Рабочая программа для ребенка с синдромом дауна

Рабочая программа для ребенка с синдромом дауна thumbnail

Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:

Читайте также:  Синдромы поражения артерий головного мозга

• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

• определении содержания и методов обучения и воспитания;

• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;

• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Отличительная особенность.

Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).

Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.

Диагностические

• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.

• Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

• Социализация.

• Формирование самостоятельности.

• Становление нравственной ориентировки.

• Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

• Развитие познавательной активности.

• Формирование всех видов детской деятельности.

В программевыделены следующие разделы:

• Социальное развитие

•Познавательное развитие:

1.1. Сенсорное воспитание.

1.2. Формирование мышления.

1.3. Формирование элементарных количественных представлений.

1.4. Ознакомление с окружающим

1.5. Развитие речи.

• Формирование деятельности.

1.1 Обучение игре.

1.2 Изобразительная деятельность:

а) лепка

б) аппликация

в) рисование

1.3 Конструирование.

1.4 Трудовое воспитание:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков

б) ручной труд

в) хозяйственно – бытовой труд

• Эстетической развитие

1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.

1.2 Ознакомление с художественной литературой.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период –март, апрель, май.

В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Источник

Управление образования администрации МО Туапсинский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Читайте также:  Аллергическая крапивница синдром стивенса джонсона

центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

Директор МБОУ ДО ЦРТДиЮ

___________________________Е.А. Бурцева

Приказ № ___ от «___» _________ 20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лучики»

(наименование объединения)

«Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ»

(наименование программы)

Направленность: художественная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей от 6 до 11 лет

Срок реализации (общее количество часов): 1 год (36 часов.)

Радионова Светлана Закизяновна

педагог дополнительного образования

Туапсе, 2016

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Объединение: «Лучики»;

Вид программы – модифицированная;

Основные виды деятельности: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество;

Направленность программы – социально-педагогическая

Функциональное назначение – обеспечение индивидуальных потребностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья — общеразвивающая, реабилитационная.

Масштаб реализации – муниципальный.

Возрастной диапазон – 6-11лет.

Продолжительность реализации – 1 года.

Количество учащихся в группе: 3-6 человек.

Формы занятий:

Режим занятий в группах: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу – 36 часов в год;

Организационно-педагогические основы обучения

Статус программы – интегрированная

Состав учебной группы – постоянный.

Особенности набора – свободный.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ» направлена на организацию досуга и создание условий творческой реабилитации детей с синдромом Дауна. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе способствуют развитию духовно-нравственного потенциала, способности творческого самовыражения, умению работать в команде, умению оценивать и анализировать свои и чужие произведения.

2.1. Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что возможности рисования и декоративной работы с детьми с ОВЗ являются эффективной формой реабилитации ребенка-инвалида, способствуют улучшению морально-психологического состояния, расширению положительной эмоциональной сферы ребенка, развитию мышечного тонуса и координации движений, повышению уровня умственного развития. Занятия в объединении проходят в игровой познавательной форме («Путешествие в страну Красок» — небольшое театрализованное представление, «Солнечные лучики» — игровая программа с рисованием прямых линий пальчиками и кистями, «Акварелька» — рассматривание морского дна на видео и примерах педагога и т.п.). Согласно данной программе, используются различные нетрадиционные материалы, такие как, ткань, печатные издания, природные материалы, вата, крупа, соль и т.д.

2.2. Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей детей-инвалидов на программы художественно-эстетического развития, материально-технические условия для реализации которых, имеются на базе центра.

Данная дополнительная программа педагогически целесообразна, т.к. при реализации объединение становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию художественного сознания, способствует навыкам письма и художественной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия с детьми с ОВЗ соответствуют цели художественного образования: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

2.3. Цель и задачи дополнительной программы:

Цель:

  • Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке с синдромом Дауна, через овладение им основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  • Познакомить с первичными знаниями о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном;

  • Овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства;

  • Обучить детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, основываясь на особенности развития детей с ОВЗ.

2.4. Отличительные особенности.

При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г).

Особенностью программы «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с синдромом Дауна» является то, что она даёт возможность ребёнку-инвалиду попробовать свои силы в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: рисование различными видами красок (акварель, гуашь), карандашами (цветными, чернографитными, восковыми), комбинирование изобразительных материалов (карандаши-краски, цветные-восковые карандаши и т. д.), рисование на различной поверхности: картон, акварельная бумага.

Программа способствует эстетическому развитию, стремлению ребенка с ОВЗ к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.

2.5. Возраст учащихся участвующих в реализации программы 6-11 лет. Состав учебных групп – постоянный. Особенности набора – принимаются все желающие без предварительного отбора и без начального уровня образования по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.

Читайте также:  Боли в руках тоннельный синдром

2.6. Сроки реализации рабочей программы. 1год обучения – 36 часов. Режим занятий: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу.

2.7. Прогнозируемый результат.

К концу 1 года обучения:

Знать:

— различать особенности видимых черт состояния природы в разные времена;

— соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, цветная бумага, цветной пластилин).

Уметь:

— ориентироваться на поверхности листа в трех измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;

— использовать всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе;

— гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

— различать и передавать в работах сравнительную величину предметов (больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше);

— передавать общий характер формы предметов (длинная, узкая, широкая);

— знать и уметь использовать основные (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета и их оттенки (7-9 названий);

— передавать характерные особенности и соразмерности фигуры человека.

2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы. Для подведения итогов работы за год по данной программе организуется выставка детских работ, игровая программа, включающая в себя вопросы и задания по пройденному материалу; текущий учет знаний и умений (вопросно-ответная форма, диалог); просмотр детских работ, их анализ; открытые занятия; участие в выставках; мониторинг.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

36

2

34

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.

Рисование. Изучение конструктивного строения предмета через рисунок. На занятиях дети знакомятся с строением человека, растения через рисунок.

Рисование красками – занятие универсальное. На занятиях дети учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками.Работы создаются на бумаге акварельными и гуашевыми красками.

Данная рабочая программа знакомит детей с различными свойствами красок (гуашь, акварель), воспитывает умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Учит правильно пользоваться карандашом, кистью. На занятиях дети используют нетрадиционные методы рисования. Учатся передавать в рисунке не только формы изображаемых предметов, но и пластику, их характер. Использование производных, теплых и холодных тонов в изобразительной деятельности. Выделять цвет, как средство выразительности. Составление простой композиций из 3-х фигур.

Декоративно-прикладное творчество. Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства. Использование нетрадиционной техники рисования. Лепка из соленого теста, пластилина с целью развития моторики рук.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

С целью активизации творческой инициативы детей-инвалидов, обогащения замысла необходимо, перед работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая дидактический материал:

— образцы декоративно-прикладного творчества,

— репродукции,

— слайды,

— книжные иллюстрации,

— презентации;

также музыкальные произведения, художественное слово, используя игровые ситуации, коллективные работы.

Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности, доброжелательности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.

Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками.

В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.

При оценке результатов работы детей с ОВЗ и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:

  • проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;

  • самостоятельность замысла;

  • старательность и настойчивость в работе;

  • завершенность;

При подведении итогов работы, обязательно надо отметить достоинства работы каждого обучающегося персонально.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1

П.Л. Жиянова, Е. В. Поле. Малыш с синдромом Дауна. Серия: Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

2

Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг.

Источник