Работа с детьми с синдромом аутизма

Работа с детьми с синдромом аутизма thumbnail
  1. Цели занятий с детьми-аутистами
  2. Методы работы с аутичными детьми в группе
  3. Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе
  4. Ошибки при работе с ребенком-аутистом

Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями: оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими людьми и его отношение к ним. Дети-аутисты испытывают затруднения в построении отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого человека. Таким образом, даже высокофункциональный аутист чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:

  • социального взаимодействия;
  • социальной коммуникации;
  • социального воображения.

Квалифицированные школьные педагоги и воспитатели детских садов знакомы с алгоритмами включения особенных учеников в класс или детсадовскую группу нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность). Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей. Кроме того, аутичные дети в школе нередко не усваивают всю программу и могут плохо контактировать со сверстниками.

Существуют проверенные приемы и рекомендации, как заниматься с детьми аутистами в группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия обучения – о них мы и поговорим в этой статье.

Работа с детьми с синдромом аутизма

Цели занятий с детьми-аутистами

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

    • поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
    • посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы. Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки. 

Методы работы с аутичными детьми в группе

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно использовать следующие методы:

  • сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;
  • поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста, связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за минуту до начала этого занятия);
  • разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в коридор, обойти класс по периметру, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом. Такие передышки не дают накапливаться усталости и способствуют лучшему усвоению учебной информации.

Если ученику нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая учителя, или рисовать что-то в тетради – не стоит запрещать ему это: так ему проще сосредоточиться на объяснении учебной темы. Также стоит подобрать игры для детей аутистов, которые помогут лучше усвоить материалы. 

Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному ученику складывать в шкаф учебные пособия по определенной системе.

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника или младшего школьника с РАС могут возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть готовым.

В школе

Аутичный ученик в школе может вести себя как очень маленький ребенок: ему может быть трудно усидеть за партой, он будет стремиться встать, пройтись по классу, прервав урок и т. д. При этом он может очень быстро осваивать какой-либо сложный учебный материал (например, иностранный язык), но нуждаться в дополнительной поддержке педагога для усвоения обыденной информации и переноса навыков из АВА-занятий в реальную школьную жизнь.

Также ученик может игнорировать учительские обращения к нему и отказываться от выполнения инструкций, будто бы не слыша и не видя педагога. Однако зачастую он вполне способен понимать происходящее, а внешнее «игнорирование» основывается лишь на затрудненных концентрации и реакции.

Задача учителя – деликатно приучить ученика к стабильной работе на уроках. «Торопить события» не стоит: процесс должен быть как можно более мягким и постепенным, поскольку излишнее переутомление ребенка может привести к его нервному перевозбуждению, стереотипным действиям, истерике и т. д.

В детском саду

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет), оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад «внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика, посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там. Также помогут и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими людьми.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника лечение клизмами

В секциях

В секции или кружке ребенок может столкнуться с трудностями в следовании общим инструкциям, данным группе. Поэтому инструкцию лучше повторять для него индивидуально, начиная фразу с его имени. Тренер должен говорить спокойно, внятно и медленно, стараясь использовать короткие предложения и, если есть возможность, дополнять их изображениями, жестами и т. д.

Аутичные ученики часто имеют склонность к буквальному восприятию слов. Поэтому если тренер просит всех «собраться» (то есть, собраться с силами, чтобы лучше сыграть или пробежать/проплыть дистанцию и т. д.) – аутист может решить, что группу просят собраться вместе. Поэтому лучше не использовать идиомы и метафоры слишком часто, чтобы избежать недопонимания.

Работа с детьми с синдромом аутизма

Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

Визуальные коммуникации

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.

Поддержка

Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног».

Сенсорные игры

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Стереотипные игры

Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

Контакт с другими детьми

Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п. При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможности понимания их ребенком.

Ошибки при работе с ребенком-аутистом

Основные ошибки, которые допускают учителя и воспитатели при работе с аутятами, базируются на непонимании самой сути аутизма. К ним относятся:

  • поспешность, желание за короткий срок добиться от аутичного ребенка тех же реакций, что и от нейротипичного, не давая ему времени полноценно адаптироваться к новому коллективу;
  • навязчивое и жесткое принуждение ребенка к взаимодействиям с другими детьми, визуальному контакту, активному участию в общих играх и занятиях;
  • попытки «ускорить» действия малыша, медлительного просто по своей природе;
  • повышение голоса, приказной тон, насмешки и многое другое.

То есть самые серьезные и грубые педагогические нарушения всегда основываются на недостаточной компетентности в вопросах правильного взаимодействия с аутичными учениками. Для сокращения числа подобных случаев созданы курсы дистанционного обучения АВА терапии, программа которых позволяет педагогам и родителям детей-аутистов освоить наиболее эффективный подход к их обучению и всесторонней социальной адаптации.

Источник

Пересыпкина Светлана
Аутисты. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными детьми

Пересыпкина Светлана

тьютор дошкольной группы.

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная

школа – интернат»

Статья: «Система диагностико –коррикционной работы

с аутичными детьми. «

Мать больного аутизмом:

«Мне кажется, что он смотрел на луну

сквозь меня и улыбался ей, а не мне».

Эта статья о «детишках дождя». О детях, которые от нас убегают, прячутся и ищут защиты будто бы под зонтиком. О непоседах, постоянно суетящихся торопыжках, о неумолкающих «птичках – говорунах» и «молчунах – партизанах», бросающих на вас свой недоверчивый взгляд.

Читайте также:  Синдром дауна и болезнь дауна чем отличаются

В коллективе, в котором я работаю, таких деток ласково называют «аутята». Мы их так стали называть после того, как в журнале «Аутизм и нарушения развития» прочитали трогательное стихотворение. Я процитирую в сокращённом варианте:

Мой ребенок — Аутёнок,

Мой ребёнок – аутист.

Он другой походкой ходит,

По – другому видит жизнь.

То смеётся он, то плачет,

То ночами он не спит.

Об одном и том же часто

Упоенно говорит.

То без устали рисует,

То в укрытии лежит, то игрушки разбирает,

А задашь вопрос – молчит.

Неуклюже ест и ходит,

Ну а с техникой на «ТЫ»,

Он в два счета вам раскрутит

Вещь любую на винты.

Мой особенный ребенок –

Нежный, ласковый, родной,

Беззащитный Аутёнок,

Как мы выживем с тобой?

Разделяя твои страхи,

Иногда боюсь сама:

Ну а если что со мною –

Как ты будешь без меня?

Ты взрослеешь, поднимаюсь

По ступенькам я с тобой, мой любимый Аутёнок,

Аутист мой дорогой.

С «аутёнком» раньше или позже встречается любой специалист, работающий в сфере специальной педагогики и психологии. Всегда один – два ребёнка с аутизмом «вкрапливались» в дошкольные группы для детей с ЗПР или в группы для детей с нарушением речи. В любом массовом детском саду всегда находились «аутята» с легкими спектрами нарушений. Дети не всегда могли удержаться надолго в садике в силу своих поведенческих трудностей. В отечественной дефектологии очень долго дети с нарушениями в развитии дифференцировались, а дети с аутизмом часто просто выпадали из учебно–воспитательного процесса. И сейчас ещё дети – аутистыи их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: почему — то человек с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с опаской, страхом, ужасом и даже с некоторой брезгливостью.

Работа с аутичными детьми, а также с их родителями требуют значительных энергетических затрат. Любой специалист, работающий с аутистами, скажет, как непросто работать с этой категорией детей, какие порой непростые отношения складываются со «сложными» родителями «сложного» ребенка. У недоверчивого ребенка и недоверчивый родитель.

Надо сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий с аутичными детишками. Прежде всего он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети чувствуют, когда взрослый раздражен или возбужден.

По частоте ранний детский аутизм находится на 4- м месте среди различных видов патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. Частота этого нарушения оценивается от 5 до 20 человек на 10 тысяч населения. Пока не существует общепринятого подхода к коррекции РДА ни за рубежом, ни в России. В нашей стране большинство пока не готово принять людей с нарушениями, не желает понимать их проблемы. Потребуется время, чтобы общество стало милосердным и гуманным.

Психолого-медико-педагогическая

характеристика детей с аутизмом

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по особому и имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом на 4 группы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.

1–я и 2-я группы — самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный.

1-я группа- «отрешенные дети с лицом принца»

Аутизм детей 1-й группы можно обозначить как «отрешенность». Именно с детьми этой группы у начинающего специалиста возникает ощущения собственной неодушевленности. Первое время дети никак не реагируют на присутствие нового человека, а если позже и начинают его замечать, то относятся к нему как к неодушевленному предмету. Ребенок может взять взрослого за руку и манипулировать его рукой для своих нужд. Ребенок просто использует человека, при этом продолжает как бы не видеть, как бы не слышать, как бы не замечать его. Поведение детей обозначается как «полевое». Всё окружающее поле захватывает ребенка и он не может сосредоточиться на чем-либо больше, чем на несколько секунд. Взгляд ребенка скользит сквозь человека, не останавливаясь. Не смотря на отсутствие экспрессивной стороны речи, ребенок может понимать чужую речь и выполнять требуемые инструкции. «Полевое» поведение проявляется в том, что ребенок бегает, скачет, кружится в пространстве. В коллективе такой ребенок присутствует формально. Его лишь на очень не продолжительное время можно организовать сидящем в кругу или водящим хоровод, Любой контакт его быстро напрягает, истощает, и он начинает убегать. Если что-то оказывается не так, такой ребенок начинает проявлять приступы самоагрессии. Он может начать биться головой о стену или бьёт сам себя руками по голове.

Навыки самообслуживания у таких детей формируются со значительной задержкой и с большим трудом.

Рекомендации специалистов в отношении детей 1-2й групп аутизмане самые утешительные: они могут воспитываться дома или находиться под опекой взрослого в условиях специальных учрежденияй.

2-я группа – «активно отвергающие дети», «тираны семьи».

Проявления аутизма у детей 2-й группы обозначают как «активное отвержение». По сравнению с 1-й группы эти дети в большей степени находятся в контакте с окружающей средой, но среда предстает перед ними как источник глобальной тревоги и страха. Поэтому в качестве защиты от окружающего мира ими выбирается «активное отвержение». Формирование контакта с таким ребенком может занимать довольно продолжительное время. Именно эти дети при форсировании контакта могут отвечать контакта первое время к ним нельзя обращаться по имени – реакция может быть самой непредсказуемой, ребенок может даже укусить того, кто его зовет по имени. По сравнению с детьми1-й группы дети 2-й группы выглядят более встревоженными и испуганными: их взгляд скользит сквозь человека, но можно заметить, что ребенок наблюдает за ним боковым зрением, если не сказать, что он «видит человека спиной». Так же как и дети 1-й группы,дети 2-й группы предпочитают играть с неигровыми предметами: бутылочкой, билетиком, шнурочком. Речь детей на начальных порах представляется в виде вокализаций. В процессе длительной коррекционной работы можно сформировать номинативный словарь, но коммуникативная сторона речи даже при активной психолого — медико-педагогической работе остается в зачаточном состоянии. Даже к 8-ми годам такой ребёнок не всегда становится подготовленным к обучению по программе школы 8-го вида. Дети 2-й группы воспитываются дома или находятся под опекой со стороны взрослых в условиях специальных учреждений.

Читайте также:  Первая помощь при остром коронарном синдром

3-я группа – «захваченные энтузиасты»

Аутизм детей 3-й группы обозначают как «захваченность аутистическими интересами». Особая природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и изолированностью. У одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других – механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники). Дети 3-й группы – это основной контингент аутичных детей, попадающих в любые специализированные дошкольные коррекционные группы. Они так же смотрят как бы сквозь вас. Эмоциональный уровень развития более высок, и при частой встречи со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь – закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Аутодиалоги, аутомонологи, эхолалии, называние себя во втором, третьем лице, по имени, вычурность интонации – вот многообразие спектра специфических речевых нарушений детей 3-й группы аутизма. Именно эти дети надоедают родителям одними и теми же темами разговоров, многократным повторением одних и тех же новых звучных слов, а также бесконечным задаванием одних и тех же вопросов с требованием ответов на них. Стереотипии в речевых высказываниях, играх, рисунках проявляются в многократном воспроизведении одного и того же. У детей этой группы отмечаются бредоподобные фантазии. При активной психолого-медико-педагогической коррекции можно «вытянуть» ребенка 3-й группы. Такой ребёнок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по программе школы 8-го, так и 7-го вида.

4-я группа – «сверхтормозимые», «висящие на матери» дети

Это на первый взгляд самая лёгкая группа детей, наиболее близкая к норме. Не имея серьёзных речевых и интеллектуальных нарушений, такие дети, как правило могут находиться а массовом дошкольном учреждении. Но чаще все же они производят впечатление детей с ЗПР, имеющих спектр невротических нарушений. Дети 4-й группы аутизма отличаются стеснительностью, пассивностью, безынициативностью, повышенной ранимостью. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но, стесняясь, будут отводить взгляд. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стремлением к порядку, при этом они способны обращаться за помощью к взрослым. У них часто наблюдаются страхи. У одних – это сверхценные страхи, например страх насекомых (боятся даже мухи на картинке, у других – страх остаться одному в помещении, третьи просто боятся, что их поругают. Речевое развитие у детей 4-й группы значительно выше, чем у детей 3-й группы, специфические нарушения если и присутствуют, то совсем незначительно. Такие дети более способны к обучению, и при активной психолого-медико-педагогической помощи могут обучаться и по программе школы 7-го вида, и по программе массовой школы.

Качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме

Отмечают в следующем:

1 У ребенка наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам: непереносимость шума, света, нелюбовь к тактильному контакту, брезгливость.

2 Ребенок избегает взгляда в глаза, смотрит как бы сквозь, мимо. Лишь иногда можно поймать мимолентный острый взгляд.

3 У части детей в раннем возрасте не возникает феномен «заражения улыбкой», дети быстро перенасыщаются общением со взрослым, отстраняются от них.

4 Феномен привязанности проявляется в том, что у ребенка либо сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне симбиотической связи (например, к маме, либо симбиотическая привязанность на какой – то период к другому члену семьи.

5 Трудности взаимодействия с окружающими проявляются в том, что взрослому тяжело догадаться, чего хочет ребенок, что его удовлетворяет.

6 Трудности произвольной организации ребенка возникают из-за большой зависимости от влияний окружающего поля. Ребенок больше зависим от окружающего психического поля, чем от близких, — отсюда и трудности организации его поведения.

7 Своеобразные страхи выражаются как общая тревога: всё поле заряжено отрицательно, весь окружающий мир вызывает глобальный генерализованный страх.

Особенности организации коррекционно – воспитательной работы с аутичными детьми.

Коррекционная работа с аутичным ребёнком направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребёнка со взрослым и со средой, на аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребёнка и является самым главным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, а также родителей детей-аутистов.

Одной из основных задач является формирование стереотипа учебного занятия: ребёнок должен привыкнуть к тому, что его учат. Дети-аутисты очень плохо принимают всё новое. Начинать занятие надо с известного для ребенка, а потом вводить что-то новое (игрушку, картинки, задание). Специалистам, работающим с аутичными детьми, следует подбирать доступные для ребенка задания, создавая ситуацию успеха, постепенно усложняя задания. Важно быть последовательным в своих требованиях к ребенку. Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов.

Установление контакта – основная задача в работе с аутичными детьми. Она же представляется начальным, первым этапом работы. Специалисты считают, что необходимо выяснить, в каких случаях ребёнок не хочет общаться, а в каких – не может. Необходимо завоевать доверие ребёнка.

Формирование пространственно-временного стереотипа занятия – 2-й этап работы. Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено, предсказуемо. Сначала делается одно, потом – другое.

Развитие смыслового стереотипа занятия – 3-й этап работы. Любым играм придается сюжетный эмоциональный смысл. Возводим постройку из кубиков – рассказываем о том, что там будут жить мама, папа, ребенок. В результате у ребенка появляются большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими людьми.

Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими нарушениями. Переживать проблемы, связанные с аутичным ребенком, помогает группа поддержки, состоящая из таких же родителей. А задача специалистов — врачей, психологов, педагогов — научиться ещё раз самим и научить родителей умению «переживать вместе с ребенком все его состояния, его тревоги, научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает, научить родителей никогда не терять надежду».

» даже если сейчас очень тяжело, надо верить, что в дальнейшем будет лучше».

Источник