Психологическая поддержка семей ребенка с синдромом дауна

Наталья Корнилова
Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от своего ребенка, не каждый отец сможет смириться с тем, что его дочь никогда не выздоровеет, а сын не даст потомства.

Синдром Дауна – это, вопреки обыденному мнению, не болезнь, но такое генетическое состояние, (обусловленное наличием лишней хромосомы, которое способствует развитию определенных заболеваний.

Любить ребенка с синдромом Дауна непросто. По мере его взросления все больше становятся заметными как внешние черты, так и отставание в психо-моторном и психическом развитии. Дети из забавных и дружелюбных малышей превращаются в толстоватых упрямцев, закатывающих истерики «на пустом месте».В социуме же принято оценивать родительскую успешность и состоятельность по двум критериям: внешние данные ребенка и уровень его достижений. Ни по одному из параметров ребенок с синдромом Дауна, увы, не является поводом для родительской гордости. Не получая одобрения от социума и удовлетворения от успешности ребенка, родители детей с синдромом Дауна не имеют позитивного подкрепления своего родительства. Такое внутреннее недовольство зачастую может привести как к обвинениям ребенка в том, что он нездоров и неполноценен, так и даже к отказу от уже повзрослевшего дауненка и помещение его в специализированный дом-интернат. Все вышеперечисленные факты приводят нас к выводу о необходимости социально-психологической и социально-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна.

В Центре реабилитации «Надежда» работа с семьями воспитанниковосуществляется в двух основных направлениях: специализированная психологическая поддержка и участие семьи в структурированной программе ранней помощи.

Специализированная психологическая поддержка включает консультирование профессиональным психологом, психотерапевтические тренинги, адаптационные занятия и группы поддержки, т. е. все то, что приводит к формированию первичных детско-родительских отношений и их коррекции.

Участие семьи в структурированной программе ранней помощи – это обеспечение семьи долговременной и многосторонней поддержкой.Эта система предполагает оказание следующих видов помощи:

Ресурсное обеспечение семьи:

• информационная поддержка (сведения о правовой, экономической поддержке семьи, привлечение первичных специалистов, центры, где могут получить специализированную помощь и др.);

• помощь в изыскании дополнительных источников помощи (центры, больницы, фонды, храмы, благотворители);

• предоставление возможности оставить ребенка под надежным присмотром.

Социально-психологическая поддержка семьи:

• вовлечение семей в группы взаимной поддержки, выявление активных родителей;

• психологическое семейное консультирование;

• помощь в налаживании семейных и местных дружеских связей.

Оказание специализированной помощи:

• наличие программы ранней помощи («Помоги мне это сделать самому»);

• обучение родителей приемам и технологиям взаимодействия с детьми для продолжения коррекционно-розвивающей работы в домашних условиях;

• обеспечение медицинской помощью, медико-социальная реабилитация детей;

• прогнозирование дальнейшей работы с детьми, образование детей.

Длительный и успешный опыт работы Центра «Надежда» показывает, что сочетание специализированной психологической помощи и социально-педагогической и социально-психологической поддержки семьи реально приводит к позитивным результатам.

Всем нам знакомы исследования, доказывающие влияние на развитие ребенка процессов взросления, обучения и социализации. Бесспорной аксиомой для специалистов является признанная важность воздействия данных факторов на развитие любого ребенка. Какие же факторы принимают во внимание специалисты нашего Центра при организации работы с семьями, воспитывающими особенных детей? Прежде всего – это внутрисемейные отношения, оказывающие непосредственное и глобальное влияние на развитие ребенка. Кроме того, — это опосредованное влияние социума на внутрисемейные отношения (ложный стыд родителей, непринятие собственного малыша, иногда даже попытки скрыть существование такого ребенка). И последний фактор – это непосредственное влияние социума (отсутствие профессиональной медицинской, социальной и психологической поддержки, отсутствие специализированных образовательных учреждений или невозможность попасть в общеобразовательное учреждение,непримиримое отношение некоторых взрослых: родителей, педагогов и др.).

Для того, чтобы яснее представить себе процесс взаимного влияния ребенка и среды, рассмотрим модель экологических систем Ури Бронфенбреннера. Согласно этой модели, экологическая среда ребенка состоит из 4х уровней, между которыми есть гибкие прямые и обратные связи.

Первый уровень – микросистема – это ближайшее окружение ребенка, его семья, а позже детский сад и школа. Специалисты нашего Центра взаимодействуют с ребенком именно на этом уровне.

Второй уровень – мезосистема – это связи между различными микрогруппами, в которые ребенок непосредственно включен. Например, связь между семьей и Центром реабилитации, между семьей и детским садом.

Третий уровень – экзосистема – включает опосредованное влияние различных микрогрупп на ребенка. Например, связь медико-социальной и психолого-педагогической служб в процессе коррекционной работы, связь детской поликлиники и Центром, и др.

Четвертый уровень – макросистема – включает в себя общечеловеческие ценности, законы, традиции, культурологические особенности общества. В нашей ситуации – это отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, возможность участия таких людей в жизни общества.

Уникальность нашего учреждения позволяет нам строить свою работу на всех уровнях, в том числе и на четвертом, привлекая внимание общественности, средств массовой информации к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения эффективности коррекционно-развивающей работы, установления помогающих межличностных отношений между специалистами Центра и семьями воспитанников, установления уровня родительской компетентности и готовности к активному взаимодействию, мы проводим диагностические исследования семей воспитанников.

Первой социальной средой ребенка является его семья. Вступая во взаимоотношения с людьми и предметным миром, ребенок постепенно начинает ориентироваться в его свойствах и качествах и осознавать себя его органической частью и в то же время отдельным существом, наделенным собственной неповторимостью.

В ряде литературных источников семью часто сравнивают с живым организмом, что с одной стороны говорит о ее целостности, а с другой о ее динамичности. Анализируя конкретную семейную ситуацию, состав семьи и внутрисемейные отношения, специалисты Центра могут более успешно оказывать помощь конкретной семье и конкретному ребенку.

В семейной психологии для описания семьи используются такие понятия, как вертикальные и горизонтальные связи. Например, если мы рассмотрим семью, состоящую из отца, матери и ребенка, то связи между отцом и матерью называют горизонтальными или внутрипоколенными, а связи между каждым родителем и ребенком вертикальными или межпоколенными. Такая семья называется двухъярусной, если есть бабушки и дедушки – семья становится трехъярусной. Самой благоприятной для ребенка является семья, в которой существуют и горизонтальные и вертикальные связи, но нет межпоколенных или других внутрисемейных коалиций. Коалицией в контексте внутрисемейных отношений следует называть сверхсильные связи между несколькими членами семьи, приводящими к ослаблению отношений с остальными членами семьи, т. е. «дружащие против кого-то». В нашей стране семьи традиционно трехъярусные, а коалиции возникают между тещей и матерью против отца ребенка, а в семье, которая подвергается испытанию ребенком с синдромом Дауна часто ослабленный чувством вины и родительской неудовлетворенностью отец просто «выдавливается» из семьи.

Также традиционной во всех семьях является коалиция «мать – дитя», но, как правило она нестойкая и распадается (при благоприятном исходе) в течении первых 3 – 6 месяцев появления ребенка в семье. В ситуации с ребенком-инвалидом в семье такая коалиция может существовать вечно и быть враждебно ко всем остальным членам семьи, даже к старшим детям. В такой ситуации в работу психолога с семьей вовлекаются все члены семьи, как консультативно, так и на специальных семейных тренингах и занятиях.

Но даже в семьях, где все члены активно вовлечены в уход и занятия с малышом, основная забота и ответственность за его развитие все равно лежит на матери. Это очень непростая ноша, тем более, что ребенок уже родился с особенностями, которые подчас невозможно исправить. Мать становится очень чувствительной к тому, как другие члены семьи относятся к ее усилиям. Особенно важным для нее становится мнение «лидера» семьи. Это может быть и отец ребенка, и член семьи, живущий отдельно, и даже близкая подруга матери. Такой лидер также включается в работу специалистов Центра, часто опосредовано, ведь его поддержка и оценка действий матери – лучший стимул, влияющий на развитие ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости семейной диагностики, выявления скрытых и явных лидеров, коалиций и картины внутрисемейных отношений. Во-первых, планируя работу, специалист должен организовать ее так, чтобы в нее были активно включены отец ребенка и другие члены семьи. Причем специалист простраивает свою работу таким образом, чтобы не увеличивать время, которое каждый член семьи отводит ребенку, чтобы не усугублять возможные конфликты. Здесь важен качественный аспект участия всех близких в воспитании ребенка. Педагог должен приглашать семью для участия в различных мероприятиях, а во время встреч обязательно интересуется, как папа или другие члены семьи отнеслись к тому или иному достижению ребенка. Иными словами, речь идет не о глобальных переменах, а о деталях, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными (совместное участие в празднике, воскресный обед, прогулки и др., но, тем не менее, положительно влияют на семейную атмосферу.

Другая причина, по которой нужно помнить о связях и коалициях в семье, заключается в том, что специалиста могут втянуть во «внутрисемейные войны» на стороне матери, с которой он в наибольшей связи. Педагог должен соблюдать границы, устанавливать горизонтальные связи с родителями, оказывать поддержку, не включаясь в семейную систему. Это позволяет уберечь специалиста и семью от многих ненужных проблем и разочарований.

Понимая необходимость работы с семьей, остановимся подробнее на установлении специалистом межличностных помогающих отношений с семьей.

В основе таких отношений должно лежать эмпатическое понимание специалистом чувств и переживаний родителей. В процессе взаимодействия со специалистом родители ребенка с синдромом Дауна должны ощущать, что он видит и понимает их проблемы, хочет и умеет им помочь.

Родители малыша должны чувствовать себя безопасно и не боятся оценочных суждений специалиста. В основе такого общения лежит принятие и необусловленное доброжелательное отношение специалиста к малышу и его родителям.

Специалист, работающий с семьей должен терпимо относиться к любым реакциям родителей ребенка, в том числе и негативным. Не при каких обстоятельствах он не должен проявлять ответной агрессии. В некоторых случаях, связанных с крайне неблагополучной обстановкой в семье, родителей переводят в другому специалисту. Родитель также может отказаться от психолого-педагогической помощи по собственной инициативе.

Специалист должен видеть динамику психологического состояния родителей и соответственно менять тактику своего поведения, увеличивать или снижать степень поддержки.

Специалисту необходимо поощрять самостоятельность родителей. Авторитарное, покровительственное отношение к родителям недопустимо. Помощь, оказываемая специалистом в изыскании родителями собственных ресурсов, не должна подменяться прямыми советами и указаниями, что делать и как себя вести. Иногда бывает полезным обсуждение с родителями вариантов решения разных проблем.

Работая с семьей, специалист должен уметь избегать создания в ней закрытых систем (коалиций, а при наличии таковых работать над их ослаблением. Недопустимо развитие отношений доверия с одним из родителей за счет другого.

В заключении хочется отметить, что педагог, знакомый с техникой установления межличностных помогающих отношений, при работе с семьей не подменяет педагогические задачи психологическими, но его помощь становится эффективнее.

Источник

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

,

методист отдела специального образования Академии последипломного образования

Особую важность для позитивно-) го изменения родительского со­знания и мотивации в отноше­нии детей с синдромом Дауна приобре­тает информационная поддержка. Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают просто титанические уси­лия, чтобы создать благоприятные ус­ловия для развития своего ребенка. Од­нако часто им не хватает знаний и уме­ния, иногда мешают ложные представ­ления. Отсутствие объективной инфор­мации о результативности современ­ных методов психолого-педагогической реабилитации и коррекции усугубляет моральное состояние родителей, кото­рые, как правило, испытывают психо­логический шок. Эмоциональные пере­живания родителей проявляются в ос­тром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материн­ства и отцовства. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевти­ческой помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рацио­нально помогать ребенку.

Доктор медицинских наук ­ев в книге «Умственная отсталость у детей и подростков» [1] дает подробный психологический портрет родителей де­тей с синдромом Дауна. Ученый отме­чает, что родители отличаются повы­шенной тревожностью и депрессивнос-тью. Чувства к ребенку — амбивалент­ные (любовь и неприязнь), имеет место скрываемое разочарование, присутству­ет постоянная боязнь за его будущее. Воспитание ребенка сверхопекающее или противоречивое — то сверхзащищающее, то отвергающее. Отношение к ребенку из-за его большой беспомощно­сти — опекунское, покровительствен­ное. Уровень требовательности к ребен­ку часто занижен, что связано с незна­нием его потенциальных возможнос­тей, а это не позволяет развить у него необходимые для адаптации качества. Беспомощность, переживание неспра­ведливости, которые возникают под влиянием многих морально-психологи­ческих факторов, личностных качеств и особенностей отношений в семье, на­кладывают отпечаток на все сферы жизни и деятельности семьи и неизбеж­но ведут к деформации отдельных сто­рон личностного развития. Для таких семей характерны переживания обре­менительности обязанностей. Они вы­нуждены смягчать авторитарность вос­питания, что обусловлено ограничен­ными способностями ребенка и его не­достаточным общением. Обременитель­ность родительских обязанностей, ощу­щение бесплодности своих усилий при­водят к ошибкам, эпизодичности и не­последовательности в воспитании.

Необходимость информационной и социально-педагогической поддержки этих семей очевидна. Развитие ребенка с синдромом Дауна в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Целенап­равленная работа педагогов, психоло­гов, медиков с родителями данной ка­тегории должна включать те направле­ния, которые помогут интеграции ре­бенка в общество:

« сообщение оптимальной информа­ции по физиологии, психологии и педа­гогике этих детей и перспективах разви­тия (прогноз, профилактика, тактика лечения сопутствующих заболеваний);

* выявление наиболее трудных в пси­хологическом плане моментов в жизни семей;

* оказание консультативной и прак­тической помощи по вопросам реабили­тации, коррекции развития, воспита­ния детей в семье.

Формы работы могут быть различ­ными:

« психологическая, а иногда и пси­хотерапевтическая работа с членами семьи ребенка, особенно с матерями де­тей в условиях родовспомогательных учреждений, поликлиник, пунктов кор-рекционно-педагогической помощи;

• поддержка родителей, воспитыва­ющих детей, на базе центров коррекци-онно-развивающего обучения и реаби­литации с использованием междисцип­линарного подхода;

® проведение комплексных структу­рированных занятий с участием роди­телей-ассистентов (в дальнейшем они могут успешно проходить в домашней обстановке);

• организация работы клубов нефор­мального общения семей, имеющих де­тей с синдромом Дауна (хорошая дина­мика физического и психического раз­вития одних детей существенно повыша­ет мотивацию всех родителей в выпол­нении рекомендаций специалистов, осо­бенно при неформальном общении);

• проведение общих собраний, встреч семей для выработки предложений по со­циализации детей данной категории;

• совместный выпуск информацион­ных бюллетеней, брошюр, рекоменда­ций, где родители делятся успехами, возникающими проблемами воспита­ния детей и путями их разрешения;

• создание и использование Интер­нет-сайтов по данной проблеме, позво­ляющих не только узнавать новейшие достижения в области медицины, пси­хологии и педагогики, но и обменивать­ся мнениями, обозначать возникающие проблемы и получать ответы.

Необходимо создать условия, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы семья не уходила «в себя», не стеснялась своего больно­го ребенка. Для более успешного разви­тия ребенка важен не только благопри­ятный психологический климат в се­мье, но и сохранение активных контак­тов семьи с друзьями, коллегами, с ок­ружающим миром. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют социальной адаптации своего ребенка, совместно активно ре­шают насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Академик в книге «»Необучаемый» ребенок в семье и обществе» [4] перечислила ключевые чер­ты, которыми должны обладать родите­ли, чтобы их любовь стала силой, фор­мирующей характер ребенка, его психи­ческое состояние. Она считает, что:

« родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

• строить свои отношения к ребен­ку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и воз­можности;

« четко знать, что ребенок не мо­жет вырасти без атмосферы похвалы;

• развивать самостоятельность сво­его ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепен­но свою помощь до минимума.

Вопрос, волнующий всех родителей — это интеллектуальное развитие ребен­ка с синдромом Дауна и прогноз его бу­дущего. Раньше диагноз «синдром Дау­на» считался практически приговором для ребенка. Общепринятой была точ­ка зрения, что у таких детей возможна только тяжелая степень умственной от­сталости, что они не способны к обуче­нию. И только как редкое исключение признавалась возможность освоения такими людьми элементарных навыков простой работы. В любом случае они не рассматривались как личности.

Предсказать, каким образом будет развиваться ребенок с синдромом Дау­на, невозможно, как невозможно пред­сказать развитие здорового ребенка. Каждый ребенок обладает уникальной индивидуальностью, способностями и талантами. Да, такие дети отстают в развитии, но темпы этого развития, его уровень во многом зависят от создан­ных условий. Дети с синдромом Дауна имеют определенный «профиль обучае­мости» с характерными сильными и слабыми сторонами, которые следует учитывать наряду с индивидуальными способностями, увлечениями и особен­ностями каждого ребенка. Мнение о том, что люди с синдромом Дауна раз­виваются одинаково и только до определенного уровня, ошибочно. Достиже­ния, которые демонстрируют эти люди, тому подтверждение. В странах, где ра­бота по ранней коррекции, интеграции и социализации данной категории детей ведется давно, налицо неоспоримые до­казательства того, что это самый гу­манный и правильный путь. Люди с этим диагнозом живут самостоятель­ной полноценной жизнью, выполняют посильную работу, принимают участие в различных видах общественной дея­тельности. Участие в съемках фильмов, игра в театре, победы на Специальных олимпийских играх и конкурсах баль­ных танцев — вот наиболее яркие при­меры того, что могут дети любящих, внимательных и заинтересованных ро­дителей.

Например, на VI Международном симпозиуме «Особенности синдрома Да­уна» (февраль 2005 г., о. Майорка), где было принято решение об объявлении 21 марта Международным днем челове­ка с синдромом Дауна, волонтерами выступали молодые люди с синдромом Дауна. Они заботились о своевременной передаче записок докладчикам, оформ­лении стола президиума, утреннем при­ветствии участников симпозиума перед открытием пленарных заседаний.

Заявленные проблемы рассматрива­лись на Международной конференции в Варшаве в марте 2005 г. Речь шла о взаимодействии врачей с родителями новорожденных с данным синдромом. Итоги конференции подтвердили необ­ходимость целенаправленной поддерж­ки родителей на основании положения, что если родителям таких детей будет хорошо и комфортно в обществе, то и их детям будет лучше. По результатам проведенной конференции были изданы журнал для родителей, информацион­ные бюллетени для специалистов.

Важнейшая проблема — готовность общества к принятию детей с синдро­мом Дауна. По словам одной из мате­рей-, «половина глобальной интеграци­онной задачи — работа со здоровыми людьми. Если люди с обычными по­требностями будут постоянно иметь до­статочную, но не массированную ин­формацию о тех, кому необходима наша помощь, поддержка и понимание, и о том, как можно повседневно оказы­вать эту помощь, есть шанс добиться от общества естественного восприятия людей (в том числе детей) с инвалидно­стью». Это предполагает пропаганду среди специалистов и населения знаний о жизни людей с синдромом Дауна. Не­обходима подготовка и проведение се­минаров для медицинского персонала родовспомогательных учреждений о ре­зультативности современных методов развития, обучения и социальной адап­тации детей с синдромом Дауна (с ис-

пользованием видео — и мультимедий­ных материалов). Требуется разработ­ка и включение раздела по данной про­блеме в программу подготовки специа­листов на дефектологических факульте­тах вузов и в институтах повышения квалификации, разработка курса повы­шения квалификации с учетом новых аспектов заявленной проблемы. Следу­ет усилить роль средств массовой ин­формации и печатных изданий в осве­щении вопросов интеграции и социали­зации детей данной категории. Назрела необходимость в расширении сети дош­кольных образовательных учреждений и школ для интегрированного обучения детей с синдромом Дауна.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

В общении с ребенком

Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.

■ Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может прояв­лять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

■ Помните, что основные потребно­сти вашего ребенка ничем не отличают­ся от потребностей любого другого ре­бенка.

■ Постарайтесь, чтобы нужды ваше­го ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша се­мья должна быть гармоничной.

■ Помните, что ребенок с синдро­мом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

■ Ребенок с синдромом Дауна нуж­дается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми

Никогда не принимайте ни от дру­зей, ни от специалистов утверждений,

которые звучат «Они все такие, как…». Настаивайте на том, что навыки и осо­бенности вашего ребенка должны оце­ниваться индивидуально.

■ Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгля­ды посторонних.

■ Старайтесь не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохо­жих.

■ Заводите новых друзей, если нуж­но, чтобы и вы, и ваш ребенок чувство­вали себя более комфортно.

■ Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие на­выки в выражении сопереживания и участия в других людях.

■ Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с таки­ми же семьями.

В общении со специалистами

Спросите человека, который дает вам советы в связи с синдромом Дау­на, где он получил информацию и ка­кой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна имеет сам.

■ Настаивайте на том, чтобы специ­алист, дающий информацию о синдро­ме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

■ Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в при­ватной беседе, в удобном для разговора месте.

■ Постарайтесь понять, что в точно­сти никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:

— задавайте любые вопросы относи­тельно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными;

— попросите познакомить вас с ро­дителями других детей с синдромом

Дауна, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье ро­дился ребенок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

— обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие слож­ности, и попытайтесь совместно найти решение.

■ Помните, что родители всегда яв­ляются экспертами в вопросах, касаю­щихся их собственного ребенка.

Кроме того, вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя, разочарования, шоком, который испытали в связи с поставленным ва­шему ребенку диагнозом. Не стесняй­тесь своих чувств, какими бы они ни были, и найдите человека, с которым бы можно было ими поделиться.

1. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб.: Речь, 2003.

2. Номовир, И. Г. Организация системного подхода в абилитации детей с синдромом Дауна в условиях обычной образовательной среды// Дэфекталог1я. — 2005. — № 6. — С. 8-12.

3. Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям. — М.: Педагогика, 1988.

4. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Речь, 2005.

Источник