Программы и проекты дети с синдромом дауна
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»
ПРОЕКТ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».
г. Нижневартовск 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы……………………………………
- Обоснование и социальная значимость…………………………
- Цели и задачи………………………………………………………
- Концептуальный подход…………………………………………
- Принципы реализации подпрограммы………………………….
- Механизм реализации подпрограммы…………………………..
- Разделы реализации подпрограммы……………………………..
- Список используемой литературы……………………………….
- Приложения………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы | Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится» |
Юридический адрес учреждения | Ул. Интернациональная, 24А г.Нижневартовск ХМАО |
Форма проведения | Стационар |
Целевая группа | Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 9-ти лет |
Место проведения | КУ «Детский дом «Аистенок» |
Нормативно-правовая база |
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
|
Структура программы «У нас все получится» | |
Цель проекта | работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни. |
Задачи | 1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка. 2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы. 3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение). 4.Развивать общую и мелкую моторику. 5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения. 6.Стимулировать речевую активность. 7.Развивать личностные качества ребенка. 8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении. 9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова). 10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей. |
Принципы разработки и реализации программы |
|
Разделы программы | Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность |
Разработчик | Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г. |
Источники финансирования | Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения |
Ожидаемые результаты | Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
- Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
- Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
- Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни — от однословных фраз к предложениям, а другие — от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
- Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
- Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Программы развития детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от 0 до 4 лет, при условии, что ребенок растет в семье. Но дети с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях домашнего воспитания и обучения.
Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна была разработана подпрограмма «У нас все получится»».
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет
ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся возможностей и состояния здоровья.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.
Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России
В программе «У нас все получится» не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и решения трудностей.
Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом и психологом корректируют работу группы и развитие детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Принцип индивидуальности
- Принцип коллективной творческой деятельности
- Принцип комплексности
- Принцип сотрудничества
- Принцип добровольности и равноправия
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:
- Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
- Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
- Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
- Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
- Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
- Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Основные задачи.
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.
Предполагается, что каждый ребенок сможет:
— самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;
— вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;
— расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;
— ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;
— начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
- Социализация:
- развитие игровой деятельности;
- участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
- формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
- Развитие речи:
- развивать понимание обращенной речи;
- учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
- учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением;
- стимулировать развитие активной речи:
- учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова, отдельные слова;
- произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
- учить отвечать на простые вопросы.
- Формирование элементарных математических представлений:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
- развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- увеличение объема памяти.
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
- обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
- Сенсорное воспитание:
- формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
- развивать пространственные представления;
- стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и
речевых звуках;
- учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.
Источник
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна
Разработана: учителем-дефектологом:
Семеновой Т.Н.
г. Урай, 2015г.
Актуальность
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.
Целевая аудитория
Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.
Научная обоснованность
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.
Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».
Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.
Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.
Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).
Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.
Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»
Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.
Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.
Цели программы
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
- Социализация детей с синдромом Дауна.
Задачи:
- Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
- Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
- Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
- Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
- Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
- Помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Основные этапы психолого-педагогической коррекции
— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.
Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.
Принципы построения индивидуальных программ
- Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
- Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
- Коррекционная направленность воспитательного процесса.
- Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.
Результат
В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.
Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе
Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.
Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
Период | Этап | Наименование этапа психолого-педагогической коррекции | Цели | Направление деятельности психолого-педагогической коррекции. | Сроки осуществления деятельности |
I. | 1. | Первичная диагностика | Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей. | Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна. | Сентябрь |
2. | Коррекционно-развивающий. | Усиление психологической активности. Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов |
| Октябрь — май | |
II. | |||||
3. | Вторичная диагностика. | Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции. | Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна. | Май — июнь |
Занятие. Умелые ручки
Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.
Задачи:
- Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
- Обучение действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением;
- Активизация сенсорной чувствительности;
- Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Вид занятия: развивающее.
Форма работы: индивидуальная.
Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.
План занятия:
Этапы занятия | Время |
| |
| |
|
Ход занятия:
- Вводный этап:
Ритуал приветствия «Хлопотушки»
Ход упражнения: в начале занятия специалист и ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»
Игра «Ручки»
Цель: формирование эмоционального и тактильного контакта со взрослым.
Ход игры:
Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.
- Основная часть:
Игра «Сенсорная Божья коровка»
Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)
Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок». Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».
Игра «Похлопаем в ладоши»
Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».
Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.
Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка к называнию и проговариванию ответов.
Игра «Каляки – маляки»
Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.
Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.
- Заключительный этап
- Ритуал прощания «Спасибо нам!»
Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».
Литература
- Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). ?