Работа психолога с синдромом дефицита внимания

Работа психолога с синдромом дефицита внимания thumbnail

Библиографическое описание:


Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 08.07.2020).



Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.

Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.

В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.

В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.

Факторы, способствующие возникновению синдрома

Работа психолога с синдромом дефицита внимания

Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].

Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
  2. Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
  3. Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
  4. Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
  5. Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
  6. Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
  7. Такое поведение — хорошая физическая подготовка.

В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].

Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.

Работа психолога с синдромом дефицита внимания

В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
  6. Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
  7. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
Читайте также:  Размеры костей носа при синдроме дауна

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, синдром, работа психолога, работа, проблема, поведение, своевременное выявление, игровая терапия, группа детей.

Источник

Клиника DocDeti, 4 декабря 2019

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Клиника DocDeti

Детская клиника доказательной медицины

Источник

Наталья Тенигина
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать произвольность психических процессов и поведения, самоконтроля.

2. Развивать внимание и память.

3.Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости.

4. Формировать навыки коммуникации и эмоциональную отзывчивость детей.

5. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: бубен, бинокль, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа на тему «Космос»

Ход занятия.

Приветствие.

Педагог-психолог здоровается с детьми, передавая мяч.

Педагог-психолог предлагает детям отправиться в космическое путешествие и задаёт вопросы:

— Как вы думаете, космонавты, они какие?

— Что нужно делать, чтобы стать космонавтом?

Дети высказываются.

Педагог-психолог предлагает детям пройти «подготовку»

Игра «Штанга»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Дети имитируют поднятие тяжелой штанги. Потом бросают ее. Отдыхают.

Игра «Спортсмены»

Педагог-психолог говорит:

— Представьте, что вы бегуны и прыгуны. Сегодня мы пойдем в тренажерный зал. Бегуны будут тренироваться на беговой дорожке (психолог показывает бег на месте, а прыгуны будут тренироваться на батутах (показывает прыжки на месте). Услышав этот звук (звенит бубном, на-чинают тренироваться бегуны, а под этот звук (стучит в бубен) — прыгуны.

Психолог подбадривает детей «бежать» быстрее, «прыгать» выше.

Движения «спортсменов» рекомендуется чередовать.

А теперь мы будем заниматься боксом. Мы покажем, как боксеры двигают руками. Но сначала каждый должен найти себе такое место, где он никого не заденет.

Игра «Запретное движение»

Дети встают полукругом напротив психолога и под ритмичное музыкальное сопровождение выполняют демонстрируемые им движения.

Затем педагог-психолог объявляет, что одно движение будет запретным, и его повторять нельзя. Игра продолжается. Дети повторяют все движения, кроме запретного.

Игра «Мы – космонавты»

Педагог-психолог: — Представьте, что вы превратились в космонавтов. Стульчики – в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры. Пройдите круг почёта. Помашите нам рукой.

Психолог напоминает, что скафандры тяжёлые, идти нужно медленно, широко расставляя ноги.

Педагог-психолог: До старта осталось 5 секунд. Начинается обратный отсчёт: 5, 4 3, 2, 1, старт!

Дети имитируют звук двигателей (можно изобразить «перегрузки, невесомость»).

Педагог-психолог: — Объявляется общая готовность. Ракета идёт на посадку. Перед вами неизвестная планета. Посадка прошла успешно. Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли то, что вы здесь увидите.

Педагог-психолог предлагает детям в бинокль рассматривать «планету»

Упражнение «Росток»

Педагог-психолог: — Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти. Я буду считать до 10, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счёт 10 деревья должны стать большими.

Читайте также:  Лечение синдрома конского хвоста у собак

Упражнение повторяется несколько раз. В конце педагог-психолог спрашивает, какие деревья дети посадили.

Упражнение «Интервью»

Педагог-психолог: — Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте, но помните, что Земля находится очень далеко, звук доходит не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить можно только после счёта «1,2,3». Все готовы? Начали!

— Космонавты здоровы? 1,2,3

— Люди не планете есть? 1,2,3

— Какого цвета небо? 1,2,3

— Вода есть?

— Животные есть?

— Домой хотите?

Затем детям предлагается вернуться на Землю, представить, как они летят в ракете.

Рисование «Что я видел»

Детям предлагается нарисовать неизвестную планету, такой как они её представляют. Дети рисуют, затем представляют свои рисунки.

Рефлексия.

Дети встают в круг. Педагог-психолог просит детей сказать, какие игры и упражнения понравились, какие были трудными. Дети, передавая друг другу мяч, делятся своими впечатлениями.

Ритуал прощания.

Дети по очереди кладут ладошку на мяч и прощаются.

Источник

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Введение.

Согласно медицинским исследованиям различных стран синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей достаточно часто. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 — 18 %, в США – 4 — 20 %, Великобритании – 1 — 3 %, Италии – 3 — 10 %, В Китае – 1 — 13 %, в Австралии – 7 — 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ

Общая характеристика нарушения.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с СДВГ.

Понятие»гиперактивность» — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью, происходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, чрезмерную активность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Существует множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ. Диагностику проводят по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Основными направлениями в лечении детей с СДВГ являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозной терапии прибегают в случае неэффективности вышеуказанных методик.

СДВГ как неврологическое расстройство обусловлено минимальной мозговой дисфункцией (ММД) и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых. Установлено, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно лобных его отделов. Поэтому дети высоко утомляемы, энергетически бедны. Для компенсации пониженного возбуждения организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры. То есть повышенная двигательная активность ребенка при СДВГ носит компенсаторный характер и временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными зонами коры головного мозга, сохраняет возможность полноценного интеллектуального развития.

Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной инфантильности. Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище — Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 году, в медицинской литературе появилось описание «лёгкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия , (нарушение письма), дизартрия (нарушение артикуляции речи), дискалькулия (нарушение счёта), недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.

В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ)», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова, А.Л.Сиротюк и др.) уделяют внимание проблеме развития и воспитания детей с СДВГ.

Исследователи едины во мнении, что в основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная активность, после чего появляется сильное утомление. Утомление у ребёнка идёт не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнёт, а в перевозбуждении, слабом его контроле. 

Дефицит активного внимания, т.е. отвлекаемость – неспособность удерживать внимание на чём-либо в течение определённого отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть достаточная зрелость личности.

Импульсивность — неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. По данным исследований Л.А. Ясюковой (2000 г.) мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В данный промежуток времени ребёнок «выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребёнка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А.Л., 2003.)

Очень часто гиперактивность путают с активностью. Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений в развитии.

Диагностические критерии СДВГ (О.В. Гончарова, П.А. Ветров)

Нарушения внимания.

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

Гиперактивность / импульсивность.

1. Ребенок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).

Читайте также:  Острый коронарный синдром с подъемом сегмента st рекомендации 2015

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как perpetuum mobile.

6. Болтлив.

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны появляться до 8 лет; наблюдаться не менее 6 месяцев в 2 сферах деятельности ребенка (в школе и дома); не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении, каких-либо нервно-психических расстройств; должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Проявления СДВГ в раннем возрасте.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь плакать, требуя укачивания, либо бодрствовать с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у детей с СДВГ развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Они раньше других начинают держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро избавляются от одежды.

Такие дети в возрасте от 1 года до 2,5 лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища «трудный», «неуправляемый».

Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в детском коллективе начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети с высоким уровнем интеллекта показывают низкую успеваемость.

В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывают значительные затруднения и в зрелой жизни.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ёрзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее).

В 6-7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребёнка врачом.

В школьном обучении дети обнаруживают меньшую эффективность усвоения учебной программы, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много хлопот, они крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей.

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики и прежде всего самоконтроля, как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими СДВГ.

. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Потому важна своевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к. по мнению многих психологов и психотерапевтов коррекция гиперактивности в детском возрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причины развития гиперактивного поведения.

Коррекционная работа с семьёй гиперактивного ребёнка направлена на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребёнка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Основной задачей психолога и педагога становится изменение отношения близких родственников с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него. Родителям нужно объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Общие рекомендации родителям.

Домашняя программа коррекции включает:

а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень высок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

В своих отношениях с ребёнком родителям необходимо поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорить сдержанно, спокойно, мягко.

Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.

Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).

Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

Избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.

Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром. Избегать шумных, беспокойных приятелей.

Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давать ребёнку возможность р