Развитие самообслуживания у детей с синдромом дауна

Развитие самообслуживания у детей с синдромом дауна thumbnail

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки»

Стационарное отделение

Формирование навыков самообслуживания

у детей с синдромом Дауна

дошкольного возраста

воспитатель:

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Дети с синдромом Дауна отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.

Для всех таких детей значимым является овладение этими навыками, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в макросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия. Особое внимание обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно — бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в слонах и фразах своих действий.

Из опыта нашей работы с детьми с синдромом Дауна я считаю, что самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить — чему его следует учить — это оценка уровня развития. Эти знания помогут провести тестирование и правильно выбрать пути и направления своей работы с ребёнком. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать: мелкая моторика; восприятие речи; самообслуживание, т. е. способность самостоятельно выполнять личные потребности; социальные навыки — умение взаимодействовать с окружающими.

Многие задачи мы решаем в обычных житейских ситуациях и во время игр. Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице. Игра — основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые мы формируем у ребёнка, можно представить как игровые. Не нужно настаивать на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть.

Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра — та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир Специальные занятия мы делаем короткими, меняя виды деятельности. Например: 10-15минут — развитие мелкой моторики,10- 15 минут — игровые занятия,10- 15 минут — чтение, рассматривание иллюстраций. Итого — 45-50 минут (при каждом занятии мы учитываем индивидуальные особенности ребенка).

Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Параллельно должна вестись работа с родителями. Ведь в работе с ребёнком с синдромом Дауна нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому подключаем к занятиям всех членов семьи. Занятия должны быть интересными и сбалансированными.

В своей практической деятельности мы стараемся разделить процесс обучения в несколько этапов. Нужно дать ему указания, соответствующие той ступени обучения, на которой он находится.

-«Возьми щетку, открой тюбик…»

-«Почисти зубы».

Если указания недостаточно, нужно продемонстрировать на себе, это полезный приём.

Необходимо оказывайте ребёнку физическую помощь, т. е. сначала нужно взять руку ребёнка и выполнить вместе с ним, затем держать за запястье, затем за локоть.

Можно помочь ребенку, Например, колпачок тюбика зубной пасты ослабить перед тем, как попросить ребёнка почистить зубы.

После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт, погладить, прикоснуться.

Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем — то, к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.

В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно-гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения [31, с. 86].

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что детей с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как в связи со своими особенностями, игра у этих детей сама не формируется.

Читайте также:  Корешковый синдром шейного отдела уколы

Формируя у умственно ограниченного ребенка социальные (как и любые другие) навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть конфету при обучении разворачиванию оберток) и т. д.

Общаясь с детьми, необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой интонацией. Нужно больше разговаривать, называя свои действия, т. е. оречевляя всё происходящее. Необходимо постоянно поддерживайте внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Разговаривая с ребёнком, можно дать ему время на ответ. Нужно учить адекватно вести себя дома и в общественных местах, учить выполнять правила поведения на улице, учить критически относиться к своим поступкам, учить организованности и выдержке, подавляя желание «Я хочу!» отвлечением и убеждением или игнорированием его требований.

Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно — практических навыков должно быть особо значимым.

Источник

Развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом, с синдромом Дауна.

Несмотря на разницу в проявлении нарушений здоровья, у детей с аутизмом, синдромом Дауна идентичные проблемы, мешающие овладеть азами самообслуживания:

1.расторможенность

2.отсутствие реакции на просьбы взрослого, нарушение коммуникативных навыков

3.нарушение моторики

4.поведенческие стереотипы, особенно у детей с аутизмом

Существует несколько методик, обучающих ребенка азам самообслуживания и бытовым навыкам.

Наиболее известна в зарубежных странах программа коррекционной работы «Хайскоуп», основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Согласно методике для успешного развития необходимо:

-предлагать детям множество разнообразных материалов для игр и экспериментирования, используя в основном бытовые предметы,

-представлять им выбор занятий,

-разговаривать с ними и позволять им разговаривать во время игры,

-предлагать помощь и поддержку в решении проблем, но не давать указаний и не решать проблемы за них.

Приступая к обучению ребенка по программе «Хайскоуп», взрослые должны обеспечить ребенка личными предметами самообслуживания, идентичными предметами взрослого человека: личным пылесосом, щеткой для одежды и обуви, вешалкой для детей, тряпкой и т. д. Ребенка до начала работы по программе нужно обучить пониманию и осуществлению простых действий: возьми, положи, нажми, стоп и т.д. Ребенок должен быть контактным.

Далее взрослый своим примером показывает, что как надо делать, при этом взрослый короткими фразами комментирует. Пример: «Из чашки пролилась вода. На столе лужа. Лужа -это плохо. Мама возьмет тряпку, Саша возьмет тряпку. Мама протрет лужу, Саша протрет лужу. Лужи нет. Это хорошо».

Так как ребенку проще жить в упорядоченности и режимности, надо ввести ему некоторые подсказки. Например: сначала ты уберешь игрушки, а потом пойдем полдничать. Известны случаи, когда дети с синдромом Дауна или аутизма, обучившись ряду полезных домашних навыков, практически полностью снимали с родителей заботы по дому, что облегчало жизнь и улучшало эмоциональный настрой в семье.

Ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания — специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения. При обучении и отработке каждого навыка необходимо облегчить ребенку первые шаги по его освоению, например:

-умение надевать носки лучше формировать на примере маминых или папиных шерстяных носков, больших размеров и более удобных по структуре;

-обучение расстёгивать пуговицы с большим успехом пройдет с использованием пуговиц пальто;

-научиться мыть руки малыш может быстрее, если кусок будет подходящего размера;

-научиться пить из чашки проще с пластмассовой без ручки, достаточно узкой или стакана.

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейших действий, нежелание выполнять уже освоенное. Вознаграждение советуют использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявленной информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться нужно медленно и маленькими шагами, начиная обучения с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.

Необходимым условием обучения ребенка является так называемые подготовительные навыки- базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на свое имя и выполняет простые указания ,знает предметы быта по их названию, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него…) и мелкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляция с водой) Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками.

Нередко в ходе обучения бытовым навыкам и самообслуживанию используется физическая помощь ребенку со стороны взрослого- так называемый прием «рука в руке». Это уверенное управление руками ребенка, при этом рука тренера находиться поверх руки ребенка. Сам тренер находится за спиной или сбоку ребенка, чтобы создать иллюзию самостоятельности. Необходимо стараться побыстрее уменьшить подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя ребенку возможность выполнять это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Еще одно важное правило -это непрерывность учебного процесса.

Читайте также:  Гангренозный аппендицит гнойный перитонит синдром короткого кишечника

В роли учителя может выступать каждый член семьи — достаточно лишь убедиться, что в своих занятиях с малышом все придерживаются сходных принципов и приемов, одинаково оценивают происходящее. Если в семье действуют совместно, результаты приходят быстрее.

Источник

Особенности воспитания элементов самостоятельности

у детей с синдромом Дауна и РДА

Ключевые слова: Дети с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), дети с РДА (ранним детским аутизмом).

Аннотация: автор пытался раскрыть необходимость и актуальность формирования навыков самостоятельности у разных категорий «особых» детей, и пути решения данной проблемы.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо начинать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным в зависимости от возраста и диагноза ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью; это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия. Если говорить о детях с ОВЗ, к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Именно ближайшее семейное окружение: мама, папа, бабушка и дедушка — транслируют жизненные принципы и образцы поведения. Очень многое зависит от отношения родителей, от их веры в возможности ребенка и их безусловного принятия. Если не выдвигаются чрезмерные требования, перед ребенком не ставятся «поднебесные» задачи, а планомерно и очень терпеливо развиваются его личность и такие качества, как ответственность, настойчивость, любовь и терпение, можно говорить о начальном этапе становления самостоятельности.

Главный принцип воспитания самостоятельности детей с ОВЗ – идти от самого ребенка и его возможностей. Для этого необходимо присмотреться к нему, что у него получается, что может выполнить с помощью взрослого, а что сам: выбросить мусор, убрать игрушки, застегнуть молнию на куртке, умываться, и т.д.

Задача на начальном этапе – превратить унылое и рутинное действие в праздник и радоваться даже незначительным проблемам ребенка. Не относиться к его деятельности как к чему – то само собой разумеющемуся. «Помоги мне сделать это самому» — вот принцип воспитания самостоятельности.

Теперь, рассмотрим, как следует формировать «элементы самостоятельности у разных категорий детей с ОВЗ»:

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому, но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Навыки самообслуживания и поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо учить ребенка с синдромом Дауна. Они не только обеспечивают самостоятельность и соответствующую возрасту независимость, но и служат развитию личности ребенка, способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.

Практический опыт и анализ научных исследований красноречиво свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

К числу основных навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

  1. навыки самообслуживания, т.е. умения: одеваться и раздеваться; ухаживать за собой (чистить зубы, причесываться); пользоваться туалетом; пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом; резать ножом; купаться и умываться, мыть голову.
  2. навыки ухода за домом, т.е. умения: накрывать на стол и убирать со стола; мыть посуду; расстилать и застилать кровать; поддерживать порядок и чистоту в доме (подметать и мыть пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить); создавать и поддерживать уют в доме (ухаживать за комнатными растениями и др.).

Кроме того, то или иное достижение на пути к самостоятельности способно мгновенно поднять самооценку ребенка, повысить его социальный и психологический статус внутри семьи и детского коллектива, побудить к дальнейшим усилиям и новым достижениям.

Необходимым условием обучения ребенка указанным умениям являются так называемые подготовительные навыки – базовые моторные и психические функции, лежащие в основе любой деятельности, такие как концентрация внимания (ребенок откликается на свое имя и выполняет простые указания, знает предметы быта по их названиям, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба по горизонтальной поверхности и по ступенькам, умение садиться на стул и вставать с него) и тонкая моторика (выполнение простых манипуляций с предметами, умение брать мелкие предметы двумя пальцами, манипуляции с водой). Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками.

Как и почти во всем, при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены ребенок с ОВЗ нуждается в создании специальных условий. Важна, даже такая мелочь, как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), резиновый коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т.д.

Ребенку с синдромом Дауна необходимы именно «уроки» самообслуживания – специально выделенное для отработки навыков время, несколько минут обучения и повторения. При обучении и отработке каждого конкретного навыка необходимо максимально облегчить ребенку первые шаги по его освоению.

Кроме того, серьезной проблемой может стать отличие требований, которые предъявляются к ребенку в семье разными взрослыми. Во избежание подобного рода разногласий и противоречий, способных осложнить путь ребенка к самостоятельности, всем взрослым необходимо четко понимать, какими навыками и умениями ребенок владеет на данный момент, что уже сейчас он способен делать самостоятельно, и придерживаться во взаимоотношениях с ребенком одинаковых требований к нему.

Читайте также:  Как избавиться от синдрома брошенной

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом. Неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие. В качестве поощрения могут использоваться материальные стимулы: любимые ребенком угощения, понравившаяся игрушка, просмотр мультфильма; в более старшем возрасте: жетоны, наклейки или «звездочки» в дневнике успехов ребенка. Вознаграждение необходимо использовать сразу, как только ребенок совершил необходимую операцию.

Впрочем, похвала и награда желанны для любого ребенка, а обучение детей с синдромом Дауна должно также учитывать их индивидуальные типологические особенности. Необходимо делать скидку на определенную инертность психических процессов, существенный латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка. Продвигаться в обучении нужно медленно и маленькими шажками, начиная обучение с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребенком, и переходить на следующий этап лишь тогда, когда ребенок к этому готов.

При обучении умениям, предполагающим выполнение цепочки отдельных действий и операций, всегда идущих в определенной логически выстроенной последовательности, наибольшую эффективность демонстрирует методика с использованием приема инверсии. Инверсия преследует цель облегчения освоения ребенком того или иного навыка путем сокращения количества звеньев (цепочки операций), предлагаемых ему для усвоения на каждом этапе обучения. Используя инверсию, взрослый на начальном этапе обучения выполняет практически всю необходимую цепочку операций самостоятельно, оставляя ребенку лишь завершающий шаг и закрепляя его раз за разом. Следующий этап обучения заключается в присоединении к уже освоенной операции той, что предшествует ей в цепочке действий, составляющих данный навык, и закреплении уже двух последних шагов. Постепенно взрослый, делая за ребенка все меньше операций, подводит его к полностью самостоятельному выполнению всей цепочки действий.

Помощь предоставляется в виде указательного жеста или словесной подсказки. Еще одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта, – это непрерывность учебного процесса.

Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему еще не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени. Настойчивость и терпение – вот главные качества педагога.

Дети с РДА. Состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего вида. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, проявляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверх ранимость в контактах со средой в целом.

Ребенку — аутисту необходимо научиться не только всему тому, чему учат остальных детей, но и иному другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смысл человеческой жизни, социальную жизнь, усвоение этой роли, стереотипа социального поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми. Содержанием обучения может быть и обучение коммуникации и бытовой адаптации, расширении знаний об окружающем мире, других людях. Чем больше таких навыков он усваивает, тем более структурно разработанной, устойчивой становится его социальная роль, разнообразные стереотипы социального поведения.

В основном такая работа должна проводится дома и ее приемам нужно обучать, прежде всего, близких, т.е. тех, кто все время находится рядом с ним. В то же время ее доля может быть велика и в образовательном учреждении, в группе, которую посещает ребенок — аутист. Особенно это касается обучения навыкам социального поведения, коммуникации со сверстниками и взрослыми: формирование умения обратиться с просьбой, задать вопрос, самому ответить на приветствие, обращение.

С ребенком должна быть специально проговорена последовательность подготовки к учебному дню, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набор учебных материалов, последовательность подготовительных действий.

В самом обучении, так же как и в ситуации обследования, важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством.

Следующий момент, который необходимо учесть в работе с аутичным ребенком, — его трудности и понимания смысла происходящего вокруг себя. Среда, в которой живет и общается аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной его возможностям к восприятию этих смыслов. Каждое действие должно обсуждаться и проговариваться с точки зрения важности для ребенка и его близких.

Такие дети должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, что такое хорошо и что такое плохо, чего от них ждут окружающие, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая все возникающие жизненные  ситуации. Для этого очень важен развернутый эмоциональный подробный комментарий взрослого.

Воспитание самостоятельности здесь идет по тем же законам, что и в норме, учитывая замедлении темпа и особенности развития конкретного ребенка.

Т.о., воспитание навыков самостоятельности у детей с ОВЗ – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей

Источник