Пузырева н и синдром дыхательных расстройств

Содержание

  1. Синдром дыхательных расстройств
  2. Причины синдрома дыхательных расстройств
  3. Классификация синдрома дыхательных расстройств
  4. Симптомы синдрома дыхательных расстройств
  5. Диагностика синдрома дыхательных расстройств
  6. Лечение синдрома дыхательных расстройств
  7. Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.

Синдром дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии». Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных. Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.

Причины синдрома дыхательных расстройств

Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.

Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол. Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации. Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.

Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких. В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза. Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.

Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.

Классификация синдрома дыхательных расстройств

На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.

На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.

I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.

II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.

III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.

Симптомы синдрома дыхательных расстройств

Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств обычно развиваются на 1-2 сутки жизни новорожденного. Появляется и интенсивно нарастает одышка (ЧД до 60–80 в минуту) с участием в дыхательном акте вспомогательной мускулатуры, втяжением мечевидного отростка грудины и межреберий, раздуванием крыльев носа. Характерны экспираторные шумы («хрюкающий выдох»), обусловленные спазмом голосовой щели, приступы апноэ, синюшность кожных покровов (сначала периоральный и акроцианоз, затем – общий цианоз), пенистые выделения изо рта часто с примесью крови.

Читайте также:  Синдром двигательных нарушений в ногах

У новорожденных с синдромом дыхательных расстройств отмечаются признаки угнетения ЦНС, обусловленные гипоксией, нарастание отека мозга, склонность к внутрижелудочковым кровоизлияниям. ДВС-синдром может проявляться кровоточивостью из мест инъекций, легочным кровотечением и т. д. При тяжелой форме синдрома дыхательных расстройств стремительно развивается острая сердечная недостаточность с гепатомегалией, периферическими отеками.

Другими осложнениями синдрома дыхательных расстройств могут являться пневмонии, пневмоторакс, эмфизема легких, отек легких, ретинопатия недоношенных, некротический энтероколит, почечная недостаточность, сепсис и др. В исходе синдрома дыхательных расстройств у ребенка может отмечаться выздоровление, гиперреактивность бронхов, перинатальная энцефалопатия, нарушения иммунитета, ХНЗЛ (буллезная болезнь, пневмосклероз и др.).

Диагностика синдрома дыхательных расстройств

В клинической практике для оценки степени тяжести синдрома дыхательных расстройств используется шкала И. Сильвермана, где в баллах (от 0 до 2-х) оцениваются следующие критерии: экскурсия грудной клетки, втяжение межреберий на вдохе, западение грудины, раздувание ноздрей, опускание подбородка на вдохе, экспираторные шумы. Суммарная оценка ниже 5 баллов свидетельствует о легкой степени синдрома дыхательных расстройств; выше 5 – средней, 6—9 баллов — о тяжелой и от 10 баллов – о крайне тяжелой степени СДР.

В диагностике синдрома дыхательных расстройств решающее значение отводится рентгенографии легких. Рентгенологическая картина изменяется в различные патогенетические фазы. При рассеянных ателектазах выявляется мозаичная картина, обусловленная чередованием участков снижения пневматизации и вздутия легочной ткани. Для болезни гиалиновых мембран характерны «воздушная бронхограмма», ретикулярно-надозная сетка. В стадии отечно-геморрагического синдрома определяется нечеткость, размытость легочного рисунка, массивные ателектазы, определяющие картину «белого легкого».

Для оценки степени зрелости легочной ткани и системы сурфактанта при синдроме дыхательных расстройств применяется тест, определяющий отношение лецитина к сфингомиелину в околоплодных водах, трахеальном или желудочном аспирате; «пенный» тест с добавлением этанола в анализируемую биологическую жидкость и др. Возможно использование этих же тестов при проведении инвазивной пренатальной диагностики — амниоцентеза, осуществляемого после 32 недели гестации.

Состояние ребенка, обусловленное синдромом дыхательных расстройств, следует отличать от врожденной пневмонии, пороков дыхательной системы, атрезии хоан, ВПС, родовой травмы, врожденной диафрагмальной грыжи и др. В рамках дифференциальной диагностики выполняется нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция, ЭКГ, ЭхоКГ и пр.

Лечение синдрома дыхательных расстройств

Ведение ребенка с синдромом дыхательных расстройств осуществляется неонатологом, детским анестезиологом-реаниматологом с привлечением в случае необходимости детского невролога, детского пульмонолога, детского кардиолога и др.

Ребенок с синдромом дыхательных расстройств нуждается в непрерывном контроле ЧС, ЧД, газового состав крови, КОС; мониторинге показателей общего и биохимического анализа крови, коагулограммы, ЭКГ. Для поддержания оптимальной температуры тела ребенок помещается в кувез, где ему обеспечивается максимальный покой, ИВЛ или ингаляции увлажненного кислорода через носовой катетер, парентеральное питание. Ребенку периодически выполняется трахеальная аспирация, вибрационный и перкуторный массаж грудной клетки.

При синдроме дыхательных расстройств проводится инфузионная терапия раствором глюкозы, гидрокарбоната натрия; трансфузии альбумина и свежезамороженной плазмы; антибиотикотерапия, витаминотерапия, диуретическая терапия. Важным слагаемым профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств является эндотрахеальная инстилляция препаратов сурфактанта.

Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Последствия синдрома дыхательных расстройств определяются сроком родов, тяжестью дыхательной недостаточности, присоединившимися осложнениями, адекватностью проведения реанимационных и лечебных мероприятий.

В плане профилактики синдрома дыхательных расстройств наиболее важным представляется предупреждение преждевременных родов. В случае угрозы преждевременных родов необходимо проведение терапии, направленной на стимуляцию созревание легочной ткани у плода (дексаметазон, бетаметазон, тироксин, эуфиллин). Недоношенным детям необходимо проводить раннюю (в первые часы после рождения) заместительную терапию сурфактантом.

В дальнейшем дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств, кроме участкового педиатра, должны наблюдаться детским неврологом, детским пульмонологом, детским офтальмологом.

Источник

Çíà÷åíèå ñèíäðîìà äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ â ñòðóêòóðå íåîíàòàëüíîé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ó íîâîðîæäåííûõ. Ýòèîïàòîãåíåç è îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ ñèíäðîìà äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðåñïóáëèêè Óçáåêèñòàí

Òàøêåíòñêèé Ïåäèàòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò

Êàôåäðà íåîíàòîëîãèè

Ëåêöèÿ

Ñèíäðîì äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ

Òàøêåíò 2004

Ââåäåíèå

ÑÄÐ — ñèìïòîìîêîìïëåêñ õàðàêòåðèçóþùèé íàðóøåíèå ôóíêöèè äûõàíèÿ ñâÿçàííûé ñ ïåðâîíà÷àëüíûìè èçìåíåíèÿìè â ëåãêèõ ó íîâîðîæäåííûõ ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè òàêèìè êàê: ïíåâìîïàòèÿ, ïíåâìîíèÿ è âíåëåãî÷íûå: êðîâîèçëèÿíèÿ â ãîëîâíîé è ñïèíîé ìîçã, ïîðîêè ðàçâèòèÿ ñåðäöà, äèàôðàãìû è ãðóäíîé êëåòêè.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÑÄÐ âîëíóåò ïåäèàòðîâ êëèíèöèñòîâ, òàê êàê ïðîäîëæàåò äàâàòü âûñîêèé ïðîöåíò íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ. À îáúÿñíèòü ýòî ìîæíî òåì, ÷òî åãî ðàçâèòèå ñâÿçàíî ñ àíàòîìî — ôèçèîëîãè÷åñèìè îñîáåííîñòÿìè îðãàíîâ íîâîðîæäåííîãî, íåçðåëîñòüþ ëåãî÷íîé òêàíè è ñóðôàêòàíòíîé ñèñòåìû.  öåëÿõ ñíèæåíèÿ ïðîöåíòà íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ âðà÷ äîëæåí óìåëî äèôôåðåíöèðîâàòü ïðèðîäó ÑÄÐ, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü, íàìåòèòü êîíêðåòíûå ïóòè ëèêâèäàöèè ÑÄÐ, óìåòü àíàëèçèðîâàòü âàæíåéøèå äàííûå êëèíè÷åñêîãî, ëàáîðàòîðíîãî è èíñòðóìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé.

Читайте также:  Синдром 17 месяца в психологии

ÏàòîãåíåçÑÄÐ

ñèíäðîì äûõàòåëüíûé ðàññòðîéñòâî

Ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ÑÄÐ ñâÿçàí ñ äåôèöèòîì ñóðôàêòàíòà — àíòèàòåëåêòàòè÷åñêîãî âûñîêîìîëåêóëÿðíîãî âåùåñòâà, îñíîâíîé ÷àñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ôîñôîëèïèä äèïàëüìåòèí-ëåöèòèí. Ñóðôàêòàíò íà÷èíàåò âûðàáàòûâàåòñÿ ó ïëîäà ñ 20-24 íåäåëü âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ àëüâåîëÿðíûìè êëåòêàìè âòîðîãî òèïà è îáðàçóåò òîíêóþ ïëåíêó. Îñîáåííî èíòåíñèâíûé âûáðîñ ñóðôàêòàíòà ïðîèñõîäèò âî âðåìÿ ðîäîâ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïåðâè÷íîìó ðàñïðàâëåíèþ ëåãêèõ.

Ñèíòåç ñóðôàêòàíòà ïðîèñõîäèò äâóìÿ ïóòÿìè: 1-é — çà ñ÷åò ìåòèëèðîâàíèÿ ìåòàíîëàìèíà, êîòîðûé î÷åíü íåñòîåê è ëåãêî èñòîùàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì ãèïîêñèè, àöèäîçà, ãèïîòåðìèè è äð. è 2-é — õîëèíîâîãî .Ñèñòåìà ñóðôàêòàíòà ñîçðåâàåò ïîëíîñòüþ ê 36 íåäåëå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, à îòñþäà, ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíåå ýòîãî ñðîêà, ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ ÑÄÐ .Îáðàòíîå íàáëþäåíèå ïðè äëèòåëüíûõ ðîäàõ , â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ñòèìóëèðóåòñÿ ñèíòåç ñóðôàêòàíòà, è ÑÄÐ ðàçâèâàåòñÿ ðåäêî. Îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå â ïàòîãåíåçå ÑÄÐ ó íåäîíîøåííûõ ìîæåò èìåòü äåôèöèò ïëàçìèíîãåíà, — ìàêðîãëîáóëèíà è ðàçâèòèå ëîêàëüíîãî èëè äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè.

Ïðè ðàçâèòèè ÑÄÐ ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ãèïåðòåíçèÿ â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ, àöèäîç, äðóãèå îáìåííûå íàðóøåíèÿ, îñîáåííî ãèïîãëèêåìèÿ. Îáùèé îòå÷íûé ñèíäðîì, â ÷àñòíîñòè, îòåê ëåãêèõ, èçìåíÿåòñÿ ñîñòîÿíèå ÖÍÑ è íåðâíî-ðåôëåêòîðíîé ðåãóëÿöèè âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé (ñîñàíèå , ãëîòàíèå), ñåðäå÷íî- ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ñíèæàåòñÿ ôóíêöèÿ íàäïî÷å÷íèêîâ, óãíåòàåòñÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà.

Êëèíèêà

Ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ íà÷èíàþò ðàçâèâàòüñÿ ÷åðåç 2-8 ÷àñîâ ïîñëå ðîæäåíèÿ â ðåçóëüòàòå ïíåâìîïàòèé.  ïåðèîä ðàçãàðà òèïè÷íûìè ÿâëÿþòñÿ ðåçêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè: îäûøêà ñ ÷àñòîòîé äûõàíèÿ äî 60 è áîëåå â 1 ìèíóòó: äèñïíîý âïëîòü äî àïíîý, öèàíîç , áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ., ó÷àñòèå â àêòå äûõàíèÿ âñïîìîãàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû ( íàïðÿæåíèå êðûëüåâ íîñà, âòÿæåíèå óñòóï÷èâûõ ìåñò ãðóäèíû, ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ è ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà ãðóäèíû, ïåíà ó ðòà, âòÿãèâàíèå íàäêëþ÷è÷íûõ ÿìîê , ðèãèäíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, ðèòìè÷íîå ïîêà÷èâàíèå ãîëîâîé ,äûõàíèå òèïà “êà÷åëåé” ,çàòðóäíåííûé âîð÷àùèé âäîõ (èç-çà ñïàçìà ãîëîñîâîé ùåëè), ðàçäóâàíèå ùåê (äûõàíèå “ òðóáà÷à “ ). Îòìå÷àþòñÿ òàêæå âÿëîñòü, ñíèæåíèå ìàññû òåëà, ñíèæåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ðåôëåêñîâ, àäèíàìèÿ, ñëàáûé êðèê îòåê.

Äëÿ îöåíêè òÿæåñòè ÑÄÐ ó íîâîðîæäåííûõ ïðåäëîæåíà øêàëà Ñèëüâåðìàíà — Çåëèíãà (òàáëèöà ¹1).

Àóñêóëüòàòèâíî — ïðè ðàçãàðå íà ôîíå îñëàáëåííîãî äûõàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ðàññåÿííûå êðåïèòèðóþùèå è ãëóõèå ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå õðèïû.

Äëÿ ÑÄÐ òèïè÷íû ðàññòðîéñòâà ÑÑÑ: òàõèêàðäèÿ, ïðèãëóøåíèå òîíîâ ñåðäöà, ëåãî÷íàÿ ãèïåðòåíçèÿ. Ýòî ïðèâîäèò ê ñãóùåíèþ êðîâè è âîçðàñòàíèþ ãåìàòîêðèòíîãî ïîêàçàòåëÿ, êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà, ÀÄ ñíèæàåòñÿ. Äðóãèì îñëîæíåíèåì ÑÄÐ ÿâëÿåòñÿ ëåâî-ïðàâûé øóíò (÷åðåç îòêðûòûé àðòåðèàëüíûé ïðîòîê) ÿâëÿþùèéñÿ ñëåäñòâèåì áûñòðîãî ðàñïðàâëåíèÿ ëåãêèõ ïîñëå ðîæäåíèÿ èëè ÈÂË. Îáû÷íî ó òàêèõ äåòåé ïðèçíàêè ãèïîêñèè è çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ëåãêèõ íàðàñòàþò, âûñëóøèâàåòñÿ ñèñòîëî- äèàñòîëè÷åñêèé øóì íà ñîñóäàõ. Ðàçâèòèå âòîðè÷íîé èíôåêöèè ïðè ÑÄÐ òàêæå ïðåäñòàâëÿþò áîëüøóþ îïàñíîñòü äëÿ äåòåé. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå â ðÿäå ñëó÷àåâ èìååò äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå, íî íå âñåãäà.

Òàáëèöà ¹1. Øêàëà Ñèëüâåðìàíà — Çåëèíãà

Ñòàäèÿ 0

Ñòàäèÿ 1 — 1 áàëë

Ñòàäèÿ 2 — 2 áàëëà

Âåðõíÿÿ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè (ïðè ïîëîæåíèè ðåáåíêà íà ñïèíå) è ïåðåäíÿÿ áðþøíàÿ ñòåíêà ñèíõðîííî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ.

Îòñóòñòâèå ñèíõðîííîñòè èëè ìèíèìàëüíîå îïóùåíèå âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè ïðè ïîäúåìå áðþøíîé ñòåíêè íà âäîõå.

Çàìåòíîå çàïàäåíèå âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè âî âðåìÿ ïîäúåìà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè íà âäîõå.

Îòñóòñòâóþò âòÿæåíèå ìåæðåáåðèé.

Ëåãêîå âòÿæåíèå ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ.

Çàìåòíîå âòÿæåíèå ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ íà âäîõå.

Îòñóòñòâóåò âòÿæåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà.

Íåáîëüøîå âòÿæåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà ãðóäèíû íà âäîõå.

Çàìåòíîå çàïàäåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà.

Îòñóòñòâèå äâèæåíèÿ ïîäáîðîäêà ïðè äûõàíèè.

Îïóñêàíèå ïîäáîðîäêà íà âäîõå, ðîò çàêðûò.

Îïóñêàíèå ïîäáîðîäêà íà âäîõå, ðîò îòêðûò.

Îòñóòñòâèå øóìîâ íà âûäîõå.

Ýêñïèðàòîðíûå øóìû (ýêñïèðàòîðíîå “õðþêàíüå”) ñëûøíû ïðè àóñêóëüòàöèè ãðóäíîé êëåòêè.

Ýêñïèðàòîðíûå øóìû (ýêñïèðàòîðíîå “õðþêàíèå”) ñëûøíû ïðè ïîäíåñåíèè ôîíåíäîñêîïà êî ðòó èëè äàæå áåç ôîíåíäîñêîïà.

Ïðè îöåíêå â 10 áàëëîâ — òÿæåëûé ÑÄÐ.

Ïðè îöåíêå â 5 áàëëîâ — ñðåäíåé òÿæåñòè.

Ëåãêàÿ ñòåïåíü ÑÄÐ ïðè ãèàëèíîâûõ ìåìáðàíàõ íå âîçíèêàåò.

Äèàãíîç

ÑÄÐ äèàãíîñòèðóåòñÿ íà îñíîâàíèè âûøåîïèñàííûõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ. Âîçìîæíîñòü ðàçâèòèÿ ÑÄÐ ìîæíî ïðåäñêàçàòü àíòåíàòàëüíî, íà îñíîâàíèè èçó÷åíèÿ ñîäåðæàíèÿ ëåöèòèíà èëè òðîìáîïëàñòè÷åñêîé àêòèâíîñòè îêîëîïëîäíûõ âîä. Åñëè îòíîøåíèå óðîâíåé ñôèíãîìèåëèí-ëåöèòèí â îêîëîïëîäíûõ âîäàõ 2,0, òî âåðîÿòíîñòü ÑÄÐ — 2 %, ìåíåå 2,0 — 50%, à åñëè ìåíåå 1,0 — 100%. Ïðîñòûì òåñòîì íà çðåëîñòü ëåãêèõ ÿâëÿåòñÿ “ïåííûé òåñò” Êëåìåíòñà ñ ñîäåðæèìûì æåëóäêà, ïîëó÷åííûì îò ðåáåíêà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå.

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ïðîâîäÿò ñ ïíåâìîíèåé, âðîæäåííûìè ïîðîêàìè ðàçâèòèÿ ëåãêèõ, ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè ïîðîêàìè ñåðäöà è äð. Ïðè êîëè÷åñòâå íåéòðîôèëîâ ìåíåå 4,5 * 109 ã.ë ïîäîçðåâàþò áàêòåðèàëüíóþ ïíåâìîíèþ, äèàãíîç òàêæå ïîäòâåðæäàåòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì ðåáåíêà: ïðè ïíåâìîíèè — èíôèëüòðàòèâíûå òåíè, ÷åãî íåò ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ, ïðèâîäÿùèõ ê ÑÄÐ.

Ëå÷åíèå

Читайте также:  Санитарные правила при геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

Âåäóùèì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ óõîä çà íîâîðîæäåííûì, êîòîðûé íàïðàâëåí íà ïðîôèëàêòèêó îõëàæäåíèÿ, èáî îíî ñïîñîáñòâóåò ñíèæåíèþ èëè äàæå ïðåêðàùåíèþ ñèíòåçà ñóðôàêòàíòà (ïðè òåìïåðàòóðå — 35 ãðàäóñîâ).Ðåáåíêà ñðàçó æå ïîñëå ðîæäåíèÿ ïîìåùàþò ïîä ëó÷èñòûé èñòî÷íèê òåïëà èëè â êóâåç . Íå ìåíåå âàæíûì ÿâëÿåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ ãàçîâîãî ñîñòàâà êðîâè (ïðè ïîìîùè ÈÂË è ÑÄÏÏÄ). Ãèïåðáàðè÷åñêóþ îêñèãåíàöèþ ìîæíî ïðèíÿòü òîëüêî ïðè íàëè÷èè ñåðäå÷íî- ñîñóäèñòûõ ðàññòðîéñòâ. Èñïîëüçóþò òàêæå ìåøîê Ìàðòèíà. Ãàçîâàÿ ñìåñü äîëæíà áûòü ïîäîãðåòà äî 28-30 ãðàäóñîâ, äëÿ ïðîôèëàêòèêè ãèïåðîêñè÷åñêèõ îñëîæíåíèé ââîäÿò âèòàìèí Å ïî 10 ìã íà 1 êã ìàññû òåëà âì, åæåäíåâíî.

Íåîáõîäèìî ó÷åñòü ïðèìåíåíèå àýðîçîëüíîé òåðàïèè ñ ñîäåðæàíèåì áðîíõîëèòè÷åñêèõ, ïðîòåîëèòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ,ïðîòèâîïåííûõ è äð. ñðåäñòâ.

Êîððåêöèÿ ÊÎÑ ïðè ÑÄÐ òðåáóåò áåçîòëàãàòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé. Ýòî äîñòèãàåòñÿ ïðèìåíåíèåì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ, íî òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê ïåðåâåäåí íà ÈÂË èëè ÑÄÏÏÄ, â âîçðàñòíîé äîçå, ðàññ÷èòàííîé ïî ôîðìóëå, ðàñ÷åò ÂÅ * ìàññà òåëà â êã : 0,3 — êîëè÷åñòâî 5% ðàñòâîðà ãèäðîêîðòèçîíà íàòðèÿ â ìë., êîòîðîå íàäî ââåñòè , ãäå ÂÅ äåôèöèò îñíîâàíèé.

Ðàññ÷èòàííîå êîëè÷åñòâî ðàçâîäÿò òðîéíûì êîëè÷åñòâîì èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà õëîðèäà íàòðèÿ è ââîäÿò ìåäëåííî ââ 2-3 ìë â 1 . Ïðè äûõàòåëüíîì àöèäîçå ãèäðîêàðáîíàò íàòðèÿ ïðîòèâîïîêàçàí.

Àïíîý — òðåáóåò ââ âëèâàíèÿ ðàñòâîðîâ ýóôèëëèíà (5-6 ìãêã ìàññû òåëà íà ïåðâîå ââåäåíèå è äàëåå ïî 1 ìãêã 7 ðàç â ñóòêè ). Ïðè íåòÿæåëûõ ïðèñòóïàõ ìîæåò áûòü ïðèìåíåí ýòèìèçîë ïî 1 ìãêã 3-4 ðàçà â ñóòêè. Ýòèìèçîë ïðîòèâîïîêàçàí ïðè òÿæåëîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Ïðè ÑÄÐ ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ãîðìîíîâ (ïðåäíèçîëîí 2 ìãêã ìàññû òåëà â ñóòêè ). ïîñëåäíåå âðåìÿ èõ ñî÷åòàþò ñ òèðîêñèíîì 25 ìêã âíóòðü â òå÷åíèè 2-6 íåäåëü.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ âñå øèðå ïðèìåíÿþò òðàíñôóçèþ (çàìåííî) ñóðôàêòàíòà ýíäîòðàõåàëüíî, ïîëó÷åííîãî èç ëåãêèõ áûêà, â êîëè÷åñòâå 4-6 ìë.

Ïðè íàëè÷èè ëåãî÷íîé ãèïåðòåíçèè ïî ïðàâî-ëåâîìó òèïó ïîêàçàíî ìåäëåííîå âëèâàíèå â âåíó ãîëîâû òîëàçîëèíà2 ìãêã â òå÷åíèè 10 ÷àñîâ è äàëåå (ïðè ïîëîæèòåëüíîì ýôôåêòå) — êàæäûå 6-8 ÷àñîâ ïî 1 ìãêã.

Ïðåïàðàò ïðîòèâîïîêàçàí ïðè êàðäèîìèîïàòèÿõ è ãèïîòîíèè. Ïðè ëåâî ïðàâîì øóíòå íàçíà÷àþò èíäîìåòàöèí (0,3 ìãêã åæåäíåâíî ). Ïðåïàðàò íåýôôåêòèâåí äëÿ äåòåé ñòàðøå 4 íåäåëü, äî äà÷è èíäîìåòàöèíà èíîãäà ââîäÿò ëàçèêñ 1 ìãêã.  òåðàïèè ÑÄÐ ïðåäóñìàòðèâàþò òàêæå áîðüáó ñ ÄÂÑ ñèíäðîìîì è äð. îñëîæíåíèÿìè. Àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ ïðîâîäÿò äåòÿì , íàõîäèâøèìñÿ íà ÈÂË è ÑÄÏÏÄ, îáû÷íî ïðèìåíÿþò àìïèîêñ èç ðàñ÷åòà 100 òûñ .åä. íà 1 êã âåñà. Ïèòàíèå ðåáåíêà â ïåðâûå äíè êàê ïðàâèëî ïàðåíòåðàëüíîå.

Îáúåì æèäêîñòè 20-30 ìëêã ñ äàëüíåéøèì óâåëè÷åíèåì íà 20-30 ìëêã íà êàæäûé ïîñëåäóþùèé äåíü (íà 7-é -150 ìëêã).

Ðàñòâîðû:

5-10 % ðàñòâîð ãëþêîçû íà êàæäûå 100,0 äîáàâëÿþò 1 ìë 10% ðàñòâîðà ãëþêîíàòà êàëüöèÿ (ñî 2 äíÿ æèçíè ), êðîìå òîãî ,1 ììîëü íàòðèÿ (6,5 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà) ,à ñ 3 äíÿ -1 ììîëü êàëèÿ (1ìë — 7,5% õëîðèäà êàëèÿ ); 5-10% ðàñòâîð àëüáóìèíà — 1 ðàç â äåíü (10-15 ìëêã)

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ÄÂÑ ñèíäðîìà ïðèìåíÿþò ãåïàðèí ïî 10-15 åäêã êàæäûå 6-8 ÷àñîâ ââ êàïåëüíî è äðóãèå.

Êîðìëåíèå:Ýíòåðàëüíîå ïèòàíèå â ïåðâûé äåíü æèçíè íå íàçíà÷àþò .Ïðè óìåíüøåíèè îäûøêè äî 60-75 äûõàíèé â 1 ìèí. Ïîñëå äà÷è äèñòèëèðîâàííîé âîäû äàþò ãðóäíîå ìîëîêî .Ïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì: äî 10 äíåé ïðè 6-7 ðàçîâîì êîðìëåíèè — 3 * äåíü êîðìëåíèÿ * ìàññó òåëà â êã .Ñ 10 -ãî äíÿ — êîëè÷åñòâî ìîëîêà â ñóòêè ñîñòàâëÿåò 16 ìàññû òåëà.

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêó ÑÄÐ ìîæíî ïðîâîäèòü çà 3 ñóòîê äî ðîäîâ, ìàòåðè ââîäÿò êàæäûå 12 ÷àñîâ 6 ìã áåòà- ìåòàçîíà èëè êàæäûå 24 ÷àñà 12 ìã äåêñàìåòàçîíà. Ïîëåçíî çàòÿãèâàíèå ðîäîâ, èáî åñëè áåçâîäíûé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ áîëåå 2 ñóòîê, ÑÄÐ îáû÷íî íå ðàçâèâàåòñÿ. Ïîëîæèòåëåí ýôôåêò îò ýòèìèçîëà 14 òàáëåòêè 2 ðàçà â äåíü 6-7 äíåé èëè ââ åãî ââåäåíèå ïî 2 ìë — 1,5 % ðàñòâîðà â 100 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà êàïåëüíî, çà 3-4 ÷àñà äî ðîäîâ. Ñíèæàåò ÷àñòîòó ÑÄÐ — íàçíà÷åíèå áåðåìåííîé ïðîòèâîêàøëåâîãî ïðåïàðàòà ÃÄÐ — àìáðîêîñîë — 800 ìã. Ââ êàïåëüíî â 500 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà â òå÷åíèè 5 äíåé èëè ñàëüáóòàìîëà .

Ëèòåðàòóðà

1. Àíòîíîâ À.Ã., Áàéáàðèíà Å.À. Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè è ïðîåêò ñòàíäàðòà ëå÷åíèÿ âíóòðèóòðîáíîé ïíåâìîíèè. Ðîññèéñêèé âåñòíèê ïåðèíàòîëîãèè è ïåäèàòðèè.1996 ã., ¹__. Ìîñêâà, Èçäàòåëüñòâî Ìåäèà-Ñôåðà.

2. Âîëîäèí Í.Í. Ïåäèàòðèÿ., Ìîñêâà, 1997 ã.

3. Ìàòåðèàëû êîíôåðåíöèè «Ïðîãðàììà ðåàíèìàöèè íîâîðîæäåííûõ ïîñëå îáó÷åíèÿ… »., Ëüâîâ, 12-14 àïðåëÿ, 2000 ã.

4. Ïóçûðåâà Í.È., Ëàðþøêèíà Ð.Ì., Ðûæêîâà Í.Ê. Ñèíäðîì äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ è ñóðôàêòàíò ëåãêèõ ó íîâîðîæäåííûõ. Ì; Ìåäèöèíà, 1987 ã.

5. Ñîòíèêîâà Ê.À., Ïîïîâ Í.À. Ïíåâìîíèè è ïíåâìîïàòèè ó íîâîðîæäåííûõ, Ì; Ìåäèöèíà, 1975 ã.

6. Øàáàëîâ Í.Ï. Íåîíàòîëîãèÿ. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, 1996 ã., 1 òîì.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник