Ребенок с синдромом дауна психолого педагогическая характеристика

Ребенок с синдромом дауна психолого педагогическая характеристика thumbnail

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

МБДОУ ______________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на обучающегося

Ф.И.О__Иванов Иван Иванович_______________________________________________

Дата рождения…….. полных лет — 5

ОВЗ ( синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР (1 уровень речевого развития).

Иванов Иван реагирует на своё имя, коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом, в основном играет в одиночку, требует постоянного внимания.

Психо-эмоциональное состояние ребёнка нестабильное, повышен эмоциональный фон. Мальчик не умеет выполнять рисунки, не может в предмете выделить части, действия с предметами не адекватны (использует большинство предметов не по назначению). Иван не пользуется активной речью, но старается повторять предложенные слова. У мальчика наблюдается повышенная подвижность. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с поверхностным интересом. Редко использует метод зрительного соотнесения, постоянно нуждается в помощи педагога. Заинтересованности в конечном результате не наблюдается. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в неполном объеме.

Продуктивная деятельность. Испытывает нестойкий интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Пассивный словарь Ивана шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Доступно понимание одноступенчатых простых инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает непродолжительное время. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями, активный словарь в зачаточном состоянии – 10-15 слов, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Фразовая речь практически отсутствует. Носовое дыхание ритмично.  Голос недостаточной силы и звонкости. В артикуляционном аппарате отмечаются: значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены.

Логопедическое заключение по результатам обследовании речи: тяжёлое нарушение речи, системное нарушение речи по типу ОНР (1 уровня речевого развития).

Моторно неловок, дискоординирован. Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме.

Заведующий МБДОУ ______________________ …………..

Учитель-дефектолог_____________________________………..

Учитель-логопед ___________________________________________……

Воспитатель ___________________________……..

Дата

Источник

Выполнила: учитель-дефектолог Редькина Валентина Григорьевна

ГУ «Лесная средняя школа»

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении».

План.

I вступление. Методическая проблема, над которой я работаю

II. Работа с мальчиком с «синдромом Дауна»

1) Главное, чтобы ребенок почувствовал доброе отношение к нему, любовь и заботу.

2) Зрительное восприятие и способности к визуальному обучению.

3) Развитие двигательных навыков

4) Частая смена приемов и методов с целью формирования концентрации. Фрагмент урока.

Читайте также:  Синдром пасифаи прохождение в обливион

5) Общение с компьютером

6) Многократное повторение – основное для перехода кратковременной памяти в долговременную.

7) Развитие познавательной активности через игровые упражнения.

III. Синдром Дауна не приговор.

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении» — это одна из методических проблем, над которой мне пришлось поработать, так как я обучаю на дому такого мальчика.

Конечно же, пришлось изучить много специальной литературы. И вот, по истечении определенного времени, уже можно поделиться своим опытом, рассказать о том, что мною наработано.

В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. К сожалению, моему подопечному уже 11 лет.

Занятия с ним требуют большого труда и терпения. Но, какова радость и мне, и родителям, когда мы видим хотя бы самые маленькие его победы! В различных странах мира применяется программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском университете Маккуэри. Эта программа рекомендована к широкому использованию. В ней описывается индивидуальная работа с детьми, рассказывается, как обучить такого ребенка навыкам развития речи, развить его двигательную активность.

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение всех психических функций. Наблюдается неравномерность развития, т.е. навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у таких детей наблюдаются не одновременно, а значительно разнесены во времени.

Развитие внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит отвозраста.

У моего подопечного неустойчивое активное внимание, повышенная утомляемость, короткий период концентрации внимания.

Развитие памяти. Память характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Развитие мышления формируется в тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности характерные для таких детей, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

— Отставание и своеобразие мелкой моторики и зритель – двигательной координации отрицательно сказывается на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.

— Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений.

— Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

— Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений.

Для себя я уяснила главное: ребенок должен почувствовать доброе отношение к нему, любовь и заботу.

И я стараюсь относиться к нему по-особому, по-доброму. Кроме того, стараюсь, что бы ему было со мной интересно, комфортно. А для этого на каждом уроке – подвижные игры, строительно–конструктивные игры, конструирование по образцу, индивидуальная коррекционная работа.

Сильные качества Антона – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Поэтому на каждом занятии – картинки, буквы, написанные слова, другие наглядные пособия.

Развиваем двигательные навыки рисованием, лепкой пластилином, конструированием, сортировкой мелких предметов, нанизыванием бус, занятиями с паззлами, мозаикой. Тренировки ежедневны. Обязательное доброе слово и похвала за успехи.

Виды деятельности меняю часто, потому что у таких детей короткий, по сравнению со здоровыми детьми, период концентрации.

Так, на уроке по теме: «Повторение букв а, о, у, и » на первом этапе провожу гимнастику для язычка

1. движение имитирующее облизывание ложки (можно и саму ложку со смаком облизывать)

2. дразниться (язык показывать)

3. «часики» (высунуть язык как можно больше и двигать им влево и право)

4. языком имитировать скачущую лошадь (цокать)

5. «слизываем с губ варенье» (высовываем язык, облизываем по кругу верхнюю и нижнюю губку)

6. говорить ПЯ — высовывать язык между Губами как можно больше и говорить ПЯ-ПЯ-ПЯ (проговаривать)

7. говорить ЛЯ — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (проговаривать)

8. говорить ТА — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ТА-ТА-ТА (проговаривать)

9. Дотянись до носа язычком (Максимально высунуть язык, так что бы попробовать дотянуться до носика)

Далее мы проводим пальчиковую гимнастику. Антон должен должен изобразить движение рыбок, карканье вороны и т.д

С применением картинок провожу игру по артикуляции.

На картинках звуковые символы.

Каждый символ — это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Например, вот так выглядят звуковые символы [а], [о], [у], [и].

Вот так выглядят звуковые символы:

А – рот широко раскрыт; О – губы вперед, У – губы трубочкой; И- губы растянуты в обе стороны.

Следующий прием по выработке умения письма: пишу простым карандашом слово или предложение, а Антон должен все это обвести ручкой.

После физминутки провожу упражнения по развитию слухового внимания:

отгадай, что звучит
Показываю Антону , какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы Антон не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Большую помощь оказывает нам на уроках общение с компьютером. Антон составляет слова из предлагаемых слогов, имитирует крики коровы, вороны, курицы.

У Антона рассеянное внимание. А ведь внимание – важная предпосылка всех видов сознательной деятельности, в первую очередь, познавательной. Хорошо понимая это, не допускаю утомляемости ребенка, переключаю его внимание на другой вид деятельности.

А для развития внимания и слухового восприятия знакомлю с игрой на различных музыкальных инструментах, говорю, что различные музыкальные инструменты издают разные звуки.

Учу Антона реагировать на слуховые раздражители

Читайте также:  По узи видно синдром дауна

Так как память таких детей характеризуется уменьшенным объемом, метод многократного повторения является, ведущими на наших занятиях. Это помогает переходу из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Кроме этого нужно развивать память в следующих направлениях:

— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

— расширение воспоминания на основе формирования у ребенка представлений о предметах;

— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения материала.

Мы, учителя, работающие с такими детьми, должны осознавать, что понятийный уровень мышления у таких деток слаб: в основном ребенок знает то, чему его специально учат.

Потому их познавательная активность развивается в играх и упражнениях, формирующих орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций.

Поведение детей с данным синдромом характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт.

Значит в плане социально-эмоционального становления очень важно общение этих деток с другими детьми.

Большие трудности в моей работе с Антоном – это коррекционная работа по развитию речи. Мальчик очень плохо разговаривает. Логопедов, дефектологов у нас нет.

Потому по-особому разрешаю эту проблему на каждом занятии.

Это:

— живое общение с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

— на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);

— на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи);

— в индивидуальной, коррекционной работе.

И, конечно же, формирование у детей представления о своем «Я», о своей семье, о взаимоотношениях в семье очень важно в целом для его социально-эмоционального становления. Ведь он подражает родителям, окружающим взрослым и детям своими действиями.

А в развитии речи – это

— развитие пассивного словаря (накопление слов).

— понимание связной речи (изолированные действия, цепочка действий, работа над простой адаптивной сказкой).

Общие воспитательные цели в работе со своим подопечным я определила следующим образом:

  1. Антон должен демонстрировать готовность к совместным действиям с детьми, принимать помощь взрослых;

  2. Положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда, не создавая дискомфорта;

  3. Адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Образовательные цели следующие:

  1. запомнить все буквы и звуки, научиться составлять слоги и слова;

  2. обогатить словарный запас Антона

И главное — Антон должен хотеть учиться

Очень нелегок этот труд. Он особый. Необходимо терпение. Трудно достигнуть 100% желаемого результата. Но «синдром Дауна» — это не приговор. И развитие детей с этим синдромом, как и здоровых, зависит от самых различных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и, конечно же, качество обучения.

Учитель может помочь успешному развитию таких детей, подготовке их к самостоятельной жизни.

Список литературы.

  1. Алехина А.В. « Особенности психического развития детей с синдромом Дауна»

  2. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромомДауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

4 . Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.

Источник

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Читайте также:  Алкогольный пост абстинентный синдром сколько длится

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник