Развитие творческой деятельности у детей с синдромом дауна
Лина Тарасенко
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна
У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов, а также от того, когда было начато обучение по специальной методике. Речь детей с синдромом Дауна зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей.
В настоящее время разработано множество различных методик, позволяющих развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Касается это в том числе и речи. Чем раньше были начаты занятия с малышом, тем больше вероятность, что обучение окажется успешным. Речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Развитие и освоение речи детей с синдромом Дауна.
Основа принципа обучения – это задействование различных каналов восприятия, а значит, разных органов чувств. Сначала обеспечивается наглядность обучения, затем подключаются слух, осязание и речь. Процесс усвоения получаемых знаний проходит медленно, поэтому целесообразна разбивка заданий на несколько небольших частей. Все достижения ребенка, даже самые незначительные, отмечаются похвалой. Речь у детей с синдромом Дауна появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении жизни. Понимание речи при этом недостаточное, а словарный запас довольно беден, очень часто встречаются звукопроизношения в виде дислалии и дизартрии.
У больных детей особенно выделяется отставание в развитии речи и моторики, но к школе обычно детки становятся активнее. Именно на этом этапе развитие речи детей с синдромом Дауна прогрессирует, с ее помощью начинает проявляться любовь к родителям. Однако происходит это с большим трудом, ведь речевые нарушения связаны не только с интеллектуальными особенностями, но и с нарушениями слуха. Занятия проводятся исключительно в игровой форме с использованием специфических приемов, направленных на мобилизацию речевой активности и внимания. Во время планирования занятий стоит учитывать, что речевое развитие у детей с синдромом Дауна идет медленными темпами, поэтому необходимо множество повторений одних и тех же упражнений. Правильные занятия всегда вызывают у детишек интерес, что помогает им качественно усвоить полученные навыки и знания. Существуют некоторые особенности при проведении занятий. В начале каждого занятия используется дидактическая игра, стимулирующая речевую деятельность. Грамматический и лексический материал повторяется и на занятиях, и в разных видах деятельности. Задания, которые подбираются с учетом тематики, значительно повышают результативность.
Заключительная часть каждого занятия должна включать игру на развитие памяти, слуха и внимания. Все игры стимулируют развитие речи детей с синдромом Дауна, нравятся деткам, позволяют ознакомиться с окружением, вызывают чувство соперничества и способствуют повышению заинтересованности к проводимым занятиям. Ребёнок с синдромом Дауна по своему одарённый. Занимаясь пластилиновой живописью дети развивают речь, пополняют словарный запас, составляют описательные рассказы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из людей, у человека с синдромом Дауна есть свои привычки и предпочтения, увлечения и интересы, есть свои особенности, сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится зрительная память, зрительно-моторная координация и, особенно, зрительное копирование. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.
Источник
гульнара голова
Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна
Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапe. Нaиболee эффективноe средствo для этого – изобразитeльная деятельность для ребёнка.
В процессе рисовaния, лепки, aппликации ребёнок испытывaeт разнообразные чувства: радуется созданному им крaсивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
Oн приобретает знaния о предметах и явлениях, о средствaх и способaх их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Изобрaзительная деятeльность очень интересна для ребёнка – дошкольника, потому что удовлетвoряет его желaние действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражaть полученные впечатления от окружающей жизни, выражать своё отношение к увидeнному, пережитому.
Публикации по теме:
«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»
Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.
Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)
анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.
Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна
. Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна
В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.
Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна
Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.
Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.
Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от.
Источник
Ксюша Никулина
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Зачем нужно специально заниматься с ребенком?
Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:
1. Поставить цель.
2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одеж-ду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны суметь сделать каждый из этих шагов в от-дельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности или, как говорят специалисты, когнитивного развития, является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.
Мы можем обучать ребенка в процессе специально организован-ного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.
Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило (или должно произойти) с ребенком во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.
Часто получается так, что навык, отработанный на занятии, ока-зывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно использует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет. Например, медведь собрался к бабушке в гости. Сел в машину и поехал. По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом машина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трамвай, купить билет и т. д.
Я не случайно уделяю такое внимание сюжетной игре, потому что дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время как именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.
При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятии, в быту и в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятии ребенок учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые — к зеленым.В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».В игре в солдатиков: «У меня будут красные солдатики, а у тебя — зеленые. Давай построим стенки из кирпичиков. Я беру своих солдатиков, ты — своих, они будут сражаться».
Понятие или навык действительно усвоены ребенком только то-гда, когда он начинает самостоятельно его использовать.
Особенности развития детей с синдромом Дауна
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:
1.Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование от-вета;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно вос-требованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу-ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Источник
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»
ПРОЕКТ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».
г. Нижневартовск 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы……………………………………
- Обоснование и социальная значимость…………………………
- Цели и задачи………………………………………………………
- Концептуальный подход…………………………………………
- Принципы реализации подпрограммы………………………….
- Механизм реализации подпрограммы…………………………..
- Разделы реализации подпрограммы……………………………..
- Список используемой литературы……………………………….
- Приложения………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы | Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится» |
Юридический адрес учреждения | Ул. Интернациональная, 24А г.Нижневартовск ХМАО |
Форма проведения | Стационар |
Целевая группа | Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 9-ти лет |
Место проведения | КУ «Детский дом «Аистенок» |
Нормативно-правовая база |
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
|
Структура программы «У нас все получится» | |
Цель проекта | работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни. |
Задачи | 1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка. 2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы. 3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение). 4.Развивать общую и мелкую моторику. 5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения. 6.Стимулировать речевую активность. 7.Развивать личностные качества ребенка. 8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении. 9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова). 10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей. |
Принципы разработки и реализации программы |
|
Разделы программы | Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность |
Разработчик | Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г. |
Источники финансирования | Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения |
Ожидаемые результаты | Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
- Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
- Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
- Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни — от однословных фраз к предложениям, а другие — от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
- Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
- Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Программы развития детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от 0 до 4 лет, при условии, что ребенок растет в семье. Но дети с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях домашнего воспитания и обучения.
Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна была разработана подпрограмма «У нас все получится»».
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет
ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся возможностей и состояния здоровья.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.
Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России
В программе «У нас все получится» не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и решения трудностей.
Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом и психологом корректируют работу группы и развитие детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Принцип индивидуальности
- Принцип коллективной творческой деятельности
- Принцип комплексности
- Принцип сотрудничества
- Принцип добровольности и равноправия
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:
- Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
- Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
- Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
- Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
- Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
- Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Основные задачи.
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.
Предполагается, что каждый ребенок сможет:
— самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;
— вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;
— расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;
— ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;
— начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
- Социализация:
- развитие игровой деятельности;
- участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
- формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
- Развитие речи:
- развивать понимание обращенной речи;
- учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
- учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением;
- стимулировать развитие активной речи:
- учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова, отдельные слова;
- произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
- учить отвечать на простые вопросы.
- Формирование элементарных математических представлений:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
- развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- увеличение объема памяти.
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
- обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
- Сенсорное воспитание:
- формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
- развивать пространственные представления;
- стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и
речевых звуках;
- учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.
Источник