Психофизиология стресса и общего адаптационного синдрома

Психофизиология стресса и общего адаптационного синдрома thumbnail
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Общий адаптационный синдром

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 02.12.2012.
Год: 2012.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

?Содержание
Введение
1. Общий адаптационный синдром. Психофизиология стресса
1.1 Общий адаптационный синдром
1.2 Психофизиология стресса
2. Выживание в условиях автономного существования
2.1 Психофизиологические аспекты выживания             
2.2 Основы выживания в условиях автономного существования
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Интерес к проблеме стресса и стрессоустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие», — писал древнегреческий философ Аристотель. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение двигательной активности) не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса.
Особое значение и наибольшую экстремальность имеет пребывание человека в автономии, т.е. в условиях оторванности от всего привычного, необходимого для жизнедеятельности, от коллектива с его взаимопомощью и т.д. Применительно к природным условиям автономия – это когда человек остается один на один с природой.
Таким образом, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход его существования во многом зависит, не только от прочных знаний основ выживания и других факторов, но и от его психофизиологических качеств.
 
 
 
 

1. Общий адаптационный синдром. Психофизиология стресса

1.1 Общий адаптационный синдром

Представление о стрессе (от англ. stress – напряжение) как об общем адаптационном синдроме впервые сформулировал видный канадский ученый Ганс Селье (1907-1982 г.г.).
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома.
Общий адаптационный синдром (далее – ОАС) – это совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью).
Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Селье описал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающий в органах и тканях в ответ на сильное или разрушительное раздражение.
Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от начала достаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадий стресс-реакции: стадии тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул в коре надпочечников, содержащих запас гормонов — кортикостероидов), стадии устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное) и стадии истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер.
Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1-ая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет 2-ой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье, и ведет к гибели или к старению и гибели. Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.
При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.
Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

1.2 Психофизиология стресса

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.
Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.
В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).
Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т. е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.
Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т. п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т. п., человек лишь усиливает отрицательные эффекты стресса.
Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме – защитный механизм биологической системы.
Сказанное выше, безусловно, справедливо для физиологического стресса. Однако стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своего оппонента, даже если он абсолютно уверен в своей правоте.
Многократно возникающая и не получающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в ткани и функциональной системе органа-мишени. Когда эти изменения возникают вследствие стресса, такая болезнь получает название психосоматического или психофизиологического заболевания.
Тем не менее со времен Селье принято различать конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).
На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.
Стресс сам по себе не приносит вреда, в том случае, если человек адекватно реагирует на него. Если же нет, то появляется повышенное или пониженное кровяное давление, переедание или потеря аппетита, усталость или повышенная активность, болтливость или необщительность, вспышка чувств или холодность. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, вирусам, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям.
Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов.
 
 
 

2. Выживание в условиях автономного существования

2.1 Психофизиологические аспекты выживания

Даже в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов. Главная задача человека в автономной ситуации — выжить. Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач выживания:
? преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
? оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
? защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды (низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т. д.);
? обеспечение водой и пищей;
? определение своего местонахождения;
? установление связи и подготовка средств сигнализации.
Вместе с тем далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации (кораблекрушение, авария самолета, пожар, наводнение и др.), способны к немедленным, энергичным, целесообразным действиям. Большая часть, примерно 50–75% потерпевших, оказывается в состоянии своеобразного ошеломления, называемого «панической реакцией», оставаясь относительно спокойной, хотя и недостаточно активной. У 12–25% наблюдаются истерические реакции. У одних они проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных, неадекватных обстановке действиях, у других – в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. И только 12–25%, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуя решительно и разумно.
Однако через определенный период все люди, за небольшим исключением, успокаиваются, адаптируются к новой непривычной обстановке и постепенно подключаются к деятельности, необходимой для сохранения жизни и здоровья. Успешность этой работы зависит от многих обстоятельств: физического и психического состояния людей, имеющихся запасов пищи, воды, аварийного снаряжения и др.
Немаловажную роль будут играть природные условия района бедствия: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, растительность, водоисточники и т.д.  Все эти причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования, носят название факторов выживания.  К их числу также относятся так называемые стрессоры выживания, оказывающие наиболее неблагоприятное воздействие на организм человека, серьезно влияющие на продолжительность предельно допустимых сроков автономного существования: физическая боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество, страх.
Боль. Нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но с другой стороны, боль, причиняя страдание, раздражает, отвлекает человека, а длительная, сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, на всю его деятельность.
И вместе с тем человек оказывается в состоянии справиться даже с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной, ответственной задачи, он способен на время «забыть» о боли.
Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовый стрессор оказывает воздействие на психику человека.  Цепенеют не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность человека начинается с мер по защите от холода: строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.
Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, вызывает в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае наряду с перегревом развивается обезвоживание организма.
Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды – меры, значительно облегчающие положение людей, терпящих бедствие в пустыне или тропиках.
Жажда. Жажда, являясь нормальным сигналом на нехватку жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека в случае автономного существования. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, они сосредоточиваются на единственной цели – избавиться от этого мучительного чувства.
Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Понятие стресса как напряжения организма было введено Г. Селье. С помощью общей реакции организм пытается приспособиться к изменившимся внешним или внутренним условиям. Стрессовая реакция протекает в несколько стадий и может закончиться как полной адаптацией, так и болезнью, и даже гибелью. Стрессовую реакцию вызывают разнообразные факторы внешней и внутренней среды, и все органы и системы организма принимают участие в преодолении стресса. Стресс сопровождается выраженным психическим напряжением, поэтому человек сознательно с помощью копинг-стратегии или бессознательно с помощью психологических защитных реакций пытается справиться со стрессогенной ситуацией. Знание копинг-стратегий позволяет человеку относительно безболезненно преодолевать напряженные ситуации. Если человек будет пытаться вести себя как обычно в стрессовой ситуации, не отреагирует социально приемлемыми способами на негативные эмоции в связи со стрессом, то могут развиться психосоматические реакции и психосоматические заболевания («психе» — душа, «сома» — тело), психические проблемы проявят себя в телесных нарушениях и заболеваниях.

В современных условиях человек не может избежать воздействия стрессогенных факторов: езда по городу в час пик на работу, сложное задание, разговор с начальником, пролитый на костюм кофе и многое другое. «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней», — советуют психотерапевты. А этому следует учиться.

СТРЕСС КАК ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Понятие «стресс» было введено Гансом Селье. Он подразумевал под стрессом общий адаптационный синдром организма. Стресс возникает тогда, когда резко изменяются условия внешней или внутренней среды, и организм должен приспособиться к ним или погибнуть. Стресс переводится как напряжение, организм напрягает все свои силы для того, чтобы не только выжить в изменившихся условиях, но и приспособиться к ним. Стресс является неспецифической реакцией организма, он может возникать под действием самых разных факторов как физических, так и психических, новых для организма или действующих в больших дозировках. Чаще всего стрессовая реакция возникает под действием психических факторов, потому что в настоящее время человек имеет жилище и одежду для защиты от холода и кондиционеры для защиты от жары. Болезнь также является стрессом для организма, он должен или побороть возбудителя (микробы, вирусы), или научиться жить с ними (гельминты).

Длительно продолжающийся интенсивный стресс носит название дистресса.

Ранее было уже сказано о том, что отсутствие информации также является стрессом для человека, так как вводит в состояние напряженного ожидания плохого исхода. Кто предупрежден — тот вооружен. Человек должен иметь время психологически подготовиться к разным исходам ситуации. Он реагирует на ожидание опасности точно так же, как и на саму опасность, ожидание вызывает большое психическое напряжение, вот почему даже в случае неблагоприятного исхода человек испытывает облегчение уже от того, что тревожное ожидание закончилось. У человека стресс вызывается непредвиденными изменениями, когда он оказывается поставленным в необходимость быстрого принятия решения в условиях дефицита времени с учетом изменившихся обстоятельств. Принятое в условиях сильного волнения решение не всегда оказывается верным, поэтому выигрывает тот, кто умеет справиться со своими эмоциями, держать их под контролем. Конечно, и у такого человека организм будет нуждаться в восстановлении после пережитого волнения. При нарушении ночного сна, появлении проблем с засыпанием, появлением устрашающих сновидений и даже кошмаров человеку следует задуматься о том, что его организм находится в состоянии стресса.

Какие же физиологические изменения происходят в организме при стрессе? Во-первых, мобилизуется та система, которая эволю- ционно ответственна за адаптацию организма к воздействующему фактору — холоду, вирусу, увольнению. Во-вторых, развивается неспецифическая реакция всего организма, которая универсальна при любом воздействии и направлена на мобилизацию внутренних резервов.

При воздействии стресса активизируются клетки железы внутренней секреции, управляющей процессами в самом организме — гипоталамусе, структурном образовании, расположенном в глубине мозга. Выделяемое биологически активное вещество (гормон) стимулирует в свою очередь выработку передней долей гипофиза адре- нокортикотропного гормона. Адренокортикотропный гормон стимулирует выработку адреналина в надпочечниках, хотя, помимо адреналина, в них начинают вырабатываться в большем количестве и кортизоны. Вместе с адреналином они поступают в кровь, разносятся по всему организму, изменяют работу внутренних органов и систем: сердечно сосудистую, дыхательную, пищеварительную, нервную, эндокринную. Из чего следует, что на стресс организм реагирует как единое целое. Все системы задействуются в борьбе со стрессом. Сердцебиение учащается, артериальное давление повышается, дыхание учащается, в крови повышается уровень глюкозы, происходит приток крови к мозгу, мышцам и отток крови из брюшной полости (перераспределение крови, так как некоторые органы нуждаются в повышенном питании, а общий объем крови не меняется). Такой ответ трактуется как ответ «бей или беги». Такая борьба сопровождается следующими реакциями организма:

  • • мобилизацией энергии. Под воздействием гормонов адреналина, норадреналина, тироксина (гормона щитовидной железы, регулирующего обменные процессы в организме) происходит мобилизация липидов из жировых депо и повышается уровень глюкозы в крови. Вот почему при стрессе человек худеет, теряет вес;
  • • спазмом сосудов кожи и внутренних органов (повышается артериальное давление, ухудшается кровоснабжение органов). Например, человек получил известие об опасном или неприятном событии, имеющем для него большую эмоциональную значимость — «вы уволены» или «у вас умерла мать». Эта негативная информация поступает внезапно, вышеописанные реакции развиваются резко, происходит ишемия внутренних органов (нарушение питания органа из-за резкого спазма сосудов). И развивается инфаркт миокарда из-за ишемии сердца, инфаркт легкого из-за ишемии легкого, инфаркт почки из-за ишемии почки. Поэтому следует готовить человека к получению негативной, эмоционально значимой для него информации. Как психологически готовят человека? Сначала вызывают состояние психического напряжения и мобилизации организма, а уже потом сообщают неприятную информацию. Безусловно, она введет человека в состояние стресса, но последствия будут нефатальными для него. Помимо спазма сосудов, происходит расширение бронхов для улучшения газообмена. В целом, происходит физиологическая перестройка в работе организма, повышение функций органов и систем, направленных на адаптацию. Уплотняется кожа и стенки кровеносных сосудов, повышается свертываемость крови (организм готовится к потенциальному повреждению, ранению). За счет поступления в кровь гормонов эндорфинов притупляется болевая чувствительность. Повышенный уровень кортизола ведет к ослаблению аллергических реакций.

Источник

Читайте также:  У меня синдром хронической тазовой боли