Пропедевтика внутренних болезней синдромы лекции

Материалы по пропедевтике

Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)

М.Затурофф. »Симптомы внутренних болезней» (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве — смело выкладывайте.

Внутренние болезни — Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

Внутренние болезни — Шишкин А. Н. — Учебник

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

Восстановление щитовидной железы — Ушаков А.В. — Руководство для пациентов

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней — Мартынов А.А. — Учебное пособие

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Внутренние болезни в вопросах и ответах — А.А. Ковалев — Учебное пособие

Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Внутренние болезни в вопросах и ответах» написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги «Внутренние болезни в вопросах и ответах» позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.

Справочник Харрисона по внутренним болезням — Харрисон Т.Р.

Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: «Справочник Харрисона по внутренним болезням» — это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.

Внутренние болезни — Маколкин В.И. — Учебник

Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: 4-е издание получило высокую оценку — учебнику «Внутренние болезни» была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов «Внутренние болезни» не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника «Внутренние болезни» — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.

Читайте также:  Доврачебная помощь при гипертермический синдром

Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену

пропедевтика детских болезней, презентации

Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.

В.В. Мурашко (Электрокардиография)

Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)

Источник

А. Ю. Яковлева 56db9c52-7e16-102c-8f2e-edc40df1930e;

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни
    • 1. Клиническая и академическая истории болезни
    • 2. Структура истории болезни
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление
    • 1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике
    • 2. Клиническое мышление, определение, специфика. Стиль клинического мышления и его изменения на разных этапах развития медицины
    • 3. Методология клинического диагноза. Диагностическая гипотеза, определение, ее свойства, проверка гипотез
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Клинический диагноз
    • 1. Структура клинического диагноза – отражение истории диагностики
    • 2. Прямой клинический диагноз. Определение, этапы клинической диагностики прямого клинического диагноза
    • 3. Дифференциальный диагноз (определение). Методика постановки дифференциального диагноза
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Основные методы клинического обследования
    • 1. Перкуссия, история, теоретическое обоснование метода исследования (Л. Ауэнбруггер)
    • 2. Пальпация
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Расспрос и осмотр пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Боли в сердце
    • 2. Жалобы больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
    • 3. Осмотр больного с заболеванием сердца
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Клинические методы исследования сердца: перкуссия, пальпация и аускультация
    • 1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
    • 2. Пальпация области сердца. Исследование верхушечного толчка, механизм его формирования, его свойства в норме и патологии
    • 3. Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца (I, II, III, IV). Факторы, определяющие силу тонов сердца
    • 4. Патологические изменения тонов сердца. Механизм. Диагностическое значение
    • 5. Тоны сердца (характеристика I, II тонов, места их выслушивания). Правила аускультации. Проекция клапанов сердца на грудную стенку. Точки выслушивания клапанов сердца
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Дополнительные тоны сердца: тон открытия митрального клапана, тон выброса, систолический щелчок, раздвоение и расщепление тонов сердца
    • 1. Раздвоение и расщепление тонов сердца
    • 2. Шумы сердца. Классификация. Внесердечные шумы сердца. Механизм образования. Свойства. Аускультация артерий и вен. Нормальные и патологические тоны и шумы над сосудами
    • 3. Исследование артериального пульса. Свойства пульса в норме и патологии (изменение ритма, частоты, наполнения, напряжения, формы волны, свойства сосудистой стенки)
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Инструментальные методы обследования сердечно-сосудистой системы
    • 1. Флебография. Методика проведения исследования. Диагностическое значение
    • 2. Электрокардиография
    • 3. Синусовая тахикардия. Пароксизмальная тахикардия. Блокада левой, правой ножек пучка Гиса. Механизм их формирования, объективные, субъективные ЭКГ-признаки
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Сердечная недостаточность
    • 1. Классификация сердечной недостаточности
    • 2. Клинические формы сердечной недостаточности. Острая и хроническая недостаточность правых отделов сердца. Субъективные, объективные симптомы
    • 3. Острая и хроническая недостаточность левых отделов сердца. Субъективные, объективные симптомы
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Заболевания и пороки сердечно-сосудистой системы: ревматическая болезнь, недостаточность митрального клапана, митральный стеноз
    • 1. Ревматическая болезнь сердца, острая ревматическая лихорадка
    • 2. Недостаточность митрального клапана
    • 3. Митральный стеноз
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Пороки сердца: недостаточность аортального клапана, стеноз устья аорты. Измерение артериального давления
    • 1. Недостаточность аортального клапана
    • 2. Стеноз устья аорты
    • 3. Артериальное давление, методика его измерения. Артериальное давление в норме и при патологии
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Воспалительные заболевания сердечно-сосудистой системы: миокардиты, перикардиты. Гипертоническая болезнь
    • 1. Миокардиты
    • 2. Перикадиты
    • 3. Гипертоническая болезнь
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Заболевания сердечно-сосудистой системы: стенокардия и инфаркт миокарда
    • 1. Стенокардия
    • 2. Инфаркт миокарда
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Методы исследования дыхательной системы. Осмотр больного
    • 1. Методы исследования дыхательной системы
    • 2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Перкуссия, пальпация и аускультация легких
    • 1. Топографическая перкуссия легких. Ширина полей Кренига. Высота верхушек легких. Подвижность нижнего легочного края
    • 2. Пальпация, определение голосового дрожания
    • 3. Аускультация. Теоретическое обоснование метода исследования. Соотношение между физикальными и современными методами исследования
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Физиологические и патологические дыхательные шумы
    • 1. Везикулярное дыхание: механизм, физиологические и патологические варианты. Бронхиальное дыхание, его характеристика, разновидности, механизм образования
    • 2. Побочные дыхательные шумы. Сухие хрипы. Влажные хрипы. Крепитация. Шум трения плевры
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Заболевания легких
    • 1. Пневмония
    • 2. Очаговая пневмония
    • 3. Абсцесс легкого
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Заболевания легочной системы
    • 1. Острый бронхит
    • 2. Бронхиальная астма
    • 3. Экссудативный плеврит. Синдром воспалительной жидкости в плевральной полости
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Опрос и физикальные методы обследования больных с заболеваниями мочевыделительной системы
    • 1. Расспрос больных с заболеваниями мочевыделительной системы
    • 2. Осмотр больных с заболеваниями почек
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Лабораторное обследование мочевыделительной системы
    • 1. Лабораторные методы исследования системы мочеотделения
    • 2. Исследование мочи по Аддису-Каковскому, Нечипоренко, Зимницкому. Диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Хроническая почечная недостаточность. Уремия. Нефротический синдром. Почечная артериальная гипертензия
    • 1. Хроническая почечная недостаточность. Уремия
    • 2. Нефротический синдром
    • 3. Почечная артериальная гипертензия
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Клиническое исследование крови. Нормальные показатели, патологические отклонения
    • 1. Общий анализ крови
    • 2. Методика подсчета эритроцитов, гемоглобина. Нормативы, патологические отклонения, диагностическое значение
    • 3. Диагностическое значение изменений в лейкоцитарной формуле
    • 4. Эозинофилия, базофилия и их диагностическое значение
    • 5. Методика определения СОЭ, диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Физикальные методы обследования больных с заболеваниями эндокринной системы
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях эндокринной системы
    • 2. Осмотр больных с заболеваниями эндокринной системы
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Заболевания пищеварительной системы
    • 1. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
    • 2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
    • 3. Гастрит
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Расспрос и физикальное обследование больных с заболеваниями кишечника
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях кишечника
    • 2. Принципы глубокой, скользящей, методической пальпации по В. П. Образцову и Н. Д. Стражеско
    • 3. Осмотр, пальпация и аускультация кишечника. Патологические симптомы, диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 26. Объективное исследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Осмотр, перкуссия, пальпация желудка, патологические симптомы
    • 1. Объективное исследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
    • 2. Методы исследования желудка
    • 3. Расспрос больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей
    • 4. Исследование больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Осмотр больного. Симптомы, их механизм и диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 27. Методы обследования печени и желчного пузыря
    • 1. Перкуссия, пальпация печени и желчного пузыря, их диагностическое значение
    • 2. Инструментальные методы исследования печени и желчных путей. Диагностическое значение
    • 3. Функция печени в белковом обмене. Показатели, принципы исследования, диагностическое значение
    • 4. Лабораторные методы исследования функций печени. Лабораторно-биохимические синдромы
  • ЛЕКЦИЯ № 28. Заболевания печени
    • 1. Гемолитическая, печеночная и обтурационная желтухи. Сущность, субъективные, объективные симптомы
    • 2. Синдром печеночной недостаточности. Печеночная кома. Субъективные, объективные и параклинические синдромы
  • ЛЕКЦИЯ № 29. Осмотр, расспрос и пальпация больных с заболеваниями поджелудочной железы. Исследование дуоденального содержимого
    • 1. Осмотр, расспрос и пальпация больных с заболеваниями поджелудочной железы
    • 2. Исследование дуоденального содержимого. Методика проведения. Диагностическое значение
  • Список используемой литературы
Читайте также:  Синдром войны александр тамоников скачать

Источник

1. Понятие пропедевтики и болезни Пропедевтика (от греческого «propaideueo» — предварительно обучаю) — подготовительный вводный курс во внутренние болезни (или какую-либо другую дисциплину), систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Болезнь (morbus) — это патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами. Термин «болезнь» тесно связан с понятием «заболевание», используемым для констатации факта возникновения у конкретного человека болезни.

2. Понятие об этиологии Этиология («aеtia» — причина + «logos» — учение) — наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относятся:
— физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
— химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
— биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
— социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Или, говоря другими словами, возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности («reactio» — противодействие) организма. Сегодня в практической медицине термин «реактивность» чаще всего используется для характеристики какой-либо конкретной системы или органа организма. Например иммунологическая сосудистая, мышечная реактивность или реактивность сердца, печени и т. д.

3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания Патогенез («pathos» — страдание + «genesis» — зарождение) — учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях — и решающим фактором на протяжении всего заболевания. Примером могут служить эндокринные, наследственные заболевания, большинство инфекционных болезней. Патогенез изучают как на этапе возникновения и развития, так и этапе завершения заболевания.
Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами и синдромами.
Симптомы («ymptoma» — признак) — это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни. Многие из них названы именами описавших их ученых: симптом Бехтерева, симптом Боткина, симптом Василенко и др. Все симптомы делятся на субъективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и объективные (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). По срокам появления в течение болезни симптомы подразделяют на ранние и поздние. Выделяют также специфические и неспецифические симптомы. Наличие специфического для конкретной болезни симптома повышает вероятность правильного распознавания болезни, хотя этого часто бывает недостаточно для постановки достоверного диагноза.
Синдром («syndrome» — скопление) — это совокупность симптомов с единым патогенезом. В настоящее время известно более 1500 синдромов. Понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы. Однако часто слово «синдром» входит в название той или иной нозологической единицы. Например синдром (болезнь) Иценко-Кушинга или синдром (болезнь) длительного сдавления.

Читайте также:  Синдром бабочки болезнь что это такое

4. Стадии течения болезни Различные заболевания внутренних органов протекают с характерными для них стадиями болезни. Однако, рассматривая данный вопрос в целом, можно выделить следующие наиболее характерные для многих болезней стадии:
— бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций организма и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов;
— продромальный период с первыми клиническими проявлениями. Данную стадию заболевания выделяют не часто. Две вышеуказанные стадии наиболее характерны для целого ряда заболеваний, таких, как атеросклероз, онкологические заболевания. Атеросклеротические изменения сосудов нарастают в течение многих лет, не проявляясь клинически вследствие компенсации за счет развития коллатерального кровообращения и расширения просвета сосудов. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Это могут быть инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность, а также внезапная смерть по этим причинам;
— период развернутых клинико-анатомических проявлений. Эту стадию болезни часто называют «манифестной» (от лат. «manifestatio» — обнаружение, проявление). На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей, а, следовательно, и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться реконвалесценцией (от лат. «re» — вновь + «convalescere» — поправляться, выздоравливать), смертью или переходом болезни в хроническую форму. При выздоровлении организм леченный или нелеченный (с помощью собственных защитных сил) ликвидирует возникшие патологические изменения. Часто при протекании заболевания возникают характерные для него осложнения (например перфорация и кровотечение при язвенной болезни).
Для многих заболеваний является характерным чередование нескольких стадий:
— затухания заболевания, или ремиссии (от лат. «remissio»- понижение, уменьшение, т. е. временное ослабление проявлений болезни);
— обострения, или рецидива (от лат. «recidivus» — возвращающийся) — возврат болезни после кажущегося полного выздоровления или наступающий на фоне относительного клинического благополучия.

5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний Анамнез (от греч. «anamnesis» — припоминание) — сведения, полученные от больного или лиц, его окружающих, о самом больном и развитии его болезни.
Различают анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни (anamnesis vitae). Сбор анамнеза осуществляют путем опроса больного или его родственников, знакомых (в случае невозможности получения информации от самого больного). Знание анамнеза помогает правильно поставить диагноз и своевременно назначить необходимое лечение.
Диагноз (от греч. «diagnosis» — распознавание, определение) — определение характера и существа болезни на основании исследования больного. Медицинское заключение (диагноз) выдается на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или причину смерти.
Клинический диагноз записывается в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного и является основанием для проводимого лечения. Формулировка диагноза может быть сложной и состоять из названий основного заболевания, осложнений и сопутствующей патологии.
Основное заболевание — это то, с чем обратился больной за помощью. Его название должно соответствовать общепринятой действующей классификации данной нозологии. Осложнение — это вторично возникшая и патогенетически связанная с основным заболеванием патология. Сопутствующие заболевания патогенетически не связаны с основным и уже имеются в анамнезе у данного конкретного больного.
На этапах поступления больного, углубленного клинического, инструментального и лабораторного обследований и при выписке после лечения (смерти) формулировка диагноза может меняться (уточняться). В связи с этим различают предварительный, клинический и окончательный диагнозы.
Окончательный диагноз является неизменяемым, а его расхождение с патологоанатомическим диагнозом может стать предметом юридического рассмотрения.
Лечение (от греч. «therapeie» — лечение) — это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия — это раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней. Основными методами терапии являются так называемое консервативное лечение, хирургическая операция или их сочетание. Под консервативным лечением понимают все способы, противопоставляемые оперативному вмешательству.
Профилактика (от греч. «prophylaktikos» — предохранительный) — мероприятия, предупреждающие внутренние болезни — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.

Источник