерны для 3-4 лет) после 5 лет
встречается значительно реже.

Заикание как
симптом ММД (5-7 лет преимущественно у мальчиков)

Умственная
утомляемость, головные боли (7-7,5 лет)

Проблемы
расстройств Высших психических функций(ВПФ) в 7 лет также — пик.

А в 9-10 лет
остро вылезает дефект абстрактного мышления.

К 7 годам:

  • Отчетливо выражены слухомоторные и зрительномоторные координации,
    которые обеспечивают: нормальное чтение и письмо в норме.
  • Отчетливо выражены расстройства внимания, снижена  устойчивость и объем произвольного внимания.
  • Проблемы памяти – слуховой и слухоречевой. Если объем запоминания
    стимулов близок к норме, то их пространственное расположение и временная
    последовательность хуже в 2 раза.

·   Симультантная (восприятие в целом)

·   Сукцессивная (определяется последовательностью)

Помимо расстройств
ВПФ, отмечается один дефект – дефицит способности прогнозировать события в
пространстве и во времени. В совокупности подобная группа расстройств приводит
к снижению вербальной стороны интеллекта.

IQ общий и невербальный – первично сохранен, в большей степени
обусловлен генетически, потому и в норме.

Две
патогенетические теории ММД:

Нарушения при ММД вполне хорошо описываются в рамках любого
синдрома (Лурия), дефицитарность функции лобных долей мозга, который в общих
чертах схож с ММД.

1 Теории эффекта сенсорной депревации.

Понимают ситуацию
завышенного порога психического реагирования, который влечет за собой
состояния, напоминающее реальную сенсорную депревацию. В результате вся
существующая информация не воспринимается ребенком, что влечет за собой
снижение IQ развитие.

Имеет четкую
физическую базу, что снижает выраженность ориентировочного рефлекса.

Эффект является
следствие ММД, который чаще бывает приобретен в ходе регулируемых родов
(стимуляции), дети, рожденные таким образом более склонны к формированию нарко
и алкозависимости.

Уровни дезрегуляции  при ММД

/Халецкая О.В./ у
больных с ММД  существует дисфункция
разных образований мозга и    называется
церебральная дезрегуляция.

1 Преимущественно
кортикальная дезрегуляция – на уровне коры головного мозга. Страдают ВПФ.

2 Сочетание
корковой и стволовой дезрегуляции дисфункций глубинных неспецифических
образований мозга (стойкий энурез, снохождением, фибрильные судороги,
аффективно – респираторные признаки — температура, приступы астмы)

Стволовой уровень
дезрегуляции. Нарушены глубинные неспецифические образования  мозга. ВПФ (Внимание, быстрая истощаемость,
модально неспецифические  нарушения
памяти)

 На основании уровня дезрегуляции можно
прогнозировать вариант течения заболевания:

1
Пролотировано-регрессирующий  55% ММД.
Постепенное уменьшение выраженности симптоматики (характерен кортикальной
дезрегуляции).

2 Волнообразное
течение 39% Стволовая и реже кортикально. Стволовая, реже,
кортикально-стоволовая дезрегуляция. Постепенно исчезают нарушения ВПФ, но
остаются довольно стойкие проявления дисфункции ствола мозга. ( Хорошая
динамика летом, зимой; весной, осенью – обострение).

3 Прогрессирующий –
6% .Корикально — стволовой уровень дезрегуляции остается неизменным, либо
ухудшается. Нет оптимальных коррекционных воздействий.

Общую картину нарушений при ММД можно
охарактеризовать следующим образом:
общее замедление темпов роста мозга.

Характерен дисбаланс в созревании
отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс
формирования связей между ними и установление координации в их деятельности.
Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не
скоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно, и общая
работоспособность мозга оказывается низкой.
           При ММД можно ожидать
следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и
сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может
полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности
самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в
деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
4. Значительные сложности в
формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности
концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от
преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативной
памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно
ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода
информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения
временных связей).

Психологическое сопровождение детей с ММД
показывает, что даже без лечения по мере взросления навсегда происходит
некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, то
сглаживается явная «цикличность» интеллектуальной деятельности, реже происходят
“отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли
начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются,
отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в
течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

 Большая группа  школьников с ОВЗ
имеют незначительные нарушения, которые обозначаются как минимальные
мозговые дисфункции (ММД).

Источник