Психологическое сопровождение ребенка с синдромом дауна

Психологическое сопровождение ребенка с синдромом дауна thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Фролова А.А.

Ульяновск, Россия

Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.

Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию [3].

Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.

Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.

Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании».

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [1].

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые из них.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

Обучение по методике «Маленькие ступеньки»

Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.

В основе методики лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [7].

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [6].

Обучение математике и развитию речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2].

Обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [4].

Обучение в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [5].

Читайте также:  Диета после синдрома мэллори вейса

Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.

Список используемой литературы:

1. https://vitaportal.ru/detskie-bolezni/metodiki-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna (дата обращения 09.03.2017.)

2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

4. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

5. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.

6. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.

7. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1 : Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки» . Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.

Источник

Н.А. Ефремова, учитель-дефектолог,

г. Курск

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема оказания своевременной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений также недостаточно разработан, но при этом численность детей с особыми образовательными потребностями, которые испытывают трудности в усвоении программы дошкольного образования, постоянно увеличивается.

Эффективность решения обозначенной проблемы определяется многими условиями, в том числе и дальнейшим изучением специфики процесса воспитания и обучения детей с различными категориями психофизических нарушений, среди которых особый интерес вызывают дети с синдромом Дауна.

Теории психолого-педагогического сопровождения, методы и технологии формирования жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями представлены в работах H.A. Амосова, H.H. Волосковой, Г.М. Соловьева, В.А. Шаповалова и др. Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно» [1]. Смысл сопровождающей деятельности, по словам Битяновой М.Р., «заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире» [2].

Анализ накопленных теоретических и эмпирических материалов, по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и в частности степени изученности процесса воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна позволили выявить следующие противоречия:

— между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации детей с синдромом Дауна и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в общеобразовательных учреждениях;

— между потребностью детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающей помощи и некомпетентностью значительной части педагогов и родителей в ее организации и реализации;

— между высоким уровнем потребности семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в психолого-педагогическом сопровождении и локальным педагогическим опытом в оказании подобной помощи.

Законодательно дети с синдромом Дауна имеют право на воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях любого вида. В г. Курске (Курская область, Центральный федеральный округ) созданы специальные условия для психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории. На базе одного из дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида функционирует экспериментальная группа компенсирующей направленности. Списочный состав данной группы – 6 детей, особенностью которых является наличие синдрома Дауна в анамнезе развития.

В понимании педагогов дошкольного учреждения  «сопровождение» — оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями при специально организованной для психофизического развития среде. Такая интерпретация раскрывает принцип комплексного подхода в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. В связи с этим в центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают его ближайшее окружение: семья,  а также педагогические и медицинские работники детского сада. Главным координатором взаимодействия всех участников процесса сопровождения ребенка с синдромом Дауна является учитель-дефектолог. Его деятельность включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, разработку и реализацию индивидуальных программ развития.

При тесном взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) разрабатывается перспективно-тематическое планирование работы. Общая для всех планов дидактическая тема, выстраивает систему деятельности воспитателей и специалистов ДОУ, учитывая при этом особенности детей и уровень их развития.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение невозможно без участия родителей.  Наиболее продуктивной является непосредственная работа с группой родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: обмен опытом семей; показ видеоматериалов по проведению разного рода деятельности с детьми с объяснением цели, смысла определенных методов и приемов работы; организация совместных мероприятий и др. Педагогическое просвещение родителей синхронизируется с целостной системой воспитательно-образовательного процесса в рамках структуры психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.

Источник

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 — 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Читайте также:  Вертеброгенный синдром в поясничном отделе

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Читайте также:  У урганта ребенок с синдромом

Методики используемые на занятиях

  1. Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:

  1. Освоение приёмов активного общения «Я и другие».

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».

  4. Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».

  7. Сплочение группы «Учимся общаться».

  8. Устранение барьеров общения «Я + Ты».

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

  1. «Я — это я! Знаю ли я себя»

  2. «Я и мои чувства»

  3. «Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. «Добрым быть на свете веселей»

  5. «Добрым быть полезно»

  6. «Правда, ложь, фантазия»

  7. «Учимся управлять своими эмоциями»

  8. «Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. «Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. «Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. «Спокойствие. Учимся правильно дышать».

  12. «Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»

  13. «Я и Ты. Чем мы похожи».

  14. «Поведение и культура»

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

  2. «Послушание».

  3. «Застенчивость».

  4. «Агрессию – под контроль. Коммуникативность».

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.

  5. Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.

  7. Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.

  10. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.

  11. Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия». — ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». -Чебоксары: «КЛИО», 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. «Гимнастика для ума» — М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. — ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи». — М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» — М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. «399 задач для развития ребёнка». — М.: 2000

  22. Фопелъ К. «Как научить детей сотрудничать» в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. «Психотехнические игры и упражнения в спорте». — М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. «Психогимнастика». — М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций». -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ

  1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета «Школьный психолог»

  3. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — https:// festival. I september.ru

  4. «Педагогическая библиотека» — https://www.pedlih.rti

  5. «Мир Психологии» — https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник