Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна

Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Фролова А.А.

Ульяновск, Россия

Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.

Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию [3].

Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.

Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.

Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании».

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [1].

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые из них.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

Обучение по методике «Маленькие ступеньки»

Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.

В основе методики лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [7].

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [6].

Обучение математике и развитию речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2].

Обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [4].

Обучение в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [5].

Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.

Список используемой литературы:

1. https://vitaportal.ru/detskie-bolezni/metodiki-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna (дата обращения 09.03.2017.)

2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

4. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

5. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.

6. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.

7. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1 : Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки» . Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.

Источник

Н.А. Ефремова, учитель-дефектолог,

г. Курск

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема оказания своевременной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является в последние годы предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования. Процесс сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений также недостаточно разработан, но при этом численность детей с особыми образовательными потребностями, которые испытывают трудности в усвоении программы дошкольного образования, постоянно увеличивается.

Эффективность решения обозначенной проблемы определяется многими условиями, в том числе и дальнейшим изучением специфики процесса воспитания и обучения детей с различными категориями психофизических нарушений, среди которых особый интерес вызывают дети с синдромом Дауна.

Теории психолого-педагогического сопровождения, методы и технологии формирования жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями представлены в работах H.A. Амосова, H.H. Волосковой, Г.М. Соловьева, В.А. Шаповалова и др. Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно» [1]. Смысл сопровождающей деятельности, по словам Битяновой М.Р., «заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире» [2].

Анализ накопленных теоретических и эмпирических материалов, по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и в частности степени изученности процесса воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна позволили выявить следующие противоречия:

— между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации детей с синдромом Дауна и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в общеобразовательных учреждениях;

— между потребностью детей с синдромом Дауна в коррекционно-развивающей помощи и некомпетентностью значительной части педагогов и родителей в ее организации и реализации;

— между высоким уровнем потребности семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в психолого-педагогическом сопровождении и локальным педагогическим опытом в оказании подобной помощи.

Законодательно дети с синдромом Дауна имеют право на воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях любого вида. В г. Курске (Курская область, Центральный федеральный округ) созданы специальные условия для психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории. На базе одного из дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида функционирует экспериментальная группа компенсирующей направленности. Списочный состав данной группы – 6 детей, особенностью которых является наличие синдрома Дауна в анамнезе развития.

В понимании педагогов дошкольного учреждения  «сопровождение» — оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями при специально организованной для психофизического развития среде. Такая интерпретация раскрывает принцип комплексного подхода в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна. В связи с этим в центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают его ближайшее окружение: семья,  а также педагогические и медицинские работники детского сада. Главным координатором взаимодействия всех участников процесса сопровождения ребенка с синдромом Дауна является учитель-дефектолог. Его деятельность включает в себя психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, разработку и реализацию индивидуальных программ развития.

При тесном взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) разрабатывается перспективно-тематическое планирование работы. Общая для всех планов дидактическая тема, выстраивает систему деятельности воспитателей и специалистов ДОУ, учитывая при этом особенности детей и уровень их развития.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение невозможно без участия родителей.  Наиболее продуктивной является непосредственная работа с группой родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: обмен опытом семей; показ видеоматериалов по проведению разного рода деятельности с детьми с объяснением цели, смысла определенных методов и приемов работы; организация совместных мероприятий и др. Педагогическое просвещение родителей синхронизируется с целостной системой воспитательно-образовательного процесса в рамках структуры психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

1. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›»Система психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в ДОУ»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ консультация дайн.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Описание слайда:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ Педагог-психолог Вельмова С.П. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» с.Красноселькуп, 2017 год https://ku4mina.ucoz.ru/

2 слайд

Дети с синдромом Дауна https://ku4mina.ucoz.ru/ https://ku4mina.ucoz.ru/

Описание слайда:

Дети с синдромом Дауна https://ku4mina.ucoz.ru/ https://ku4mina.ucoz.ru/

3 слайд

Синдром Дауна впервые описал английский врач Джон Даун – это нарушение хромо

Описание слайда:

Синдром Дауна впервые описал английский врач Джон Даун – это нарушение хромосомного набора, а точнее наличие лишней 21-ой хромосомы в хромосомном наборе ребенка получаемой от отца или матери. У обычного ребенка 46 хромосом, у ребенка с синдромом Дауна их 47, что и приводит к нарушению физического и торможению умственного развития. Данный синдром случается у 1 из 600-700 детей. https://ku4mina.ucoz.ru/

4 слайд

Причины возникновения нарушения расхождения хромосом яйцеклетки, установили,

Описание слайда:

Причины возникновения нарушения расхождения хромосом яйцеклетки, установили, что это зависит от того в каком возрасте бабушка (по материнской линии) рожала свою дочь, от возраста женщины и мужчины, близких по родству браков. https://ku4mina.ucoz.ru/

5 слайд

Вероятность такой патологии может быть у детей 20-летних женщин (1: 1500), и

Описание слайда:

Вероятность такой патологии может быть у детей 20-летних женщин (1: 1500), и у женщин, возраст которых достиг 40 лет (1 на 100). Длительное время наследственное заболевание диагностировалось при помощи применения метода – амниоцентеза, заключающегося в заборе амниотической жидкости посредством тонкой иглы через прокол в животе беременной женщины. Особый белок – альфафетопротеин (АФП), вырабатываемый печенью плода выделяется в амниотическую жидкость, затем поступает в кровь будущей матери, по уровню АФП в её венозной крови и делают соответствующие выводы. https://ku4mina.ucoz.ru/

6 слайд

Синдром Дауна узнаваем, так как имеет особенности во внешнем облике ребенка,

Описание слайда:

Синдром Дауна узнаваем, так как имеет особенности во внешнем облике ребенка, а именно: раскосые глаза и плоское лицо, широкие губы и широкий плоский язык, имеющий продольную бороздку, круглую форму головы со скошенным лбом. Короткая широкая шея. Ушные раковины низко посажены с приросшей мочкой. Считается, что в будущем дети с данной патологией плохо обучаются, отстают в умственном развитии. Признаки синдрома Дауна https://ku4mina.ucoz.ru/

7 слайд

Необычные, как их называют «солнечные дети» часто имеют пороки сердца, для н

Описание слайда:

Необычные, как их называют «солнечные дети» часто имеют пороки сердца, для них характерны торможение и искажение роста костей, умственная отсталость, сниженный мышечный тонус, нарушение координации движений. Такие ребята позже начинают ходить, говорить, но у многих из них есть музыкальный слух, они очень веселые, ласковые и услужливые. https://ku4mina.ucoz.ru/

8 слайд

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая спец

Описание слайда:

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат. https://ku4mina.ucoz.ru/

9 слайд

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна социальная адаптация при

Описание слайда:

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна социальная адаптация приспособление к жизни возможная интеграция в общество https://ku4mina.ucoz.ru/

10 слайд

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: реч

Описание слайда:

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся активнее, начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. https://ku4mina.ucoz.ru/

11 слайд

Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; ча

Описание слайда:

Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их. При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и снаружи рта. Дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук. https://ku4mina.ucoz.ru/

12 слайд

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В

Описание слайда:

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. https://ku4mina.ucoz.ru/

13 слайд

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо исполь

Описание слайда:

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми. https://ku4mina.ucoz.ru/

14 слайд

Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила: Давай

Описание слайда:

Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила: Давайте малышу время на ответ Слушайте Ждите Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует На плановых занятиях привлекайте внимание малыша к словам и предметам, выбранным вами для занятий Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу. При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества. Коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания данных детей в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас. https://ku4mina.ucoz.ru/

Выберите книгу со скидкой:

Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Психологическое сопровождение детей с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-731964

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник