Психология детей с синдромом даун

Психология детей с синдромом даун thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

2 слайд

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

Описание слайда:

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

3 слайд

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движ

Описание слайда:

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) — Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации — Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений — Повышенная гибкость суставов — Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук

4 слайд

Особенности навыков - Трудности самостоятельного выполнения действий по самоо

Описание слайда:

Особенности навыков — Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; — Трудности в установлении последовательности действий

5 слайд

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: - поверхностное

Описание слайда:

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: — поверхностное восприятие предметов; — не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; — трудности восприятия пространства и времени; — реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания — Неустойчивость активного внимания — Повышенная утомляемость — Короткий период концентрации внимания — Дети легко отвлекаются, истощаются

6 слайд

Особенности мышления - Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышлени

Описание слайда:

Особенности мышления — Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. — Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. — Абстрактные понятия недоступны для понимания — Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух

7 слайд

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается ли

Описание слайда:

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства — Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.

8 слайд

Особенности эмоционально-личностной сферы - Эмоции элементарны и большей част

Описание слайда:

Особенности эмоционально-личностной сферы — Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. — Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)

9 слайд

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в больш

Описание слайда:

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.

10 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Психология детей с синдромом даун

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-872546

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой наличие деффекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития [11, c.8.]. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Ещё одной важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного и вторичного дефектов. «Чем дальше отстоит симптом от первичного, тем он более поддаётся коррекционному воздействию», — пишет Л. С. Выгоnский. Иными словами, чем дальше разведены между собой первопричины и вторичный симптом, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Вторичные отклонения, в зависимости от степени нарушения, имеют разный уровень выраженности, то есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка от степени и качества первичного дефекта.

В качестве последствий аномальной социализации необходимо назвать такое явление как «социальный аутизм» — отстранение от окружающего мира.

Исключение ребёнка-инвалида из общественной жизни отражается на качестве жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Опрос родителей больных детей показал, что одни из родителей частично или полностью выключаются из общественной жизни. В связи с этим появляется целый ряд психологических проблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи. Этим в значительной мере обуславливается значение коррекционно — педагогические работы с детьми-инвалидами.

Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

Нарушения в развитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего, бросается в глаза вялость и малая активность. Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Необходимо отметить, что по отношению к детям-Даунам исследователи занимают самые противоречивые позиции. Одни придерживаются пессимистической точки зрения: что дети-дауны абсолютно не способны к обучению. Считают, что им недоступны чтение и письмо, потому что уровень их интеллектуального развития соответствует имбецильности. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются разнообразные дефекты речи.

Другие высказывают вполне оптимистическую позицию, аргументируя ее тем, что несмотря на то, что этим детям, как правило, недоступны абстрактные понятия и счетные операции, для многих из них характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность. У них экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что их можно сознательно развивать, придавая им практическую направленность.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Несмотря на то, что болезнь Дауна представляет собой множество врожденных дефектов, основные этапы развития больных детей совпадают с развитием развивающихся нормально. Проследить сроки появления тех или иных двигательных навыков поможет таблица нормативов развития двигательных навыков у детей.

К сожалению, противоречивые дебаты вызывают не только интеллектуальные возможности детей-даунов, но и их личностные особенности. Одни авторы указывают на неустойчивость их настроения, повышенную раздражительность, обидчивость и злобность. Другие — на их добродушие, послушание, особую нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает. Поэтому личностные особенности этих детей, как и всех нормальных, определются отношением к этим детям.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное — заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе это называют «интегрированным образованием»: даунята посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану.

Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

Таким образом, при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Источник

Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) – это хромосомная патология, возникающая вследствие появления еще одной хромосомы в 21 паре. Вместо 46 хромосом (23 – от отца, 23 – от матери) у человека в норме, появляется 47-ая хромосома, которая и вызывает аномалию.

Отсюда причиной возникновения синдрома Дауна является лишняя хромосома.

Эта аномалия считается случайной генетической мутацией. Так как она происходит в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки, то лишний хромосом могут содержать именно эти клетки. Выявлено, что в 90% лишнюю хромосому несет в себе яйцеклетка, а в 10% — сперматозоид.

Синдром Дауна

То, что в одной из половых клеток может оказаться лишняя хромосома, зависит от особого белка, который растягивает хромосомы к полюсам клетки во время деления.

К факторам, которые могут привести к синдрому Дауна, относятся:

  • брак между близкими родственниками;
  • ранняя беременность (до 18 лет);
  • поздняя беременность (мать старше 35 лет);
  • возраст отца старше 45 лет;
  • возраст бабушки по материнской линии старше 35 лет на момент, когда она родила дочь;
  • родители как носители транслокации 21 хромосомы (когда участок 21 хромосомы прикрепляется к другой, обычно к 14 хромосоме);
  • а также голодание женщины;
  • стрессовые ситуации;
  • ионизирующая радиация;
  • химическое воздействие.

Выделяют следующие признаки данного недуга:

  1. Во время беременности: ширина воротникового пространства плода более 3 мм (при норме не более 2 мм), недоразвитые кости носа, укороченные плечевые и бедерные кости, пороки сердца, кисты в сосудистом сплетении головного мозга, укороченные повздошные кости таза и увеличенный угол между ними, копчиково-теменной размер менее 45,85 мм (при первом УЗИ).

Вместе с этими признаками могут быть выявлены и вторичные патологии, подтверждающие наличие синдрома Дауна у плода: тахикардия (учащенное сердцебиение), отсутствие одной пупочной артерии, увеличенный мочевой пузырь.

  1. У новорожденного: короткая голова, наличие третьего родничка, приплюснутый затылок, рост и вес ниже среднего, круглое уплощенное лицо, монголоидный разрез глаз, пигментные пятна по краю радужки, короткая широкая шея, крупный язык, короткий нос, маленькие челюсти, приоткрытый рот, маленькие ушные раковины, широкие и короткие ладони, одна поперечная складка на ладони, искривленный мизинец, укороченные конечности, сандалевидная щель (между большим пальцем ноги и другими пальцами — расстояние).
  2. У детей и взрослых: низкий рост и склонность к полноте, аномально укороченный череп с круглым лицом, низкий и плоский лоб, монголоидные глаза, короткий нос, узкая и недоразвитая верхняя челюсть, аномалия зубов, крупный бороздчатый язык, короткая широкая шея, деформация грудной клетки, слабость мышц, провисание живота, короткие конечности, гиперподвижность суставов, у детей отставание развития наружных половых органов, склонность к плоскостопию, тонкая и сухая кожа, слабый иммунитет, дефекты речи.

Можно ли объяснить синдром Дауна с позиции психосоматики

Частично можно. Например, как выяснилось, одной из причин появления этой аномалии у здоровых родителей является страх родить больного ребенка, а также отождествление собственных детей с такими детьми.

Лууле Виилма причиной синдрома Дауна называет страх быть самим собой.

Говоря же о других нефизических причинах возникновения синдрома Дауна, необходимо иметь в виду, что, как говорят сами медики, это – не болезнь (болезни обычно появляются по определенным предсказуемым причинам). И интересно то, что объективных и серьезных объяснений возникновения этого синдрома нет: разве может фраза «считается случайной генетической мутацией» раскрыть причину? Если, как мы знаем, строение и функционирование организма человека, как и всей Вселенной, «продумано» до мельчайших деталей на основе действия строгих законов, то, как здесь может произойти случайность? Невольно вспоминается мудрая поговорка «Случайности не случайны».

Приведу хотя бы один из фундаментальных Законов Мироздания: «Закон причины и следствия». Да, формулировка знакома каждому. Но каждый ли помнит об этом Законе, когда решает что-то сделать в своей жизни? Наверное, не всегда, раз потом приходится слышать от многих: «За что?» или «Почему так получилось?».

Человек своей мыслью, словом, действием закладывает причину, которая приводит к определенному результату-следствию. Отсюда, каждому событию-следствию в жизни человека предшествовала своя причина.

Возвращаясь к нашей теме, отметим, что у синдрома тоже есть причины, но они могут быть другими, необычными (как и сам синдром), непривычными для нашего ума, выходящими за рамки психосоматики. И принимать их или нет – каждый решает сам.

Психология детей с синдромом даун

Как человек и автор данной статьи, я отношусь нейтрально к сфере необычного: в наш век энергоинформационных технологий существование энергетических волн, несущих определенную информацию, давно доказано. То, что человек не видит, это еще не значит, что их нет. Только вот забываем, что эти энергетические волны могут нести как положительную, так и разрушительную информацию для человека.

Специалист по эниологии (наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании) О. Морозова, опираясь на свою практику, выявила такие энергетические причины возникновения синдрома Дауна: отсутствие связи с Землей, как с планетой; отсутствие связи с родом и конкретно с родителями; жестокость по отношению к другим людям в прошлой жизни; постоянная матерщина в доме или рядом привела к перехлесту с сущностью животного; сильные страхи родителей родить больного ребенка; кармические перебросы на ребенка через бытовую магию; проклятья по роду на свадьбах или через наследство; насильственные браки в роду (по расчету, по необходимости и т.п.); прививки как подселение чуждой сущности в энергоструктуру ребенка (будущего родителя с лишней хромосомой).

Девочка с синдромом Дауна

Психолог Лиз Бурбо также приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей (к которым можно отнести и синдром Дауна): такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями.  И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить.

Психолог отмечает, что часто человек, страдающий таким недугом, относится к нему гораздо спокойнее, чем окружающие его. И действительно, сами дети и взрослые с синдромом Дауна не так обеспокоены своим недугом, как их родные и близкие.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума).

Кто-то из практиков пишет, что ребенок с синдромом Дауна – это наказание для родителей, кто-то считает его проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Метафизические причины любого недуга, как пишет Лиз Бурбо, скрыты в ответе на вопрос: «Что мешает ему делать эта болезнь?». Думаю, в данном случае также стоит прислушаться к психологу и поискать ответы на этот вопрос-подсказку.

Парапсихолог Н. Петрова считает, что рождение такого ребенка символизирует отработку кармы, как правило, по женской линии. Связано это с тем, что любовь родителя к одному из детей намного превосходит любовь к другому (папа ждет сына, рождается девочка… В будущем такая девочка может родить ребенка с синдромом Дауна).

Этот автор утверждает, что синдром Дауна – это хронический синдром добра, а дети с таким синдромом – очень добрые, и в них живет любовь.

Наверное, поэтому детей и людей с синдромом Дауна называют «солнечными»: они улыбчивы, добры, открыты, наивны, доверчивы.

Пути улучшения состояния ребенка с синдромом Дауна

Синдром Дауна. развитие детей

Не раз подтверждено практикой, что состояние таких детей можно не только улучшить, но и можно вырастить их полноценными членами общества. Так, имеется много примеров того, что если родители не опускают руки, а начинают безусловно любить ребенка и активно развивать его, то такие дети и учатся наравне с другими, и осваивают профессию, и создают семьи.

Даже выявлено, что если активно заниматься с таким ребенком, он может в некоторых сферах (рисование, музыка и др.) превзойти своих ровесников.

Отсюда, первый вывод и главная мысль для родителей (потому что, как оказалось на практике, именно им в первую очередь нужна поддержка): синдром Дауна – не болезнь, и все —  в ваших руках. Да, именно в ваших, потому что именно к вам пришел такой «солнечный» ребенок. И только вы можете ему помочь. Вы можете. Только вы (а отказ от такого ребенка, как  выявлено эниологами и парапсихологами, может привести только к ухудшению душевного состояния, как самих родителей, так и ребенка).

Еще один важный момент для родителей – это ни в коем случае не винить себя. Так как душа ребенка сама выбирает родителей и условия будущей жизни, включая свое будущее тело и наличие-отсутствие в нем патологий и болезней. А с какой целью душа выбирает такое тело, это зависит от жизненных задач будущего человека, которые он (вместе со своими близкими) должен будет выполнить.

Сейчас достаточно много разнообразных и эффективных методик и примеров развития детей с таким синдромом, что улучшение действительно возможно. Было бы желание. Ваша Любовь и ваше желание действовать. Только начинать развивать надо вовремя, с самого рождения ребенка (как и всех).

Пусть в вашем сердце царит Любовь, а в теле – здоровье!

Лада

Источник