Психопатологические синдромы в детском возрасте

Психопатологические синдромы в детском возрасте thumbnail

Невропатия —конституционально или резидуально-органически обусловленная не­достаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффектив­ной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пи­щевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняю­щих социальную адаптацию.

Ранний детский аутизм — имеет генетическое происхождение или является ре­зультатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребно­сти в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.

Синдром детских патологических страхов— наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержа­ния: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.

Гипердинамический синдром — как следствие перинатальной патологии, характе­ризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной растор­моженностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает за­труднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.

Дисморфомания — характерна для подросткового возраста, имеет психогенный ха­рактер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и тол­стые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком — активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеж­дению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.

Нервная анорексия — возникает чаще у девочек-подростков после бестактного за­мечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являюще­гося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные пор­ции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раз­дражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение не­обходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.

Инфантилизм — проявляется общим отставанием созревания психических функ­ций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:

гармонический — сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;

дисгармонический— отставание темпов психического развития обусловлено на­рушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;

органический— психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.

Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома соз­дает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключа­ется в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойствен­на определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Астенический синдром, его клинические варианты.

2. Неврастенический синдром.

3. Истерический синдром.

4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.

5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).

6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).

7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдро­мы.

Читайте также:  Мукополисахаридоз 3 а тип синдром санфилиппо

8. Психоорганический синдром

9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.

10.Апатико-абулический синдром.

Задания для самопроверки

1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозмож­ность длительно переносить физическое или умственное напряжение, сниже­ние настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувстви­тельность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонни­ца. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?

А. Астенический

В. Дисморфоманический

С. Ипохондрический

Д. Депрессивный

Е. Дисморфофобический.

2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения ку­пировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось вы­раженность астении. Однако, опасения « ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.

А. Астенический синдром

В. Истерический синдром.

С. Депрессивно-параноидный синдром

Д. Астено-депрессивный синдром

Е. Фобический синдром

3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без ви­димых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше « только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воз­действия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром невропатии или врожденной детской нервности, наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В грудном возрасте на первом плане соматовегетативные расстройства и нарушение сна. К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита, гипотрофия. Вегетативные расстройства- бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна- недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям- двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.) Имеет место патология инстинктов, прежде всего повышен инстинкт самосохранения, с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек.

В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства.

К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.

Синдром раннего детского аутизма былописан Каннером в 1943г. Это редкая форма патологии, встречается 2 на 10 000 детей. Основные проявления синдрома это полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Некоторые проявления этого синдрома становятся заметными уже в грудном возрасте. На фоне соматовегетативных расстройств наблюдается слабая реакция на внешние раздражители, на дискомфорт, нет комплекса оживления при контакте с матерью, отсутствие чувства голода. Наблюдается прерывистый, поверхностный сон, беспричинный плач.

Читайте также:  Синдром повышенной возбудимости у детей 2 лет

В раннем детстве это дети равнодушные к близким, безразличные к их присутствию. Иногда у них как бы отсутствует способность дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы. Страх новизны ещё более выражен чем при невропатии. Любое изменение привычной обстановки вызывает недовольство и бурный протест с плачем. Поведение однообразное, игровая деятельность стереотипна, это простые манипуляции с предметами. От сверстников отгораживаются, участие в коллективных играх не принимают. Контакт с матерью поверхностный, привязанности к ней не проявляет, нередко негативное, недоброжелательное отношение. Мимика маловыразительна, пустой взгляд». Речь иногда развивается рано, чаще задерживается в развитии. Во всех случаях плохо развита экспрессивная речь, главным образом коммуникативная функция, автономная речь может быть сформирована достаточно. Характерны патологические формы речи- неологизмы, эхолалии, скандированное произношение, о себе говорят во 2 и 3 лице. Моторно такие дети неуклюжи, особенно страдает тонкая моторика. Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но может быть и нормальным.

Динамика синдрома зависит от возраста. К концу дошкольного периода сомато-вегетативные и инстинктивные расстройства сглаживаются, моторные нарушения редуцируются, часть детей становится более общительной. Видоизменяется игровая деятельность, она отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов ( составление схем, таблиц, маршрутов езды транспорта).

В младшем школьном возрасте сохраняется приверженность рутинному образу жизни, эмоциональная холодность, замкнутость.

В дальнейшем синдром или редуцируется (достаточно редко) или формируются психопатические черты характера, атипичные формы умственной отсталости, нередко шизофрения.

В этиологии с-ма Каннера наибольшее значение придается наследственному фактору и резидуальной органике.

Выделяют психогенный вариант, связанный с эмоциональной депривацией, который наблюдается у детей государственный учреждений, если первых 3-4 года жизни отсутствовал контакт с матерью. Он характеризуется нарушением способности общаться с окружающими, пассивностью, безучастностью, задержкой психического развития.

Гипердинамический синдром, синдром двигательной расторможенности,встречается у 5-10% школьников младших классов, причем у мальчиков в 2 раза чаще чем у девочек. Синдром встречается в возрастном диапазоне от 1,5 до 15 лет, однако наиболее интенсивно он проявляется в конце дошкольного и начале школьного возраста. Основные проявления- общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность в поступках, нарушение концентрации активного внимания. Постоянно нарушается школьная адаптация, часто трудности в усвоении учебного материала. Дети бегают, прыгают, неудерживаются на месте, хватают или трогают предметы, попадающие в их поле зрения. Задают много вопросов и не выслушивают ответов на них. Часто нарушают дисциплинарные требования.

Динамика следующая: первые проявления в виде общего беспокойства в раннем и преддошкольном возрасте, наиболее интенсивная симптоматика в 6-8 лет и в 9-10 лет двигательная расторможенность сглаживается и полностью исчезает в 14-15 лет.

Встречается при всех психических заболеваниях детского возраста, наиболее частто при органическом поражении ЦНС. В этиологии ведещее место занимает действие экзогенного патологического фактора в перинатальный или ранний постнатальный период.

Синдром уходов и бродяжничества —очень разнообразен по причинам возникновения, но однообразен по внешним проявлениям. Встречается в возрасте о т 7 до 17 лет, но чаще в пубертате.

На этапе формирования, проявления этого симптома отчетливо зависят от индивидуальных особенностей личности и микросоциального окружения. У детей и подростков с чертами тормозимости, обидчивых, чувствительных уходы связаны с переживанием обиды, ущемленного самолюбия , н-р после физического наказания. При преобладании черт эмоционально-волевой неустойчивости, инфантилизма- уходы связаны с боязнью трудностей (контрольная, строгий педагог).

Читайте также:  Синдром повреждения тест по хирургии

Гипертимные подростки, а также здоровые дети испытывают потребность в новых впечатлениях, развлечениях «сенсорная жажда» и с этим связаны уходы.

Особое место занимают немотивированные уходы на эмоционально холодном фоне. Дети уходят в одиночку, неожиданно, бесцельно блуждают, не проявляют интереса к ярким зрелищам, новым впечатлениям, неохотно вступают в контакт с окружающими (часами катаются по одному маршруту на транспорте). Они сами возвращаются и ведут себя так, какбуд-то ничего не случилось. Это бывает при шизофрении и эпилепсии.

Независимо от причин начальных уходов, формируется своеобразный стереотип реагирования на психотравмирующие обстоятельства. По мере повторения уходов предпочтение отдается асоциальным формам поведения, присоединяются правонарушения, влияние асоциальных групп. Длительное существование уходов приводит к формированию патологических черт личности: лживость, изворотливость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к труду и всякой регламентации.

С 14-15 лет этот симптом сглаживается, в одних случаях личность не меняется, в других формируется краевая психопатия и микросоциально-педагогическая запущенность.

Синдром страхов.В основе аффекта страха лежит пассивно-оборонительный рефлекс (что такое?), в детском возрасте он недостаточно заторможен в виду малого жизненного опыта и сравнительно легко проявляется.

Признаками патологических страхов является следующее: беспричинность, не соответствие интенсивности страхов силе раздражителя, длительность, склонность к гинерализации, нарушение общего состояния. Выделяют 5 основных групп страхов в детском возрасте: навязчивые страхи, страхи со сверхценным содержанием, недифференцированные страхи, бредовые, ночные.

Навязчивые страхи-отличается конкретностью, простотой содержания, связан с психотравмирующей ситуацией. Сопровождается осознанием чуждости, болезненности, чувством внутренней несвободы и желанием их преодолеть. Содержание зависит от возраста ( страх ходьбы, острых предметов, закрытых помещений, страх покраснеть, страх речи и т.п.) Встречается при неврозах и шизофрении.

Страх со сверхценным содержанием. Связан с особым отношением к определенным объектам или предметам, которые перврначально вызвали испуг. Они носят характер приступов, сопровождаются тревогой, вегетативными расстройствами, успокаивающее действие окружающих малоэффективно. Переживания страха не осознаются как болезненные, отсутствует стремление к преодолению. ( страх грозы, одиночества, приведений, остановки сердца и т.п.) Встречается при неврозах и шизофрении.

Недифференцированные, бессодержательные страхи.- приступы страхов с переживанием непреодолимой угрозы для жизни в сочетании с двигательны м беспокойством и вегетативными расстройствами. Тематики нет- боюсь и все. Чаще в младшем возрасте. Встречается при неврозах и шизофрении, органическом поражении ЦНС.

Страхи бредового содержания.-отличаются переживанием скрытой угрозы со стороны людей, животных, неодушевленных предметов. Сопровождаются подозрительностью.

Тематика зависит от возраста. ( обыденные предметы, водопроводные краны, персонажи фильмов, тени, бандиты, наркоманы, в пубертате- ипохондрические переживания, негативное отношение к родителям). Встречаетсяшизофрении.

Ночные страхи- у 2-3 % детей школьного возраста, это рудименты нарушения сознания. Могут иметь сверхценное содержание, могут носить пароксизмальный характер. Встречаются при неврозах, истерии, эпилепсии.

Синдром патологического фантазирования.-необычно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по содержанию фантазии, сопровождающиеся нарушением поведения

Содержание фантазий зависит от возраста: 3-5 лет- стойкие игровые перевоплощения

6-8 лет- образные патологические фантазии. Образные фантазии активно вызываются ребенком, а сам процесс вызывает чувство удовольствия. Дети представляют маленьких человечков, животных, играют с ними, путешествуют, попадают в новые города и страны.

В пубертатном возрасте- фантазии в форме самооговоров, нередко носят детективно-приключенческий характер.

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник