Ребенку 3 года повышенный синдром нервной возбудимости

Синдром возбуждения центральной нервной системы у детей диагностируется примерно через 2-3 месяца после рождения. Его возникновение обуславливается влиянием на ребенка негативных факторов преимущественно в период внутриутробного развития. Проявляться данная патология может различными симптомами – нарушением сна, отсутствием аппетита, плаксивостью и т.д. Лечение должно осуществляться сразу же после постановки диагноза, так как его отсутствие может повлечь за собой развитие серьезных осложнений.

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.  

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Читайте также:  Неотложная помощь при судорожном синдроме и эпилепсии

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Другие способы лечения СНРВ

В качестве дополнительной терапии применяют:

  1. Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ. Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда. Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
  2. Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Эфирные масла обладают расслабляющим и успокаивающим действием. Но дозировать их следует аккуратно. Курс лечения начинают с 1-2 капель, постепенно увеличивая количество. При этом, лучше наливать их в специальные аромалампы, которые затем следует помещать в комнату, где спит ребенок. А вот добавлять их в воду при купании категорически нельзя! Младенец может получить ожог!

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками. Но учитывая, что в первый год жизни есть высокие шансы нормализовать функциональность ЦНС, проблему можно решить. Главное, это начать вовремя с ней бороться.

Источник

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

Читайте также:  Болезнь иценко кушинга отличие от синдрома

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Источник

Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?

Ребенку 3 года повышенный синдром нервной возбудимости

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Читайте также:  Проверка беременной на синдром дауна

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].

Литература
  1. Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.). 16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 р.
  2. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R. E., Kliegman R. M., Jenson H. B., eds., Nelson W. E., Sr. Ed.). 16th ed. Philadelphia-London.-W. B. Saunders. 2000. 2414 р.
  3. Лебедев Б. В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Б. В. Лебедева. М.: Медицина, 1995. 448 с.
  4. Zigelman D. The pocket pediatrician. Doubleday. New York — London, 1995. 432 p.
  5. Булахова Л. А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. К.: Здоров’я, 1985. 288 с.
  6. Cоколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). 2-е изд. М.: Недра, 1987. 512 с.
  7. Регистр лекарственных средств России «Энциклопедия лекарств» /Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС-2002, 2002. 1504 с.
  8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник / Вед. ред. Е. А. Толмачева, 8-е изд., перераб., исправл. и доп. М.: АстраФармСервис, 2002. 1488 с.
  9. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. И. Н. Денисова, В. И. Кулакова, Р. М. Хаитова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 1248 с.

Источник