Психолого педагогическое сопровождение детей с синдромом дауна
Н.А. Ефремова, учитель-дефектолог,
г. Курск
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Проблема оказания своевременной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений также недостаточно разработан, но при этом численность детей с особыми образовательными потребностями, которые испытывают трудности в усвоении программы дошкольного образования, постоянно увеличивается.
Эффективность решения обозначенной проблемы определяется многими условиями, в том числе и дальнейшим изучением специфики процесса воспитания и обучения детей с различными категориями психофизических нарушений, среди которых особый интерес вызывают дети с синдромом Дауна.
Теории психолого-педагогического сопровождения, методы и технологии формирования жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями представлены в работах H.A. Амосова, H.H. Волосковой, Г.М. Соловьева, В.А. Шаповалова и др. Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно» [1]. Смысл сопровождающей деятельности, по словам Битяновой М.Р., «заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире» [2].
Анализ накопленных теоретических и эмпирических материалов, по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и в частности степени изученности процесса воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна позволили выявить следующие противоречия:
— между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации детей с синдромом Дауна и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в общеобразовательных учреждениях;
— между потребностью детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающей помощи и некомпетентностью значительной части педагогов и родителей в ее организации и реализации;
— между высоким уровнем потребности семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в психолого-педагогическом сопровождении и локальным педагогическим опытом в оказании подобной помощи.
Законодательно дети с синдромом Дауна имеют право на воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях любого вида. В г. Курске (Курская область, Центральный федеральный округ) созданы специальные условия для психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории. На базе одного из дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида функционирует экспериментальная группа компенсирующей направленности. Списочный состав данной группы – 6 детей, особенностью которых является наличие синдрома Дауна в анамнезе развития.
В понимании педагогов дошкольного учреждения «сопровождение» — оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями при специально организованной для психофизического развития среде. Такая интерпретация раскрывает принцип комплексного подхода в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. В связи с этим в центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают его ближайшее окружение: семья, а также педагогические и медицинские работники детского сада. Главным координатором взаимодействия всех участников процесса сопровождения ребенка с синдромом Дауна является учитель-дефектолог. Его деятельность включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, разработку и реализацию индивидуальных программ развития.
При тесном взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) разрабатывается перспективно-тематическое планирование работы. Общая для всех планов дидактическая тема, выстраивает систему деятельности воспитателей и специалистов ДОУ, учитывая при этом особенности детей и уровень их развития.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение невозможно без участия родителей. Наиболее продуктивной является непосредственная работа с группой родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: обмен опытом семей; показ видеоматериалов по проведению разного рода деятельности с детьми с объяснением цели, смысла определенных методов и приемов работы; организация совместных мероприятий и др. Педагогическое просвещение родителей синхронизируется с целостной системой воспитательно-образовательного процесса в рамках структуры психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» с. Хороль
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ
Фирсова Светлана Филипповна.
Воспитатель первой квалификационной категории.
Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не такой, как другие дети.
Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, правительство РФ приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.
Детский сад — это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и воспитываться в языковой среде с детьми с нормой речи.
В сентябре 2016 года в группу была принята девочка с синдромом Дауна, Саша. На момент поступления ребенку было 5 лет, уровень интеллектуального развития был очень низким. Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ребенок не посещал логопеда- дефектолога, психолога.
Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Быть педагогом, “особого ” ребёнка поставило передо мной особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие, нарушенное аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять?
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
- Развитие эмоциональной сферы и сферы общения со взрослыми, сверстниками.
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию мелкой и крупной моторики, по сенсорному развитию ребенка.
- Речевое развитие
- Воспитание культурно-гигиенических навыков (-самостоятельность в процессе самообслуживания, приема пищи);
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.
В своей работе использую:
- Творческую деятельность — работа с различными материалами и сюжетами даёт возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
- Сказкотерапию — потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку развиваться в социуме как личности.
- Пескотерапию- помогает инвалидам раскрепоститься, отпустить негативные эмоции и содействует их социальной адаптации. Постоянная практика песочной терапии приводит к формированию межличностных навыков общения инвалидов с другими людьми, раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и освобождению от хронического стресса.
- Музыкотерапия- гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения
- Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
- Речевое развитие — сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей.
Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна.
Несмотря на это основной задачей интеграции остается включение детей в социум.
Результаты работы.
В процессе реализации индивидуального маршрута социально-психолого-педагогической адаптации ребенка с синдромом Дауна к условиям ДОУ общеразвивающего вида была выявлена положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков(научилась закатывать рукава, под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки).Улучшился эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, ребёнок приходит в детский сад без слез, с улыбкой проходил в группу, берет за руку взрослого, ведет к столу, приносит (предлагает) стул, чтобы сесть рядом.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Сашу, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Мои неудачи.
К сожалению, не все проходило гладко, и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог.
Итог.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Муравейник»
Консультация для педагогов
«Особенности коррекционно-педагогической работы
с ребенком с синдромом Дауна»
Подготовила:
педагог-психолог
Закирова А.С.
г. Коломна
2019 г.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Итак, к Вам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. У Вас возникает вопрос: «Что с ним делать, как общаться?». Первое, что нужно сделать, — это наладить с ним контакт. Доброжелательный тон, искренняя улыбка помогут Вам расположить ребенка к себе. Однако, не расстраивайтесь, если ответной реакции Вы сразу не получите. К трем годам малыша с СД речь остается очень ограниченной. Поэтому он может застесняться или же объясняться жестами.
Для налаживания контакта с ребенком используйте невербальные (несловесные) средства коммуникации как основу общения: мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты. Все это будет подкреплять и стимулировать общение с ребенком.
Далее необходимо побеседовать с родителями о том, что уже умеет ребенок, какие у него привычки, стереотипы определенных действий. Ведь в силу эмоционально-волевых нарушений ребенок с СД адаптируется к миру с помощью поведенческих стереотипов, им самим выстроенных. Дайте ребенку возможность самому адаптироваться в новой среде. Постепенно ему удастся осуществить перенос стереотипных действий (например, игра с дверью — должен сам отрывать и закрывать дверь) и даже выработать новые.
Ваш первый шаг – «отойти», отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживать с ним контакт, не ломать его стереотипы, а стараться расширить их (очень осторожно вносить новые элементы).
Чем поведение детей с синдромом Дауна отличается от поведения обычных детей?
Оно отличается не так уж сильно; определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Например, проявления характера с истерикой обычно свойственны двух- и трехлеткам. А ребенок с синдромом Дауна может начать проявлять таким образом характер в 3-4 года. Само поведение чаще не отличается, и поэтому можно применять те же методы воспитания, что и с обычными детьми. Однако важно рассматривать проблемы поведения в связи с его уровнем развития, а не в связи с его хронологическим возрастом в годах. Также важно учитывать, как ребенок владеет языком. Многие проблемы в поведении детей с СД связаны с тем, что ребенок не может словами выразить свои потребности и, естественно, начинает из-за этого злиться или расстраиваться (например, рычит).
Будьте готовы к тому, что в поведении детей с СД часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, чрезмерная активность). Особенности психического и личностного развития такого ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определённой незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно.
Например, ребенок бывает агрессивен по отношению к окружающим предметам, животным, людям и среде, его не устраивающей. Прежде всего необходимо разобраться, в чем причина агрессии. Защита ли это? И от чего защищается ребенок? Иногда мы видим, что ребенок пытается оградить себя от вторжения в его внутренний мир, от навязываемых ему действий.
Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Однако дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть и т.д.
Дети с синдромом Дауна не умеют одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности одновременно обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.д.
Однако сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Поэтому главным в воспитании и образовании детей с синдромом Дауна в детских садах является сенсорное воспитание.
Цель работы с ребенком с синдромом Дауна — обеспечение оптимального вхождения его в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Направления предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. Развитие социально-коммуникативной сферы.
Формирование любых умений и навыков проводится по этапам:
1) совместная деятельность со взрослым;
2) деятельность по образцу;
3) деятельность по словесной инструкции.
На начальном этапе работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка. Все занятия с ребенком проводятся в индивидуальной форме. Играйте совместно с ребенком в пирамидки, вкладыши, шнуровки, мозаику, конструкторы, матрешку, «Волшебный мешочек», кубики и др.
На первом году необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении. Но если вы все-таки используете предметные картинки, то показываем также и натуральные, реальные предметы.
Развитие навыка действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения проводится следующим образом: показ способов действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая посудой). Также необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания: пользоваться полотенцем, надевать штаны, снимать одежду.
Для развития общей моторики привлекайте ребенка к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Особенно успешно может проходить обучение на занятиях танцами, т.к. именно сочетание музыки и ритмических движений приносят ребенку с синдромом Дауна наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики может стать затруднительным моментом для ребенка с синдромом Дауна. Особенности заболевания обуславливают нарушение развития ладони и пальцев: у детей очень короткие пальцы. Показывайте ребенку, как брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомьте его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Очень полезно лепить из теста, пластилина, перебирать фасоль, делать гимнастику для пальцев и т.д.
Что касается социально-коммуникативного развития, то у детей с СД мало контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому основной целью социально-коммуникативного развития является обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь. Можно сначала ненавязчиво вводить особого ребенка в детские игры, затем, когда несколько детишек станут с ним играть, он сам начнет искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
При общении с ребёнком не употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Именно игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. Сравните две сценки:
1. Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом. Педагог берет игрушечную собачку: «Это собака. Скажи собака!».
2. Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой; при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло: «Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!».
Преимущества второго подхода очевидны. Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. Игровые занятия требуют постоянного повторения.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семьи, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанник, но и его родители. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Таким образом, успешная социализация особого ребенка в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития.
Источник