Психологическая характеристика ребенка с синдромом дауна

Психологическая характеристика ребенка с синдромом дауна thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

2 слайд

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

Описание слайда:

Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме

3 слайд

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движ

Описание слайда:

Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) — Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации — Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений — Повышенная гибкость суставов — Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук

4 слайд

Особенности навыков - Трудности самостоятельного выполнения действий по самоо

Описание слайда:

Особенности навыков — Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; — Трудности в установлении последовательности действий

5 слайд

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: - поверхностное

Описание слайда:

Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: — поверхностное восприятие предметов; — не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; — трудности восприятия пространства и времени; — реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания — Неустойчивость активного внимания — Повышенная утомляемость — Короткий период концентрации внимания — Дети легко отвлекаются, истощаются

6 слайд

Особенности мышления - Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышлени

Описание слайда:

Особенности мышления — Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. — Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. — Абстрактные понятия недоступны для понимания — Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух

7 слайд

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается ли

Описание слайда:

Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства — Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.

8 слайд

Особенности эмоционально-личностной сферы - Эмоции элементарны и большей част

Описание слайда:

Особенности эмоционально-личностной сферы — Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. — Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)

9 слайд

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в больш

Описание слайда:

Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.

10 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Психологическая характеристика ребенка с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-872546

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __

Ф. И. О. ребенка: ___

Дата рождения: ___ г.

Возраст: ___

Домашний адрес: ___

Мать ___, ___ г. р.

Отец: ___, ___г. р.

Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.

Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.

Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.

Особенности внешнего вида.

Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.

Физическое состояние и соматическое здоровье.

Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна

Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.

Уровень актуального развития ребенка.

Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.

Познавательная деятельность.

Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.

Продуктивная деятельность.

Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.

Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.

Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.

С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.

Заведующий: (___) ___

Воспитатель (___) ___

Педагог-психолог:: (___) ___

Источник

Выполнила: учитель-дефектолог Редькина Валентина Григорьевна

ГУ «Лесная средняя школа»

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении».

План.

I вступление. Методическая проблема, над которой я работаю

II. Работа с мальчиком с «синдромом Дауна»

1) Главное, чтобы ребенок почувствовал доброе отношение к нему, любовь и заботу.

2) Зрительное восприятие и способности к визуальному обучению.

3) Развитие двигательных навыков

4) Частая смена приемов и методов с целью формирования концентрации. Фрагмент урока.

5) Общение с компьютером

6) Многократное повторение – основное для перехода кратковременной памяти в долговременную.

7) Развитие познавательной активности через игровые упражнения.

III. Синдром Дауна не приговор.

«Психологические особенности детей с «синдромом Дауна». Трудности в обучении» — это одна из методических проблем, над которой мне пришлось поработать, так как я обучаю на дому такого мальчика.

Конечно же, пришлось изучить много специальной литературы. И вот, по истечении определенного времени, уже можно поделиться своим опытом, рассказать о том, что мною наработано.

В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. К сожалению, моему подопечному уже 11 лет.

Занятия с ним требуют большого труда и терпения. Но, какова радость и мне, и родителям, когда мы видим хотя бы самые маленькие его победы! В различных странах мира применяется программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском университете Маккуэри. Эта программа рекомендована к широкому использованию. В ней описывается индивидуальная работа с детьми, рассказывается, как обучить такого ребенка навыкам развития речи, развить его двигательную активность.

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение всех психических функций. Наблюдается неравномерность развития, т.е. навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у таких детей наблюдаются не одновременно, а значительно разнесены во времени.

Развитие внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит отвозраста.

У моего подопечного неустойчивое активное внимание, повышенная утомляемость, короткий период концентрации внимания.

Развитие памяти. Память характеризуется уменьшенным объемом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Развитие мышления формируется в тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности характерные для таких детей, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

— Отставание и своеобразие мелкой моторики и зритель – двигательной координации отрицательно сказывается на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.

— Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений.

— Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

— Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений.

Для себя я уяснила главное: ребенок должен почувствовать доброе отношение к нему, любовь и заботу.

И я стараюсь относиться к нему по-особому, по-доброму. Кроме того, стараюсь, что бы ему было со мной интересно, комфортно. А для этого на каждом уроке – подвижные игры, строительно–конструктивные игры, конструирование по образцу, индивидуальная коррекционная работа.

Сильные качества Антона – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Поэтому на каждом занятии – картинки, буквы, написанные слова, другие наглядные пособия.

Развиваем двигательные навыки рисованием, лепкой пластилином, конструированием, сортировкой мелких предметов, нанизыванием бус, занятиями с паззлами, мозаикой. Тренировки ежедневны. Обязательное доброе слово и похвала за успехи.

Виды деятельности меняю часто, потому что у таких детей короткий, по сравнению со здоровыми детьми, период концентрации.

Так, на уроке по теме: «Повторение букв а, о, у, и » на первом этапе провожу гимнастику для язычка

1. движение имитирующее облизывание ложки (можно и саму ложку со смаком облизывать)

2. дразниться (язык показывать)

3. «часики» (высунуть язык как можно больше и двигать им влево и право)

4. языком имитировать скачущую лошадь (цокать)

5. «слизываем с губ варенье» (высовываем язык, облизываем по кругу верхнюю и нижнюю губку)

6. говорить ПЯ — высовывать язык между Губами как можно больше и говорить ПЯ-ПЯ-ПЯ (проговаривать)

7. говорить ЛЯ — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (проговаривать)

8. говорить ТА — высовывать язык между Зубами как можно больше и говорить ТА-ТА-ТА (проговаривать)

9. Дотянись до носа язычком (Максимально высунуть язык, так что бы попробовать дотянуться до носика)

Далее мы проводим пальчиковую гимнастику. Антон должен должен изобразить движение рыбок, карканье вороны и т.д

С применением картинок провожу игру по артикуляции.

На картинках звуковые символы.

Каждый символ — это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Например, вот так выглядят звуковые символы [а], [о], [у], [и].

Вот так выглядят звуковые символы:

А – рот широко раскрыт; О – губы вперед, У – губы трубочкой; И- губы растянуты в обе стороны.

Следующий прием по выработке умения письма: пишу простым карандашом слово или предложение, а Антон должен все это обвести ручкой.

После физминутки провожу упражнения по развитию слухового внимания:

отгадай, что звучит
Показываю Антону , какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы Антон не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Большую помощь оказывает нам на уроках общение с компьютером. Антон составляет слова из предлагаемых слогов, имитирует крики коровы, вороны, курицы.

У Антона рассеянное внимание. А ведь внимание – важная предпосылка всех видов сознательной деятельности, в первую очередь, познавательной. Хорошо понимая это, не допускаю утомляемости ребенка, переключаю его внимание на другой вид деятельности.

А для развития внимания и слухового восприятия знакомлю с игрой на различных музыкальных инструментах, говорю, что различные музыкальные инструменты издают разные звуки.

Учу Антона реагировать на слуховые раздражители

Так как память таких детей характеризуется уменьшенным объемом, метод многократного повторения является, ведущими на наших занятиях. Это помогает переходу из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Кроме этого нужно развивать память в следующих направлениях:

— развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

— расширение воспоминания на основе формирования у ребенка представлений о предметах;

— совершенствование процессов запоминания и воспроизведения материала.

Мы, учителя, работающие с такими детьми, должны осознавать, что понятийный уровень мышления у таких деток слаб: в основном ребенок знает то, чему его специально учат.

Потому их познавательная активность развивается в играх и упражнениях, формирующих орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций.

Поведение детей с данным синдромом характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт.

Значит в плане социально-эмоционального становления очень важно общение этих деток с другими детьми.

Большие трудности в моей работе с Антоном – это коррекционная работа по развитию речи. Мальчик очень плохо разговаривает. Логопедов, дефектологов у нас нет.

Потому по-особому разрешаю эту проблему на каждом занятии.

Это:

— живое общение с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);

— на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);

— на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи);

— в индивидуальной, коррекционной работе.

И, конечно же, формирование у детей представления о своем «Я», о своей семье, о взаимоотношениях в семье очень важно в целом для его социально-эмоционального становления. Ведь он подражает родителям, окружающим взрослым и детям своими действиями.

А в развитии речи – это

— развитие пассивного словаря (накопление слов).

— понимание связной речи (изолированные действия, цепочка действий, работа над простой адаптивной сказкой).

Общие воспитательные цели в работе со своим подопечным я определила следующим образом:

  1. Антон должен демонстрировать готовность к совместным действиям с детьми, принимать помощь взрослых;

  2. Положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда, не создавая дискомфорта;

  3. Адекватно вести себя в привычных ситуациях.

Образовательные цели следующие:

  1. запомнить все буквы и звуки, научиться составлять слоги и слова;

  2. обогатить словарный запас Антона

И главное — Антон должен хотеть учиться

Очень нелегок этот труд. Он особый. Необходимо терпение. Трудно достигнуть 100% желаемого результата. Но «синдром Дауна» — это не приговор. И развитие детей с этим синдромом, как и здоровых, зависит от самых различных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и, конечно же, качество обучения.

Учитель может помочь успешному развитию таких детей, подготовке их к самостоятельной жизни.

Список литературы.

  1. Алехина А.В. « Особенности психического развития детей с синдромом Дауна»

  2. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромомДауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

4 . Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.

Источник

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА 1 2 Буслаева Е.Н. , Садырина Е.А.

1Буслаева Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент;

2Садырина Екатерина Анатольевна — магистрант, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Калужский государственный университет, г. Калуга

Аннотация: синдром Дауна является одной из самых частых хромосомных аберраций. Он характеризуется задержкой психомоторного и речевого развития, в сочетании с высокой частотой врожденных пороков, в том числе сердца, желудочно-кишечного тракта, а также повышенным риском возникновения ассоциированных с синдромом заболеваний, таких как гипотиреоз, целиакия и других. Ключевые слова: дети с синдромом Дауна дошкольного возраста, особенности развития.

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, вызванная наличием лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Прежде чем окончательно установить диагноз, необходимо исследовать хромосомный набор клеток ребенка -анализ крови на кариотип. По статистике, один ребенок из 700 — 800 новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом [3].

Существуют различные виды трисомии по хромосоме 21.

1.Стандартная трисомия-21. Встречается наиболее часто: около 94% детей с синдромом Дауна имеют именно такую особенность. 21 -я хромосома в этом случае находилась в клетке спермы или в яйцеклетке. Оплодотворенная яйцеклетка содержала 47 хромосом, и все остальные тоже.

2.Транслокационная трисомия-21. Около 4% новорожденных с синдромом Дауна имеют эту форму отклонения. В этом случае фрагмент одной из трех 21-х хромосом прикреплен (транслоцирован) к другой, как правило, к 13-й, 14-й, 21-й или 22-й. При этой форме трисомии родителям перед рождением следующего ребенка необходимо пройти генетическое обследование [3].

3.Мозаичная трисомия-21. Такое явление встречается достаточно редко, только в 2% случаев. Дети с этим вариантом хромосомного набора наряду с измененными клетками имеют какое-то количество обычных, поскольку третья 21 -я хромосома не передается ребенку от родителей, а измененные клетки образуются уже в процессе деления клеток плода. В результате три 21-х хромосомы присутствуют только в тех тканях, которые развились из этой клетки. Поскольку в этом случае не все клетки организма несут в себе необычный набор хромосом, то признаки, характерные для синдрома Дауна, у таких детей могут быть менее выраженными [3].

Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна [3]:

• широко посаженные, немного раскосые глаза обычно имеют дополнительную складочку у переносицы. Эта особенность не имеет отношения к нарушению зрения;

• уши расположены на голове часто ниже обычного;

• сниженный мышечный тонус и излишне подвижные суставы;

• руки и пальцы могут быть короче, чем у других детей. Ступни обычные, но с увеличенным промежутком между первым и вторым пальцами;

• ротовая полость меньше, а язык — больше, чем обычно. Нёбо уже, чем у обычных детей, — высокое и сводчатое;

• кожа у ребенка может быть мраморная, бледная и чувствительная к раздражению.

Все эти черты не обязательно бывают выражены у ребенка с синдромом Дауна. Есть дети почти без проявлений внешних особенностей, и встречаются люди с обычным набором хромосом, но с внешними признаками, характерными для синдрома Дауна. В то же время, поскольку 23 хромосомы ребенок наследует от одного из родителей, а 24 — от другого, его индивидуальные особенности, как правило, выражены достаточно ярко, и дети с синдромом Дауна часто очень похожи на своих родителей [4].

Отставание в развитии и умственные нарушения при синдроме Дауна являются результатом изменения хромосомного набора, которое влияет на мозг и центральную нервную систему.

Исследования строения и функционирования ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна получили на Западе широкое распространение. По большей части они ориентированы на поиск методов медикаментозного лечения, коррекции отдельных нарушений и особенностей, присущих синдрому и генной терапии. Изучение строения и работы детского мозга преследует также дополнительные цели: определение нейрофизиологической и нейробиологической основы специфики онтогенеза людей с синдромом Дауна. Комплексный взгляд на проблему обеспечивается благодаря проведению исследований на всех уровнях: генном, молекулярном, клеточном, органном. В актуальных исследованиях значительное внимание уделяется вопросу о времени возникновения нейрофизиологических и нейроанатомических особенностей в онтогенезе [4].

До недавнего времени знания об присущих особенностях строения ЦНС, присущих людям с синдромом Дауна базировались на исследованиях биологического материала. Были получены данные, согласно которым вес головного мозга у людей с синдромом Дауна меньше среднестатистического; мозжечок, лобные и височные доли существенно меньше по объему; значительно уже, по сравнению с параметрами нормативной популяции, верхняя теменная извилина. Только в последние годы новые технические возможности (МРТ) позволили проводить качественные исследования влияния строения головного мозга на жизнь и развитие людей с синдромом Дауна. Подтверждены предшествующие данные о несколько меньшем объеме мозга в целом, диспропорционально малом мозжечке, стволовых структурах, лобной и теменной долях, гиппокампе [2].

Специфика нейроанатомии ЦНС, присущая людям с синдромом Дауна, объясняет характерные для них особенности поведения и психики. Так, гипоплазия мозжечка обусловливает гипотонию и трудности координации движений, нарушения функционирования артикуляционной мускулатуры, а также связанных с ними беглости и плавности речи [2].

Специфическая анатомия лобных долей определяет такие особенности людей с синдромом Дауна, как склонность к персеверациям, дефицит внимания, снижение уровня произвольности.

Относительная сохранность зрительно-пространственных функций у людей с синдромом Дауна, вероятно, обусловлена близким к обычному строением серого вещества теменной доли [4].

Поскольку не обнаружено значимых различий в общем объеме височной доли, обращает на себя внимание относительно большой объем белого вещества в ней, что по некоторым данным, связано с нарушениями таких когнитивных функций, как

50

память и речь. При этом отмечается малый относительный объем белого вещества в верхней височной извилине, что также может быть причиной речевых трудностей. Паттерн когнитивного дефицита у людей с синдромом Дауна напоминает пациентов с левополушарными поражениями [4].

Особая область мозга, которая избирательно страдает при синдроме Дауна, — это гиппокамп. Гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур [4].

Последние исследования показали, что функционирование мозга людей с синдромом Дауна отличается от работы обычного мозга. Отмечена сниженная активность ключевых зон системы так называемых зеркальных нейронов, которые задействованы в восприятии и понимании действий и эмоций других людей, и также в формировании речи. Активность в моторных областях и в основных зонах системы зеркальных нейронов значительно менее организованная, степень ее локализация существенно снижена [4].

Нейроанатомические исследования показывают, что возникшие в раннем возрасте особенности строения и функционирования ЦНС становятся более заметными и начинают отчетливо проявляться к раннему подростковому возрасту. Отмечается нарушение нейронного взаимодействия в лобной и теменной долях, а также между таламусом и корой височной и затылочной долей, что в совокупности может служить причиной снижения произвольной регуляции и концентрации внимания [4].

Полученные нейробиологами данные, возможно, позволят разработать более эффективные подходы к обучению и лечению детей с синдромом Дауна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые пытаются разобраться, как дополнительная хромосома влияет на умственные способности людей с синдромом Дауна. Исследования показывают, что избыточный генетический материал препятствует нормальному развитию мозга. Его размер и структура у детей с синдромом Дауна другие, но до сих пор остается загадкой, как это влияет на умственную деятельность. Одни ученые предполагают, что какой-то из генов препятствует транспортировке важного химического вещества в определенную область передней части мозга. Другие считают, что один или несколько генов 21-й хромосомы ведут к нарушениям в структуре и функции контактов клеток мозга (синапсов), и в результате эти клетки уже не могут нормально взаимодействовать друг с другом [4].

Однако, сегодня мы точно знаем, что программы раннего развития, хорошее лечение, уход и образование и, безусловно — интеграция в общество — все это помогает детям с синдромом Дауна достичь более высокого уровня в своем развитии. Многие дети с синдром Дауна осваивают чтение и письмо, некоторые — довольно успешно [4].

Математические навыки даются труднее, но многие из этих ребят осваивают практические компьютерные умения, необходимые для повседневной жизни, как например — пользование калькулятором. У детей с синдромом Дауна способности тоже очень разные, как и у всех других детей [4].

Дети с синдромом Дауна имеют как слабые, так и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Детям с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст) [4].

Родителям и педагогам при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Критериальные оценки понятий «обучаемость» и «необучаемость» для детей с синдромом Дауна должны быть ориентированы не на результативность технологии

51

учения в рамках нормированной педагогической системы, а на опыт их социального и психофизического продвижения, в котором ключевую роль выполняют взрослые и окружающая среда [4].

Синдром Дауна является дифференцированной формой психического недоразвития, отличающейся существенным полиморфизмом, как в клинической картине, так и в проявлениях физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне [1].

На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-л?