Психопатология симптомы и синдромы григорьева
СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ
Ярославль, 2006.
Рецензенты: Директор «Московского НИИ психиатрии федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» доктор мед. наук профессор В.Н. Краснов.
Зам. директора по науке С.-Петербургского НИ психоневрологического интситута им. В.М. Бехтерева Заслуженный деятель науки доктор мед. наук профессор Ю.В. Попов.
Психопатология: симптомы и синдромы / Авторы: Е.А. Григорьева, Л.К. Хохлов, А.Л. Дьяконов. —
В монографии систематизируются сведения об основных психопатологических симптомах и синдромах. Рассматривается их диагностическое значение, нозологическая принадлежность с учетом требований современных классификаций психических расстройств, последней, 10-го пересмотра, Международной классификации болезней (МКБ – 10).
Книга рассчитана на психиатров, наркологов, психотерапевтов и врачей смежных специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………..
Глава I. Расстройства ощущений, восприятия, представлений.
1. Расстройства ощущений.
1.1. Количественные нарушения.
1.2. Качественные расстройства ощущений.
2. Расстройства восприятия и представлений.
2.1. Галлюцинации.
2.2. Иллюзии.
2.3. Психосенсорные нарушения (расстройства сенсорного синтеза).
Глава II. Патология мышления.
1. Введение в психологию.
2. Расстройства мышления (симптомы, синдромы).
2.1. Расстройства мышления по форме.
2.2. Нарушения мышления по содержанию.
2.3. Расстройства мышления: синдромы.
Глава III. ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.
1. Введение в психологию.
2. Расстройства эмоций (симптомы, синдромы)
2.1. Симптомы повышенного настроения.
2.2. Cимптомы пониженного настроения.
2.3. Симптомы повышения аффективной возбудимости.
2.4. Симптомы понижения аффективной возбудимости.
2.5. Извращение эмоций.
Глава IV. ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ.
1. Введение в психологию.
2. Расстройства памяти (симптомы, синдромы).
Глава V. ДВИГАТЕЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА.
1. Введение в психологию.
2. Двигательно-волевые нарушения (симптомы, синдромы).
2.1. Симптомы волевых нарушений.
2.2. Нарушение влечений.
2.3. Импульсивные влечения и действия.
2.4. Другие нарушение волевой деятельности.
Глава VI. ПАТОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ.
1. Введение в психологию.
2. Нарушения внимания.
Глава VII. ПАТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ: СИНДРОМЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ, ОБЩЕГО ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
1. Введение в психологию.
2. Нарушение сознания.
2.1. Синдромы полного, неполного выключения (утраты) сознания (понижение ясности сознания).
2.2. Синдромы общего помрачения сознания (продуктивные формы патологии сознания).
Глава VIII. ПРОБЛЕМА НОЗОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА В ПСИХИАТРИИ.
Список литературы……………….
Введение
В психиатрии, — так же как и в других медицинских специальностях, — продолжает нарастать поток специальной информации. Одновременно, иногда с отставанием, происходит систематизация знаний, синтез, сопоставление ранее полученных материалов с новыми. При этом систематизация клинико-психопатологических данных идет во многом по четырем направлениям:
1. диагноз симптома;
2. синдромальный диагноз;
3. определение общепатологических зависимостей, что в свое время наиболее крайнее выражение нашло в концепции единого психоза;
4. нозологический диагноз.
Несомненно, самый высокий уровень и обобщения, и дифференциации (и нетолько собственно клинико-психопатологических сведений, но и всей информации о больном, в том числе полученной лабораторными параклиническими методами), — это нозологический диагноз. Но и в XXI век психиатрия пришла с недостаточно убедительной нозографией, с различным пониманием (разными психиатрическими школами) клинических границ заболеваний. Свидетельство тому – последняя, 10-го пересмотра, Международная классификация болезней (МКБ – 10). Так, в МКБ – 10 не всегда ясно, где речь идет о синдроме, а где о нозологической форме.
Меньше противоречий в психиатрической практике – в квалификации симптомов и синдромов. Нозологический диагноз в повседневной работе психиатров нередко пересматривается: на первоначальных этапах заболевания устанавливается один диагноз, далее – другой. Реже подвергается сомнениям ранее определенный диагноз симптома или синдрома. Характер назначаемой терапии, порядок ведения больного во многом обуславливается симптоматологией, синдромальной оценкой. При рассмотрении симптомов, синдромов (поскольку они не являются строго специфическими для тех или иных заболеваний, обычно могут иметь различную нозологическую принадлежность) невольно обращается внимание на общепатологические закономерности, а это важно для дифференциальной диагностики на нозологическом уровне.
Исходя из сказанного, учитывая тот факт, что и в отношении психопатологических симптомов и синдромов много новой, требующей обобщения информации, — нами и подготовлена настоящая книга. К этой работе нас подтолкнуло еще и то, что авторы много лет занимаются изучением вопросов общей психопатологии.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 998 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
Источник
2.3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Практическое руководство по детским болезням /Под общей ред. В..Ф.Коколиной и А.Г. Румянцевой Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология /Под ред. Ю.С. Шевченко, А.Л. Венгера., М., Медпрактика., 2008, 547с.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Уч. для вузов, 3-е изд., СПБ., Спецлит., 2007., 462с.
Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф./ Психиатрия и наркология/ Уч. для студентов мед вузов., М., Медпресс-информ., 2009, 744с.
Дополнительная литература
В.Н. Краснов Расстройства аффективного спектра. М., Практическая медицина, 2011, 423с.
Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. М., Медицина, 1997, 350с.
Психиатрия. Под ред. А.Г. Гофмана М., Медпресс-информ, 2008., 587с.
Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., Медицина., 1973., 383с.
Зайцев О.С. Психопатология черепно-мозговой травмы. М., Медпресс-информ., 2011, 332с.
Карлов В.А. Эпилепсия у детей и взрослых; женшин и мужчин / Руководство для врачей. М. Медицина, 2010, 718с.
Ясперс К. Общая психотапология / Пер. с нем. М.: Практика, 1997.Жмуров В А. Общая психопатология. Иркутск, 2002.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995
Григорьева Е.А., Хохлов Л.К., Дьяконов, А.Л. Психопатология: Симптомы и синдромы Ярославль, 2007, 227с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса : Эксмо, 2008. — 304 с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960, 255 с.
Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10 СПБ: Адис, 1994, 295с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на Дону: Феникс, 2000, 523с.
Интернет ресурсы — Психология развития/ window.edu.ru/library/pdf2txt/ 26586/9559
Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина /revolution.allbest.ru/psychology/ 00201251. Html
Психосексуальное развитие человека / www.eurolab.ua/3521/3527/29181Темы рефератов
1 Проблемы психического здоровья детей в России.
Исторические этапы формирования детской психиатрии.
Основные направления в развитии учения о психических болезнях у детей.
1.3.Вклад психиатров в развитие детской психиатрии. Роль психологов
и дефектологов в развитии учения о психических болезнях детства. 1.4.0рганизация психиатрической помощи в России. Организация помощи умственно отсталым детям. 2 .Физиологические основы психогенных расстройств, расстройств
личности, эпилепсии, шизофрении. 3.Характеристика нормального психического развития детей разных возрастных периодов.
Учение о регистрах психопатологических расстройств (Закономерности усложнения и упрощения психопатологических синдромов).
Вклад зарубежных и отечественных ученых (К. Kahlbaum, J. E. Esquirol, Zeller и W. Griesinger, J. P. Falret, H. Emminghaus, С E. Kraepelin, H Jackson, K. Bonhoeffer, A. Hoche, H. Ey, J. Rouart, C.C. Корсаков, В. П. Сербский А. Е. Щербак, И. Г. Оршанский, А. В. Снежневский) в развитие учения о синдромах.
Развитие перцепции в постнатальном онтогенезе.
Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений и форм в лечении и реабилитации больных (психоаналитический подход, когнитивно-поведенческий подход, экзестенциально-гуманистический подход; индивидуальная, групповая и семейная формы психотерапии.Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)
1. Нарушения чувственного познания. Идрисова 2. Нарушения мышления.
Горишнякова3. Нарушение памяти
Кузнецова 4.Нарушение эмоций.
5. Нарушения воли и внимания у детей.
Смирнова 6. Двигательные нарушения у детей.
Нарушения речи, систематизация.
8. Этиология и классификация психических заболеваний. Методы исследования в психиатрии.
9.Пограничные нервно-психические расстройства.Романова 10.Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей.
11 .Психопатии и акцентуации характера у подростков.
12.Девиантное поведение у подростков.
13.Юношеские психопатии и алкоголизм.
Зелик14.Неврозы у детей, этиология, клиника, профилактика.
Ирмияева 15. Сексуальные извращения и девиации.
16.Сексуальные дисфункции.
Мамадова 17. Аутизм у детей, этиология, систематика, клиника.
Давыдова 18.Ранняя детская шизофрения.
Чех 19.Эпилепсия у детей и подростков.
20.Психические расстройства при эпилепсии.
21.Наркомания и токсикомания у детей и подростков. 22.Миниакально-депрессивный психоз, этиология, особенности у детей и подростков.
23.Реактивные психозы у детей и подростков, их группировка, организация помощи в школе и дома.24. Нарушенияпсихической деятельности при острых и хронических мозговых инфекциях, отдаленные последствия менингитов и энцефалитов у детей.
25.Психические и речевые нарушения при травмах мозга.
. СПИСОК ВОПРОСОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Список вопросов к экзамену
Общая психопатология.
Предмет и задачи психиатрии. Особенности психиатрии на современном этапе. Организация психиатрической помощи в РФ. Психопатология как научная дисциплина. Предмет, объект, цели и задачи психопатологии. Основные разделы психиатрии и принципы их выделения. Связь психиатрии с другими науками. Исторические этапы формирования детской психиатрии. Роль психологов и дефектологов в развитии учения о психических болезнях детства. Организация помощи умственно отсталым детям. Закон РФ » О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Основные положения психопатологии. Здоровье и болезнь. Патология и нозология. Основные понятия нозологии: этиология и патогенез; патоморфоз; ремиссия, рецидив, течение и исход психических болезней. Понятие симптома и синдрома в психопатологии. Продуктивные и негативные расстройства. Уровни психических расстройств. Понятие психики. Психическая норма и патология. Критерии психической нормы. Психическая болезнь. Психическая реакция, психическое развитие.
Факторы и условия психического развития ребенка. Основные уровни формирования психики индивидуума. Закономерности возрастного развития. Классификации (периодизация) психического развития. Дизонтогенез. Этиология. Типы психического дизонтогенеза. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. Особенности психических заболеваний детского и подросткового возраста.
Причины и основные механизмы возникновения психической патологии. Стресс, эмоциональный стресс. Понятия эустресс и дистресс, стрессоустоичивость и стрессодоступность, сВедущие звенья патогенеза стресса. Физиология ВНД. Патофизиологические механизмы психических нарушений.
Расстройства чувственного (образного) познания в сравнительно-возрастном аспекте. Иллюзии, галлюцинации, патологические телесные сенсации, расстройства «схемы тела», деперсонализация, дереализация. Синдром вербального галлюциноза.
Расстройства абстрактного познания. Особенности расстройств мышления в детском и подростковом возрасте. Бред, сверхценные образования, навязчивости. Бредовые и галлюцинаторно — бредовые синдромы. Синдром Кандинского-Клерамбо.
Сознание как высшая функция человеческой психики. Сознательный и бессознательный уровни психической деятельности. Нарушения сознания. Признаки помрачения сознания. Синдромы помрачения сознания — делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания. Синдромы помрачения сознания в сравнительно-возрастном аспекте. Нарушения самосознания.
Внимание. Расстройства внимания. Память, виды памяти, функции памяти. Нарушения памяти. Корсаковский синдром.
Интеллектуально-мнестические расстройства, особенности данной патологии в детском возрасте. Понятие о слабоумии и олигофрении. Психоорганический синдром. Дефицитарные и продуктивные синдромы.
Синдромы аффективных нарушений. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром. Возрастной аспект.
Патология двигательной сферы. Кататонический синдром.
Расстройства влечений, импульсивные действия и поступки. Синдромы преимущественно детского возраста.
Частная психопатология
Психопатологические синдромы младенческого и раннего детского и школьного возрастов.
Нарушения психологического развития. Специфические расстройства развития речи (с-м Ландау-Клефнера), школьных навыков, двигательных функций. Общие расстройства развития (Детский аутизм, с-м Ретта, с-м Аспергера).
Детский аутизм.
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
Психосексуальное развитие и его отклонения.
Психопатологические синдромы в подростковом возрасте.
Понятие акцентуаций характера. Основные варианты акцентуаций.
Расстройства личности (психопатии).
Экзогенно — органические и симптоматические психические расстройства. Возрастные аспекты.
10.Эпилепсия. Возрастные аспекты.
11 .Интеллектуальные расстройства. Слабоумие и его виды. Профилактика, лечение и реабилитация больных с умственной отсталостью. 12.Эндогенные заболевания. Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство. Циклотимия. Возрастные аспекты. 13 .Психогенные расстройства.
Н.Психосоматические расстройства. Содержание понятия. Причины и механизмы формирования. Принципы диагностики и лечения психосоматических расстройств. Клиническая картина.
15.Неврозы. Определение. Классификация. Основные клиническиепроявления. Лечение.
16.Понятие психоактивного вещества, наркотического и токсическоговещества. Классификация наркотиков. Основные стадии злоупотребленияпсихоактивными веществами.
17.Болезни зависимости. Наркомании. Токсикомании. Общиезакономерности этиологии и патогенеза. Классификация, клиническаякартина, лечение. Профилактика наркоманий и токсикомании у детей иподростков.
18. Абилитация, реабилитация лиц с нервно-психической патологией.Основныепринципытерапиипсихическихрасстройств.
Психофармакотерапия у детей и подростков. Нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропные препараты. Сфера их применения у детей и подростков. Психотерапия. Основные методы. Биологические шоковые методы лечения. Роль психопатологических нарушений в коррекционно-педагогическом процессе.
Источник
Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.
Виды симптомов[править | править код]
Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].
Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.
Несмотря на то что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.
Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.
В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.
Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].
По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.
Классификация симптомов[править | править код]
Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:
- Симптомы кататонических расстройств:
- Симптом капюшона
- Негативизм
- Симптом воздушной подушки
- Симптом Павлова
- Мутизм
- Стереотипия
- Эхо-симптомы:
- Эхопраксия
- Эхолалия
- Симптомы расстройства воли:
- Абулия
- Парабулия
- Гипобулия
- Симптомы расстройств восприятия:
- Галлюцинация
- Слуховая галлюцинация
- Метаморфопсия
- Симптомы расстройств мышления:
- Бред
- Сверхценная идея
- Бредоподобная идея
- Персеверация
- Патологическая обстоятельность
- Симптомы расстройств эмоций:
- Уплощённый аффект
- Гипотимия
- Гипертимия
- Экзальтация
- Эйфория
- Дисфория
- Симптомы расстройств памяти:
- Амнезия
- Антероградная амнезия
- Ретроградная амнезия
- Фиксационная амнезия
- Конфабуляция
- Парамнезия
- Криптомнезия
- Амнезия
- Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
- Симптом аутизма
- Симптом передачи (открытости) мыслей
- Псевдогаллюцинация
- Симптом эха мыслей
- Симптом вкладывания мыслей
- Симптом отнятия мыслей
- Симптом блокировки мыслей
- Речевая бессвязность
- Шизофазия
Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]
При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.
Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.
В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.
Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:
- Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
- Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
- Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
- Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.
Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.
Примечания[править | править код]
- ↑ Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
- ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
- ↑ 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
- ↑ 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
- ↑ 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
- ↑ Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Литература[править | править код]
- Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.
Источник