Психопатологический синдром у детей и подростков

Психопатологический синдром у детей и подростков thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

(по А.И. Ковалеву, 1998).

название характеристика При каких заболеваниях встречается
  Синдром невропатии  
Синдром «конституциональной» или врожденной «детской нервности», возникающий примерно до трехлетнего возраста. Характеризуется незрелостью регуляции висцеровегетативных функций, проявляется в первичных нарушениях сна, аппетита, диспепсических явлениях колебаниях температуры, тахикардии, тахипноэ, одышкой, склонностью к аллергическим реакциям, метеотропностью, чувствительностью к изменению условий кормления в сочетании с повышенной нервно-психической возбудимостью, реакциями на внешние раздражители в виде аффективно-респираторных приступов, капризности, пугливости. Первые проявления данного синдрома можно диагностировать уже в грудном возрасте в виде соматовегетативных расстройств (нарушений пищеварения, терморегуляции; диссомнии, гипергидроза). С возрастом на первый план выходят элементы эмоционально-гиперэстетических расстройств как следствия психогенных и экзогенных воздействий. Довольно часто встречаются аффективно-респираторные приступы. Дети склонны к повышенной возбудимости общей и вегетативной возбудимости. Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических расстройствах и невротических реакциях. С возрастом проявления невропатии сглаживаются, но могут служить почвой для развития невротических и неврозоподобных синдромов. При ранней детской шизофрении невропатия сочетается с диссоциацией психических процессов.
  Синдром детского аутизма  
Вариант психофизического дизонтогенеза (асинхронии), проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание других. детский аутизм встречается уже в раннем возрасте. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Детский аутизм характеризуется нарушением коммуникативного поведения, преимущественно на уровне социальной перцепции, своеобразной задержкой психического развития. Специфические психические расстройства возникают, развиваются и трансформируются по мере психического развития ребенка. Ведущие симптомы: выраженные трудности установления отношений с людьми с начала жизни; слабость эмоционального реагирования; стереотипный и аутистический характер игр; боязнь изменения обстановки, боязнь нового. Обязательные симптомы – страхи, нарушения сна и приема пищи. Дополнительные симптомы – хорошая механическая память, агрессивное или аутоагрессивное поведение.
При детском аутизме может встречаться любой уровень умственного развития.
Встречается при болезни Каннера как ядерном варианте раннего детского аутизма; детской шизофрении, где имеет определенные особенности, сочетаясь с диссоциацией психических процессов; синдроме Аспергера.
 
  Гипердинамический синдром  
Возникает преимущественно в возрасте от 3 до 7 лет; является специфическим для психомоторного уровня патологического нервно-психического реагирования. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Ведущие симптомы: слабость торможения, двигательная расторможенность; неусидчивость; повышенная возбудимость. Обязательные симптомы – неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, нарушение целенаправленности деятельности. Дополнительные симптомы – тики и другие гиперкинезы, импульсивные действия, проявления инфантилизма, задержка психомоторного развития. Чаще встречается при резидуально-органических нервно-психических заболеваниях. Острое начало может встречаться при некоторых видах реактивных состояний, маниакальных расстройств, шизофрении, неврологической патологии. Следствием гипердинамического синдрома может быть ЗПР.
  Синдром детских патологических страхов  
Характеризуется различными страхами, возникающими без психологической и ситуационной обусловленности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины. Психопатологическую очерченность страхи приобретают к 6-7 годам, что, вероятно, связано с формированием у ребенка самосознания. Навязчивые страхи – возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением (нозофобия, клаустрофобия и т.д.).
Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности и реальности фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта, отсутвием даже попыток его преодолеть (в дошкольном возрасте – страхи животных, персонажей фильмов, сказок).
Бредовые страхи возникают независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных предметов, сопровождаются тревогой, настороженностью. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями.
Ночные страхи возникают при пробуждении в просоночном суженном состоянии. Утром отмечается амнезия.
 
 

Недифференцированные страхи – беспредметные, с соматовегетативным оформлением.

Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.
 
Встречаются в рамках невротических расстройств, реже – при шизофрении.
 
Встречаются при шизофрении, реже – как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.
 
Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза, как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.
Встречаются при диэнцефальных кризах.
  Синдром психического инфантилизма  
Психическая незрелость, проявляющаяся преимущественным нарушением темпа созревания психики с отставанием развития эмоционально-волевых свойств и форм реагирования личности. Ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом)выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, часто имеет инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и мо­торики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психичес­кому складу ребенка более младшего возраста. Дети неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок.
В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) характеризуется сочетанием психического инфантилизма с другими психопатологическими явлениями. При сочетании с психоорганическим синдромом отсутвует эмоциональная живость, яркость эмоций, эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированы. Характерна эйфоричность, благодушие, расторможенность. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, тугоподвижностью, персеверативностью и нарушением предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности). При сочетании с церебрастеническим синдромом отмечается повышенная возбудимость, истощаемость, выраженная неустойчивость внимания, соматовегетативные нарушения. При сочетании с эндокринным синдромом клиническая картина определяется наличием черт инфантилизма и особенностей психики, типичных для того или иного типа гормональных расстройств.
Встречается как самостоятельное расстройство, при задержке развития головного мозга, его негрубом органическом поражении, при социальной запущенности.
  Синдром дисморфомании  
Проявляется болезненным убеждением (сверхценным или бредовым) о наличии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого, утрируемого физического дефекта внешности или функции. Встречается преимущественно в подростковом или юношеском возрасте. Ведущие симптомы – сверхценная или бредовая убежденность в своем физическом дефекте (косметическая дисморфомания); в исходящем от тела неприятном запахе (парфюмерная дисморфомания).
Обязательные симптомы – гипотимно-напряженный аффект, иногда достигающий степени выраженной депрессии; сенситивные идеи отношения и толкования; «симптом зеркала» (подчеркнутое и длительное разглядывание себя в зеркале), «симптом фотографии» (уничтожение своих фотографий); аутодеструктивное поведение с целью коррекции дефектов; поведение избегания (общения).
Дополнительные симптомы – обонятельные галлюцинации кататимного характера; сенестопатии, деперсонализационно-дереализационные расстройства.
Дисморфофобия – более легкая степень расстройства непсихотического уровня с навязчивым страхом невротического характера, связанным с якобы имеющимся недостатком. Отмечается наличие критики к своему состоянию.
Может встречаться в виде реакции, свойственной подростковому возрасту (чаще у девушек); при акцентуациях характера и психопатиях; в виде реактивной дисморфомании, эндореактивной подростковой дисморфомании; при шизофрении (вялотекущей, параноидной, юношеской злокачественной), чаще у юношей. Рудиментарная дисморфомании отмечается и у здоровых подростков как временная реакция.
  Синдром нервной анорексии  
Характеризуется преднамеренным чрезвычайно упорным стремлением к качественному и/или количественному отказу от пищи и снижению массы тела. Преимущественно встречается в у девочек – подростков и молодых женщин. Ведущий симптом – сверхценная или бредовая убежденность в избыточной массе тела.
Дополнительные симптомы – сверхценное или бредовое поведение, направленное на снижение массы тела – ограничение или отказ от пищи, специальные физические нагрузки, вызывание рвоты, прием слабительных и т.п.
Обязательные симптомы – отрывочные сенситивные идеи отношения, толкования, депримированность, анорексия или подавляемая булимия, соматоэндокринные расстройства.
Синдром проходит в своем развитии три этапа.
Дисморфоманический начинается с искаженного восприятия образа своего тела, при котором у больного возникает установка на низкий вес. Отмечается неглубокое снижение настроения и эпизодические рудиментарные идеи отношения. Аппетит сохраняется. Длительность этапа от 6 месяцев до 2-3 лет.
Аноректический характеризуется стойким и упорным ограничением в еде вплоть до полного отказа. используются дополнительные методы борьбы с весом (физические нагрузки, слабительные и т.д.). возможно появление гиперкомпенсаторного поведения (повышенный интерес к приготовлению пищи), эксплозивные реакции. Появляются и нарастают признаки соматоэндокринных расстройств (исчезновение подкожно-жировой клетчатки, дисменорея, дистрофические изменения со стороны внутренних органов). Длительность этапа от 6 месяцев до 1,5 лет.
Кахектический характеризуется тяжелым дефицитом веса, угасанием витальных функций, астенодинамическими нарушениями.
Может встречаться как самостоятельное психогенное заболевание пубертатного периода и при шизофрении.
  Синдром гебоидности  
Непсихотическое психическое расстройство, возникающее в юношеском возрасте и характеризующееся сочетанием патологически преувеличенных, заостренных и видоизмененных пубертатных свойств с аффективно-волевыми нарушениями и патологией влечений, приводящих к выраженной социальной дезадаптации. Ведущие симптомы – сверхценные образования, патологические влечения, явления стереотипий. В основе этих расстройств лежат изменения эмоций (аффекта) и воли, которые клинически трудно разделимы, а их проявления искажены и диспропорциональны.
Сверхценные образования проявляются в абсолютном непонимании абсурдности своих занятий и высказываний. Занятия чем-либо приобретают однообразный характер, носят непродуктивный характер.
Патологические влечения выражаются в получении удовольствия от унижения окружающих, примитивной гедонистической мотивации своих поступков, стремлении к немедленной реализации расторможенных влечений.
Явления стереотипий выражаются в том, что поведение больных постепенно становится все более бессмысленным и приводит к стереотипным поступкам, что проявляется даже в манере одеваться. Подростки игнорируют правила личной гигиены. В моторике утрачивается естественность, движения становятся вычурными, стереотипными, изменяется почерк. В дальнейшем действия все больше утрачивают смысл, приобретая характер стереотипий.
В основе эмоционально-волевых нарушений лежит извращенность, диссоциация и парадоксальность проявлений. Снижается чувство эмпатии, сострадания, формируется так называемый «моральный дальтонизм». Доминирующими становятся немотивированная жестокость и злобность.
Чаще всего рассматривается в рамках подростковой вялотекущей шизофрении. Может рассматриваться как самостоятельный патологический вариант пубертатного криза и может входить в структуру формирующихся психопатий.

Таблица 21

Источник

Гипердинамический синдром. Гипердинамический (гиперкинетический) синдром проявляется двигательным возбуждением, неусидчивостью, обилием лишних движений, нецеленаправленностью, импульсивностью действий, нарушением концентрации активного внимания (Laufer M., Denhoff E., 1957). Отмечаются школьная дезадаптация, трудности в усвоении учебного материала. Возможны расстройства ночного сна (нарушение засыпания). Синдром встречаться в возрастном интервале от 1,5 до 15 лет, наиболее часто в 6-8 лет.

Дети не могут длительно находиться в неподвижности, стремятся к двигательным действиям — жестикулируют, подвижны, болтливы. Окружающие события привлекают их внимание только на короткий период времени, дети постоянно отвлекаются, затрудняются выполнять учебные задания, конфликтуют с преподавателями и сверстниками, часто импульсивно нарушают режим учебных учреждений. Гипердинамический синдром встречается при различных формах олигофрении и пограничных состояний интеллектуальной недостаточности. У детей дошкольного и младшего школьного возраста двигательная расторможенность и нарушения концентрации активного внимания, как правило, отмечаются при невротических расстройствах.

Синдром раннего детского аутизма. Синдром раннего детского аутизма встречается в двух вариантах: синдром Каннера (Kanner L., 1943) и синдром Аспергера (Asperger H., 1944), имеющих клинические сходства и некоторые различия.

Основными признаками синдрома, наблюдающимися при всех его разновидностях, являются отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к родителям, боязнь перемен в окружающей обстановке, болезненная необходимость соблюдать привычный порядок, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. В основе синдрома лежит психический дизонтогенез с преобладанием недоразвития эмоциональной сферы. Поведение детей однообразно, малопродуктивно. Эмоциональные проявления невыражены, нередко агрессивны по отношению к родным, часто дети равнодушны ко всему происходящему. С возрастом у детей отмечается склонность к формальному регистрированию предметов, явлений, особым малопродуктивным увлечениям.

У детей с синдромом Каннера наблюдается невысокий уровень интеллекта (интеллектуальная недостаточность), отставание в развитии речи. У детей с синдромом Аспергера уровень интеллекта, как правило, относительно нормальный, отмечается опережающее развитие речи.

От синдрома раннего детского аутизма следует отличать состояния социально-педагогической запущенности: у детей, находящихся в условиях нарушенных семейных отношений, не посещающих учебные заведения, может отмечаться сходная симптоматика. Однако при улучшении социальной адаптации состояние таких детей быстро компенсируется и без специализированного лечения.

Синдром уходов и бродяжничества. Синдром, сходный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, или детского учреждения. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертате, преимущественно у мальчиков. Наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений (Сухарева Г.Е., 1959; Иванова Ф.И., 1972). Непосредственным ситуационным фактором, приводящим к уходам, может быть услышанное сообщение о каких-либо происшествиях, вызывающих интерес. Дети и подростки могут убегать из дома вдвоем или небольшой группой, уезжать на далекое расстояние. Побегам может предшествовать специальная подготовка. Реже уходы возникают без определенных психологически понятных мотивов. Но чаще всего встречается уход из дома, обусловленный изменением настроения дисфорического типа и стремлением к освобождению от привычного режима.

У подростков уходы могут быть выражением личностной реакции эмансипации, стремлением освободиться от опеки родителей. Побеги у подростков с истероидными чертами лично-сти представляют собой демонстративное поведение, связанное со стремлением обратить на себя внимание (Личко А.Е., 1977).

Синдром страхов. Патологическими страхи у детей считаются в случаях беспричинности или несоответствия выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, при склонности их к генерализации и нарушении общего состояния и поведения ребенка (Сухарева Г.Е., 1959). Патологические страхи могут возникать при различных синдромах, часто встречаются в качестве самостоятельных психических нарушений. Выделяют следующие группы синдромов страха в детском и подростковом возрасте: навязчивые страхи, страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные страхи, страхи бредового характера, ночные страхи.

При психических заболеваниях чаще всего встречаются навязчивые страхи (фобии). Прочие страхи малодифференцированы. Страхи со сверхценным содержанием, страхи бредового характера и ночные страхи типичны для детей и подростков. Навязчивые страхи (фобии) у детей и подростков отличаются конкретностью содержания, простотой, связью с психотравмирующей ситуацией. Чаще всего содержание фобии — страх загрязнения, транспорта, острых предметов, закрытых помещений, устных ответов, покраснения.

Страхи со сверхценным содержанием — боязнь темноты, одиночества, животных. Дети не пытаются преодолеть свои страхи, так как убеждены в обоснованности своих переживаний.

Недифференцированные страхи характеризуются ощущениями неопределенной угрозы в сочетании выраженной вегетативной симптоматикой, приступообразным течением. Отсутствует взаимосвязь страха с психотравмирующей ситуацией, непонятны психологические причины проявления тревожных переживаний.

Страхи бредового характера отличаются постоянным чувством скрытой угрозы со стороны окружающих, выраженной тревожностью, больные относятся к окружающим с опаской.

Возникновение ночных страхов возможно при транзиторных кратковременных изменениях сознания у детей во время сна. Проявляются беспокойством, плачем, отдельными криками, непроизвольным произнесением отдельных слов или простейших фраз, как правило, амнезируются ребенком.

Синдром патологического фантазирования. Характеризуется оторванностью от реальности, стойкостью, стереотипностью фабулы фантазий. Поведение детей отличается склонностью к стереотипии, малой аффективности переживаний. Характер выдуманных событий носит детализированный, чаще всего правдоподобный характер. Синдром наблюдается и у детей, и у подростков. В некоторых случаях у подростков отмечается сверхценное отношение к собственным фантазиям, вплоть до демонстративного поведения.

Гебоидный синдром. Основными психопатологическими проявлениями гебоидного синдрома служат выраженное расторможение (извращение) влечений со склонностью к асоциальному и антисоциальному поведению, повышенная аффективная возбудимость, агрессия; эгоцентризм, враждебное отношение к родным, критицизм, оппозиционность по отношению к общепринятым нормам поведения. Отмечается эксплозивность, спонтанная агрессивность, склонность к бродяжничеству. Подростки становятся грубыми, конфликтными, у них наблюдается значительно выраженная социальная дезадаптация.

Синдром дисморфофобии. Проявления дисморфофобии — болезненное преувеличение подростком физического недостатка или убежденность в наличие такового без каких-либо оснований. При дисморфофобии также отмечаются идеи отношения, депрессивные переживания. Идея физического недостатка имеет характер сверхценной, бредовой или навязчивой. Возможны переходы дисморфофобической идеи в бредовую, навязчивой дисморфофобической идеи в сверхценную и обратно, а также существование дисморфофобических переживаний в форме промежуточной между фобией и сверхценным образованием (Коркина М.В., 1959; Морозов П.В., 1977).

Синдром дисморфофобии, как и отдельные дисморфофо-бические проявления, наиболее характерен для пубертатного возраста. В случаях патологически протекающего пубертатного криза у подростков, при акцентуациях характера сверхценные и навязчивые дисморфофобические переживания приобретают выраженный и затяжной характер. Часто у подростка возникает стремление постоянно рассматривать себя в зеркале, иногда же возникает «боязнь собственных фотографий». В поведении начинает присутствовать стремление каким-либо способом скрыть мнимый физический недостаток — изменяется мимика, жестикуляция, используется «маскирующая» одежда.

Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений. Синдром встречается преимущественно в подростковом и юношеском возрасте, характеризуется аффективно окрашенными сверхценными интересами одностороннего, малопродуктивного, абстрактного характера.

Выделяются два варианта синдрома:

  1. преобладание сверхценной идеаторной, интеллектуальной деятельности. Подростки размышляют об общефилософских проблемах, одержимы созданием «мировой формулы бытия» и т.п. Большую часть времени подростки уделяют собственным увлечениям, в остальном они практически бездеятельны, пропускают школьные занятия;
  2. стремление к какой-либо деятельности, особо значимой для подростка, — особые формы физических упражнений, вычурных диет, иногда изучение и создание собственных субъективных концепций давно известных фактов и явлений.

Заикание. Нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Обычно оно развивается в возрасте 4-5 лет; у мальчиков возникает чаще, чем у девочек. Усиление заикания возможно при дополнительных психотравмирующих ситуациях, как правило, наблюдается в пубертатном возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с физиологическими изменениями в организме и реакцией подростка на дефект речи. Резко усиливается логофобия, появляются субдепрессивные переживания, астенические нарушения.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно, начинаясь с «запинок» на фоне задержки речевого развития. При этом состоянии, как правило, отсутствуют психотравмирующие ситуации, предшествующие появлению развитию заикания.

Тики. Разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения (мигание, гримасничанье, облизывание губ, подергивания головой, плечами, конечностями, различные движения туловищем), покашливания, произнесение отдельных стереотипных звуков. Такого рода нарушения возникают в результате защитного действия. Тики могут приобретать навязчивый характер, что позволяет отнести их к проявлениям невротических состояний.

Неврозоподобные тики резидуально-органического генеза отличаются стереотипностью, монотонностью.

Органические гиперкинезы отличаются от невротических насильственностью, невозможностью остановить их волевым усилием, размашистыми движениями, которые захватывают целые группы мышц и не являются локализованными, а кроме того, лишены психологического защитного характера.

Расстройства сна. Расстройства сна сравнительно часто встречаются у детей и подростков. Физиологически необходимая потребность во сне с возрастом меняется. Наблюдаются нарушение засыпания, расстройства глубины сна, ночные страхи, снохождение и сноговорение. Нарушение засыпания — часто встречающееся расстройство при различных невротических состояниях у детей. Выражается в замедленном переходе от бодрствования ко сну; засыпание может длиться до 1-2 ч. Часто замедленное засыпание сочетается с различными страхами и тревожными опасениями.

Энурез. Упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. Патологическим это состояние считается при недержании мочи у детей с 4 лет. Неврозоподобный энурез в отличие от невротического возникает в связи с перенесенными церебрально-органическими или соматическими заболеваниями. При энурезе органического генеза отсутствует четкая зависимость от психологической ситуации и присутствует зависимость от соматических заболеваний.

Энкопрез. Нарушение контроля дефекации при имевшихся ранее навыках самообслуживания. Как правило, родители ребенка жалуются на периодическое «пачканье белья». Как правило, ребенок не испытывает позывов к дефекации, которая происходит самопроизвольно. В большинстве случаев дети болезненно переживают свой недостаток, скрывают его.

Патологические привычные действия. Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилло-мания) и раскачивание головой и туловищем (яктация).

В основе патологических привычных действий лежит фиксация на каких-либо действиях, свойственных детям более раннего возраста, приобретающих неконтролируемый, необоримый характер.

Источник: 

Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014.

Источник

Читайте также:  Аутизм и синдром дауна отличие