Развитие моторики детей с синдромом дауна

Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.

Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:

Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:

• плоское лицо;

• укороченный череп;

• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;

• особый разрез глаз;

• гиперподвижность суставов;

• плоская форма затылка;

• недоразвитие средних фаланг пальцев;

• открытый рот;

• различные зубные аномалии;

• плоская переносица;

• короткий нос.

Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.

У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).

Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:

• мышечная гипотония;

• катаракта;

• врожденный порок сердца;

• косоглазие;

• деформация грудной клетки;

• эписиндром;

• стеноз двенадцатиперстной кишки;

• лейкоз.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:

•появление навыков запаздывает;

•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение

слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);

•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.

Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.

Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.

Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).

Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через

прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.

Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».

Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:

• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.

• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.

• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.

Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:

Массаж ладошек

Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;

•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых

щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);

Разрывание бумаги.

Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.

•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка

при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);

•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав

-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);

•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка

кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);

•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в

гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);

•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);

•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);

•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);

•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.

Читайте также:  Болит голова синдром позвоночной артерии

Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Источник

Развитие навыков мелкой маторики
у детей с синдромом Дауна.

Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.

В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.

Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:

  •  имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
  • наблюдается сниженный мышечный тонус,
  • присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
  • часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»,
  • имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина  (сначала очень мягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом,

делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилина. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Или другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.

Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».

Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичные игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.

Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.

Изготовьте тренажёры – ленту. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Учите ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом ленты должны быть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.

Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.

Возьмите колечко кольцеброса, научите ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Научите ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста. Предложите малышу свернуть бумагу в шар.

Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики (сделайте их сами, набив разными вещами пластмассовые коробочки из под киндер-сюрприза), потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.

Возьмите прозрачный стакан с водой, добавьте туда комком яркую гуашь, научите ребёнка размешивать краску в стакане ложкой. Можно обыграть это упражнение – вы готовите, например, кукле лекарство.

Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научите ребёнка просеивать песочек с помощью

ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.

Играйте как можно более разнообразно с музыкальными детскими инструментами. Советую приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах, обратите внимание на русские народные и украинские инструменты. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино. Отмечу особо, что у детей с синдромом Дауна часто просто великолепные музыкальные способности.

Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. Но даже без специальных курсов, вы можете развивать ручки ребёнку – посадите на стульчик, дайте ребёнку схватиться ладошкой за большие ваши пальцы, а остальными вашими пальцами обхватите ручку ребёнка. Потяните к себе, чтобы ребёнок привстал. Как только ребёнок научится крепко хвататься, разнообразьте упражнение, предлагая схватиться за палку, кольца кольцеброса. Устройте шуточное перетягивание верёвочки или палочки.

Читайте также:  Остеохондроз шейного отдела позвоночника с корешковым синдромом симптомы

Можно использовать игрушечный руль. Ребёнок не только будет нажимать на кнопочки, но и крутить руль , отрабатывая движения запястья.

Если ребёнок уже достиг возрасте 3-4 лет, предложите ему поиграть под вашим присмотром прищепками и скрепками. Прищепки нужно прикреплять на круглую металлическую коробку из-под конфет или печенья, а потом – снимать. Для работы со скрепками приготовьте яркое пособие – из жёлтого плотного картона изготовьте рисунок- солнышко. Малыш на начальном этапе учится только снимать скрепки — лучик, которые вы заранее надели на солнышко. А на следующих этапах – уже сам надевает.

Кончено, упражнений гораздо больше, развивайте мелкую моторику, играя!

Источник

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна

Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т. е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка — то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, — развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей — это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель.

В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития — и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в «беседу», когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами «референтно» — после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding — строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Читайте также:  Неотложная терапия обструктивного синдрома и крупах

Второй год жизни

Развитие речи

Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка.

Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. «Средняя» группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), «быстрая» группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и «медленная» группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи — непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать.

Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества «совместных действий», который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них — потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это — уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест «мышка», хотя было произнесено слово «мишка» (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат.

Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова «мышка», «мишка», «миска» могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в «средней» группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в «медленной» группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в «быстрой» группе, их прогресс всё равно проходил в рамках «нормального» развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Источник