Работа с родителями ребенка с синдромом дауна в доу

Работа с родителями ребенка с синдромом дауна в доу thumbnail

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»

                                                                         Воспитатель Бурковская Г. В.

Сургут, 2016 г.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

        В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2.Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

  • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
  • трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
  • нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Как заниматься с ребенком

       Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность, так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Каждый человек только часть знаний получает в процессе специальных занятий. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Ребенок, конечно, не является исключением, для него основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом – специально организованные дидактические занятия.

Когда можно начинать проводить с ребенком дидактические занятия?

         Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять ваши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, вы даете ребенку чашку и просите поставить ее на стол, одновременно показывая, как вы ставите свою чашку. При этом он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнять данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Как правило, дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.

Какой материал использовать для занятия?

         В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть тот материал, с которым он «работает», чтобы ему было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и каштаны или вилки и ложки. И, может быть, шишки и каштаны окажутся для ребенка самыми привлекательными. Старайтесь для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

         Большую часть пособий, необходимых для занятий с ребенком, родители могут сделать сами, используя подручные средства, так, как это описано в начале заданий.

Как проводить занятия за столом?

         Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

         Сядьте за столик напротив ребенка таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за обычным столом: подставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находится примерно на уровне его груди.

         Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдерживайте паузу, давая ребенку подумать и ответить. Не торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.

         Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например, показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои (совмещенное выполнение) или выполнив часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.

          В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание может занимать 2-3 минуты, а все занятие – 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена до 5-7 минут, а продолжительность занятия до 30-40 минут.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

         Самое первое условие – эти занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся вашему ребенку.

          Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Задание, по возможности, должно быть построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели. Его цель и ваша часто могут не совпадать. Например, вы предлагаете ребенку кидать монетки в копилку для развития мелкой моторики. Ребенок же делает это потому, что ему очень нравится звук, который раздается, когда монетка ударяется о дно копилки.

Читайте также:  Респираторная инфекция с кишечным синдромом

           Не всегда удается сделать задание интересным для ребенка (особенно на первых этапах), и тогда он выполняет его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание! Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

            Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза сидя за столом, предъявление пособий, особая «менторская» интонация взрослого и т. д.). В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. За столом в это время можно заниматься чем-то другим, например, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть с вами интересно, и он действительно может сделать то, что вы просите, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Как обучать ребенка в игре?

          Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, вы можете принять на себя роль «продвинутого ребенка». Играя сами, вы показываете ребенку, что он может делать с игрушками. Возможно, в первое время вы будете разыгрывать спектакль, а ребенок будет зрителем. Затем, подражая вам, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом постепенно научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, вы можете подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности.

          Комментируйте свои действия и действия малыша. Ваши высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Теперь он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!», а не: «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! Ну вот, я так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!». Если первый комментарий позитивно описывал действия малыша и ставил перед ним задачу, то второй содержит в себе напоминание о том, чего делать нельзя, и своей декларативной формой переводит игру в скучное обучение.

           В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, подумайте, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, вы учите ребенка строить ворота из кирпичиков. После того как ворота построены, предложите ему провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а, кроме того, будет рад возможности снова их сломать.

         После занятия-презентации, когда вы продемонстрировали малышу модель поведения, оставьте игрушки в поле досягаемости и дайте ему возможность самому попробовать поиграть ими.

Как обучать ребенка в быту?

         Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья (руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т. д.

         Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражая вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами. Если у него что-то не получается, покажите ему правильные движения, действуя его руками.

          Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ним то, что вы делаете. Особенно выделяйте и интонационно подчеркивайте эмоциональные моменты: «Ой, лужа!» или «Ой, мокро (горячо, тяжело и т. д.)!».

          Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за все, что он сделал, а также и за попытки помочь вам. Комментируя свои и его действия, вы можете повторять и размер, и цвет, и другие признаки предметов (тяжелый, холодный и т. д.). Вы можете заниматься обучением счету, накрывая на стол, подбором пар, раскладывая носки после стирки. Маленькие дети обычно с удовольствием помогают родителям по хозяйству, позже их труднее к этому приучить.

Почему нарушение чувствительности влияет

на готовность ребенка заниматься?

         У многих детей с синдромом Дауна снижена болевая и тактильная чувствительность, часты нарушения зрения и слуха, поэтому у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», то есть им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны. Если у ребенка выраженный сенсорный дефицит, то он будет всячески стремиться получать разнообразные ощущения для того, чтобы его компенсировать: упорно стучать игрушками, раскачиваться и т. д. Дидактическое занятие, сидение за столом, использование карточек или картинок такого ребенка не привлекают, и он будет от этого уклоняться. Если родители, рассердившись, нашлепают его, он, может быть, будет доволен, поскольку ему, наконец, удалось получить достаточно сильные ощущения, которые он действительно почувствовал.

          Для предупреждения сенсорного дефицита вы можете крепко обнимать ребенка, «возиться» и бороться с ним или, раздев, заворачивать в грубую махровую простыню, шерстяное одеяло, или засыпать его подушками, чтобы он сам из-под них выбирался.

          В подобные игры чаще играют с мальчиками, но они также полезны и девочкам. Во время таких игр важно, чтобы всем было весело, взрослые вели бы себя эмоционально, помогая ребенку сравнивать и оценивать полученные ощущения.

          Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины, пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игры с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Можно перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

          Летом при хорошей погоде старайтесь, чтобы малыш мог поползать и поваляться на песке и на траве, построить замки из песка, глины, камешков и веточек. Не бойтесь, что он испачкается. Если ребенок отказывается от таких игр, может быть, вам стоит самим показать ему пример.

Читайте также:  Синдром ожидания неудач у мужчины

Источник

Государственное общеобразовательное учреждение

Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Консультации для родителей

детей с синдромом Дауна

Учитель-дефектолог: Тарбеева Е. В.

Консультация № 1

Зачем нужно специально заниматься с ребенком?

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой задачу максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной жизни в будущем. Для этого необходимо:

  1. Планировать цель.

  2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

  3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться. И вы должны суметь сделать каждый шаг в отдельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.

Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Н-р, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило с ребенком во время посещения врача. Кроме того умения переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.

Часто получается так, что навык отработанный на занятии, оказывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра оказывается менее развитой, чем его «академические навыки». И хотя ребенок правильно использует игрушки, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет.

Не случайно большое внимание уделяется сюжетной игре, обычно дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Поэтому большая просьба уделить этому значительное внимание. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.

Удачи, терпения и радости совместной деятельности с малышом

Консультация № 2

Как заниматься с ребенком?

Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность,так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомиться с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребенка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом — специально организованные дидактические занятия.

Как проводить занятия за столом?

Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сядьте за столик таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находиться примерно на уровне его груди.

Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребенку подумать и ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнить часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

  1. Самое первое условие — эти задания должны нравиться вам самим.

  2. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.

  3. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.

  4. Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

  5. Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.

Как обучать ребенка в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.

Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.

Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете.

Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.

Консультация № 3

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

«Пирожки»

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца;

2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты);

3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

«Дятел»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

2. — наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

Читайте также:  Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии

3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;

4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

«Стирка»

Мы бельё стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили —

То-то стало весело!

1. Тереть один кулачок об другой;

2. движения ладонями вправо — влево;

3. сжимать — разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;

4. поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы разведены в стороны («фонарики»).

«Радуга»

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, Колоколнышко!

1.Раскрытыми ладонями, с растопыренными пальчиками рисовать движение полукруг, из одной стороны в другую;

2. раскрытыми ладонями движения от себя;

3. —————»—————к себе;

4. «шагать» по столу поочередно указательными и средними пальцами обеих рук; t

5. «поскакать» по столу всеми пальцами начиная с мизинца, поочередно;

6. нарисовать в воздухе круг раскрытыми ладонями;

  1. собирание в щепоть всех пальчиков (имитируя колокольчик).

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз — движения повторяющиеся, ритмичные;

2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть — имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок — движения вертикальные, вверх — вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем — движения ритмичные, одновременные.

«Дружная семейка»

1,2,3,4,5 Показ пальцев

Вышли пальчики гулять Имитация шагов пальцами.

Этот пальчик в лес пошел, Растираем мизинец.

Этот пальчик гриб нашел, Растираем безымянный палец.

Этот пальчик чистить стал, Растираем средний палец.

Этот пальчик жарить стал, Растираем указательный палец.

Ну а этот только ел, Растираем большой палец.

От того и потолстел! Показываем его кверху.

Консультация № 5

Двигательные упражнения на развитие координации движений

«Доброе утро»

Кто спит в постели сладко? Руки сложены под щекой.

Давно пора вставать! Руки поднимать вверх, подтягиваясь.

Спешите на зарядку Ходьба на месте.

Мы вас не будем ждать!

Распахнуто окошко, Имитировать руками распахивающееся окно.

Нам холод нипочем!

Походим мы немножко Ходьба на месте.

И сон с себя стряхнем! Руками встряхивать.

Но чтоб совсем проснуться,

Нам нужно потянуться. Поднимать руки вверх и подтягиваться.

Начинай! Не спеши.

Через нос ровней дыши. Дышать носом.

«Ножками потопаем»

Цель: развивать общую координацию движений.

«Ножками потопаем, (топают)

Ручками похлопаем. (хлопают)

Наши пальчики, (делают движения указательными

Словно зайчики. пальчиками вверх и вниз)

Наши ручки – птички:

Воробьи, синички. (делают расходящиеся «фонарики»)

К Матреше полетели, (делают летящие движения руками, приближаясь к игрушке)

У Матреши сели. (присаживаются, руки кладут на колени)

Зернышек поели, («клюют» по коленочкам)

Песенку запели.

«Две подружки«

Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

«На прогулку»

В лес осенний на прогулку

Приглашаю Вас пойти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат – шелестят,

Будто опять закружиться хотят

Ш-ш-ш-ш…(дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу, качают руками вправо – влево).

«Гости»

Кукла Маша услыхала – (подскоки)

Самой первой прибежала.

Вот шагают петушки – (ходьба с высоким подъемом колена)

Золотые гребешки.

А матрешки, (топающий шаг)

Куклы-крошки,

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

А веселые Петрушки

Взяли в руки погремушки,

Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

«Яблоки»

Веточки на яблоньке повисли от печали, (поднять руки вверх, кисти опущены)

Яблоки на веточках висели и скучали. (покачать опущенными кистями)

Девочки и мальчики ветки раскачали, (покачать поднятыми вверх руками)

Яблочки о землю громко застучали. (поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены).

«Дует ветер»

Дует ветер нам в лицо

И качает деревцо

Деревцо все выше, выше

Ветерочек тише, тише. ( имитация движений по тексту)

Мы скачем по дорожке»

Мы скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки, (подскоки)

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали,

Подойдите, посмотрите,

То уже не аист – птица,

То лягушечка – квакушка (присесть, обхватить руками колени)

Ква-ква-ква кричат подружки.

Скок-скок-скок

Поскакал я, сколько смог.

«Снежинки»

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки. (поочередно поднимают и опускают руки)

Это зимушка – зима

Рукавами повела. (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки (кружатся, руки в стороны; приседают; выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой).

Динамическое упражнение «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так, вот так,

Дружно лапы поднимали.

«Воробушки»

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонечко летят,

Полетели, полетели

И на веточки уселись.

Перышки почистили,

Хвостиком стряхнули.

Опять полетели.

На дорожку сели,

Прыгают, чирикают,

Зернышки клюют. (дети, сидя на корточках, поворачивают голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево руками; темп средний; садятся на стульчики, трут руками плечи, крутят попками, снова «летят» (бегают), садятся на корточки, поворачивают голову вправо – влево, имитируют действия птенцов).

«Руки подняли…»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложили назад.

«Птички»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Птички летали,

С ребятками играли.

(бегают по кругу на носочках, помахивая руками)

Крыльями махали, (машут ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели.(руки на плечи).

«Машина»

Би – би – би

Гудит машина (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук – тук – тук –

Мотор стучит (ритмично хлопают руками)

Едем, едем, едем, едем, — (ритмично потопывают ногами)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,

Шу – шу –шу –

Они шуршат (потирают ладони)

Быстро крутятся колеса,

Та – та- та –

Вперед спешат (делают ритмичную «вертушку» руками)

«Мы шли»

Мы шли-шли-шли

Землянику нашли

1,2,3,4,5

Мы идем искать опять (наклоняясь левой рукой, коснуться правой ноги, правая рука остается на поясе).

Потом увидим «ягодку» (у левой ноги «сорвать» ее правой рукой)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

«Буратино»

Буратино потянулся,

руки в сторону развел,

Раз нагнулся, два нагнулся

и тихонечко пошел.

(сопровождать слова соответствующими движениями)

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много.

Вот: (Загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. («Варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Источник