Пузырева н и синдром дыхательных расстройств
Содержание
- Синдром дыхательных расстройств
- Причины синдрома дыхательных расстройств
- Классификация синдрома дыхательных расстройств
- Симптомы синдрома дыхательных расстройств
- Диагностика синдрома дыхательных расстройств
- Лечение синдрома дыхательных расстройств
- Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств
Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.
Синдром дыхательных расстройств
Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии». Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных. Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.
Причины синдрома дыхательных расстройств
Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.
Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол. Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации. Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.
Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких. В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза. Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.
Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.
Классификация синдрома дыхательных расстройств
На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.
На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.
I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.
II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.
III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.
Симптомы синдрома дыхательных расстройств
Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств обычно развиваются на 1-2 сутки жизни новорожденного. Появляется и интенсивно нарастает одышка (ЧД до 60–80 в минуту) с участием в дыхательном акте вспомогательной мускулатуры, втяжением мечевидного отростка грудины и межреберий, раздуванием крыльев носа. Характерны экспираторные шумы («хрюкающий выдох»), обусловленные спазмом голосовой щели, приступы апноэ, синюшность кожных покровов (сначала периоральный и акроцианоз, затем – общий цианоз), пенистые выделения изо рта часто с примесью крови.
У новорожденных с синдромом дыхательных расстройств отмечаются признаки угнетения ЦНС, обусловленные гипоксией, нарастание отека мозга, склонность к внутрижелудочковым кровоизлияниям. ДВС-синдром может проявляться кровоточивостью из мест инъекций, легочным кровотечением и т. д. При тяжелой форме синдрома дыхательных расстройств стремительно развивается острая сердечная недостаточность с гепатомегалией, периферическими отеками.
Другими осложнениями синдрома дыхательных расстройств могут являться пневмонии, пневмоторакс, эмфизема легких, отек легких, ретинопатия недоношенных, некротический энтероколит, почечная недостаточность, сепсис и др. В исходе синдрома дыхательных расстройств у ребенка может отмечаться выздоровление, гиперреактивность бронхов, перинатальная энцефалопатия, нарушения иммунитета, ХНЗЛ (буллезная болезнь, пневмосклероз и др.).
Диагностика синдрома дыхательных расстройств
В клинической практике для оценки степени тяжести синдрома дыхательных расстройств используется шкала И. Сильвермана, где в баллах (от 0 до 2-х) оцениваются следующие критерии: экскурсия грудной клетки, втяжение межреберий на вдохе, западение грудины, раздувание ноздрей, опускание подбородка на вдохе, экспираторные шумы. Суммарная оценка ниже 5 баллов свидетельствует о легкой степени синдрома дыхательных расстройств; выше 5 – средней, 6—9 баллов — о тяжелой и от 10 баллов – о крайне тяжелой степени СДР.
В диагностике синдрома дыхательных расстройств решающее значение отводится рентгенографии легких. Рентгенологическая картина изменяется в различные патогенетические фазы. При рассеянных ателектазах выявляется мозаичная картина, обусловленная чередованием участков снижения пневматизации и вздутия легочной ткани. Для болезни гиалиновых мембран характерны «воздушная бронхограмма», ретикулярно-надозная сетка. В стадии отечно-геморрагического синдрома определяется нечеткость, размытость легочного рисунка, массивные ателектазы, определяющие картину «белого легкого».
Для оценки степени зрелости легочной ткани и системы сурфактанта при синдроме дыхательных расстройств применяется тест, определяющий отношение лецитина к сфингомиелину в околоплодных водах, трахеальном или желудочном аспирате; «пенный» тест с добавлением этанола в анализируемую биологическую жидкость и др. Возможно использование этих же тестов при проведении инвазивной пренатальной диагностики — амниоцентеза, осуществляемого после 32 недели гестации.
Состояние ребенка, обусловленное синдромом дыхательных расстройств, следует отличать от врожденной пневмонии, пороков дыхательной системы, атрезии хоан, ВПС, родовой травмы, врожденной диафрагмальной грыжи и др. В рамках дифференциальной диагностики выполняется нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция, ЭКГ, ЭхоКГ и пр.
Лечение синдрома дыхательных расстройств
Ведение ребенка с синдромом дыхательных расстройств осуществляется неонатологом, детским анестезиологом-реаниматологом с привлечением в случае необходимости детского невролога, детского пульмонолога, детского кардиолога и др.
Ребенок с синдромом дыхательных расстройств нуждается в непрерывном контроле ЧС, ЧД, газового состав крови, КОС; мониторинге показателей общего и биохимического анализа крови, коагулограммы, ЭКГ. Для поддержания оптимальной температуры тела ребенок помещается в кувез, где ему обеспечивается максимальный покой, ИВЛ или ингаляции увлажненного кислорода через носовой катетер, парентеральное питание. Ребенку периодически выполняется трахеальная аспирация, вибрационный и перкуторный массаж грудной клетки.
При синдроме дыхательных расстройств проводится инфузионная терапия раствором глюкозы, гидрокарбоната натрия; трансфузии альбумина и свежезамороженной плазмы; антибиотикотерапия, витаминотерапия, диуретическая терапия. Важным слагаемым профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств является эндотрахеальная инстилляция препаратов сурфактанта.
Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств
Последствия синдрома дыхательных расстройств определяются сроком родов, тяжестью дыхательной недостаточности, присоединившимися осложнениями, адекватностью проведения реанимационных и лечебных мероприятий.
В плане профилактики синдрома дыхательных расстройств наиболее важным представляется предупреждение преждевременных родов. В случае угрозы преждевременных родов необходимо проведение терапии, направленной на стимуляцию созревание легочной ткани у плода (дексаметазон, бетаметазон, тироксин, эуфиллин). Недоношенным детям необходимо проводить раннюю (в первые часы после рождения) заместительную терапию сурфактантом.
В дальнейшем дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств, кроме участкового педиатра, должны наблюдаться детским неврологом, детским пульмонологом, детским офтальмологом.
Источник
Çíà÷åíèå ñèíäðîìà äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ â ñòðóêòóðå íåîíàòàëüíîé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ó íîâîðîæäåííûõ. Ýòèîïàòîãåíåç è îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ ñèíäðîìà äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ Ðåñïóáëèêè Óçáåêèñòàí
Òàøêåíòñêèé Ïåäèàòðè÷åñêèé ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò
Êàôåäðà íåîíàòîëîãèè
Ëåêöèÿ
Ñèíäðîì äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ
Òàøêåíò 2004
Ââåäåíèå
ÑÄÐ — ñèìïòîìîêîìïëåêñ õàðàêòåðèçóþùèé íàðóøåíèå ôóíêöèè äûõàíèÿ ñâÿçàííûé ñ ïåðâîíà÷àëüíûìè èçìåíåíèÿìè â ëåãêèõ ó íîâîðîæäåííûõ ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè òàêèìè êàê: ïíåâìîïàòèÿ, ïíåâìîíèÿ è âíåëåãî÷íûå: êðîâîèçëèÿíèÿ â ãîëîâíîé è ñïèíîé ìîçã, ïîðîêè ðàçâèòèÿ ñåðäöà, äèàôðàãìû è ãðóäíîé êëåòêè.
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ÑÄÐ âîëíóåò ïåäèàòðîâ êëèíèöèñòîâ, òàê êàê ïðîäîëæàåò äàâàòü âûñîêèé ïðîöåíò íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ. À îáúÿñíèòü ýòî ìîæíî òåì, ÷òî åãî ðàçâèòèå ñâÿçàíî ñ àíàòîìî — ôèçèîëîãè÷åñèìè îñîáåííîñòÿìè îðãàíîâ íîâîðîæäåííîãî, íåçðåëîñòüþ ëåãî÷íîé òêàíè è ñóðôàêòàíòíîé ñèñòåìû.  öåëÿõ ñíèæåíèÿ ïðîöåíòà íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ âðà÷ äîëæåí óìåëî äèôôåðåíöèðîâàòü ïðèðîäó ÑÄÐ, ñâîåâðåìåííî äèàãíîñòèðîâàòü, íàìåòèòü êîíêðåòíûå ïóòè ëèêâèäàöèè ÑÄÐ, óìåòü àíàëèçèðîâàòü âàæíåéøèå äàííûå êëèíè÷åñêîãî, ëàáîðàòîðíîãî è èíñòðóìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé.
ÏàòîãåíåçÑÄÐ
ñèíäðîì äûõàòåëüíûé ðàññòðîéñòâî
Ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ÑÄÐ ñâÿçàí ñ äåôèöèòîì ñóðôàêòàíòà — àíòèàòåëåêòàòè÷åñêîãî âûñîêîìîëåêóëÿðíîãî âåùåñòâà, îñíîâíîé ÷àñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ôîñôîëèïèä äèïàëüìåòèí-ëåöèòèí. Ñóðôàêòàíò íà÷èíàåò âûðàáàòûâàåòñÿ ó ïëîäà ñ 20-24 íåäåëü âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ àëüâåîëÿðíûìè êëåòêàìè âòîðîãî òèïà è îáðàçóåò òîíêóþ ïëåíêó. Îñîáåííî èíòåíñèâíûé âûáðîñ ñóðôàêòàíòà ïðîèñõîäèò âî âðåìÿ ðîäîâ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïåðâè÷íîìó ðàñïðàâëåíèþ ëåãêèõ.
Ñèíòåç ñóðôàêòàíòà ïðîèñõîäèò äâóìÿ ïóòÿìè: 1-é — çà ñ÷åò ìåòèëèðîâàíèÿ ìåòàíîëàìèíà, êîòîðûé î÷åíü íåñòîåê è ëåãêî èñòîùàåòñÿ ïîä äåéñòâèåì ãèïîêñèè, àöèäîçà, ãèïîòåðìèè è äð. è 2-é — õîëèíîâîãî .Ñèñòåìà ñóðôàêòàíòà ñîçðåâàåò ïîëíîñòüþ ê 36 íåäåëå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, à îòñþäà, ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíåå ýòîãî ñðîêà, ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ ÑÄÐ .Îáðàòíîå íàáëþäåíèå ïðè äëèòåëüíûõ ðîäàõ , â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ñòèìóëèðóåòñÿ ñèíòåç ñóðôàêòàíòà, è ÑÄÐ ðàçâèâàåòñÿ ðåäêî. Îïðåäåëåííîå çíà÷åíèå â ïàòîãåíåçå ÑÄÐ ó íåäîíîøåííûõ ìîæåò èìåòü äåôèöèò ïëàçìèíîãåíà, — ìàêðîãëîáóëèíà è ðàçâèòèå ëîêàëüíîãî èëè äèññåìèíèðîâàííîãî âíóòðèñîñóäèñòîãî ñâåðòûâàíèÿ êðîâè.
Ïðè ðàçâèòèè ÑÄÐ ðàçâèâàåòñÿ ãèïîêñèÿ, ãèïåðòåíçèÿ â ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ, àöèäîç, äðóãèå îáìåííûå íàðóøåíèÿ, îñîáåííî ãèïîãëèêåìèÿ. Îáùèé îòå÷íûé ñèíäðîì, â ÷àñòíîñòè, îòåê ëåãêèõ, èçìåíÿåòñÿ ñîñòîÿíèå ÖÍÑ è íåðâíî-ðåôëåêòîðíîé ðåãóëÿöèè âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé (ñîñàíèå , ãëîòàíèå), ñåðäå÷íî- ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ñíèæàåòñÿ ôóíêöèÿ íàäïî÷å÷íèêîâ, óãíåòàåòñÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà.
Êëèíèêà
Ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ íà÷èíàþò ðàçâèâàòüñÿ ÷åðåç 2-8 ÷àñîâ ïîñëå ðîæäåíèÿ â ðåçóëüòàòå ïíåâìîïàòèé.  ïåðèîä ðàçãàðà òèïè÷íûìè ÿâëÿþòñÿ ðåçêî âûðàæåííûå ïðèçíàêè äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè: îäûøêà ñ ÷àñòîòîé äûõàíèÿ äî 60 è áîëåå â 1 ìèíóòó: äèñïíîý âïëîòü äî àïíîý, öèàíîç , áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ., ó÷àñòèå â àêòå äûõàíèÿ âñïîìîãàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû ( íàïðÿæåíèå êðûëüåâ íîñà, âòÿæåíèå óñòóï÷èâûõ ìåñò ãðóäèíû, ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ è ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà ãðóäèíû, ïåíà ó ðòà, âòÿãèâàíèå íàäêëþ÷è÷íûõ ÿìîê , ðèãèäíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, ðèòìè÷íîå ïîêà÷èâàíèå ãîëîâîé ,äûõàíèå òèïà êà÷åëåé ,çàòðóäíåííûé âîð÷àùèé âäîõ (èç-çà ñïàçìà ãîëîñîâîé ùåëè), ðàçäóâàíèå ùåê (äûõàíèå òðóáà÷à ). Îòìå÷àþòñÿ òàêæå âÿëîñòü, ñíèæåíèå ìàññû òåëà, ñíèæåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ðåôëåêñîâ, àäèíàìèÿ, ñëàáûé êðèê îòåê.
Äëÿ îöåíêè òÿæåñòè ÑÄÐ ó íîâîðîæäåííûõ ïðåäëîæåíà øêàëà Ñèëüâåðìàíà — Çåëèíãà (òàáëèöà ¹1).
Àóñêóëüòàòèâíî — ïðè ðàçãàðå íà ôîíå îñëàáëåííîãî äûõàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ðàññåÿííûå êðåïèòèðóþùèå è ãëóõèå ìåëêîïóçûð÷àòûå âëàæíûå õðèïû.
Äëÿ ÑÄÐ òèïè÷íû ðàññòðîéñòâà ÑÑÑ: òàõèêàðäèÿ, ïðèãëóøåíèå òîíîâ ñåðäöà, ëåãî÷íàÿ ãèïåðòåíçèÿ. Ýòî ïðèâîäèò ê ñãóùåíèþ êðîâè è âîçðàñòàíèþ ãåìàòîêðèòíîãî ïîêàçàòåëÿ, êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà, ÀÄ ñíèæàåòñÿ. Äðóãèì îñëîæíåíèåì ÑÄÐ ÿâëÿåòñÿ ëåâî-ïðàâûé øóíò (÷åðåç îòêðûòûé àðòåðèàëüíûé ïðîòîê) ÿâëÿþùèéñÿ ñëåäñòâèåì áûñòðîãî ðàñïðàâëåíèÿ ëåãêèõ ïîñëå ðîæäåíèÿ èëè ÈÂË. Îáû÷íî ó òàêèõ äåòåé ïðèçíàêè ãèïîêñèè è çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ëåãêèõ íàðàñòàþò, âûñëóøèâàåòñÿ ñèñòîëî- äèàñòîëè÷åñêèé øóì íà ñîñóäàõ. Ðàçâèòèå âòîðè÷íîé èíôåêöèè ïðè ÑÄÐ òàêæå ïðåäñòàâëÿþò áîëüøóþ îïàñíîñòü äëÿ äåòåé. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå â ðÿäå ñëó÷àåâ èìååò äèàãíîñòè÷åñêîå çíà÷åíèå, íî íå âñåãäà.
Òàáëèöà ¹1. Øêàëà Ñèëüâåðìàíà — Çåëèíãà
Ñòàäèÿ 0 | Ñòàäèÿ 1 — 1 áàëë | Ñòàäèÿ 2 — 2 áàëëà |
Âåðõíÿÿ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè (ïðè ïîëîæåíèè ðåáåíêà íà ñïèíå) è ïåðåäíÿÿ áðþøíàÿ ñòåíêà ñèíõðîííî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. | Îòñóòñòâèå ñèíõðîííîñòè èëè ìèíèìàëüíîå îïóùåíèå âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè ïðè ïîäúåìå áðþøíîé ñòåíêè íà âäîõå. | Çàìåòíîå çàïàäåíèå âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè âî âðåìÿ ïîäúåìà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè íà âäîõå. |
Îòñóòñòâóþò âòÿæåíèå ìåæðåáåðèé. | Ëåãêîå âòÿæåíèå ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ. | Çàìåòíîå âòÿæåíèå ìåæðåáåðíûõ ïðîìåæóòêîâ íà âäîõå. |
Îòñóòñòâóåò âòÿæåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà. | Íåáîëüøîå âòÿæåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà ãðóäèíû íà âäîõå. | Çàìåòíîå çàïàäåíèå ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà. |
Îòñóòñòâèå äâèæåíèÿ ïîäáîðîäêà ïðè äûõàíèè. | Îïóñêàíèå ïîäáîðîäêà íà âäîõå, ðîò çàêðûò. | Îïóñêàíèå ïîäáîðîäêà íà âäîõå, ðîò îòêðûò. |
Îòñóòñòâèå øóìîâ íà âûäîõå. | Ýêñïèðàòîðíûå øóìû (ýêñïèðàòîðíîå õðþêàíüå) ñëûøíû ïðè àóñêóëüòàöèè ãðóäíîé êëåòêè. | Ýêñïèðàòîðíûå øóìû (ýêñïèðàòîðíîå õðþêàíèå) ñëûøíû ïðè ïîäíåñåíèè ôîíåíäîñêîïà êî ðòó èëè äàæå áåç ôîíåíäîñêîïà. |
Ïðè îöåíêå â 10 áàëëîâ — òÿæåëûé ÑÄÐ.
Ïðè îöåíêå â 5 áàëëîâ — ñðåäíåé òÿæåñòè.
Ëåãêàÿ ñòåïåíü ÑÄÐ ïðè ãèàëèíîâûõ ìåìáðàíàõ íå âîçíèêàåò.
Äèàãíîç
ÑÄÐ äèàãíîñòèðóåòñÿ íà îñíîâàíèè âûøåîïèñàííûõ êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ. Âîçìîæíîñòü ðàçâèòèÿ ÑÄÐ ìîæíî ïðåäñêàçàòü àíòåíàòàëüíî, íà îñíîâàíèè èçó÷åíèÿ ñîäåðæàíèÿ ëåöèòèíà èëè òðîìáîïëàñòè÷åñêîé àêòèâíîñòè îêîëîïëîäíûõ âîä. Åñëè îòíîøåíèå óðîâíåé ñôèíãîìèåëèí-ëåöèòèí â îêîëîïëîäíûõ âîäàõ 2,0, òî âåðîÿòíîñòü ÑÄÐ — 2 %, ìåíåå 2,0 — 50%, à åñëè ìåíåå 1,0 — 100%. Ïðîñòûì òåñòîì íà çðåëîñòü ëåãêèõ ÿâëÿåòñÿ ïåííûé òåñò Êëåìåíòñà ñ ñîäåðæèìûì æåëóäêà, ïîëó÷åííûì îò ðåáåíêà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå.
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ïðîâîäÿò ñ ïíåâìîíèåé, âðîæäåííûìè ïîðîêàìè ðàçâèòèÿ ëåãêèõ, ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè ïîðîêàìè ñåðäöà è äð. Ïðè êîëè÷åñòâå íåéòðîôèëîâ ìåíåå 4,5 * 109 ã.ë ïîäîçðåâàþò áàêòåðèàëüíóþ ïíåâìîíèþ, äèàãíîç òàêæå ïîäòâåðæäàåòñÿ ðåíòãåíîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì ðåáåíêà: ïðè ïíåâìîíèè — èíôèëüòðàòèâíûå òåíè, ÷åãî íåò ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ, ïðèâîäÿùèõ ê ÑÄÐ.
Ëå÷åíèå
Âåäóùèì â ëå÷åíèè ÿâëÿåòñÿ óõîä çà íîâîðîæäåííûì, êîòîðûé íàïðàâëåí íà ïðîôèëàêòèêó îõëàæäåíèÿ, èáî îíî ñïîñîáñòâóåò ñíèæåíèþ èëè äàæå ïðåêðàùåíèþ ñèíòåçà ñóðôàêòàíòà (ïðè òåìïåðàòóðå — 35 ãðàäóñîâ).Ðåáåíêà ñðàçó æå ïîñëå ðîæäåíèÿ ïîìåùàþò ïîä ëó÷èñòûé èñòî÷íèê òåïëà èëè â êóâåç . Íå ìåíåå âàæíûì ÿâëÿåòñÿ íîðìàëèçàöèÿ ãàçîâîãî ñîñòàâà êðîâè (ïðè ïîìîùè ÈÂË è ÑÄÏÏÄ). Ãèïåðáàðè÷åñêóþ îêñèãåíàöèþ ìîæíî ïðèíÿòü òîëüêî ïðè íàëè÷èè ñåðäå÷íî- ñîñóäèñòûõ ðàññòðîéñòâ. Èñïîëüçóþò òàêæå ìåøîê Ìàðòèíà. Ãàçîâàÿ ñìåñü äîëæíà áûòü ïîäîãðåòà äî 28-30 ãðàäóñîâ, äëÿ ïðîôèëàêòèêè ãèïåðîêñè÷åñêèõ îñëîæíåíèé ââîäÿò âèòàìèí Å ïî 10 ìã íà 1 êã ìàññû òåëà âì, åæåäíåâíî.
Íåîáõîäèìî ó÷åñòü ïðèìåíåíèå àýðîçîëüíîé òåðàïèè ñ ñîäåðæàíèåì áðîíõîëèòè÷åñêèõ, ïðîòåîëèòè÷åñêèõ, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ,ïðîòèâîïåííûõ è äð. ñðåäñòâ.
Êîððåêöèÿ ÊÎÑ ïðè ÑÄÐ òðåáóåò áåçîòëàãàòåëüíûõ ìåðîïðèÿòèé. Ýòî äîñòèãàåòñÿ ïðèìåíåíèåì ãèäðîêàðáîíàòà íàòðèÿ, íî òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê ïåðåâåäåí íà ÈÂË èëè ÑÄÏÏÄ, â âîçðàñòíîé äîçå, ðàññ÷èòàííîé ïî ôîðìóëå, ðàñ÷åò ÂÅ * ìàññà òåëà â êã : 0,3 — êîëè÷åñòâî 5% ðàñòâîðà ãèäðîêîðòèçîíà íàòðèÿ â ìë., êîòîðîå íàäî ââåñòè , ãäå ÂÅ äåôèöèò îñíîâàíèé.
Ðàññ÷èòàííîå êîëè÷åñòâî ðàçâîäÿò òðîéíûì êîëè÷åñòâîì èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà õëîðèäà íàòðèÿ è ââîäÿò ìåäëåííî ââ 2-3 ìë â 1 . Ïðè äûõàòåëüíîì àöèäîçå ãèäðîêàðáîíàò íàòðèÿ ïðîòèâîïîêàçàí.
Àïíîý — òðåáóåò ââ âëèâàíèÿ ðàñòâîðîâ ýóôèëëèíà (5-6 ìãêã ìàññû òåëà íà ïåðâîå ââåäåíèå è äàëåå ïî 1 ìãêã 7 ðàç â ñóòêè ). Ïðè íåòÿæåëûõ ïðèñòóïàõ ìîæåò áûòü ïðèìåíåí ýòèìèçîë ïî 1 ìãêã 3-4 ðàçà â ñóòêè. Ýòèìèçîë ïðîòèâîïîêàçàí ïðè òÿæåëîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
Ïðè ÑÄÐ ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå ãîðìîíîâ (ïðåäíèçîëîí 2 ìãêã ìàññû òåëà â ñóòêè ). ïîñëåäíåå âðåìÿ èõ ñî÷åòàþò ñ òèðîêñèíîì 25 ìêã âíóòðü â òå÷åíèè 2-6 íåäåëü.
 ïîñëåäíåå âðåìÿ âñå øèðå ïðèìåíÿþò òðàíñôóçèþ (çàìåííî) ñóðôàêòàíòà ýíäîòðàõåàëüíî, ïîëó÷åííîãî èç ëåãêèõ áûêà, â êîëè÷åñòâå 4-6 ìë.
Ïðè íàëè÷èè ëåãî÷íîé ãèïåðòåíçèè ïî ïðàâî-ëåâîìó òèïó ïîêàçàíî ìåäëåííîå âëèâàíèå â âåíó ãîëîâû òîëàçîëèíà2 ìãêã â òå÷åíèè 10 ÷àñîâ è äàëåå (ïðè ïîëîæèòåëüíîì ýôôåêòå) — êàæäûå 6-8 ÷àñîâ ïî 1 ìãêã.
Ïðåïàðàò ïðîòèâîïîêàçàí ïðè êàðäèîìèîïàòèÿõ è ãèïîòîíèè. Ïðè ëåâî ïðàâîì øóíòå íàçíà÷àþò èíäîìåòàöèí (0,3 ìãêã åæåäíåâíî ). Ïðåïàðàò íåýôôåêòèâåí äëÿ äåòåé ñòàðøå 4 íåäåëü, äî äà÷è èíäîìåòàöèíà èíîãäà ââîäÿò ëàçèêñ 1 ìãêã.  òåðàïèè ÑÄÐ ïðåäóñìàòðèâàþò òàêæå áîðüáó ñ ÄÂÑ ñèíäðîìîì è äð. îñëîæíåíèÿìè. Àíòèáàêòåðèàëüíóþ òåðàïèþ ïðîâîäÿò äåòÿì , íàõîäèâøèìñÿ íà ÈÂË è ÑÄÏÏÄ, îáû÷íî ïðèìåíÿþò àìïèîêñ èç ðàñ÷åòà 100 òûñ .åä. íà 1 êã âåñà. Ïèòàíèå ðåáåíêà â ïåðâûå äíè êàê ïðàâèëî ïàðåíòåðàëüíîå.
Îáúåì æèäêîñòè 20-30 ìëêã ñ äàëüíåéøèì óâåëè÷åíèåì íà 20-30 ìëêã íà êàæäûé ïîñëåäóþùèé äåíü (íà 7-é -150 ìëêã).
Ðàñòâîðû:
5-10 % ðàñòâîð ãëþêîçû íà êàæäûå 100,0 äîáàâëÿþò 1 ìë 10% ðàñòâîðà ãëþêîíàòà êàëüöèÿ (ñî 2 äíÿ æèçíè ), êðîìå òîãî ,1 ììîëü íàòðèÿ (6,5 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà) ,à ñ 3 äíÿ -1 ììîëü êàëèÿ (1ìë — 7,5% õëîðèäà êàëèÿ ); 5-10% ðàñòâîð àëüáóìèíà — 1 ðàç â äåíü (10-15 ìëêã)
Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ÄÂÑ ñèíäðîìà ïðèìåíÿþò ãåïàðèí ïî 10-15 åäêã êàæäûå 6-8 ÷àñîâ ââ êàïåëüíî è äðóãèå.
Êîðìëåíèå:Ýíòåðàëüíîå ïèòàíèå â ïåðâûé äåíü æèçíè íå íàçíà÷àþò .Ïðè óìåíüøåíèè îäûøêè äî 60-75 äûõàíèé â 1 ìèí. Ïîñëå äà÷è äèñòèëèðîâàííîé âîäû äàþò ãðóäíîå ìîëîêî .Ïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì: äî 10 äíåé ïðè 6-7 ðàçîâîì êîðìëåíèè — 3 * äåíü êîðìëåíèÿ * ìàññó òåëà â êã .Ñ 10 -ãî äíÿ — êîëè÷åñòâî ìîëîêà â ñóòêè ñîñòàâëÿåò 16 ìàññû òåëà.
Ïðîôèëàêòèêà
Ïðîôèëàêòèêó ÑÄÐ ìîæíî ïðîâîäèòü çà 3 ñóòîê äî ðîäîâ, ìàòåðè ââîäÿò êàæäûå 12 ÷àñîâ 6 ìã áåòà- ìåòàçîíà èëè êàæäûå 24 ÷àñà 12 ìã äåêñàìåòàçîíà. Ïîëåçíî çàòÿãèâàíèå ðîäîâ, èáî åñëè áåçâîäíûé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ áîëåå 2 ñóòîê, ÑÄÐ îáû÷íî íå ðàçâèâàåòñÿ. Ïîëîæèòåëåí ýôôåêò îò ýòèìèçîëà 14 òàáëåòêè 2 ðàçà â äåíü 6-7 äíåé èëè ââ åãî ââåäåíèå ïî 2 ìë — 1,5 % ðàñòâîðà â 100 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà êàïåëüíî, çà 3-4 ÷àñà äî ðîäîâ. Ñíèæàåò ÷àñòîòó ÑÄÐ — íàçíà÷åíèå áåðåìåííîé ïðîòèâîêàøëåâîãî ïðåïàðàòà ÃÄÐ — àìáðîêîñîë — 800 ìã. Ââ êàïåëüíî â 500 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà íàòðèÿ õëîðèäà â òå÷åíèè 5 äíåé èëè ñàëüáóòàìîëà .
Ëèòåðàòóðà
1. Àíòîíîâ À.Ã., Áàéáàðèíà Å.À. Êðèòåðèè äèàãíîñòèêè è ïðîåêò ñòàíäàðòà ëå÷åíèÿ âíóòðèóòðîáíîé ïíåâìîíèè. Ðîññèéñêèé âåñòíèê ïåðèíàòîëîãèè è ïåäèàòðèè.1996 ã., ¹__. Ìîñêâà, Èçäàòåëüñòâî Ìåäèà-Ñôåðà.
2. Âîëîäèí Í.Í. Ïåäèàòðèÿ., Ìîñêâà, 1997 ã.
3. Ìàòåðèàëû êîíôåðåíöèè «Ïðîãðàììà ðåàíèìàöèè íîâîðîæäåííûõ ïîñëå îáó÷åíèÿ… »., Ëüâîâ, 12-14 àïðåëÿ, 2000 ã.
4. Ïóçûðåâà Í.È., Ëàðþøêèíà Ð.Ì., Ðûæêîâà Í.Ê. Ñèíäðîì äûõàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ è ñóðôàêòàíò ëåãêèõ ó íîâîðîæäåííûõ. Ì; Ìåäèöèíà, 1987 ã.
5. Ñîòíèêîâà Ê.À., Ïîïîâ Í.À. Ïíåâìîíèè è ïíåâìîïàòèè ó íîâîðîæäåííûõ, Ì; Ìåäèöèíà, 1975 ã.
6. Øàáàëîâ Í.Ï. Íåîíàòîëîãèÿ. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, 1996 ã., 1 òîì.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник