Рабочая программа для детей с синдромом дауна скачать

Коррекционно-развивающая  программа для детей с синдромом Дауна

Разработана: учителем-дефектологом:

Семеновой Т.Н.

г. Урай, 2015г.                                                         

Актуальность

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

 На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

 Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

Целевая аудитория

Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.

Научная обоснованность

Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия  Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.

Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».  

Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.

Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).

Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.

Цели программы

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
  3. Социализация детей с синдромом Дауна.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
  2. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
  3. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
  4. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
  5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
  6. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.

Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Принципы построения индивидуальных программ

  • Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
  • Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Коррекционная направленность воспитательного процесса.
  • Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.

Результат

В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.

Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе

Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

Период

Этап

Наименование этапа психолого-педагогической коррекции

Цели

Направление деятельности психолого-педагогической коррекции.

Сроки осуществления деятельности

I.

1.

Первичная диагностика

Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей.

Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего  маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна.

Сентябрь

2.

Коррекционно-развивающий.

Усиление психологической активности.

Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов

  • РРазвитие познавательной сферы.
  • РРазвитие социально-эмоциональной сферы.
  • РРечевое развитие.
  • ММоторное развитие.

Октябрь — май

II.

3.

Вторичная диагностика.

Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции.

Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Май — июнь

Занятие. Умелые ручки

Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.

Задачи:

  • Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
  • Обучение действиям с игрушками в соответствии с  их функциональным назначением;
  • Активизация сенсорной чувствительности;
  • Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Вид занятия: развивающее.

Форма работы: индивидуальная.

Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.

План занятия:

Этапы занятия

Время

  1. Вводный этап
  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение на контактность
  1. Основная часть
  1. Упражнение на развитие познавательной сферы
  2. Упражнение на социально-эмоциональное развитие
  3. Упражнение на речевое развитие
  1. Заключительный этап
  1. Ритуал прощания

Ход занятия:

  1. Вводный этап:

Ритуал приветствия «Хлопотушки»

Ход упражнения: в начале занятия специалист и  ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»

Игра «Ручки»

Цель: формирование   эмоционального  и тактильного  контакта   со  взрослым.

Ход игры:

Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.

  1. Основная часть:

Игра «Сенсорная Божья коровка»

Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)

Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с  неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и  рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок».  Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».

Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».

Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка  к называнию и проговариванию ответов.

Игра «Каляки – маляки»

Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.

  1. Заключительный этап
  2. Ритуал прощания «Спасибо нам!»

Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка  и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».

Литература

  1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  3. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
  7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — Спб.: КАРО, 2005.
  9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  11. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
  12. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  14. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. — Москва, 2008.
  15. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Источник

№ п/п

Образовательная область. Направление деятельности

Темы

1

Речевое развитие. Восприятие обращенной речи, построение связной речи, восприятие художественной литературы

Цели:

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Лето

-активизация словаря(отдых, отпуск, поездка);

-обогащение глагольного словаря(дождь что делает? – моросит, идет, льет);

— активизация словаря наречий (солнечно, тепло дождливо, облачно, прохладно).

— согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (лесная поляна, глубокая речка);

— образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик);

— подбор однокоренных слов (лес – лесник, лесной..);

— образование относительных прилагательных (сок из земляники – земляничный);

— употребление окончаний прилагательных в единственном и множественном числе (летний день, летнее

солнце, летние платья);

— образование глаголов с помощью приставок (плыть – приплыть, уплыть…).

Овощи, фрукты, сад, огород

— активизация предметного словаря (урожай, овощи, фрукты, грядки, садовод);

— активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько, пресно);

— активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов;

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

— составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

— развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

Деревья

— активизация предметного словаря (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщ. понятие «деревья».

— активизация словаря наречий (пасмурно, темно, холодно, уныло);

— активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов; большой, маленький, гладкий, шершавый, мягкий)

— образование относительных прилагательных (ветка от ёлки – еловая ветвь);

— употребление предлогов (сорвать с ветки, над деревом…)

— развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

«Лабиринты»

Ягоды

— активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько);

— активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов;

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

— образование существительных с уменьшительно – ласкательными и  увеличительными суффиксами (малинка, клубничище);

—  образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.);

— образование относительных прилагательных (сок из клюквы – клюквенный со);

— употребление предлогов (сорвать с грядки, лежит на земле…)

— составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

— развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

Грибы

— активизация предметного словаря (названия грибов)

— активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов; ядовитый, съедобный,

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

— образование существительных с уменьшительно – ласкательными и  увеличительными суффиксами (грибочек, мухоморчик, поганища)

— образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.);

— употребление предлогов

— составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

— развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

— развитие ориентировки в пространстве

Осень

— активизация и обогащение предметного словаря (время года,  название месяцев, листопад…);

— активизация и обогащение словаря признаков:

1)прилагательные (багряный, жёлто – коричневый; ветер – пронзительный, холодный);

— активизация глагольного словаря(лить, светить, падать, моросить…);

— активизация словаря наречий (хмуро, дождливо, пасмурно..)

— составление предложений по вопросам;

— распространение предложений однородными членами.

— развитие логического мышления;

 — развитие зрительного внимания («С какого дерева листик?»);

— формирование языкового чутья (объяснение понятий – золотая осень, золотые листья).

Человек

— активизация и обогащение предметного словаря: части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле.

— обогащение словаря признаков, эмоционального состояния (грустный, весёлый, расстроенный, печальный и т.д.)

— активизация словаря антонимами (У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…

У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса…

— активизация глагольного словаря

— активизация словаря наречий: спокойно, быстро

— образование глаголов с помощью приставок: ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать

— составление рассказа по опорным схемам

— развитие памяти, внимания, ориентировки в пространстве,          ( левая  рука, правая рука, левый глаз, правое ухо, правую ногу) логического мышления.

Посуда

— активизация и обогащение предметного словаря (сервиз, кофейник, самовар, гончар; чашки, блюдца, сковорода, кастрюля, ковшик, нож, вилка, ложка);

— обогащение словаря качественных признаков (цвет, форма, размер);

— активизация глагольного словаря (мыть, накрывать, вытирать);

— согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ложка, две ложки, пять ложек);

— образование относительных прилагательных (фарфоровая, деревянная, стеклянная, металлическая).

— составление рассказа- описания по схеме (название, цвет, форма, из чего сделана, как её используют, как за ней ухаживать).

Продукты питания

— активизация и обогащение предметного словаря (бутерброд, кофе, карамель);

— активизация глагольного словаря (варят, едят, пьют, заготавливают);

— обогащение словаря признаков (молочная, пшённая, сладкая, горькая; антонимы);

— образование относительных прилагательных (мучные, молочные);

— образование глаголов с помощью приставок (пожарить, поджарить, пережарить).

— составление рассказа по заданным словам (обед, дом, стол, ложка, вилка, хлеб, солонка, молоко, лапша).

-развитие логического мышления, памяти, внимания, вкусовых ощущений;

— формирование языкового чутья (объяснение пословиц)

Зима

— активизация и обогащение предметного словаря (зима, стужа, метель, заносы, снежки, лыжи, санки, снежинки);

— обогащение словаря признаков (снежный, морозный, скрипучий, морозный, мягкий; антонимы);

— уточнение словаря наречий (морозно, холодно, темно);

— согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков);

— образование сложных слов (снегоход, снегопад, снегокат, гололёд);

— употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под).

— составление сравнительного рассказа – описания двух времён года (лето – зима).

Одежда, обувь, головные уборы

— активизация и обогащение предметного словаря: мужская, женская, детская, летняя, зимняя, демисезонная, праздничная, рабочая одежда; манжет, воротник, пели, пояс, голенище, козырёк; нитки, сантиметр, иглы, молоточки, ножницы; модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница;

— обогащение словаря признаков: названия предметов одежды, антонимы;

— активизация глагольного словаря: шить, одевать, стирать, зашивать, гладить, мыть.

— образование относительных прилагательных (кожаная, фетровая, шерстяная, ситцевая);

— составление рассказа по плану: что это, детали одежды, её цвет, форма, классификация

Звери

Дикие звери

— активизация предметного словаря (логово, нора, берлога, дупло; голова, копыта, хвост, уши);

— обогащение словаря признаков ( мохнатый, бурый, остромордая, гималайский; сильный, трусливый, хитрая, коварный);

— активизация глагольного словаря (переваливается, бежит, прыгает, догоняет, охотится);

— уточнение  словаря наречий (ловко, стремительно, резво, высоко, пугливо, высоко, далеко).

—  образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей (лисенок – лисята, ежонок – ежата..);

— Составление сравнительного рассказа о двух животных (белка и лиса)

Домашние звери

— активизация предметного словаря (свинарка, конюх, телятница, доярка; ферма, коровник, конюшня, конура, овчарня);

— активизация и обогащение словаря признаков:

(большая, рогатая, пятнистая; шустрый, медлительная; толстая – тонкая, длинная – короткая);

— активизация глагольного словаря (мычит, лает, ржёт; прыгает, потягивается, бежит, бредёт)

— составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, части тела, детёныши, повадки, питание, кто ухаживает за ним,  какую пользу приносит).

— развитие мимики  пластики (отображение повадок животных);

Птицы

— активизация и обогащение предметного словаря (утка, селезень, гусь, курица, петух, цыплёнок; птичник, птицеферма, птицефабрика; клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, гребень);воробей, сорка, ласточка, стриж, ворона, голубь

— активизация глагольного словаря (гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает);

— обогащение словаря признаков (большой цветастый, пернатый; задиристый, вертлявый, трудолюбивый.

классификация птиц (зимующие, перелетные), части тела, детёныши;

-обогащение словаря признаков :внешний вид, характер, антонимы;

— активизация глагольного словаря :каркает, чирикает, щебечет; порхает, планирует, пикирует, ходит, прыгает, где живет, чем питается

— согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ласточка, две ласточки, пять ласточек);

— образование притяжательных прилагательных (воробьиный, орлиный, журавлиный);

Транспорт

— активизация и обогащение предметного словаря (руль, педали, пилот, стюардесса,  механик, водитель, контролёр, капитан, радист);

— обогащение словаря признаков (автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический);

— активизация глагольного словаря (плыть, лететь, ехать, плыть, заводить, заправлять, ремонтировать).

— согласование существительных и числительных в роде, числе

(один катер, два катера, пять катеров);

 -образование однокоренных слов (лететь, взлетный, лётчик);

 — образование глаголов с помощью приставок (переплыть, заплыть, выплыть, уплыть..)

 -придумывание концовки рассказа

Профессии 

— активизация и обогащение предметного словаря (продавец, учитель, швея, строитель, маляр, доктор…);

— активизация глагольного словаря (шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит);

— обогащение словаря признаков (трудолюбивый, смелый, талантливый, добрый);

— составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

Школьные принадлежности

— активизация и обогащение предметного словаря: пенал, портфель, ручка, карандаш

— обогащение словаря признаков: детская, спальная, школьная, пластмассовая, деревянная…

— активизация глагольного словаря (писать, читать, считать, рисовать, учиться);

 — активизация словаря наречий (мягко, удобно, комфортно, красиво, жёстко).

Ролевые игры по темам с вызыванием речи.

Для Софии – вызывание повтора коротких слов и звуков животных, природы, озвучивания действий кукол «топ-топ», «Прыг-прыг» и т.д.

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

Конструктивно- модельная деятельность из кубиков

«Дорожки»

Учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Учить обыгрывать постройки.

Учить преобразовывать дорожки в длину. Закреплять понятие длиннее, короче, узкий, широкий. Развивать желание строить.

«Ворота», «Домик для куклы»,«Замок», «Заборчик для пони», «Высокий и низкий забор», «Мосты», «Гараж для двух машин»

Конструктивно-модельная деятельность из бумаги

«Самолет», «Лодочка», поделки из заготовок

Пазлы

Выкладывание счетных палочек по образцу

Классификация по одному признаку (цвет, размер, величина)

3

Познавательная развитие. Развитие математических представлений

Геометрические фигуры

Изучение понятий – один, много, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

Числа 1–5: образование, написание; количественный и порядковый счёт; графические умения; понятия «последующие» и «предыдущие» числа, называние слова-числительного

4

Художественно-эстетическое развитие. Рисование Лепка/аппликация

Рассматривание картин и репродукций :Что изображено на картине? Какие цвета использовал художник ?(разучивание цветов – красный, желты, синий, зеленый) Что вы чувствуете, глядя на картину?

Темы для рисования гуашью и акварелью : «Тарелочка»,«Шарф для кошки»,«Травка и небо»,«Баранки и калачи»,«Лоскутное одеяло»,«Сосульки»,«Дорожки»,«Солнышко»,«Заборчик»,«Ручейки». «Флажок»«Самолёты летят»,«Аквариумные рыбки»«Закладка для книги»,«Уточка», «Посуда»

Лепка: «Лесенка»,«Грибок»,«Овощифрукты»,«Мячик»,«Оладьи»,«Баранки и рогалики»,«Витамины»,«Самолётик»,«Цветы для мамы»,«Миски для медведей»,«Божьи коровки».

Аппликация:«Автобусные билетики» «Флажки для праздника»,«Салфетка для стола»,«Лодки на реке»,«Дома на нашей улице».

Рисование: песком, пальчиковыми красками, ватными палочками.

5

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

Музыкальные инсценировки – Е. Железновой

Прослушивание  детских песен из мультфильмов

Повторение ритма

6

Физическое развитие. Физическая культура

Игры с мячом: «Прокати – не урони», «Подбрось – поймай», «Ударь по мячу», «Поймай мяч», «Кто дальше», «Меткие и быстрые», «Ловишки с мячом» вырабатывали у детей координацию движений, формируя у них чувство ритма

Игра «Сделай как я!» (голову вниз- голову вверх, покиваем головой, посмотри на потолок, посмотри на пол, подними ручки вверх, ручки в стороны, ручки на плечи, ручки на пояс, наклоны в стороны, наклон вперед)

Комплекс упражнений для рук и плеч:

«Баюшки-баю». Встать ровно, руки на бедрах, ноги слегка расставлены. Наклонять голову то к левому, то к правому плечу, стараясь дотянуться до них ухом.

«Птенчики». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. Вытянуть руки в стороны и делать ими взмахи вверх-вниз с разной амплитудой. Широкий взмах — как большая птичка, маленький взмах — как птенчик. «Паровозик». Занять положение как в предыдущем упражнении. Согнуть руки в локтях и вращать ими вперед, имитируя движение поезда. Комплекс упражнений для верхней части тела:

«Пение птиц». Встать ровно, немного расставить ноги, руки по швам. Наклонить корпус вперед, одновременно отведя прямые руки за спину. Сказать «чик-чирик» и занять изначальную позицию.

«Выгляни в окно». Сесть на стул, ноги согнуты, ладони на коленях. Наклонить корпус вперед, вытянуть шею и повернуть голову в сторону, как бы выглядывая в окно.

«Охи-Ахи». Стоя, слегка расставить ноги, руки на талии. Повернуть корпус вправо и, расставив руки, сказать «Ах». Затем занять исходную позицию, повернуться в левую сторону и сказать «Ох».

 Упражнения для ног: «Мячи». Прыжки на месте чередуются с ходь