Р маленькие ступеньки для детей с синдромом дауна

Маленькие Ступеньки
— гибкий инструмент: опытными педагогами
эта программа может использоваться
как справочное пособие, а новичками
— как полное руководство для самостоятельной
работы. Программа родилась в Австралии,
и в ней, естественно, отразились австралийские
условия.* 
 

Что
лежит в основе
программы маленькие 
ступеньки
 

Маленькие Ступеньки 
тесно связаны с Программой 
Маккуэри, которая разработана в 
Центре Даун Синдром университета Маккуэри
в Сиднее. (Следует заметить, однако, что
при ее создании имелись в виду дети не
только с синдромом Дауна, но и с другими
отклонениями в развитии).

Сотрудники Центра
первыми в Австралии начали заниматься
ранней педагогической помощью. Влияние
Центра на обучение детей с трудностями
в развитии постоянно ощущается и на австралийском
континенте, и за его пределами.

Вот некоторые принципиальные
положения, которые легли в основу
Программы Маккуэри, и нашли свое
отражение в Маленьких Ступеньках:

Учиться могут все 
дети. Ребенок с отклонениями в 
интеллектуальном развитии, учится медленнее,
однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями
в развитии необходимо овладеть всеми 
навыками, которые смогут помочь им
в играх, в общении с окружающими,
в достижении максимально возможной независимости,
и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги,
играют самую важную роль.

Эффективность обучения
в значительной степени зависит 
от возраста ребенка. Занятия нужно 
начинать прямо с момента установления
диагноза или обнаружения трудностей
в развитии. Отсюда термин — «ранняя
педагогическая помощь».

Эффективность обучения
обеспечивается хорошо продуманной 
системой оценок и методик.

Все дети — разные, и 
все семьи — разные. По-настоящему эффективная
программа должна удовлетворять как потребностям
ребенка, так и потребностям семьи.

Программа Маленькие 
Ступеньки отнюдь не является  инструкцией
«Как стать хорошими родителями»
или фундаментальным трудом на тему:
«Что такое быть родителями ребенка
с отклонениями в развитии». Сведения,
которые вы из нее почерпнете, могут и
должны быть дополнены материалами из
других источников и, желательно, личными
контактами с людьми, которые знают вас
и вашего ребенка.

Программа Маленькие 
Ступеньки практична; она составлена
так, чтобы ее можно было использовать
наиболее удобным для вас образом. Она
предполагает, что самое важное из того,
что вы можете дать своему ребенку, дается
всегда — вашей любовью, вашим приятием
малыша, вашей заботой о нем — физической
и эмоциональной. 

Программа
Маккуэри
 

 Программа Маленькие 
Ступеньки составлена на основе 
методик и учебных планов, разработанных 
в Центре Даун Синдром Университета 
Маккуэри. Их цель — максимально раскрыть 
потенциальные возможности ребенка. 
Достичь этого можно путем скрупулезных
занятий в первые годы жизни малыша или
сразу после обнаружения отставания в
умственном развитии.

До 70-х годов в 
Австралии редко можно было услышать
термин «ранняя педагогическая помощь».
Большинство детей с умственными 
нарушениями до поступления в школу вообще
не занимались со специально обученными
педагогами. Систематическая помощь в
раннем возрасте оказывалась, в основном,
детям с нарушениями физического развития,
но отнюдь не умственного. В мире существовало
весьма смутное представление о том, чего
можно достичь, если начать заниматься
с ребенком очень рано, поэтому многим
родителям советовали помещать малышей
в интернаты. А ведь, получи они ту помощь,
которая существует сейчас, их ребятишки
могли бы прекрасно расти дома. Еще больше
было родителей, которым советовали просто
любить своего ребенка, заботиться о его
физическом благополучии и не думать ни
о каком «обучении», кроме формирования
у малыша навыков, связанных с приемом
пищи и отправлением физиологических
потребностей, пока не придет время отдавать
его в специальное учебное заведение.

 Конечно, были 
и счастливые семьи. Им удавалось 
получить первоклассную помощь 
от профессионалов — коррекционных 
педагогов, специалистов по лечебной 
физкультуре, логопедов и социальных 
работников, имевших собственное мнение
о результатах, которых можно достичь.
Были и такие семьи, которые не получая
никакой поддержки со стороны, достаточно
эффективно занимались с детьми сами.
Были ученые и педагоги, которые подвергли
сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории
о развитии ребенка признавали важность
познавательного опыта первых нескольких
лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее
значение для развития «обычного»
ребенка, почему бы не задуматься о его
значении для детей с трудностями в развитии?

В основе нового подхода 
лежало предположение, что у детей 
с затрудненной обучаемостью можно 
сформировать большинство из тех 
умений, которыми владеют обычные 
дети, если сразу после установления
этого диагноза начать регулярные и 
хорошо продуманные занятия. Самыми
обнадеживающими в этом смысле были результаты,
приведенные в отчетах Центра Даун Синдром
американского города Сиэтла, штат Вашингтон.
Среди тех, кто заинтересовался данными
этих отчетов, была небольшая группа сотрудников
Педагогической школы Университета Маккуэри.
Им удалось найти финансовые средства
для создания в Университете Маккуэри
точно такого же Центра, как в Сиэтле, и
в 1974 году Центр Даун Синдром начал работу.

Программа ранней педагогической
помощи, получившая название программы 
Маккуэри, была в Австралии первой, поэтому
в задачу персонала входило не только
исследование ее эффективности, но и адаптация
к австралийским условиям. Не менее важно
было организовать распространение информации
о методах и результатах работы с детьми,
чтобы заинтересовать ими жителей всей
страны. Материалы Центра стали публиковаться
в различных изданиях; был создан класс,
на примере которого гости могли знакомиться
с учебным процессом.

Сейчас в Австралии 
группы ранней педагогической помощи
действуют повсюду. Многие из них пользуются
методами, разработанными в Центре Маккуэри.
Организация, абсолютно идентичная Центру
Университета Маккуэри, была создана в
Гонконге. К этой инициативе проявили
интерес и другие азиатские страны.

Рост популярности
ранней педагогической помощи обусловлен
результатами ее внедрения. Сравнительные
исследования показали, что дети, получившие
эту помощь, к моменту поступления в школу
умели гораздо больше, чем те, кого она
не коснулась. Многие дети с трудностями
в обучении стали  посещать обычные
местные школы. Большинство из них в течение
нескольких лет остаются в основном потоке.
Дети со средними и даже серьезными трудностями
в развитии учатся читать и писать, эффективно
общаться с окружающими. Они овладевают
этими умениями не потому, что им дают
какое-то «лекарство», а потому, что
их учили тому что нужно, тогда, когда нужно,
и так, как нужно. Программа Маленькие
Ступеньки призвана помочь вам сделать
именно это для вашего ребенка. 

Основные
особенности программы
Маккуэри
 

Ниже мы коротко 
коснемся важнейших особенностей программы
и, соответственно, особенностей подхода,
с которым вы встретитесь в Маленьких
Ступеньках.

Цель программы — помочь
детям с трудностями в развитии
вести жизнь, максимально приближенную
к нормальной. Чем большим вещам 
научится ребенок, тем полноценнее он
сможет участвовать в жизни своей семьи
и общества.

Программа Маккуэри —
учебная, а не медицинская. Это значит,
что она является средством формирования
у ребенка тех навыков и 
умений, которые он готов воспринять,
а не средством лечения причин его отставания.
В тех случаях, когда лечение, действительно,
необходимо, его проведение поручается
лечащему врачу. Педагоги и воспитатели
Центра Маккуэри видят свою задачу в том,
чтобы помочь детям овладеть необходимыми
умениями, причем часто это делается не
непосредственно в Центре, а дома. С малышами
занимаются родители, используя методы
обучения, предложенные педагогами Центра. 

 Программа помогает 
детям овладеть теми навыками 
и умениями, которые обычно формируются 
в процессе нормального развития. 
Это значит, что программа формирует те
навыки, которые помогут детям развиваться
дальше. В Маленьких Ступеньках вы не найдете
ни одного вида деятельности, который
бы не входил в сферу деятельности обычного
ребенка. Просто обычного ребенка не нужно
учить этому столь целенаправленно.

Процесс обучения разбивается 
на Маленькие Ступеньки. Отсюда и 
название программы! Дети с отклонениями
в развитии учатся точно так же,
как и все остальные дети, только
медленнее. Задача, которая, возможно,
покажется такому ребенку непреодолимо
трудной, может быть решена, если ее представить
в виде серии маленьких задач.

Программа основана на
продуманной системе оценок. Дети
с трудностями в обучении, учатся
значительно лучше, если перед ними
ставятся правильно выбранные задачи
в правильно выбранное время. Поэтому
прежде, чем приступить к обучению, мы
выделяем особое время для точного определения
того, что ребенок способен делать в данный
момент и чему он готов учиться дальше.

Дети работают над 
решением конкретных задач. Те умения,
над которыми ребенок работает в определенный
период времени, мы называем его задачами.
Формулирование задач помогает педагогам
и родителям постоянно помнить, к чему
они стремятся, занимаясь с малышом.

Каждый ребенок 
занимается по индивидуальной программе.
Задачи, которые решает малыш в течение
определенного отрезка времени, составляют
его «программу». Что в нее входит
— зависит от того, чему он готов учиться,
и от того, сколько времени и какие возможности
имеются для занятий с ним. Программа Маленькие
Ступеньки разрабатывалась так, чтобы
она, с одной стороны, помогала ребенку
успешно учиться, а, с другой стороны, была
практична и удобна для семьи. Большинство
умений, составляющих содержание Маленьких
Ступенек, входят в учебный план Центра
Маккуэри, известный под названием «Перечень
умений, определяющих развитие ребенка»,
однако методики обучения адаптированы
таким образом, чтобы малышу можно было
прививать любой навык, в котором он нуждается.

Методы обучения легко 
усваиваются и не требуют специальной
техники. В их основе — годы внимательного
поиска эффективных и практичных приемов,
которые можно использовать как в классе,
так и дома. Эти методы часто легко вписываются
в обычный распорядок дня. Занятия могут
стать частью повседневной жизни и не
потребуют выделения для них особого времени. 

Как
строятся занятия 
в центре Маккуэри
 

Дети начинают посещать
Центр в возрасте 6-8 недель. Их привозят
один раз в неделю для занятий 
с педагогом и специалистом по
лечебной физкультуре (ЛФК). Педагог 
и специалист по ЛФК рассказывают родителям
об успехах малыша за последнюю неделю.
Наблюдая за ребенком, они определяют,
готов ли он учиться чему-то новому, и если
— да, то показывают родителям, как с ним
нужно заниматься. Специалисты Центра
дают родителям советы о том, как можно
включить занятия с малышом в привычный
ход жизни, чтобы (если это возможно) не
выделять для них специального времени.

С самого начала программа,
которая составляется для каждого 
ребенка индивидуально, предполагает
одновременное формирование умений,
относящихся к разным сферам развития
— к тонкой моторике (скоординированной
работе руки и глаза), к восприятию речи
(пониманию того, что говорят окружающие),
к общей моторике (развитию основных движений),
к умению выражать свои чувства и потребности,
к способности играть и взаимодействовать
с другими людьми, к самообслуживанию.

Приблизительно с
18 месяцев малыш начинает посещать
класс, соответствующий младшей 
группе детского сада. Теперь он бывает
в классе 3 раза в неделю и проводит
там 2 часа. В течение этих двух часов
он недолго (10-15 минут) занимается с педагогом
индивидуально, по своей программе. Эти
занятия проводятся или за столом — где-нибудь
в тихом уголке, или в игровой обстановке.
Большая часть времени отводится играм,
которые строятся так, чтобы ребенок мог
с удовольствием применить свои умения
и навыки на практике. Кроме того, во время
коротких музыкальных или других групповых
занятий малыш учится вести себя так, как
принято в коллективе. Это очень важная
подготовка для последующего поступления
в обычный детский сад.

Гарантией того, что 
занятия в классе и дома ведут 
ребенка к одной и той же
цели, являются регулярные беседы педагогов 
с родителями.

На четвертом году
жизни ребенок переходит в следующий класс,
который соответствует средней группе
детского сада. Он по-прежнему посещает
Центр три раза в неделю, но остается там
несколько дольше. Теперь больше внимания
уделяется групповым занятиям и играм.
Когда развитие ребенка достигает определенного
уровня, его начинают готовить к изучению
таких учебных дисциплин, как чтение, счет,
письмо, продолжая при этом работу над
формированием других умений. Большая
часть времени ребенка по-прежнему отдается
обычным для дошкольника занятиям: он
рисует, строит из кубиков, наряжается
в разные костюмы, играет на свежем воздухе
и т.п.

К этому моменту 
малыш помимо Центра Маккуэри уже, как 
минимум, один раз в неделю посещает
обычный «районный» детский сад.
Педагоги Центра наведываются туда, беседуют
с воспитателями, проверяют, как ребенок
пользуется теми умениями, которые он
осваивал в Центре.

Источник

Программа «Маленькие ступеньки» адресована родителям детей с синдромом Дауна. Но, конечно,  не только они могут пользоваться ею. Любой родитель обычного или не очень обычного ребенка может использовать эту программу с пользой для малыша. Здесь подробно описано, как и какие навыки надо формировать. И, главное, последовательность их формирования. В программе также указаны возрастные нормы развития ребенка. Согласитесь, это очень удобно.

Здесь я привожу предисловие к программе и желаю вам успехов!

Всегда помните, что любая дорога, которая кажется долгой и тяжелой, начинается с первого шага. И, если Вы читаете эти слова, значит, Вы его уже сделали!

Как оценить уровень развития ребенка.

Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин «оценка» (или «тестирование») не будет для Вас новым. Вероятно, вашего малыша уже когда-то тестировали, ( может быть, даже не один раз). У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу, сродни той, какая бывает перед экзаменами. Мы спрашивали некоторых родителей о том, что они испытывают, наблюдая за тем, как педагог выявляет умения их ребенка, и часто нам приходилось слышать примерно следующее:

«Когда педагог тестирует Дэвида, меня мучают дурные предчувствия. Я боюсь, что он может сделать не то, о чем его попросят. Если он справляется с заданием, я, как и любая мать на моем месте, чувствую себя на удивление счастливой, и огорчаюсь, если ему не удается сделать то, что нужно.

Сижу и думаю: «Ты же делал это при мне только вчера, так что же случилось сейчас? Мне хочется что-нибудь сказать ему, но я лишь кусаю ногти.»

Несмотря на все свои опасения, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего не умеет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше разных мнений о состоянии своего ребенка.

«Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Я считаю, что оценка — это как бы одно из мнений, которое может дать родителям пищу для размышлений. По-моему, хорошо услышать разные оценки, пусть они даже не совпадают.»

Многие родители говорят, что наблюдение за тестированием их детишек помогает им лучше представить себе, в каком направлении двигаться, работая дома.

«Когда я наблюдаю за тем, как педагог или другой специалист тестирует мою Алану, я лучше понимаю, как мне с ней работать. Я чувствую большую уверенность в том, что она сможет достичь то, что предусмотрено программой.

Это помогает мне мыслить плодотворно. Я рассуждаю так: ‘Ну что ж, она не может сделать этого сейчас, но я могу научить ее, и в следующий раз у нее все получится.'»

В этой главе мы расскажем о том, как можно самим, у себя дома, оценить уровень развития ребенка. Мы вовсе не советуем Вам отказаться от помощи профессионалов. Эта помощь может понадобиться, если у вас возникнут проблемы, связанные со здоровьем или физическим развитием малыша. Кроме того, оценки, сделанные коррекционными педагогами или воспитателями, помогут вам по-новому взглянуть на ситуацию, и если нужно, вы сможете противопоставить их мнению собственный опыт.

Однако нередко случается, что у родителей, даже если они чувствуют необходимость в более полной оценке состояния их малыша, нет возможности попасть к специалисту. Если бы они смогли тестировать ребенка дома, то проблема удаленности от центра и нехватки специалистов уже не тревожила бы их. Теперь мы знаем, что родители вполне могут научиться оценивать уровень развития своего ребенка с такой же точностью и знанием дела, что и специалисты, а, может быть, и лучше.

Научиться тестировать ребенка довольно трудно даже профессионалу. Родителям же это дается еще труднее. Нелегко быть беспристрастным и объективным в отношении собственного ребенка, а тут еще малышу может потребоваться дополнительное время, чтобы привыкнуть к новым заданиям. Да и сам процесс проведения оценки отнимает время, а у родителей и без того много забот, чего не скажешь о специалистах, которые на работе, как кажется, только этим и должны заниматься. С другой стороны, в привлечении родителей к оценке можно найти свои плюсы, если только они смогут провести ее со знанием дела. Родители способны подойти к этой задаче более гибко, чем педагоги, ведь педагог имеет в своем распоряжении какой-нибудь час или два, и может лишь мечтать о том положении, в котором находятся родители!

Что такое оценка?

Оценка — это, по существу, наблюдение с целью получения информации. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать.

На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Многие тесты четко определяют время и способ оценки каждого из этих показателей. Другие допускают более свободный подход. Но все они разработаны для того, чтобы дать оценивающему информацию, и все основаны на так или иначе спланированном наблюдении.

Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходимо именно вам, чтобы вы смогли строить ваши занятия наиболее эффективным образом, и самое главное, что потребуется от вас, это умение наблюдать за малышом, а уж этому у вас было время научиться!

Почему тестированию придается такое большое значение?

На этот вопрос можно ответить по-разному в зависимости от того, какого типа тест вы используете. Некоторые тесты разрабатываются для оценки общего уровня развития ребенка в сравнении с «нормальным» или «средним» уровнем развития детей его возраста. В этом случае производится оценка коэффициента интеллектуальности (КИ), которая используется, главным образом, для того, чтобы определить степень сложности школьной программы или программы обучения, которая бы соответствовала развитию малыша. Другие тесты применяются для того, чтобы раскрыть природу трудностей в развитии, и в соответствии с ней, выбрать методику лечения.

Нас же интересует третий тип оценки, для которого характерны следующие особенности:

В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если вследствие отклонения в развитии, некоторые дети овладевают ими медленнее.

Здесь выделяются самые важные умения, из тех которые обычно приобретаются ребенком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются. В тех случаях, когда из практических соображений все умения включить невозможно, приводится перечень характерных умений.

Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.

Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку — следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри.

Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

Он позволяет следить за успехами ребенка.

Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.

Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.

И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Все эти положения мы обсудим в следующих главах.

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше. 

Вы можете сказать: «Я знаю, что умеет мой малыш. Я всегда с ним. Я вижу все, что он делает. Почему бы мне не отбросить все эти сложности, связанные с оценкой, и просто двинуться дальше, отметив для себя те умения, которыми, как я знаю, он владеет?»

Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои «повседневные» наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относятся как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.

Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Морин видит, как ее дочь Сэнди иногда вкладывает элемент в простую складную картинку («пазл»). Но она не видит (потому что Сэнди двигается очень быстро), что девочка вообще переключается на что-то другое, стоит ей только попробовать один раз и решить, что это слишком трудно. Когда Морин показывает складную картинку потруднее, Сэнди сначала с интересом берется за нее, но очень быстро разочаровывается. И так каждый раз дело кончается разбросанными по дому элементами складной картинки, а мама и дочь дуются друг на друга.

Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Например, не слишком глубоко анализируя ситуацию, можно построить такую логическую последовательность: «Сью не умеет хлопать в ладоши, поэтому она не сможет постучать кубиком о кубик». Однако может оказаться, что Сью сумеет постучать кубиком о кубик, хотя, как правило, это умение приходит позже, чем умение хлопать в ладоши. В развитии каждого ребенка есть свои «скачки» и «провалы», и было бы трудно отыскать среди детей такого, чье развитие полностью соответствовало бы нормальной схеме. Индивидуальность малыша, его симпатии и антипатии влияют на то, сколько сил и энергии он захочет отдать тому или иному заданию. Сью может не проявить особого интереса к хлопанью в ладоши, но, возможно, ей понравится звук ударяющихся друг о друга кубиков, и она с удовольствием возьмется за это занятие!

Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

Из чего состоит ПУОРР?

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:

Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.

Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития мы отнесли формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.

Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят.

Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития («ГОВОРИ»). О том, как это делается, рассказывается в книге 3. Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нам нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети/

Источник