Рабочая программа обучения детей с синдромом дауна

Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:

• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Читайте также:  Избавляйтесь от синдрома хатико хабенский

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

• определении содержания и методов обучения и воспитания;

• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;

• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Отличительная особенность.

Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).

Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.

Диагностические

• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.

• Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

• Социализация.

• Формирование самостоятельности.

• Становление нравственной ориентировки.

• Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

• Развитие познавательной активности.

• Формирование всех видов детской деятельности.

В программевыделены следующие разделы:

• Социальное развитие

•Познавательное развитие:

1.1. Сенсорное воспитание.

1.2. Формирование мышления.

1.3. Формирование элементарных количественных представлений.

1.4. Ознакомление с окружающим

1.5. Развитие речи.

• Формирование деятельности.

1.1 Обучение игре.

1.2 Изобразительная деятельность:

а) лепка

б) аппликация

в) рисование

1.3 Конструирование.

1.4 Трудовое воспитание:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков

б) ручной труд

в) хозяйственно – бытовой труд

• Эстетической развитие

1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.

1.2 Ознакомление с художественной литературой.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период –март, апрель, май.

В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Источник

     Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                            ребёнка с синдромом Дауна

                                                        I год обучения

Цель:    1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.

              2. Создание психологической основы разных видов деятельности.

Задачи коррекции

Способы реализации

1. Развитие адекватных форм коммуникации.

2.  Формирование стереотипа учебного поведения.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие понимания речи.

5. Сенсорное развитие

6. Формирование элементарных математических навыков.

7. Продуктивная деятельность

а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;

б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;

в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;

г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;

а) обучение выполнению инструкций;

б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;

а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;

б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;

в) лепка;

г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов);

д) рисование пальцами (при помощи специальной краски);

а) обучение пониманию названий частей тела;

б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;

в)обучение пониманию функциональных предложений  и фраз в знакомых контекстах;

а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами;

а) соотношение форм и фигур;

б) складывание разрезных картинок;

в) конструирование по образцу;

г) формирование представлений о количестве;

д) формирование представлений о цвете;

а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности;

б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях;

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                                  ребёнка с синдромом Дауна

                                                    II год обучения

1. Социализация:

Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.

Читайте также:  Синдром психологического выгорания у педагогов

Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».

2.Социальное развитие.

Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.

Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».

3.Познавательное развитие.  

Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».

4.Сенсорное воспитание: 

Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»

5.Формирование наглядно-действенного мышления:

Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.

Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».

6.Ознакомление с окружающим.

Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять»,  «Что это?».

7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности. 

Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.

1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».

2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».

3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»

4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 325 г.о. Самара

Программа самообразования

музыкального руководителя

Косыревой Елены Александровны

на 2010 — 2012 годы

Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

г. Самара

Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  • ознакомиться с  Программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой;
  • изучить учебную литературу по теме;
  • пройти обучение;
  • знакомиться с опытом работы ДОУ в условиях инклюзивного образования.

Начало работы над темой:  сентябрь 2009 года.

Окончание работы:  сентябрь 2012 года.

Прогноз результатов: выступление на педагогическом совете, участие в работе семинара.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………

3

  1. Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой…………………………………
  2. Изучение учебной литературы по теме самообразования………..
  3. Повышение квалификации (по теме самообразования)……………………………………………………
  4. Участие в организационно-методической работе ОУ…………….

Заключение …………………………………………………………………

5

6

8

8

9

Список литературы…………………………………………………………

10

Введение

В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с синдромом Дауна законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.

Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме музыкального дошкольников с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения  практически не встречается. 

Актуальность темы самообразования состоит в том, организация работы по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна и её содержание требуют особого подхода в условиях ДОУ.

  1. Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой допущена Министерством образования РФ в 2003 году.

В каждом разделе программы обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и позитивного отношения ребенка к себе

Личность ребёнка, его эмоциональное состояние стоят во главе  коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.

Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ.

Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей  каждого ребёнка является также стратегической задачей обучения.

Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребёнка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.

Приоритеты:

— единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

— анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье;

— включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

— развивающий характер обучения;

— формирование и коррекция психологических функций в ходе специальных занятий.

         В данной программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность рассматриваются в разделе «Эстетическое развитие». В нём описываются методы и приёмы работы с детьми, условия проведения занятий, раскрываются основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы для каждого года обучения, даны показатели к концу года обучения, приведён перечень оборудования и дидактического материала.

  1. Изучение учебной литературы по теме самообразования.
Читайте также:  Граница риска при синдроме дауна

В учебном пособии  «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.

Пособие Л. В. Лобода  «Логоритмика для детей с синдромом Дауна» содержит изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, описывает методы обучения, структуру и содержание занятий, а также предлагает практический материал.

В пособии  М.Картушиной «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет»  представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии.

В пособии Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет» предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей средней группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности. Пособие содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр.

 Пособие «Логоритмика» Клезович О.В., Картушиной М.Ю., Кузнецовой Е.В. посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.

  1. Курсы повышения квалификации (по теме самообразования).

Сентябрь 2009 год,  Центр Специальной Образования Самарской области,

— российско-германский семинар «Современные пути эмансипации детей-инвалидов»

  1. Участие в организационно-методической работе ОУ.
  • Октябрь 2009 год,  МДОУ 325, семинар для педагогов ДОУ «Толерантность педагога, позитивное воспитание»
  • Март 2010 год,  МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях групп комбинированной направленности».
  • Март 2012год, МДОУ 325, городской семинар «Подготовка педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования».
  • Май 2012 год, МДОУ 325, доклад «Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна»
  • Ноябрь 2012 год,  МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учётом ФГТ».

Заключение

Идея инклюзии может решаться как во благо ребенка, так и против (ТВЦ, программа «Фактор жизни», ноябрь 2012 г.).  С точки зрения организации музыкального воспитания, здесь необходимо понимать  создание  условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.

В ходе поставленных задач и практического опыта по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее результативной формой работы с такими детьми будет отдельное проведение занятий малой группой 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.

В результате полученного вывода необходимо разработать Программу по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

Список литературы

  1. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр /  Пер.с англ.О.Ю.Поповой. – Изд. 2-е, стер. – М.:Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок).
  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
  5. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
  6. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с. 
  7. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с. 
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  9. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение-2003.
  10. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле – М.: Монолит, 2004, – 32 с. 
  11. Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В..Алексеева, И.В. Сошина.- М.:Терефинф, 2004.-184с.

Источник