Развитие зрительного восприятия у детей с синдромом дауна

Развитие зрительного восприятия у детей с синдромом дауна thumbnail

Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано 20.04.2015 15:07
Обновлено 21.11.2016 19:48

Зрительному восприятию принадлежит особая роль в перцептивно — когнитивном развитии ребенка; зрительная система может рассматриваться как основная воспринимающая система мозга, с помощью которой ребенок получает наибольшую часть информации о внешнем мире. Зрительной восприятие в большой степени опосредует взаимодействие ребенка с окружающей средой и играет ведущую роль в его психическом развитии.

У детей с синдромом Дауна зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы с синдромом Дауна уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники без синдрома Дауна. Младенцы с синдромом Дауна фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте. Скорее всего, подобные особенности зрительного восприятия связаны с нарушением процесса внимания, а не с нарушениями зрительного анализатора.

Младенцы с синдромом Дауна имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что дети с синдромом Дауна меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у здоровых детей. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у детей с синдромом Дауна слегка замедленна. Детям с синдромом Дауна необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с синдромом Дауна представляет мсжсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у детей с синдромом Дауна выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Следует отметить, что, несмотря на полученные данные, некоторые дети с синдромом Дауна оказывались успешнее других детей с тем же диагнозом при выполнении экспериментальных задач (там же). Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные авторы выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.

Источник

Ольга Митюкова
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна

В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Как и все дети, дети с синдромом Дауна могут быть разными: податливыми и упрямыми, отрытыми для контакта и застывшими, погруженными в себя или любящими хулиганить и не позволяющими себе выходить за рамки усвоенных правил и границ, ласковыми и яростными, сокрушающими все вокруг.

Изобразительная деятельность носит характер эмоционально-разгрузочных, но в тоже время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Сверх того занятия изобразительной деятельности развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с синдромом Дауна.

В изобразительной деятельности задействована мелкая моторика, а вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и зрительное восприятие.

В своей практике занятия по изобразительной деятельности с детьми с синдромом Дауна я строю в три этапа:

— разминка, подвижная игра—«возня», незаменимые пальчиковые игры, массажи рук и запястий;

2-ой этап:

— занятие в игровой форме, рисование на ладошках и выше, рисование пальчиками по бумаге;

3-ий этап:

— поощрить старания ребенка, поиграть в его любимую игру,

например: катание шарика по столу (по ладошке, завинчивание и отвинчивание крышек от баночек, переливание воды из чашки в чашку, пропускать песок сквозь пальцы, закапывать и откапывать игрушки в песок, крупу и т. д.

Для построения взаимодействия с детьми как на занятиях,так и вне их я использую следующие принципы:

* принцип принятия— принятие ребенка таким, какой он есть; принятие особенностей внешнего вида и физического состояния, несовершенств и противоречий, мотиваций и способов контакта.

* принцип доступности— занятия лежа или сидя на полу, ориентированы не на его физиологический возраст. а на актуальный уровень развития и мировосприятие ребенка с синдромом Дауна.

* принцип поэтапности и повторяемости— при обучении детей с синдромом Дауна каждую задачу лучше разбирать на этапы, продвигаясь небольшими последовательными шагами.

* принцип поощрения— следует побуждать ребенка общаться, выражать мысли, используя звуки, слоги, слова.

Ребенок должен всегда чувствовать себя успешным, верить в свои силы, получать поощрения со стороны взрослых.

Источник

Рука – это инструмент всех инструментов.
Аристотель

Развитие тактильного восприятия у детей с синдромом Дауна

Тема: Снежные забавы.

Цель:

Коррекция тактильных ощущений через практические действия.

Задачи:

— закреплять умения детей называть признаки зимы;

Читайте также:  Гемолитико уремический синдром у детей рекомендации

— упражнять в умении детей видеть, выделять и называть геометрическую форму круг, цвет (белый), температурные характеристики (теплый, холодный);

— продолжать развивать у детей вазомоторную и графо моторную координацию(Повышать тонус, эластичность и сократительную способность мышц кистей пальцев рук. Коррекция тактильной чувствительности через игровые действия.)

-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и взрослым во время игровых упражнений.

Оборудование и игровые материалы:

Демонстрационный материал:  мимические карточки схемы; мягкая игрушка «Снеговик»; сюжетная картинка «Игра в снежки»;

Раздаточный материал: снежки из бумаги; шары геометрические по количеству детей; полотенца, поднос, пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей, по 3 на каждого; 1 пластиковая ёмкость со снегом; бумага А4 разных цветов + по 1белому листу на каждого ребенка; снежинки из бумаги; синий и красный карандаш; индивидуальные графические задания по теме «теплый-холодный».

Методы и приемы:

игровая мотивация;

игровые упражнения и задания;

образец;

объяснение;

вопросы;

повторение ответа;

прием параллельного сравнения;

показ;

практическая помощь

Ход занятия:

1.Организационный момент и создание эмоционально-положительного настроя

—     Ребята, посмотрите, кто нас ждет? Снеговик — Снежок

Посмотрите, он ждет нас с хорошим настроением, улыбается. Давайте и мы придем к нему с хорошим настроением.

2. Мимическая гимнастика

 (детям показываются карточки-схемы с изображением эмоций в речевом сопровождении)

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы смеемся и грустим,

А сердиться не хотим».

hello_html_m3d47c307.jpg

 3.  Закрепление лексического материала

 — Ну вот, а теперь мы с хорошим настроением пойдем в гости к Снежку.

А в какое время года к нам в гости приходит Снежок?

— Зимой.

— Догадайтесь, в какую игру Снежок  любит играть зимой. ( Детям предьявляется сюжетная картинка «Игра в снежки»)

 — Снежки.

 — Посмотрите на картинку. Какое время года на ней?

hello_html_m184b2e12.jpg

— Зима.

— А почему вы так думаете?

Закрепление признаков зимы.

 — А как вы догадались, что ребята играют в снежки?

 — У них в руках снежные комочки.

— Давайте мы сегодня тоже поиграем в снежки.

  1. Введение материала по развитию сенсорного восприятия

— Посмотрите, какие снежки сделал Снежок. Из чего они сделаны?

 — Из бумаги.

— Какие они по цвету?

— Белые.

— Посмотрите вокруг и скажите, что еще в классе белого цвета?

Дети называют предметы белого цвета.

— А какой снежок по форме?

 — круглый, шар.

 — Возьмем в руки шарики и погладим их; покатаем между ладонями; покатаем по столу. Шар круглый.

  1. Пальчиковая гимнастика и массаж ладоней.

— Помогите мне ребята сделать еще снежки из бумаги для игры.

— Чтобы наши ручки хорошо работали, сделаем гимнастику для пальчиков.

«Снежок»

«1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем»

Перед детьми лежат листы бумаги разных цветов.

 — Возьмите лист бумаги для снежка. Какого цвета вы выбрали бумагу? (выбор из трех)

 — Белую.

 — Почему вы взяли белый лист?

— Снег белого цвета.

 — Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился «снежок»?

— Нужно смять бумагу.

 — Что нужно сделать, чтобы «снежок» получился круглый?

 — Нужно покатать его в руках.

 — Давайте сравним ваши «снежки» и «снежки» нашего гостя. Похожи они по цвету?

 — Да. «Снежки» белого цвета.

 — Похожи они по форме?

— Да. «Снежки» круглой формы.

 — А вам нравятся снежки, которые вы сделали?

Оценка детьми результатов своей работы.

  1. Физ. минутка.

— А теперь давайте поиграем в снежки!

Дети и педагог играют в «снежки».

— Ох, устали, отдохнем.

Речь с движением «Снег» (дети повторяют за педагогом)

«Снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок

Закружились как снежок»

— Тихо стало, пошел снег. (Педагог берет снежинку и плавными движениями руки из стороны в сторону опускает ее на пол. Дети взором прослеживают за снежинкой)

— А теперь вам нужно проследить куда упадет ваша снежинка.

С неба звездочки летят.И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки, Кружатся зимой… (снежинки)

(Детям раздаются снежинки. Выполняется упражнение.)

  1. Формирование перцептивных функций

 — Ребята, а Снежок приготовил вам игру с настоящим снегом. Давайте поиграем!

Дети садятся за стол. У каждого ребенка поднос с 2-мя прозрачными пластиковыми стаканчиками с теплой водой и со снегом.

 — Посмотрите, ребята, что перед вами на столе?

— Стаканчики.

 — Сколько их?

 — Два.

— Они пустые или полные?

 — Полные.

 — Что в этих стаканчиках?

— Снег и вода.

 — Почему вы так думаете?

(Педагог по необходимости оказывает помощь при ответах детей)

 — Давайте потрогаем стенки стаканчиков. Какой стаканчик теплый на ощупь?

 — С водой (или показывают на него)

 — Значит вода в стаканчике какая?

 — Теплая.

 — А какой стаканчик холодный на ощупь?

 — Со снегом (или показывают на него)

 — Значит снег в стаканчике какой?

 — Холодный.

 — Протяните мне свою ладошку. (Педагог кладет немного снега)

— Во что превратился снег?

 — В воду.

— Почему снег растаял?

— Ладошка теплая, а снег холодный.

 — Давайте посмотрим, что будет со снегом, когда мы положим его в воду.

(Дети ложечкой кладут снег в воду )

 — Куда исчез снег?

— Растаял.

 — Почему снег растаял?

 — Вода теплая, а снег холодный.

— Ребята, мы с вами сегодня делали «снежки» из бумаги, а теперь попробуем слепить настоящий снежок.

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны… (снежки)

Дефектолог вместе с детьми берет снег из пластиковой ёмкости, лепят снежки, кладут их в пустые стаканчики, вытирают руки полотенцем.

8.Дыхательная гимнастика

— Ох, замерзли наши ручки! Давайте их согреем своим дыханием!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

— Давайте потрогаем руки друг друга. Согрелись?

Дети трогают руки друг друга: — Согрелись.

  1. Закрепление изученного материала.

— Что мы слепили из снега?

 — Снежок.

 — Какой он по цвету?

— Белый.

 — Какой он по форме?

 — Круглый.

— Какой он на ощупь?

 — Холодный.

 — Давайте оставим наши снежки в стаканчиках до обеда и посмотрим, что получится. А кто догадался, что будет со снежками потом?

 — Они растают и превратятся в воду.

 — Почему? В классе тепло.

  1. Индивидуальные графические задания

Читайте также:  Снять болевой синдром с пояснице

 — А сейчас я хочу узнать, как вы знаете холодные и теплые предметы.

 У каждого лист с графическим заданием и цветные карандаши.

— Посмотрите на рисунок, назовите холодные предметы, обведите синим карандашом.

 — Снеговик, мороженое, лед.

hello_html_d8e3f6a.jpghello_html_40fbc29b.jpghello_html_66c0586a.jpghello_html_m37ae8a4f.jpghello_html_6573d587.jpghello_html_75927cb0.jpg

— А теперь возьмите красный карандаш и обведите в кружок горячие предметы.

Дети выполняют задание.

 — Обменяйтесь листочками, посмотрите, правильно ли сделал ваш сосед?

 — Молодцы! Вы правильно выполнили моё задание!

  1.  Подведение итогов.

 — Вот пришла пора прощаться; мне понравилось играть с вами. А давайте вспомним, во что мы сегодня играли?

Педагог подводит детей к закреплению понятий белый, круглый, теплый, холодный.

Дети прощаются со Снежком.

  1. Рефлексия.

hello_html_m5edf6ec3.jpg

hello_html_m184b2e12.jpghello_html_399959be.jpg

hello_html_m3d47c307.jpg

hello_html_m3d47c307.jpghello_html_m3d47c307.jpghello_html_m3d47c307.jpghello_html_m3d47c307.jpghello_html_m3d47c307.jpghello_html_m3d47c307.jpg

hello_html_4b69646b.jpg

hello_html_4b69646b.jpghello_html_4b69646b.jpghello_html_4b69646b.jpghello_html_4b69646b.jpghello_html_4b69646b.jpghello_html_4b69646b.jpg

hello_html_m2cf3dab2.jpg

hello_html_7f99c516.jpghello_html_m20f42371.jpghello_html_19e94580.jpghello_html_m250263bb.jpghello_html_m1ad2b532.jpghello_html_m61a65c6a.jpghello_html_50170f52.jpg

Источник

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна

Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т. е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка — то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, — развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей — это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель.

В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития — и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в «беседу», когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами «референтно» — после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding — строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Второй год жизни

Развитие речи

Читайте также:  Излечим ли судорожный синдром у детей

Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка.

Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. «Средняя» группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), «быстрая» группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и «медленная» группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи — непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать.

Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества «совместных действий», который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них — потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это — уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест «мышка», хотя было произнесено слово «мишка» (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат.

Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова «мышка», «мишка», «миска» могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в «средней» группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в «медленной» группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в «быстрой» группе, их прогресс всё равно проходил в рамках «нормального» развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Источник