Психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания

Я столкнулась с синдромом эмоционального выгорания на фоне послеродовой депрессии со второго по пятый месяцы после рождения второго ребенка. Апатия, ощущение «дня сурка» (отягощённое непониманием со стороны мужа и названное им «днём сырка» от его же «сырок в масле»), ощущение оторванности от мира, недоумение, что нужно моему малышу, растерянность и злость на себя от чувства вины, что я должна радоваться ребёнку, а я почему-то чувствую что-то совсем другое и даже противоположное…

Признаки эмоционального выгорания:

1. Механически выполняете обязанности;

2. Раздражает любое событие вне плана (даже хорошее);

3. Гнятёт чувство вины;

4. Ощущение, что вы не справились, «провали» дело и, что выхода нет;

5. Желание спрятаться в угол и ни с кем не общаться;

6. Потеря контроля над ситуацией, равнодушие к последствиям;

7. Агрессия;

8. Раздражают близкие люди, в т.ч. маленькие дети;

9. Сон не помогает, чувство постоянного «недосыпа»;

10. Невозможно найти ничего, что вас порадует (не нужны ни книги, ни ранее интересные фильмы, ни спорт, ни природа и пр.);

11. Лень, хроническая усталость;

12. Нежелание общаться, даже с близкими и любимыми людьми.

Этапы эмоционального выгорания*:

1. Напряжение (чувствуете постоянную усталость, но держитесь из-за чувства долга).

2. Апатия (неадекватно реагируете на любой стресс – слёзы, истерика, ощущение, что никто из близких вас не понимает, «опускаются руки»).

3. Разрушение (гнев, в том числе на маленького ребёнка в случае с послеродовой депрессией, мама может срываться на малыша).

Что делать, если у вас эмоциональное выгорание?

Во-первых, откажитесь от чувства вины. Оно оправдано, только в том случае если вы кому-то умышленно причинили зло. Тогда нужно извиняться, исправлять ситуацию, принимать меры. Во всех остальных случаях чувство вины паразитично. Оно никак нам не помогает, а, напротив, очень портит жизнь. Как минимум, не даёт нам наслаждаться ей в полной мере и чувствовать себя счастливыми, а ещё не разрешает простить себя и принять такими, какие мы есть (а это и есть любовь к себе).

Во-вторых, обязательно отдохните. Сделайте отдых своей обязанностью, выделите себе на него время и отдыхайте тем способом, который поможет вам больше всего на данный момент. Отдых, который принесёт нужный результат, у каждого свой. Попробуйте спросить себя, что в данный момент вам больше всего поможет. Если у вас появился свободный час или день, проведите его максимально полезно для себя – так, чтобы насытить свой организм энергией. Советы, данные даже из лучших побуждений, не всегда вам подойдут. Родные могут считать, что вам лучше полежать, поспать, хорошо поесть, а ваш организм может требовать прогулку на свежем воздухе, пробежку, шопинг или другие активные действия.

У меня было так, что я чувствовала себя совершенно измотанной и разумом считала, что лучше мне полежать и отдохнуть, но моя душа требовала – «гуляй». Я собирала своих детей, ехала с ними на развлекательные мероприятия на целый день, и к своему удивлению вечером обнаруживала, что не только не устала, а напротив, стала полна сил.

Итак, спросите себя, «что мне нужно, чтобы отдохнуть?», и действуйте.

В-третьих: поймите, что ваш отдых нужен не только вам, что улучшить ваше состояние нужно не только и не столько для себя, а для вашей семьи, для благополучия детей, мужа (если эмоциональное выгорание связано с домашним бытом). Если же оно случилось в связи с работой, то и для работы будет лучше, если вы возьмёте передышку. После качественного отдыха вы выполните работу намного быстрее и лучше, чем без него.

Эмоциональное выгорание и сопротивление

В статье «12 признаков, что ваш мозг вас дурачит» я писала о таком явлении, как «сопротивление», при нём вы тоже чувствуете лень, но она совсем другого рода; с ленью при сопротивлении нужно бороться, потому что она мешает вам добиваться успехов и реализовывать ваши задачи.

Лень при эмоциональном выгорании обоснована и здесь помощь только одна: качественный отдых.

Как помочь себе, если у вас эмоциональное выгорание:

Напишу ещё раз, потому что это крайне важно – избавьтесь от чувства вины.

Перестаньте себя сравнивать с другими – у всех свой темп, вы все успеете в свое время (если позволите себе отдыхать).

Поддайтесь волне «анархии», не обязательно всё всегда делать по плану и в самом лучшем виде.

Сдайте себя в аренду: если проект нужно доделать в ограниченные сроки — механически и максимально быстро сделайте его, не вовлекаясь эмоционально (не чувствуя вины, что в этот раз не так хорошо получается, и что делаете не на столько хорошо, как вам бы хотелось).

Экспериментируйте с отдыхом, пусть сегодня это будет чтение, завтра бассейн, послезавтра массаж, организм сам вам потом подскажет, что ему лучше подходит.

Встречайтесь с подругами. На своём опыте убедилась, что подруги это настоящий клад, на самом деле они как раз те люди, которые способны нас понять и поддержать. Можно завести новых знакомых (например, мамам с маленькими детьми это сделать очень легко – на площадке, в детском саду, в «развивашках»), поделитесь своими мыслями, получите сочувствие и понимание, и «гора сойдёт с плеч».

Читайте также:  Метаболический синдром факторы влияющие на развитие метаболического синдрома

Выдохните: эмоциональное выгорание бывает у многих, дайте себе право похандрить, поболеть и полениться, вы человек, и это нормально.

Цель этого журнала находить для вас самые результативные, при этом лёгкие методики, которые были проверены на практике.

Обсудить статью с автором можно в моём блоге в Инстаграм (в комментариях или в Директ).

*Этапы эмоционального выгорания приведены на основе статьи психолога, Галины Смысловой.

Источник

Провели вебинар «Как работать в полную силу и не выгореть эмоционально» и собрали 10 советов по профилактике эмоционального выгорания от психолога сервиса «Мета» Татьяны Равовой.

Что такое синдром эмоционального выгорания

В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения уточнила определение эмоционального выгорания и выделила конкретные признаки, по которым его можно диагностировать и помочь справиться с последствиями. Согласно уточненному определению, эмоциональное выгорание — результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.

Как предотвратить эмоциональное выгорание

Способность справляться со стрессом на работе, чтобы он не стал причиной выгорания, в первую очередь связана с тем, как он заботится о себе и как он относится к себе и работе.

1. Поддержание базового баланса

Регулярно проверяйте, насколько часто вы пополняете источники энергии: еда, сон, физическая нагрузка, общение с близкими или друзьями. Если вы каждую неделю откладываете тренировку или встречу с друзьями из-за работы, то вы уменьшаете уровень заряда своей батарейки.

Планируйте отдых заранее, как рабочие встречи и выполнение задач.

2. Займитесь хобби

Как давно вы делали что-то для своего удовольствия, а не пользы? Переключение на то, что вас наполняет и вдохновляет, дает вам возможность ясно видеть рабочую ситуацию и чувствовать себя удовлетворенными и отдохнувшими.

3. Спрашивайте себя каждый день: «Как я себя чувствую?»

Умение замечать состояние и корректировать в моменте, снижает влияние стресса на организм. Заведите себе привычку в течение дня задавать вопрос: «Как я сейчас?» и «В чем я нуждаюсь?»

Вставайте из-за рабочего места, чтобы пройтись и встряхнуться. Попейте воду, сделайте глубокие вдохи и посмотрите в окно, чтобы успокоить мысли. Даже простые действия помогают снимать напряжение.

4. Отслеживайте стресс в моменте

Медитация и практики осознанности формируют навык замечать состояние и чувствовать себя в моменте. Те, кто постоянно практикуют, замечают снижение тревожности и обращают внимание на телесные ощущения.

Если вы не знакомы с техниками, то начните с базовой медитации: сядьте, как вам удобно, выпрямите спину, но не слишком напрягайтесь из-за этого. Наблюдайте за своим дыханием, ощущениями от него в теле, например как движется воздух через нос или как поднимается живот. Когда вы замечаете, что отвлеклись на мысли — плавно возвращайте внимание назад к ощущениям.

Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, отрегулируйте рабочую нагрузку и рабочее общение. Подробнее в следующих двух пунктах.

5. Четкие границы зоны ответственности

Пересмотрите нагрузку и границы на работе — за что вы готовы взяться, а за что нет, это поможет зафиксировать объем работ и снизить уровень стресса. Особенно, если вам привыкли поручать дополнительную работу. Задач больше, чем ваша пропускная способность для продуктивной работы? Обсудите вопрос с руководством.

Помните, что вы тоже влияете на ситуацию и можете заявить о своих проблемах.

6. Общение в нерабочее время

Проанализируйте, насколько вы перегружаете себя общением в мессенджерах и по телефону. Определите, в какие промежутки дня вы на связи, а в какие недоступны для решения рабочих вопросов. Если ваша работа не требует быть на связи круглосуточно, то отключите уведомления, когда работаете.

В периоды сильных перегрузов, выделяйте один или два дня, когда вы предоставлены сами себе и минимально используете телефон.

Пересмотр отношения к себе, работе и стрессу предотвращает появление эмоционального выгорания.

7. Регулярная рефлексия

Отслеживать возможное эмоциональное выгорание помогает регулярная рефлексия — анализ недели, месяца или другого периода. Выберите тихое место в выходной и задайте себе вопросы: «Что с моей нагрузкой, её много или мало? Если много, то могу ли я делегировать часть задач? Достаточно ли я отдыхаю?». Таким образом, вопросы могут касаться не только рабочей нагрузки, но и внутреннего состояния человека.

8. Работа с внутренними конфликтами

На стремление слишком много работать могут повлиять бессознательные мотивы человека. Например, острое желание доказать свою ценность родителям. Человек этого не понимает, но стремится «быть лучшим» и всегда много работать из-за этого мотива. Самостоятельно подобные мотивы обнаружить сложно — здесь поможет разобраться психолог.

9. Пересмотрите ваше отношение к стрессу

Стресс полезен, когда связан с ростом, мобилизацией сил и ресурсов человека. Сфокусируйтесь на том, что вы растете и делаете вклад в свое развитие — это позволит лучше справиться с последствиями стресса.

Исследования показывают: люди, которые считают, стресс исключительно вредным — чаще избавляются от его последствий при помощи алкоголя или сладкого. Те, кто считают, стресс полезным и готовы к трудностям в жизни — подходят проактивно к разрешению ситуации: ищут причину стресса, стараются найти помощь или информацию.

Читайте также:  Народные средства лечения синдрома позвоночной артерии

Подробнее про стресс и управление им читайте в книге Келли Макгонигал «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше».

10. Ответьте на вопрос «Зачем вы делаете вашу работу?»

Понимание смысла и пользы вашей работы помогает справляться со стрессом и получать удовольствие в процессе. Даже если текущие результаты не устраивают, то осознание смысла поддержит и с большей вероятностью приведет к желаемым результатам в перспективе.

Если предотвратить эмоциональное выгорание не удалось и вы обнаружили у себя 3 признака синдрома: мотивационное и физическое истощение, дистанцирование по отношению к рабочим обязанностям и снижение работоспособности, то одно из решений — обратиться за консультацией к психологу.

Он определит причины выгорания, составит план по восстановлению и даст рекомендации по предотвращению синдрома в будущем. Заполните анкету на сайте «Меты» и мы подберём подходящего психолога.

Подпишитесь на канал, чтобы узнать как и какие особенности вашей психики учитывать, чтобы сделать жизнь более гармоничной и счастливой!

Источник

«Ïåðåãîðåë»: ×òî òàêîå ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ýòà ñòàòüÿ äëÿ òåõ, êòî «óãîðåë íà ðàáîòå» (èëè ãäå-òî åùå) è èùåò ïóòè âûõîäà.

Ïñèõîëîã Äåíèñ Çóáîâ ðàññêàçûâàåò ïðî ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: êàê îí âûãëÿäèò è êàê åãî ïðåîäîëåòü.

Ïðàâèëüíàÿ áîðüáà ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì — ýòî íå ïðîñòî âêðóòèòü íîâóþ ëàìïî÷êó, íî è çàìåíèòü åå íà ýíåðãîñáåðåãàþùóþ.

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå — ýòî ðåàêöèÿ âñåãî îðãàíèçìà íà õðîíè÷åñêèé ñòðåññ.

Íå âåñü ñòðåññ — ïëîõîé. Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé ïîçâîëÿåò íàì ðàçâèâàòüñÿ: âûçîâ, ñëîæíîå è èíòåðåñíîå ïðåïÿòñòâèå. Êîãäà ìû åãî ïðåîäîëåâàåì, ìû ó÷èìñÿ íîâîìó è ðàäóåìñÿ ïîáåäå.

Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé íàñ ðàçðóøàåò: äëèòåëüíûé è/èëè ñëèøêîì ñèëüíûé, êîòîðûé âåäåò ê ïåðåãðóçêå îðãàíèçìà è ïðîâîöèðóåò ôèçè÷åñêîå èñòîùåíèå. Åñëè æèòü â òàêîì ñòðåññå äîëãî, âîçíèêàåò õðîíè÷åñêîå ýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, çà êîòîðûì ñëåäóåò ïñèõîëîãè÷åñêîå âûãîðàíèå.

Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ — çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ. Ýòî ñóììàðíûé ýôôåêò òîãî, ÷òî ìû äëèòåëüíîå âðåìÿ øëè «íå òóäà» è ñèãíàë, ÷òî íàäî ñðî÷íî ÷òî-òî ìåíÿòü.

Íà ÷òî ýòî ïîõîæå. Ïðèçíàêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Âîò ôðàçû, ñ êîòîðûìè êî ìíå ïðèõîäÿò êëèåíòû:

«Ìíå ïëîõî áåç ïðè÷èíû»;

«ß íå âèæó ñìûñëà åõàòü íà ðàáîòó, êîòîðóþ ðàíüøå òàê ëþáèë»;

«×óâñòâóþ àïàòèþ è òîñêó»;

«Ìåíÿ ïðåñëåäóåò õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü»;

«ß òàê ìàëî âñåãî äåëàþ è äîáèâàþñü, âñå ìîè äîñòèæåíèÿ íè÷åãî íå ñòîÿò»;

«Íà ðàáîòå çàâàë, à ÿ ñèæó â îöåïåíåíèè».

Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ — çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ.

«Äèàãíîñòèêà» ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ îïèðàåòñÿ íà âïîëíå êîíêðåòíûå ìàðêåðû. Äèàãíîñòèêà â êàâû÷êàõ, ïîòîìó ÷òî ýòî íå îôèöèàëüíûé äèàãíîç èç ÌÊÁ-10 è íå áîëåçíü, ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.

Ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè ñèìïòîìû è ïðèçíàêè ñàìûå ðàçíûå:

Ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì — óòîìëÿåìîñòü, áåññîííèöà èëè ñîíëèâîñòü, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, îäûøêà, ïîòëèâîñòü, ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, èçìåíåíèå àïïåòèòà.

Ïðîáëåìû ñ íàñòðîåíèåì (ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû) — ÷óâñòâî ãðóñòè, îïóñòîøåííîñòè, ïåññèìèñòè÷íàÿ îöåíêà ïðîøëîãî è áóäóùåãî, îùóùåíèå áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè, ïîòåðÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðñïåêòèâ, à òàêæå òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, öèíèçì.

Òðóäíîñòè ïëàíèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ ñâîèõ äåéñòâèé — íåîáäóìàííûå äåéñòâèÿ, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå òàáàêà, àëêîãîëÿ, ïîñòîÿííîå æåëàíèå îòäîõíóòü.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà ê íîâîìó, ñêóêà, òîñêà, àïàòèÿ, ñíèñõîäèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ðàáîòå.

Îùóùåíèå èçîëÿöèè, íåïîíèìàíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ, îùóùåíèå íåäîñòàòêà ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû áëèçêèõ.

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå è äåïðåññèÿ. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïðèçíàêàìè ïîõîæå íà äåïðåññèþ. Äåéñòâèòåëüíî, ÷àñòü ñèìïòîìîâ çäåñü îáùàÿ — ñíèæåííîå íàñòðîåíèå, ïîòåðÿ ìîòèâàöèè, íåãàòèâíûé îáðàç áóäóùåãî, îáà ñèíäðîìà õðîíè÷åñêèå. Íî äåïðåññèÿ — ýòî êëèíè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, êîòîðîå ìîæåò áûòü áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíî, íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûì äèñáàëàíñîì èëè òÿæåëûì çàáîëåâàíèåì. Äåïðåññèÿ èìååò äðóãîé ìåõàíèçì âîññòàíîâëåíèÿ. Îòäûõîì èëè íàêîïëåíèåì ðåñóðñîâ, êàê ïðàâèëî, çäåñü ìàëî ÷åì ïîìîæåøü. À ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè — âîññòàíîâëåíèå áàëàíñà «äàâàòü» è «áðàòü», ýìîöèîíàëüíàÿ ðàçãðóçêà — ýòî âàæíåéøèé ïåðâûé øàã.

Äåïðåññèÿ è ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ðàçëè÷íû è òðåáóþò ñîâåðøåííî ðàçíîãî ïîäõîäà ê ðåøåíèþ è âîññòàíîâëåíèþ.

Êàê ñïðàâèòüñÿ. Ëå÷åíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Åñòü òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, êîòîðûå çàïóñêàþò ñèíäðîì âûãîðàíèÿ:

÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè,

ó íåãî íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»,

ó ÷åëîâåêà íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè.

Äëÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ «ëå÷åíèå» (îïÿòü â êàâû÷êàõ, ýòî æå ïñèõîëîãî-ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðîáëåìà) ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Ðàçáåðó êàæäóþ íà ïðèìåðå.

1 Åñëè ÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè

Êî ìíå îáðàòèëàñü êëèåíòêà — ëèäåð, ÿðêèé ðóêîâîäèòåëü, ãåíåðàòîð èäåé è «âå÷íûé äâèãàòåëü». Óñïåøíàÿ êàðüåðà, õîðîøåå ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå, âûñîêèé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ. Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.

Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ïîä÷èíåííûå íå ïîíèìàþò è ìàëî ïîääåðæèâàþò åå, õîòÿ ðàíüøå ýòî íå ìåøàëî è íå îñòàíàâëèâàëî. Ãåíåðàëüíûé äèðåêòîð «âåäåò êîìïàíèþ íå òóäà». Ñòàëà çàìå÷àòü, ÷òî òåðÿåò èíòåðåñ ê âåäóùèì ïðîåêòàì, åå ýòî ïóãàåò. Áûëî íåñêîëüêî ñèòóàöèé, êîãäà íå ìîãëà ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, òåðÿëà âíèìàíèå â íóæíûé ìîìåíò. Õîäèëà îáñëåäîâàòüñÿ â êëèíèêó — íè÷åãî ñóùåñòâåííîãî íå íàøëè. Ïåðèîäè÷åñêè ëîâèò ñåáÿ íà ìûñëè î áåññìûñëåííîñòè òîãî, ÷åì çàíèìàåòñÿ.

Читайте также:  Синдром менингита при инфекционных заболеваниях

Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.

Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Ïîñòîÿííûõ ñ÷àñòëèâûõ îòíîøåíèé íåò, ïåðèîäè÷åñêè âñòðå÷àåòñÿ ñ ìóæ÷èíàìè, ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ ñåêñà.  ïðîøëîì íåóäà÷íûé áðàê. Åñòü âçðîñëûé ðåáåíîê — ïîäðîñòîê, îòíîøåíèÿ ñ êîòîðûì íàòÿíóòûå è îò÷óæäåííûå.

Îáúåêòèâíî êëèåíòêà ñòðàäàåò îò âûãîðàíèÿ, õîòÿ íå îñîçíàåò ýòîãî. Îíà ñëèøêîì äîëãî âêëàäûâàëàñü ëèøü â îäíó ñòîðîíó ñâîåé æèçíè — ïðîôåññèîíàëüíóþ. Ïðåíåáðåãàëà ñîáñòâåííûìè ïîòðåáíîñòÿìè â ýìîöèîíàëüíîì òåïëå, áëèçîñòè, ïðèâÿçàííîñòè. Äîëãîå âðåìÿ åé óäàâàëîñü èõ èãíîðèðîâàòü, ÷òî è ïðèâåëî ê âûãîðàíèþ. Íà ëèöî âñå ïðèçíàêè èñòîùåíèÿ.

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì êàê áîðîòüñÿ â òàêîé ñèòóàöèè? Âçÿòü ïàóçó. Ïåðåñìîòðåòü ñâîè öåííîñòè è ïðèîðèòåòû, âíèìàòåëüíåå îòíåñòèñü ê ñâîèì ïîòðåáíîñòÿì, òåëó, ðàñïðåäåëèòü ðåñóðñû.

2 Åñëè íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»

Îáðàòèëñÿ êëèåíò, êîòîðûé ðàáîòàåò ïñèõîëîãîì. Õîðîøèé ñïåöèàëèñò. Ëþáèò ëþäåé è èñêðåííå õî÷åò èì ïîìî÷ü. Åãî öåíÿò â îðãàíèçàöèè, î íåì õîðîøî îòçûâàþòñÿ êëèåíòû.

Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ðàáîòà åìó íðàâèëàñü, íî ÷òî-òî ïîñòåïåííî ÷òî-òî ïîøëî íå òàê: êëèåíòñêèå èñòîðèè ñòàëè îäèíàêîâûìè, ñòàë ñîìíåâàòüñÿ â ñîáñòâåííîé ýôôåêòèâíîñòè. «Ó íèõ æå ïîòîì ñíîâà ïðîáëåìû?», «À ñêîëüêî òåõ, ó êîãî íè÷åãî íå ìåíÿåòñÿ». Ìåæäó òåì íà÷àëüíèê óâåëè÷èâàåò íàãðóçêó.

Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Äîìà íà÷èíàåò ñðûâàòüñÿ íà áëèçêèõ, íåñêîëüêî ðàç çà ïîëãîäà áîëååò ïðîñòóäîé, ÷òî åìó íå ñâîéñòâåííî.

«×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?»

Òàê íà÷èíàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå.  ýòîé ñèòóàöèè êëèåíò åãî âîâðåìÿ çàìåòèë è íà÷àë çàäàâàòü ñåáå ïðàâèëüíûå âîïðîñû: «×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?», «ß çíàþ, ÷òî ëþáëþ ñâîþ ðàáîòó, íî ìîæåò áûòü íåñêîëüêî ñìåíèòü ñôåðó (ïåðåéòè ñ äåòåé íà âçðîñëûõ èëè íàîáîðîò), ïîòîìó ÷òî ýòî ÷òî-òî íîâîå, èíòåðåñíîå?».

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Âíèìàòåëüíî îöåíèâàòü òî, ÷òî äàåøü â ìèð (ðåçóëüòàòû óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, äóøåâíûå ñèëû, ìàòåðèàëüíûå ðåñóðñû) è ïîëó÷àåøü èç ìèðà. Ýòè äâà ïîòîêà äîëæíû íàõîäèòüñÿ â áàëàíñå. Âñåì íàì âàæíà ýìîöèîíàëüíàÿ îòäà÷à îò òåõ äåë, íà êîòîðûå ìû çàòðà÷èâàåì áîëüøîé ðåñóðñ. Íóæíî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ñîáîé è ïîääåðæèâàòü ýòîò áàëàíñ.

3 Åñëè íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè

Êëèåíòêà ðàáîòàåò àäìèíèñòðàòîðîì. Äåëàåò ñâîþ ðàáîòó è ðàáîòó êîëëåãè, ïî èíåðöèè ñòàëà âûïîëíÿòü îáÿçàííîñòè ïîìîùíèêà ðóêîâîäèòåëÿ. È âñå ýòî áåç èçìåíåíèé â ñòàòóñå èëè äîïîëíèòåëüíîé îïëàòû. Êëèåíòêà ïî÷óâñòâîâàëà ñåáÿ âàæíîé â îðãàíèçàöèè, ñòàëà àêòèâíî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå î äåéñòâèÿõ ðóêîâîäñòâà è ïîïàëà â êîíôëèêòíóþ ñèòóàöèþ. Ïðèõîäèò äîìîé óñòàâøàÿ, ÷óâñòâóåò îïóñòîøåííîñòü.

Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Äåðæèòåñü ñâîèõ ãðàíèö è îòâåòñòâåííîñòè, ñîáëþäàéòå ñîöèàëüíóþ èåðàðõèþ.

Ìîæíî âûïîëíèòü ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå, ÷òîáû ïîíÿòü, êàê âûéòè èç ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Âîçüìèòå ëèñò áóìàãè, íà÷åðòèòå êðóã ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè. Ïîñìîòðèòå íà íåãî. Òåïåðü íà÷åðòèòå êðóã ñâîåãî âëèÿíèÿ.

Ñîâïàäàþò ëè ýòè äâà êðóãà? Åñëè äà — âû óñòîé÷èâû. Åñëè ëè êðóãè íå ñîâïàäàþò, âû â çîíå ðèñêà.

Åñëè áîëüøå êðóã îòâåòñòâåííîñòè — íóæíî óéòè îò èçëèøíåé îòâåòñòâåííîñòè. Åñëè áîëüøå êðóã âëèÿíèÿ — âû ëèáî íå èñïîëüçóåòå ñâîé ïîòåíöèàë, ëèáî âçÿëèñü çà òî, ÷òî ïîêà íå ÿâëÿåòñÿ âàøåé íåïîñðåäñòâåííîé çàäà÷åé.

Êàêèå åñòü ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Îöåíèòü, íàñêîëüêî âñ¸ ïëîõî, ìîæíî è ñ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ. Âûäåëÿþò òðè ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ:

Íàïðÿæåíèå — ïñèõèêà ñîïðîòèâëÿåòñÿ. Îñòðîå ïåðåæèâàíèå ïðîáëåì è êîíôëèêòîâ, íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñîáîé, ÷óâñòâî «çàãíàííîñòè â êëåòêó», òðåâîæíîñòü, ñíèæåííîå íàñòðîåíèå.

Ðåçèñòåíöèÿ — ïñèõèêà íà÷èíàåò ñäàâàòüñÿ. ×åëîâåê ìîæåò ñðûâàòüñÿ, êðè÷àòü, ïëàêàòü (íåàäåêâàòíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå), ìíîãèå âåùè óæå ïðîñòî íå âûçûâàþò ýìîöèé, âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ðàáîòû ÷åëîâåê íå äîäåëûâàåò êàê «íåîáÿçàòåëüíóþ».

Èñòîùåíèå — ïñèõèêà ñäàëàñü. Ýòî ýìîöèîíàëüíûé äåôèöèò (ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå), îòñòðàíåííîñòü, ïñèõîñîìàòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ.

Óðîâíè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïîñòåïåííî ñìåíÿþò äðóã äðóãà, åñëè íè÷åãî íå ïðåäïðèíÿòü.

Ìîæíî ëè çàùèòèòüñÿ. Ïðîôèëàêòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — ýòî ðàññëàáëåíèå, ëþáûå åãî ìåòîäèêè:

Âçÿòü ïàóçó è ïîáûòü íàåäèíå ñ ñîáîé, â ïîêîå, â çàùèùåííîñòè è óþòå. Íóæíî áåçîïàñíîå ïðîñòðàíñòâî, ÷òîáû ñîáðàòüñÿ ñ ñèëàìè.

Óêðåïëÿòü òåëî è îòâëåêàòüñÿ íà ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü — éîãó, ñïîðò, ïðîãóëêè íà ïðèðîäå.

Áîëüøå õâàëèòü ñåáÿ çà ïîáåäû è äîñòèæåíèÿ, áîëüøå öåíèòü ñåáÿ. Ïðèìåíÿòü ñàìîãèïíîç, àóòîãåííóþ òðåíèðîâêó, ìåäèòàöèè.

Âûïèñàòü ïî ïîðÿäêó ñâîè öåëè, ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ãëàâíîì, à îñòàëüíîå íà âðåìÿ îòáðîñèòü.

Ïðîâîäèòü áîëüøå âðåìåíè ñ äðóçüÿìè, áëèçêèìè, ëþäüìè, êîòîðûå âàñ ïîääåðæèâàþò è ëþáÿò.

Îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ñïåöèàëèñòàì, åñëè ñîñòîÿíèå íå óëó÷øàåòñÿ.

Íàêàïëèâàòü ðåñóðñû, íà÷èíàÿ ñ ìåëî÷åé — óòðåííåé ÷àøêè êîôå, âîçìîæíîñòè îäåòü òî, ÷òî íðàâèòñÿ, åñòü, òî, ÷òî õî÷åòñÿ.

Îáû÷íî ëþäè åñòåñòâåííûì îáðàçîì ïðèìåíÿþò ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ — âñå ìû âðåìÿ îò âðåìåíè âñòðå÷àåìñÿ ñ äðóçüÿìè èëè ìåíÿåì îáñòàíîâêó. Èíîãäà îá ýòîì íóæíî ïðîñòî âñïîìíèòü. Ñëóøàéòå ñåáÿ, äîâåðÿéòå ñåáå è áóäüòå ñìåëåå â ñâîèõ æåëàíèÿõ!

Èñòî÷íèê: https://medalvian.ru/zhurnal/ehmocionalnoe-vygoranie/?utm_so…

Источник