Психическое развитие детей с синдромом рда

Особенности психического развития детей с РДА

Развитие речи происходит по-разному. У одних детей речь появляется раньше, чем у здоровых, а у других речевое развитие задерживается. Но независимо от сроков появления речи выявляются нарушения формирования экспрессивной речи и существует недостаточность коммуникативной функции речи. До 5-6 лет дети могут не обращаться ко взрослым с вопросами, часто сами не отвечают на вопросы, которые им задают, или дают на них односложные ответы. Одновременно с этим можно отметить достаточно развитую «автономную речь», разговор с самим собой. Для детей с РДА характерны явления эхолалии. Они могут быть непосредственными и оставленными во времени. К этим проявлениям добавляются присутствие з речи неологизмов, скандированное произношение фраз, протяжная интонация. Иногда дети рифмуют слова, часто применяют по отношению к себе местоимения и глаголы во втором и третьем лице. Речь может быть примитивной и одновременно содержать сложные обороты и выражения.

Дети довольно рано проявляют интерес к слушанию чтения, особенно стихов. Аутичные дети очень легко запоминают стихи. Если при воспроизведении стихов взрослый нечаянно или специально пропускает какую-либо строчку, дети протестуют и даже плачут. Пристрастие таких детей к стихам объясняется наличием в них ритмичности.

У некоторых детей могут наблюдаться нарушения звукопроизношения; речь их часто невнятна, скомкана, произносятся лишь отдельные звуки из слова. К школьному возрасту явления эхолалии обычно исчезают. У части детей коммуникативная функция речи улучшается. Дети начинают отвечать на вопросы, а затем говорить спонтанно, хотя еще долгое время сохраняется «автономная речь», вычурность речи, употребление недетских выражений, заимствованных из речи взрослых. Позже дети задают необычные вопросы, иногда имеющие сверхценный характер.

Интеллект при РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций. У детей с РДА часто возникает интерес к форме, цвету различных предметов, при отсутствии интереса к его обычному, функциональному значению. Часто у детей отмечается хорошая механическая слуховая и зрительная память. Они могут запоминать длинные куски текста, стихов, газетных статей. У отрешенных детей необычно хорошо развита пространственная ориентация. Запас знаний этих детей несколько снижен. Аутичные дети мыслят шаблонно, стереотипно. Предметная деятельность у этих детей грубо нарушена. У ребенка рано развивается абстрактно-логическая сторона интеллекта и запаздывает конкретно-практическая сторона.

Эти дети склонны к патологическому фантазированию. В их фантазиях переплетаются когда-то услышанные сказки, увиденные фильмы, смешиваются реальные и вымышленные события. Фантазии обычно ярко окрашены и образны. Нередко эти фантазии отличаются повышенной агрессивностью. Дети долго могут рассказывать о мертвецах, скелетах, убийствах. Часто дети приписывают себе отрицательные черты придуманных героев. В школьном возрасте дети нередко пишут стихи, рассказы о событиях, которые якобы произошли с ними. Они привязываются к тем людям, которые слушают их рассказы и не мешают их фантазированию. Обычно это случайные, малознакомые люди. Аутистическне фантазии также оторваны от реальности. Ребенок может считать себя каким-либо животным — зайчиком, собачкой. В этих случаях он требует кормить его по-особому, может ложиться спать на полу и т. д. Посредством этих фантазий ребенок может пытаться изжить свои страхи и чувство собственной неполноценности.

Учеба для таких детей не становится ведущим видом деятельности. При сохраняющейся или несколько ослабленной способности к усвоению знаний у них наблюдаются признаки нарушения мышления. Ассоциативный процесс хаотичен. Интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры и фантазии обычно далеки от’ реальности. Как правило, они монотонны. По мнению В. В. Лебединского, интеллект страдает больше при выполнении заданий, требующих социальной компетенции. Имея значительные знания в отвлеченных областях, дети с РДА затрудняются в простых житейских ситуациях, требующих интуиции и опыта. Часто дети отдают предпочтение заданиям, которые требуют стереотипных решений, — составлению схем движения транспорта, чертежам различных таблиц.

У детей с РДА часто наблюдаются различные страхи. Настроение обычно носит тревожный фон. Дети боятся отдельных лиц, предметов, шума бытовых предметов, яркого света и цвета, различных явлений природы. У аутичньгх детей наиболее частые страхи — это страхи, связанные с изменением привычной обстановки и с неожиданными раздражителями. У них, как правило, отсутствует страх темноты, что говорит о связи этого феномена с типичными для РДА поисками комфортной обстановки без сенсорных раздражителей. Обычно страхи привязаны к какой-то психотравмирующей ситуации из реального прошлого ребенка. Иногда такие страхи остаются на долгие годы. Со временем страхи теряют свою связь с травмирующей ситуацией и норой приобретают причудливый и непонятный характер.

Для моторики таких детей характерна вычурность мимики, всех движений, позы. Очень часто дети ходят на цыпочках. Движения часто лишены пластичности, они неуклюжи и угловаты, плохо координированы. Может наблюдаться гипертонус или гипотонус мышц. Двигательной сфере присущи стереотипы. Обычно задерживается формирование элементарных навыков самообслуживания (еда, одевание, раздевание, умывание). Мимика детей бедная, маловыразительная.

Существуют определенные особенности зрительного и слухового восприятия. Дети уже на ранних этапах развития не фиксируют свой взгляд на предметах, а смотрят «сквозь» них. Часто такие дети подолгу могут рассматривать свои пальцы, перебирать ими около лица. Иногда у ребенка наблюдаются явления гипертензии: ребенок боится яркого света, ярко одетых людей.

Слуховое восприятие тоже имеет свои особенности. Аутичные дети, в отличие от здоровых, могут не реагировать на слуховые раздражители. Обычно они лучше реагируют на тихие звуки и не воспринимают громкие. Многие педагоги отмечают у детей с РДА любовь к музыке. Иногда только музыка помогает родителям корректировать поведение ребенка.

Одной из специфических особенностей детей с РДА является отсутствие уже с раннего возраста зрительного контакта с окружающими. Дети смотрят «сквозь» окружающие объекты или людей. Они могут сосредоточить свое внимание на ярком пятне, узорах на стене, листьях деревьев и т. д. Многих аутичных детей привлекают движущиеся предметы. Как аффективно-положительные сенсорные раздражители у детей выступают цвет, форма, размер или движение предмета. Сам предмет в целом и его соотнесенность с окружающим они не воспринимают. Иногда гиперсензитивность может приводить к иллюзорным расстройствам. Часто дети не реагируют на произносимые звуки.

Основными расстройствами при РДА являются аутизм и аффективные расстройства. Дети с этим синдромом активно стремятся к одиночеству. Они постоянно пытаются воспроизводить одни и те же стереотипные действия, которые вызывают у них приятные ощущения. Аффективные механизмы произвольного сосредоточения недоразвиты и препятствуют развитию высших психических функций. Дети сосредотачиваются на примитивных аффективных ощущениях, но иногда могут иметь сложные интеллектуальные интересы. Все дети с РДА испытывают большие трудности во взаимодействии с миром. Аутичный ребенок ведет себя так, как будто находится один. Он играет один, разговаривает сам с собой, а чаще всего молчит. Дети обычно скрывают свой внутренний мир от окружающих, ни о чем не спрашивают и сами не отвечают на вопросы.

Дети избегают контактов е окружающими, часто не дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы, нередко предпочитая вторые.

Аутичные дети могут эмоционально не реагировать на окружающую ситуацию, бывают безразличны к близким, при этом они часто ранимы, пугливы, чувствительны к повышенному и резкому тону.

Существует несколько классификаций РДА. Одной из них является классификация, составленная О. С. Никольской (1985-1987). Она выделяет четыре группы РДА. Основным критерием выделения этих групп является характер и степень нарушения взаимодействия с окружающей средой, т. е. тип самого аутизма.

Дети I группы РДА полностью отрешены от внешнего мира. У детей наблюдается полевое поведение, т. е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребенок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. Ребенок оказывается как бы отгороженным от внешнего мира. Обычно такие дети недостаточно реагируют на голод, холод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо такого ребенка амимично и выражает полный покой. При сильном внешнем воздействии ребенок может вскрикнуть, но тут же уйти в комфортную для себя зону и моментально успокоиться. Дети ищут наиболее удобную для себя зону. Они никогда не приблизятся к объектам, вызывающим сильные впечатления. Такие дети обычно легко и грациозно двигаются.

Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение. Они могут подолгу сидеть и смотреть в окно, а затем неожиданно начать перепрыгивать с одного стула на другой или балансировать на них. Иногда они позволяют взрослым кружить себя, подбрасывать, но при этом никогда не вступают с ними в эмоциональный контакт.

Дети обычно не испытывают потребности в контактах и не осуществляют даже самого элементарного общения. Они не обучаются навыкам поведения в обществе. Такие дети почти не владеют навыками самообслуживания.

У детей этой группы мгновенно включается защитный механизм пресыщения впечатлениями, и они уходят в свой мир, при этом полностью утрачивая возможность взаимодействия с окружающими людьми и средой.

Дети I группы имеют наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе.

Дети II группы характеризуются аутистическим отвержением окружающей среды. Такие дети более активны, они могут устанавливать избирательные контакты с окружающими. Эти контакты нужны детям для удовлетворения физических потребностей. У детей уже появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик. В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные, которые адекватно применяются при стереотипных условиях. Дети этой группы не могут адаптироваться к изменившейся обстановке. Они испытывают страх, у них нет любопытства к новому. Из-за страха ко всему новому они агрессивно реагируют на любое нарушение привычного в их обиходе. Ребенок требует сохранения постоянства в окружающем и создает вокруг себя барьер. Любые неприятные для себя воздействия извне ребенок заглушает приятными сенсорными ощущениями. Обычно он получает их стереотипными способами, как правило, самораздражением. Раздражение глаз возможно прямым надавливанием на глазное яблоко, или мельканием в поле зрения различных объектов, их движением, или выкладыванием простых орнаментов. Ухо может раздражаться прямым надавливанием, шуршанием и разрыванием бумаги, прослушиванием одной и той же музыки. Вестибулярный аппарат ребенок раздражает с помощью разнообразных прыжков, раскачиваний, застывания в необычных позах.

При помощи этих аутостимулирующих приемов дети аффективно адаптируются. У них вырабатываются простейшие стереотипные реакции на окружающее и бытовые навыки. Поведение носит манерный характер, движения многочисленны, у детей наблюдаются причудливые гримасы и позы. Обычно они мало контактируют с окружающими, молчат или отвечают односложно. Часто у детей этой группы наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая постоянно должна присутствовать рядом. Но более сложные эмоциональные переживания детям недоступны.

Для детей этой группы прогноз более благоприятный, чем для детей первой группы. При соответствующей длительной коррекции детей подготавливают к обучению в школе — в массовой чаще, чем во вспомогательной.

Дети III группы — это дети, которые замещают внешнюю среду. Для этих детей характерны уже более сложные формы аффективной защиты, которые могут проявляться в формировании патологических влечений, фантазиях, иногда агрессивных. Эти фантазии разыгрываются спонтанно и снимают страхи и переживания ребенка. Речь таких детей обычно развернутая. Пугливых и брезгливых детей влечет ко всему страшному, неприятному. Эти влечения стереотипны, они могут наблюдаться у ребенка годами, что формирует определенное аутичное поведение.

Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, все свое поведение они соотносят только с ним. Их нельзя произвольно сосредоточить. Они могут владеть формами аффективной речи и свободно выражать собственные побуждения в монологе, но не в диалоге.

От матери они менее зависимы аффективно и не нуждаются в постоянном контроле и опеке.

При длительной и активной психолого-педагогической коррекции дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостю. Этим детям присущи прежде всего неврозоподобные расстройства. Они ранимы, пугливы, робки. У них обострено чувство собственной несостоятельности, что усиливает их социальную дезадаптацию. Контакты с окружающими ограничены и приводят к формированию патологической зависимости от близких, дети постоянно нуждаются в их одобрении и защите. Контакты с внешним миром обычно осуществляются через мать, с которой дети находятся в сильной эмоциональной связи.

Дети трудно усваивают новые образцы поведения и используют стереотипные, уже знакомые формы. Они педантичны и имеют определенные ритуалы в поведении. Иногда у этих детей наблюдается задержка речевого, моторного и интеллектуального развития. Они долго сохраняют неловкие движения, их речь замедленна и аграмматична. Несмотря на достаточно хорошие предпосылки, интеллектуальное развитие также задержано. Они не понимают скрытого смысла слов и принимают все буквально, особенно в отношениях людей. Однако часто выясняется, что им доступно более глубокое понимание. Поведение таких детей может неправильно оцениваться близкими, т. е. ниже их уровня развития. Стереотипное поведение не дает возможности реализации у таких детей самостоятельной адаптации.

Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а иногда они могут обучаться и без предварительной подготовки.

Выделенные 4 группы различаются по типу поведения, степени аффективной дезадаптации.

Принадлежность ребенка к определенной группе не является постоянной. Ребенок может быть отнесен к другой группе, если в его поведении начинают преобладать черты рядом стоящего уровня. Здесь может наблюдаться как отрицательная, так и положительная динамика. При отрицательной динамике происходит регресс развития, т. е. переход на более низкую ступень аффективной адаптации. При положительной динамике ребенок начинает осваивать и в дальнейшем активно использовать аффективные механизмы более высокого уровня. Это наблюдается при подборе эффективных методик коррекционного воздействия и адекватном воспитании ребенка.

Можно выделить существенный фактор положительного движения. Стимуляцию аутичного ребенка нужно направлять на более высокий, еще не сформированный уровень. Если закрепляется потребность в новом виде впечатлений, повышаются контакты с окружающей средой и на их основе формируются механизмы следующего уровня регуляции, то прогноз благоприятный. Если этого не происходит, то эмоциональное развитие ребенка будет значительно ограничено.

Источник

2. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ÐÄÀ ïåðâûõ òðåõ ëåò æèçíè

Ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíûé, è íåâîçìîæíî ýôôåêòèâíî óïðàâëÿòü èì, íå çíàÿ çàêîíîìåðíîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå è ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì â î÷åíü áîëüøîé ìåðå çàâèñèò îò íàèáîëåå ðàííåé äèàãíîñòèêè.

Ñâîåâðåìåííîå íà÷àëî «ïîääåðæèâàþùåé», ìåäèêàìåíòîçíîé, òåðàïèè è, ãëàâíîå, ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè ñïîñîáñòâóåò ìàêñèìàëüíîé ìîáèëèçàöèè çäîðîâûõ ðåñóðñîâ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ òàêîãî ðåáåíêà, ðåêîíñòðóêöèè ýìîöèîíàëüíîé, êîãíèòèâíîé, ìîòîðíîé ñôåð, ëè÷íîñòè â öåëîì, ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè.

Óæå â ãðóäíîì âîçðàñòå ó ýòèõ äåòåé îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé è ðÿäà äðóãèõ âèòàëüíûõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ: íàðóøåíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà; ðàññòðîéñòâà ñíà, àïïåòèòà; îòñóòñòâèå ðåàêöèè íà ôèçè÷åñêèé äèñêîìôîðò. Î÷åíü òèïè÷íàÿ ñëàáîñòü àôôåêòèâíîé ðåàêöèè íà ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå è íà ìàòü: îòñóòñòâèå ïîçû ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè, îòñóòñòâèå çðèòåëüíîãî êîíòàêòà; â äðóãèõ ñëó÷àÿõ – àôôåêòèâíûé ñèìáèîç ñ ìàòåðüþ. Íåâîçìîæíîñòü ïðèâëå÷ü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå ðåáåíêà äèññîöèèðóåòñÿ ñ åãî ïîâûøåííîé ðåàêòèâíîñòüþ ê ðàçäðàæèòåëÿì, íå îáðàùåííûì ê íåìó, áîëüøîé ïóãëèâîñòüþ è ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ.

Íà âòîðîì ãîäó æèçíè îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå îñîáåííîñòè ðå÷è: ñëàáîñòü àðòèêóëÿöèè, ñêëîííîñòü ê âåðáàëüíûì ñòåðåîòèïàì, ýãîöåíòðè÷íîñòü, îòñóòñòâèå ñâÿçè ñ îêðóæàþùèì, íåðåäêî ìóòèçì. Èãðà õàðàêòåðèçóåòñÿ îäíîîáðàçèåì ìàíèïóëÿöèé ñ îáúåêòàìè.

 áîëüøèíñòâå êëèíè÷åñêèõ îïèñàíèé ïîä÷åðêèâàþòñÿ ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà: âÿëîñòü, áåçûíèöèàòèâíîñòü, îòñóòñòâèå ëþáîçíàòåëüíîñòè, ñòðåìëåíèÿ ê îáñëåäîâàíèþ îêðóæàþùåãî íàðÿäó ñî ñêëîííîñòüþ ê èìïóëüñèâíûì àôôåêòèâíûì è äâèãàòåëüíûì äåéñòâèåì. Îòìå÷àåòñÿ ëåãêîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ðàçëè÷íûõ ñòðàõîâ, îñîáåííî ïðè ïåðåìåíå ïðèâû÷íîé îáñòàíîâêè.

Ïðè îïèñàíèè âíåøíåãî îáëèêà îáðàùàåòñÿ âíèìàíèå íà ÷àñòóþ çàäåðæêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñëàáîñòü òóðãîðà ìûøö è êîæè, à òàêæå íåäåòñêîñòü ìèìèêè è âçãëÿäà.

D. Houzel (1987) îáúåäèíèë ðàññòðîéñòâà ðàçâèòèÿ, òèïè÷íûå äëÿ ðåáåíêà ïåðâûõ ïîëóòîðà ëåò æèçíè, â øåñòü ãðóïï:

1. Ñïåöèôè÷åñêèå ïðèâû÷êè.

2. Òîíè÷åñêèå è ïñèõîìîòîðíûå íàðóøåíèÿ.

3. Íàðóøåíèÿ ïåðöåïöèè.

4. Îòñóòñòâèå èëè çàäåðæêà â ðàçâèòèè ñîöèàëüíûõ êîíòàêòîâ.

5. Ñòðàõè, âîçíèêàþùèå íà âòîðîì ãîäó æèçíè.

6. Íàðóøåíèÿ âàæíûõ ôóíêöèé æèçíè: êîðìëåíèÿ, ñíà, ôèçèîëîãè÷åñêèõ îòïðàâëåíèé.

Ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò. Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ðàçâèòèå ðàííèõ äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò ó äåòåé ñ ÐÄÀ, êàê ïðàâèëî, â îáû÷íûå ñðîêè. Ó ÷àñòè èç íèõ çàìå÷àåòñÿ ìîòîðíàÿ âÿëîñòü, íî ïðèìåíÿåìûå äëÿ ïîâûøåíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû è ìàññàæ ïîçâîëÿþò ñâîåâðåìåííî ñèäåòü, ñòîÿòü. Ïî îñîáåííîñòÿì âèòàëüíûõ ôóíêöèé è àôôåêòèâíîé ñôåðû, ñîãëàñíî Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ. Íèêîëüñêîé, èõ ìîæíî ðàçäåëèòü íà ãèïîâîçáóäèìûõ è ãèïåðâîçáóäèìûõ.

Ñðåäè äåòåé ãèïåðâîçáóäèìûõ èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò íåâðîçîïîäîáíûõ è ïñèõîïàòîïîäîáíûõ.  êà÷åñòâå òèïè÷íûõ îñîáåííîñòåé àôôåêòèâíîé ñôåðû íåâðîçîïîäîáíûõ äåòåé âûäåëÿþòñÿ íèçêàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü â ñî÷åòàíèè ñ òðåâîæíîñòüþ è ñêëîííîñòüþ ê àôôåêòèâíûì êîëåáàíèÿì. Òðåâîæíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â íåïåðåíîñèìîñòè çâóêîâûõ, çðèòåëüíûõ, òàêòèëüíûõ áûòîâûõ ðàçäðàæèòåëåé, ðåàêöèè ñòðàõà íà íîâèçíó, ìûøå÷íîå íàïðÿæåíèå ïðè âçÿòèè íà ðóêè.

Ïðè ýòîì ñòðàõè ìîãóò áûòü îáóñëîâëåíû íå òîëüêî ãðîìêèìè çâóêàìè (ýëåêòðîáðèòâû, ïûëåñîñà è ò. ä.), ÿðêèìè öâåòàìè, íî è øåëåñòîì ëèñòâû, ãàçåòû, îïðåäåë¸ííûìè ïðåäìåòàìè áûòà. Ó ðàçíûõ äåòåé îíè áûâàþò ðàçíûìè.

Îòìå÷àþòñÿ è õàðàêòåðíûå íàðóøåíèÿ ñíà (çàñûïàíèå â òå÷åíèå 2–3 ÷àñîâ, çàñûïàíèå ïðè îïðåäåë¸ííûõ óñëîâèÿõ – íà óëèöå, íà áàëêîíå, íà ðóêàõ, îòñóòñòâèå äíåâíîãî ñíà, ïðåðûâèñòîñòü, áåñïîêîéñòâî â îïðåäåë¸ííûå ÷àñû ñíà).

Îáðàùàåòñÿ âíèìàíèå íà óñèëåíèå ýòèõ è äðóãèõ ïðîÿâëåíèé òðåâîæíîñòè â âîçðàñòå 1 ãîäà – 1 ãîäà 2 ìåñÿöåâ, îñîáåííî ïðè îòñóòñòâèè ìàòåðè, ñ êîòîðîé ê ýòîìó âðåìåíè âîçíèêàåò ñèìáèîòè÷åñêàÿ ñâÿçü.

Ãèïåðâîçáóäèìûå ïñèõîïàòîïîäîáíûå äåòè ïåðâîãî ãîäà æèçíè õàðàêòåðèçóþòñÿ êàê áåñïîêîéíûå îò ðîæäåíèÿ. Äâèãàòåëüíîå áåñïîêîéñòâî ñî÷åòàåòñÿ ñ áåñïðè÷èííûì êðèêîì, ñîïðîòèâëåíèåì ïðè êóïàíèè, ïåëåíàíèè. Ýòî ñîïðîòèâëåíèå â ïåðèîä ïåðâîãî âîçðàñòíîãî êðèçèñà ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ àãðåññèåé.

Ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ äåòåé ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ ïîìèìî îñëàáëåííîñòè èëè îòñóòñòâèÿ êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ âûÿâëÿåòñÿ òàêæå îòñóòñòâèå âçãëÿäà äðóãîãî ÷åëîâåêà, èçáåãàíèå ïðÿìîãî çðèòåëüíîãî êîíòàêòà.

Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó àóòè÷íûõ äåòåé îòìå÷àþòñÿ òàêæå ñòåðåîòèïèè. Íàïðèìåð, äâèãàòåëüíûå – ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ ðóê è äð., íåïåðåíîñèìîñòü èçìåíåíèé (íàðóøåíèå ñíà ïðè ñìåíå îáñòàíîâêè è äàæå çàìåíå îòäåëüíûõ ïðåäìåòîâ îêðóæåíèÿ, îòêàç îò ïðè¸ìà íîâîé ïèùè) è äðóãèå íåäîñòàòêè è îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ óæå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ìîæíî çàìåòèòü êàê ïåðâè÷íûå íàðóøåíèÿ (ñëàáîñòü îáùåãî è ïñèõè÷åñêîãî òîíóñà, ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê îáû÷íûì ôèçè÷åñêèì è ýìîöèîíàëüíûì ðàçäðàæèòåëÿì, èõ íåïåðåíîñèìîñòü), òàê è âòîðè÷íûå ðàññòðîéñòâà – ïðîÿâëåíèå ñàìîãî àóòèçìà.

Ðàííèé âîçðàñò. Êàðòèíà ÐÄÀ íà âòîðîì è òðåòüåì ãîäó æèçíè ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå âûðàæåííîé. Íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê, íàó÷èâøèñü õîäèòü, çíà÷èòåëüíî ðàñøèðÿåò êîíòàêò ñ ïðåäìåòàìè îêðóæàþùåãî ìèðà, îâëàäåâàåò ïðåäìåòíûìè äåéñòâèÿìè, ó÷èòñÿ èñïîëüçîâàòü øèðîêèé êðóã ïðåäìåòîâ ïî èõ ôóíêöèîíàëüíîìó íàçíà÷åíèþ.

Íà òðåòüåì ãîäó æèçíè ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íåãî âåäóùåé.  åå ïðîöåññå ðàçâèâàåòñÿ âîñïðèÿòèå ðåáåíêà, âîçíèêàåò íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå ìûøëåíèå. Ðàííèé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ è îñîáî èíòåíñèâíûì ðàçâèòèåì ðå÷è, âîçíèêíîâåíèå êîòîðîé ñâÿçàíî ñ îáùåíèåì. Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ê îáùåíèþ, à âçðîñëûé ïåðåäàåò åìó îïûò, èñïîëüçóÿ ðå÷ü. Èíà÷å ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ. Ó íèõ òðóäíî îáíàðóæèòü îðèåíòèðîâî÷íûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà îïðåäåëåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñâîéñòâ ïðåäìåòîâ. Èõ ðåàêöèè ÷àñòî äàæå çà ïðåäåëàìè ðàííåãî âîçðàñòà íàïðàâëÿþòñÿ íà ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà âåùåé. Íàïðèìåð, ïóãîâèöû, êàìåøêè, êàòóøêè, òàê êàê ïîäáðàñûâàíèå èëè ïîñòóêèâàíèå èìè âûçûâàåò îïðåäåëåííûå çâóêè. Íåêîòîðûå äåòè îòêðûâàëè è çàêðûâàëè äâåðè ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ ñïåöèôè÷åñêîãî ñêðèïÿùåãî çâóêà. Äðóãèå âñëóøèâàëèñü â øóðøàíèå ðàçðûâàåìîé áóìàãè. Èçëþáëåííûì çàíÿòèåì äëÿ ìíîãèõ äåòåé áûëî ïåðåëèâàíèå âîäû. Òàêèå íàáëþäåíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î ñïåöèôè÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïñèõè÷åñêîé (â ÷àñòíîñòè, ïîçíàâàòåëüíîé) àêòèâíîñòè àóòè÷íîãî ðåáåíêà.

Êàê è âñå äåòè, äåòè ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ, îâëàäåâ íàâûêàìè õîäüáû, çíà÷èòåëüíî ðàñøèðÿþò äëÿ ñåáÿ ãðàíèöû îêðóæàþùåãî ìèðà. Îäíàêî íîâîå ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ äëÿ íèõ íå ïðèâëåêàòåëüíûì, à ïóãàþùèì. Îíè áîÿòñÿ âûéòè çà ïðåäåëû îáû÷íîé îáñòàíîâêè, íå ïðèåìëþò èçìåíåíèé â íåé. Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ îòìå÷àåò, ÷òî íà âòîðîì ãîäó æèçíè íàèáîëåå òðàâìèðóþùèì äëÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ ÐÄÀ, áûëî ïåðåìåíà îáñòàíîâêè (ïîìåùåíèå èõ â ÿñëè, áîëüíèöó). Ïðè ýòîì íàáëþäàëèñü äíåâíûå ýíóðåç è ýíêîïðåç, ïîòåðÿ ðå÷è, ðâîòà; ôèêñèðîâàëèñü è ïñèõîòè÷åñêèå ðåàêöèè (òÿæåëîå ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ñ àãðåññèåé, ñàìîïîâðåæäåíèåì, îòêàçîì îò åäû, ÿâëåíèÿìè äåçîðèåíòàöèè ëèáî ñòóïîðîì). Íî ïðè âîçâðàùåíèè â ïðèâû÷íóþ äîìàøíþþ îáñòàíîâêó ýòè ÿâëåíèÿ èñ÷åçàëè.

Îäíàêî ðåàêöèÿ íà ïåðåìåíû ìîæåò áûòü ðàçíîé: ó îäíèõ äåòåé ýòî òðåâîãà, ñòðàõè, óõîä â ñåáÿ; ó äðóãèõ – íåãàòèâèçì, àêòèâíîå ñòðåìëåíèå âåðíóòü ïðåæíþþ îáñòàíîâêó è ñèòóàöèþ â öåëîì.

Ïîíÿòíî, ÷òî ó àóòè÷íîãî ðåá¸íêà ê 2–3 ãîäàì ïîñòîÿííî íàêàïëèâàþòñÿ îòðèöàòåëüíûå âïå÷àòëåíèÿ, ÷òî ïðîâîöèðóåò õàðàêòåðíûå äëÿ íåãî ñòðàõè è òðåâîæíîñòü. Îäíèì èç èñòî÷íèêîâ îòðèöàòåëüíûõ âïå÷àòëåíèé ÿâëÿþòñÿ êîíòàêòû ñ äðóãèìè äåòüìè. Îòñóòñòâèå àäåêâàòíûõ êîíòàêòîâ ñî ñâåðñòíèêàìè ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåðíûì ïðîÿâëåíèåì àóòèçìà â ðàííåì âîçðàñòå. Ýòî ìîæåò âûðàæàòüñÿ ïî-ðàçíîìó: èãíîðèðîâàíèåì äåòåé, áîÿçíüþ êîíòàêòîâ, èçáèðàòåëüíîñòüþ êîíòàêòîâ ñ íèìè.

 öåëîì íàðóøåíèÿ êîíòàêòîâ ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé (â òîì ÷èñëå ñ ñîöèàëüíîé) îïðåäåëÿþòñÿ èãíîðèðîâàíèåì îêðóæàþùåãî, åãî àêòèâíûì íåãàòèâèñòñêèì îòâåðæåíèåì, ñâåðõñåíçèòèâíûì èçáåãàíèåì.

Ê òð¸ì ãîäàì ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíîé è èñêàæ¸ííîñòü ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ. Ïðè ëþáûõ åãî âàðèàíòàõ ñòðàäàåò ðå÷ü êàê ñðåäñòâà îáùåíèÿ. Âîçìîæåí, êàê óæå îòìå÷àëîñü, ðåãðåññ ðå÷è.

Ó äåòåé ñ ÐÄÀ ÷àñòî (ïî äàííûì íåêîòîðûõ àâòîðîâ, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ, íî ëèòåðàòóðíûå äàííûå âåñüìà ïðîòèâîðå÷èâû) âûÿâëÿåòñÿ óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü.  ñâÿçè ñ ýòèì íåîáõîäèìî ñêàçàòü, ÷òî ïîñëåäíÿÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òîòàëüíîñòüþ íåäîðàçâèòèÿ ïñèõèêè. Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ è Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ óñòàíîâèëè, ÷òî ìíîãèå àóòè÷íûå äåòè ðàíî ïðîÿâëÿþò èíòåðåñ ê ôîðìå, ðàçëè÷àþò òîíêèå öâåòîâûå îòòåíêè, äåìîíñòðèðóþò íàáëþäàòåëüíîñòü, íåîðäèíàðíóþ ñëóõîâóþ è çðèòåëüíóþ ïàìÿòü, äðóãèå ñïîñîáíîñòè. Çíà÷èòåëüíóþ îáåñïîêîåííîñòü ó ðîäèòåëåé àóòè÷íîãî ðåá¸íêà ìîæåò âûçâàòü îòñòàâàíèå â îâëàäåíèè íàâûêàìè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ – ñàìîñòîÿòåëüíîé åäû, îäåâàíèÿ è äð. Ïðè ýòîì ìîæåò íàáëþäàòüñÿ çàâèäíàÿ ìîòîðíàÿ óìåëîñòü â ëþáèìîì äåëå. Ïîïûòêè æå íàó÷èòü ðåá¸íêà êàçàëîñü áû ïðîñòåéøèì äåéñòâèÿì (ñêàæåì, íàòÿãèâàíèþ íîñêà) íàòàëêèâàþòñÿ íà åãî ñîïðîòèâëåíèå. Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ê òð¸ì ãîäà ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì ÐÄÀ ñïåöèôè÷íûå ïðèçíàêè îáíàðóæèâàþòñÿ äèçîíòîãåíåçà. Ðÿä óêàçàííûõ íåäîñòàòêîâ ðàçâèòèÿ íàáëþäàþòñÿ ó äåòåé è ñ äðóãèìè âàðè àíòàìè ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà. Âîïðîñû æå äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè áûâàþò íåïðîñòûìè äàæå äëÿ ñïåöèàëèñòîâ. Èõ óñïåøíîìó ðåøåíèþ ìîæåò ñîäåéñòâîâàòü ïîëó÷åíèå äàííûõ î ðàçâèòèè ðåá¸íêà â ìëàäåí÷åñêîì è ðàííåì âîçðàñòå.

Источник