Психические особенности детей с синдром

Психические особенности детей с синдром thumbnail

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  • заикание;
  • энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Читайте также:  Синдром короткой тонкой кишки питание

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник

Психические особенности детей с синдром

Детские психические расстройства

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез — отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

1

Причины расстройств

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

Советы психологов по успешной адаптации ребенка в детском саду

Советы психологов по успешной адаптации ребенка в детском саду

2

Связь расстройств и возраста

У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

  • ранний — до трех лет;
  • дошкольный – до шестилетнего возраста;
  • младший школьный – до 10 лет;
  • школьно-пубертатный – до 17 лет.
Читайте также:  Повышенный билирубин в крови это синдром

Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

  • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
  • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
  • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
  • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
  • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
  • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

Гипертензионный синдром у взрослых и детей: симптомы и лечение

Гипертензионный синдром у взрослых и детей: симптомы и лечение

3

Виды патологий

У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

Мутизм у детей и взрослых: виды и способы лечения

Мутизм у детей и взрослых: виды и способы лечения

3.1

Умственная отсталость

Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

  • познавательные способности и память;
  • восприятие и внимание;
  • речевые навыки;
  • контроль над инстинктивными потребностями.

Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

3.2

Задержка психического развития

Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

3.3

СДВ (Синдром дефицита внимания)

Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

  • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
  • постоянно отвлекается;
  • импульсивен;
  • несдержан и болтлив;
  • не доводит начатое до конца.

Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

Читайте также:  Синдром при переломе пальцев ног

3.4

Аутизм

Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

3.5

Акселерация

Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

3.6

Инфантилизм

При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

4

На что обращать внимание?

Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

  • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
  • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
  • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
  • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
  • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

5

Методы лечения

Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

В лечении детей используются:

  • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
  • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
  • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

Источник