Психологические феномены психопатологические симптомы и синдромы
ТОП 10:
Нормальный человек-это обычный, стандартный человек(95% от популяции)
Фрейд считал, что нет людей, свободных от эмоц.конфликта.
Хакер-основное мерило нормы-интегрированная личность (четкое ощущаемое Я, осознание того, где свои эмоции, а где чужие)\Анна Фрейд- говорила о норме человека по качеству функционирования в области труда, секса, сублимации и способности получать от этого удовольствие, а также по характеру отношения индивида к объектам и обществу. Сублимация-это индивидуальная энергия(увлечения) Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. 1.Принцип Курта Шнайдера: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано».(основной) Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.
2.Принцип «презумпции психической нормальности»(нужен диагноз, потом только человек признается больным) 3.Феноменологические принципы(Ф. можно обозначать любое индивидуальное целостное психич.переживание) 4.Принцип понимающий, а не объясняющий психологию 5.Принцип «эпохе», или принцип воздержания от преждевременного суждения. Критерии нормы и патологии в психической деятельности. 1.Оценивается сила их нарушения 2.Оценка длительности и частота воздействия какого-то состояния 3.Связь с ситуацией 4.Влияние на соц.адаптацию человека
Все критерии взаимосвязаны, проявление всех четырех, говорит о болезни.
Диагностические альтернативы(А) в психопатологии.
1. Болезнь-личность – основополагающ. в диагностическом феноменологически ориентированном процессе. Он предопределяет подход к любому психологическому феномену: либо наблюдаемый Ф.является психопатологич.симптомом (признаком психической болезни), либо он является признаком личн.особ-тей, например, мировоззрения человека, традиционного для его этноса, культурной или религиозной группы стереотипа поведения. 2.Нозос-патос — альтернатива позволяет трактовать любой психологический феномен в с-ме координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Нозос — болезненный процесс, динамическое, текущее образование(шизофрения, маниак-депрессив.психоз, инфекционные психозы); патос — патологическое состояние, стойкие изменения, отклонение р-я (рас-ва Л,психопатии).3. Реакция-состояние-развитие-одна из важных А.при анализе психологического состояния. Она позволяет ввести в этот анализ параметры стимула и реакции, внешнего и внутреннего.
Психическая реакция— кратковрем.(не > 6 мес) ответ на какую-либо ситуациювнешнее возд. Психич.состояние—стойкий психопатол.синдром без склонности к развитию или регрессу (> 6 месяцев). Психич.развитие-патологический процесс с внутренними законом. симптомообразования. 4.Психотическое-непсихотическое. Принцип оцен. уровень психич.расстройств, глубину и выраженность психопатологич.картины заболевания.\Психоз (фон Фейхтершдебен) это психич.состояние, хар-ся тяжелым нарушением психических функций, контакта с реальностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики. Иногда депрессия относится к психотич.уровню, т.к есть бредовые идеи. Под непсихотическимуровнем понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действ-ти, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм.
1.Экзогенное-эндогенное-психогенное. Принцип относится к психопатологическим феноменам, т.к отражает тип психического реагирования на уровне патологии и не может использоваться при анализе психологических феноменов. Экзогенный тип — психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга. Под органическими причинами в психиатрии принято понимать любые нефункциональные (непсихогенные) причины, непосредственно воздействующие на головной мозг человека(черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, а также интоксикации).К психогенному типу — психические реакции, состояния и развития, причины которых кроются в психотравмирующем влиянии жизненных событий. Любое событие, конфликт, фрустрация или житейская ситуация могут вызывать расстройство. Под эндогенным типом — психические реакции, состояния и развития, вызванные внутренними (эндогенными), наследственно-конституциональными причинами.
2. Дефект-выздоровление-хронификация. дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезновения явных психопатологических нарушений. Дефект — продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (например, «когнитивный дефект»), общего развития психических способностей («умственный дефект») или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Противоположностью дефекта выступают выздоровление т.е. полное восстановление утраченных на время психического заболевания психологический функций или хронификация психических расстройств, когда в клинической картине болезни продолжают преобладать продуктивные (позитивные) психопатологические симптомы и синдромы.
3. Адаптация – дезадаптация. Адаптация — это процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
4. Компенсация – декомпенсация. Компенсация — состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.
5. Негативное – позитивное К позитивным — те психопатологич.проявления, которые являются болезненной «надстройкой» над здоровыми психологическими свойствами. Патологические симптомы и синдромы как бы «плюсуются», прибавляются к тому, что у человека уже существует. Негативные (дефицитарные) симптомы — это психопатологич.феномены, соответств.выпадению тех или иных психических процессов. В данном случае к здоровым проявлениям психической деятельности не добавляется ничего нового, а лишь устраняется, удаляется то, что было человеку присуще до болезни. Дополнительные признаки при диагностике: — наличие явно привлекающих характеристик -)внезапное их появление в относительно короткий период -)появление дополнительных положительных или отрицательных продуктов псих.деятельности, а также соматические явления,кот.сопровождаются разл.необычными толкованиями.
4. Уровни поражения психической деятельности при различных видах патологии. Психическая норма, пограничные состояния, психозы.Все психические болезни могут проявл.психотическими, невротическими и психопатическими расстройствами. Психотич.уровень психич.рас-в — такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя, окр.обстановку, отношение внешних событий к нему и к его ситуации (сопровождается нарушением психических R поведения, дезорганизацией психики). Психотич.нар-е = психоз. Невротический уровень -сохранение правильных отношений к происходящим событиям, адекв.оценка собств.состояния, адекв.пов-е и наличие рас-в в сфере вегетативных, сомоторных и аффективных проявлений. Психопатический уровень — стойкая дисгармонией личности, нар-е адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной эффективности и аффективной оценки окружающего. Может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенсенными заболеваниями и при патологических развитиях личности. Норма — оптимум функционирования и развития организма. Нормальный человек – относительно здоровый. Показатели психической нормы: 1.По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.2.Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.3.Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются. Пограничные состояния — обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Выд.пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении), психосоматические рас-ва, хронический алкоголизм. В целом для пограничного состояния характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Нестабильность — ключевая черта.Психоз – психич.состояние, хар-ся тяжелыми нарушениями психич.ф-ий, нарушением контакта с реальной действ-ю и дезорганизацией д-ти, вплоть до асоциального поведения, нарушением критики Психозы классифицируют по этиологии и причинам на эндогенные,органические, соматогенные, психогенные, интоксикационные, абстинентные и постабстинентные. по преобладающей симптоматике на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные и др., включая комбинации.
Источник
Ïîíÿòèå ñèìïòîìîâ è ñèíäðîìîâ êàê âàæíîãî ìàòåðèàëà, èç êîòîðîãî ñîçäàåòñÿ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòè èõ êëàññèôèêàöèè â ïñèõîïàòîëîãèè. Àíàëèç è õàðàêòåðèñòèêà ïîçèòèâíûõ è íåãàòèâíûõ (äåôèöèòàðíûõ) ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 15.04.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 49,7 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÔ
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÁÐÀÒÑÊÈÉÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ«
Êàôåäðàïåäàãîãèêèèïñèõîëîãèè
Äèñöèïëèíà «Êëèíè÷åñêàÿïñèõîëîãèÿäåòåéèïîäðîñòêîâ«
Ðåôåðàò
«Ïñèõîëîãè÷åñêèåôåíîìåíûèïàòîïñèõîëîãè÷åñêèåñèíäðîìûïðèïñèõè÷åñêèõðàññòðîéñòâàõ: ðàññòðîéñòâàëè÷íîñòè«
Âûïîëíèë:
ñòóäåíò ãðóïïû ÏÎçñï-13 À.Â. Ñìîðêàëîâà
Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü:
äîöåíò êàôåäðû ÏèÏ Ñ.Ï. Ñàòûøåâ
Áðàòñê, 2015
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà I. Ïîçèòèâíûå ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû
- Ãëàâà II. Íåãàòèâíûå (äåôèöèòàðíûå) ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû
- Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ïàòîïñèõîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì ïîçèòèâíûé äåôèöèòàðíûé
1. Áóõàíîâñêèé À.Î., Êóòÿâèí Þ.À., Ëèòâàê Ì.Å. Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ. — Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2003. — 416ñ.
2. Æàðèêîâ Í.Ì., Òþëüïèí Þ.Ã. Ïñèõèàòðèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 2002. — 544ñ.
3. Æàðèêîâ Í.Ì., Óðñîâà Ë.Ã., Õðèòèíèí Ä.Ô. Ïñèõèàòðèÿ. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1989. — 496 ñ.
4. Çâåðåâà Í.Â. è äð. Ïàòîïñèõîëîãèÿ äåòñêîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçä. Öåíòð «Àêàäåìèÿ» 2008. — 208 ñ.
5. Çåéãàðíèê Á.Â. Ïàòîïñèõîëîãèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2004. — 208 ñ.
6. Ëåâ÷åíêî È.Þ. Ïàòîïñèõîëîãèÿ: Òåîðèÿ è ïðàêòèêà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Àêàäåìèÿ, 2000. — 232 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îïèñàíèå íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ íåãàòèâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ (ñèíäðîì äåïåðñîíàëèçàöèè, ïñèõè÷åñêîãî àâòîìàòèçìà, àìíåñòè÷åñêèé, ìàíèàêàëüíûé, äåïðåññèâíûé, ïàðàíîèäíûé ñèíäðîìû). Äèàãíîñòèêà ïîòåíöèàëüíîé îáùåñòâåííîé îïàñíîñòè áîëüíîãî.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [28,3 K], äîáàâëåí 26.10.2011
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàñïðîñòðàíåííûõ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, ïîäõîäû ê èõ äèàãíîñòèêå è ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè ñïåöèàëüíîé òåðàïèè. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äåïðåññèâíîãî, ìàíèàêàëüíîãî, êàòàòîíè÷åñêîãî, ñåíåñòîïàòè÷åñêîãî, ãàëëþöèíàòîðíîãî ñèíäðîìà.
ïðåçåíòàöèÿ [1,8 M], äîáàâëåí 04.05.2016
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Óñëîâèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ïðîãðåññèðîâàíèþ ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé. Ñèíäðîìû, ñòàäèè è ñèìïòîìàòîëîãèÿ òå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ. Êëàññèôèêàöèÿ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé â ñóäåáíîé ïñèõèàòðèè.
ðåôåðàò [26,5 K], äîáàâëåí 25.01.2011
Îáùèå ïðåäñòàâëåíèÿ î ðàññòðîéñòâàõ ëè÷íîñòè, ïðè÷èíû è ìåõàíèçìû èõ âîçíèêíîâåíèÿ. Êëàññèôèêàöèè îñíîâíûõ ðàññòðîéñòâ ëè÷íîñòè, èõ ñèìïòîìàòèêà. Äèàãíîñòè÷åñêàÿ è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ ðàññòðîéñòâàìè ëè÷íîñòè. Êîððåêöèÿ ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [109,9 K], äîáàâëåí 07.03.2015
Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ êàê îñòðûõ ïàòîëîãèé, ñâÿçàííûõ ñ íàðóøåíèåì äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ÷óâñòâ è íåðâíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà. Èñïîëüçîâàíèå ýôôåêòà ÿêîðÿ. Ýôôåêò ïëàöåáî — âëèÿíèå íà çäîðîâüå íåéòðàëüíîãî ôàêòîðà, åãî çàâèñèìîñòü îò âíóøàåìîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [64,6 K], äîáàâëåí 06.07.2015
Ðàññòðîéñòâî ìûøëåíèÿ ñ âîçíèêíîâåíèåì íåðåàëüíûõ áîëåçíåííûõ ïðåäñòàâëåíèé, ðàññóæäåíèé è âûâîäîâ. Ïàðàíîéÿëüíûé, ïàðàíîèäíûé, ïàðàôðåííûé áðåäîâûå ñèíäðîìû. Ïðîÿâëåíèå êëèíè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ áðåäà â ñòðóêòóðå øèçîôðåíèè, ýïèëåïñèè, ñòàð÷åñêèõ ïñèõîçàõ.
ïðåçåíòàöèÿ [776,0 K], äîáàâëåí 18.06.2016
Èçó÷åíèå ìîðàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé óñòîé÷èâîñòè êàê âàæíîãî àñïåêòà â äåÿòåëüíîñòè ñîòðóäíèêîâ âíóòðåííèõ äåë. Àíàëèç íåãàòèâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, âîçíèêøèõ â ïðîöåññå íåñåíèÿ ñëóæáû. Îáçîð âîçäåéñòâèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ýêñòðåìàëüíûõ ñèòóàöèÿõ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [19,2 K], äîáàâëåí 28.09.2011
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïñèõîôèîëîãè÷åñêèõ àñïåêòîâ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Øèçîôðåíèÿ, ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûé ïñèõîç, èõ ìîçãîâûå ìåõàíèçìû è íàñëåäîâàíèå. Ðàññòðîéñòâà íàñòðîåíèÿ: ðàñïðîñòðàíåííîñòü è ýòèîëîãèÿ çàáîëåâàíèÿ. Òðåâîæíûå ðàññòðîéñòâà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [34,6 K], äîáàâëåí 03.06.2011
Íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â äåòñêîì âîçðàñòå è ðèñêè èõ âîçíèêíîâåíèÿ. Ñóùíîñòü âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ. Ñèíäðîìû ðàññòðîéñòâà ñîçíàíèÿ. Ïñèõîïàòèè, ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçà, îáúåäèíÿåìûå ïî äîìèíèðóþùåìó ïðèçíàêó.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [44,8 K], äîáàâëåí 27.10.2009
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà äåïðåññèâíûõ ñèíäðîìîâ è èõ ëå÷åíèå. Ïðîÿâëåíèå àãðåññèè ó ó÷èòåëåé, êàê ñëåäñòâèå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ. Èñòîêè åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Îòðàæåíèå âëèÿíèÿ äåïðåññèè íà äåòåé. Ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè ïðåïîäàâàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [30,6 K], äîáàâëåí 18.07.2009
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Из вышесказанного можно сделать вывод, что простое наблюдение обнаруженных изменений в психической деятельности или поведении и оценка их как нарушений еще не является основанием трактовать их в терминах расстройства или болезни. Внешне психологические феномены (индивидуально-личностные особенности функционирования) и психопатологические симптомы имеют значительное сходство. Как, например, разграничить подозрения в измене, которые являются следствием чувства ревности в качестве психологической реакции на ситуации общения и взаимодействия супругов, и бред ревности, который также проявляется в подобных подозрениях? Или как разграничить а) поведение человека, борющегося за справедливость, соблюдение прав людей и законов; б) сутяжничество, которое заключается в стремлении получать удовольствие от процесса споров, тяжбы, конфликтов ради самого принципа, а не ради результата и в) бред отношения, который заключается в том, что окружающие негативно относятся к человеку и все время хотят нанести ему вред, что проявляется в естественном стремлении защититься от враждебного окружения через обращение в суд? Без анализа социальной среды, особенностей личностного развития и личностных факторов (переживания, мотивация и т. п.) поведения разграничить психологические и психопатологические феномены практически невозможно.
Наиболее удачное решение этой проблемы было предложено К. Ясперсом в начале XX в. /51/. Опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля, он предложил использовать феноменологический подход в клинической практике. Любое психическое состояние К. Ясперс рассматривал как феномен, т. е. как целостное переживание текущего момента, в котором можно выделить два неразрывно связанных между собой аспекта: сознание окружающего мира (предметное сознание) и сознание себя (самосознание). Поэтому у врача и психолога есть два пути оценки психического состояния пациента, оба из которых являются исключительно субъективными:
а) представление себя на месте другого (вчувствование, достигаемое через перечисление ряда внешних признаков психического состояния);
б) рассмотрение условий, в которых эти признаки оказываются связанными между собой в определенной последовательности.
Для разграничения психологических феноменов и психопатологических процессов важно обнаружить логику, по которой пациентом строятся причинно-следственные связи в предметном сознании (как он видит реальность) и между предметным сознанием и самосознанием (что считает необходимым делать в так понимаемой реальности). Из этого указания К. Ясперса Куртом Шнайдером был выведен первый принцип разграничения /29/:
Психопатологическим симптомом признается лишь то, что может быть доказано таковым.
Доказательство строится на основе общепринятых законов логики (закон тождества, закон достаточного основания, закон исключенного третьего) с применением критерия достоверности (убедительности) и вероятности (с применением рассуждения по аналогии). При таком подходе существенным в доказательстве будет не нелепость утверждения, а распределение спектра вероятности правильного умозаключения пациента на основании имеющихся фактов и социокультурных условий. Согласно принципу К. Шнайдера, всегда необходимо сравнивать две логики: внешнюю логику поведения пациента и логику объяснения этого поведения самим пациентом. Тогда перед психологом ставится одна задача: доказать, на основании каких признаков он признает субъективную логику пациента идущей вразрез с внешней логикой объяснения поведения.
Одной из наиболее широко применяемых для разрешения этой задачи является модель дедуктивно-логических объяснений событий.Нормальное объяснение событий должно удовлетворять так называемым условиям адекватности:
— аргументы (основания, на которые опирается психолог или пациент), объясняющие состояние и поведение пациента, должны быть логически корректны (т. е. не должны нарушать формальных законов логики);
— события, описываемые пациентом, должны иметь эмпирическое содержание (или быть вероятными событиями при определенных допустимых обстоятельствах; степень вероятности в клинической психологии часто определяется по принципу аналогии — событие тем вероятнее, чем больше сходства видит психолог в том, о чем рассказывает пациент, с тем, что бывает с большинством других людей, а также с тем, что ему уже известно о рассказываемых вещах);
— утверждения пациента должны быть убедительно доказаны.
Как видно из характеристики условий адекватности, в клинической практике трудно найти людей, утверждения которых могли бы удовлетворять последнему требованию — убедительности. Кроме того, серьезным ограничением является указание на то, что оценка адекватности привязана к наличному знанию о каких-то вещах, поскольку знание часто является неполным ипостоянно изменяемым, конструируемым (т. е. ситуативно-условным, а не абсолютным).
В качестве дополнительных разграничивающих признаковК. Ясперс предлагает выделять следующие:
— наличие явно привлекающих внимание характеристик поведения и личности пациента (вычурность, демонстративность, эксцентричность);
— внезапность их появления в относительно короткий период (при этом подобные характеристики ранее в личности и поведении человека не присутствовали);
— появление дополнительных позитивных или негативных продуктов психической деятельности, а также соматических явлений, которые сопровождаются различными необычными толкованиями;
— снижение уровня критичности (частичная, отсроченная, вплоть до отсутствия).
Источник