Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.
Эмоциональное выгорание — это состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.
Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:
- эмоциональную истощенность (наличие чувства
эмоциональной опустошенности и усталости от
работы); - деперсонализацию (циничное отношение к труду и
объектам своего труда); - редукцию профессиональных достижений
(возникновение у специалиста чувства
некомпетентности и осознание неуспеха в
выбранной профессии).
Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).
Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.
Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.
Задачи.
1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.
2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.
3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.
4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.
Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.
Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.
Используемые методы и методики.
- Методика диагностики уровня эмоционального
выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2). - Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3). - Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
Приложение 4). - Методика измерения уровня тревожности Дж.
Тейлора (см. Приложение 5). - Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.
Материально-техническое оснащение.
— Помещение не менее 18 м2.
— Столы и стулья из расчета на группу.
— Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).
— Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.
— Маркерная доска.
— Проектор.
— Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.
Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.
2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.
Тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.) | |||
1 | Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. | 1. Знакомство с понятием “эмоциональное выгорание” и основными теоретико-методологическими основами выделения его причин. 2. Самодиагностика: выявление уровня | 2 |
Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч). | |||
2 | Источники напряжения в профессиональной деятельности. | 1. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста. 2. Снятие напряжения за счет | 2 |
3 | Самооценка и уровень притязаний. | 1. Знакомство с понятием “самооценки”, “уровня притязаний” и их влиянием на успешность профессиональной деятельности педагога. 2. Самодиагностика 3. Выработка навыков повышения уровня | 2 |
4 | Коммуникативная компетентность | 1. Знакомство с понятием “общение”, структура общения, вербальное и невербальное общение. 2. Осознание своих 3. Выработка навыков эффективного общения в | 2 |
5 | Конструктивное поведение в конфликтах | 1. Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте. 2. Осознание своего поведения в 3. Формирование навыков консруктивного | 2 |
Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (10 ч.) | |||
6. | Методы профилактики СЭВ | 1. Знакомство с теоретико-методологическими основами психопрофилактики “эмоционального выгорания”. 2. | 1 |
7. | Целеполагание | 1.Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей. 2. Помощь в | 2 |
8. | Тайм-менеджмент | 1. Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. 2. 3. Выработка навыков эффективного планирования | 2 |
9. | Аутогенная тренировка и саморегуляция | 1. Понятие “аутогенной тренировки”, “саморегуляции” как средств снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности. 2. | 2 |
10. | Дыхательная и звуковая гимнастика. | 1. Знакомство педагогов с методом “дыхательной и звуковой гимнастики”. 2. | 2 |
11. | Обобщающее занятие | 1. Закрепить полученные знания. 2. | 1 |
Всего: | 20 ч. |
Библиографический список
1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.
3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.
5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.
6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.
10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.
11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.
12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.
14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.
15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.
16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.
17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.
18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.
19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.
22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.
23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.
25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.
Приложение
Источник
Программа
профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов
«Шаг навстречу здоровью»
Пояснительная записка
В связи с введением в современной системе школьного образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.
Актуальность
Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ).
Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.
Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.
Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.
Одним из таких способов является данная программа по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.
Цели и задачи программы
Цель:формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;
Обучить педагогов навыкам саморегуляции.
Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.
Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.
Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.
Вывести педагогов на позицию рефлексии;
Способствовать повышению работоспособности педагогов;
Методологический аспект
Основными принципами реализации данной программы являются:
1. Принцип осознанности педагогами данной проблемы;
2. Принцип добровольности и готовности участников к работе по
данной программе;
3. Принцип единства диагностики, профилактики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога;
4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Методы отслеживания эффективности программы,
данные об апробации программы.
Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Организационные условия
1. Психолог анализирует реальную ситуацию по результатам проведенных диагностик, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;
2. Обеспечение изолированности занятий;
3. Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за психологическим состоянием людей.
4. Оценка эмоционального состояния участников (использование цветового теста Люшера, методика цветописи Лутошкина);
5. Вселение уверенности участников в своих силах и в конечном результате.
Структура и содержание программы:
Адресная группа участников занятий:
МБОУ СОШ № 49 Г. Ижевска: педагоги, воспитатели ГПД, администрация школы.
Методы профилактической работы:
1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;
2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;
3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;
4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.
Предполагаемые результаты:
Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.
Повышение эффективности работы педагогического коллектива.
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.
Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:
Активная релаксация,
пассивная релаксация,
аутотренинг,
мобилизующее дыхание,
успокаивающее дыхание,
визуализация,
психофизическая тренировка,
формулы самовнушения,
телесно-ориентированная терапия,
кинезиология.
Психотерапевтические техники:
— музыкотерапия;
— релаксация;
— аутогенная тренировка;
— элементы кинезиологии — физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;
— элементы телесно-ориентированной терапии;
— цветотерапия;
— сказкотерапия;
Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел 1.
Представления об эмоциональном выгорании.
Основные задачи:
— информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;
— актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;
— обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.
Раздел 2.
Коммуникативная компетентность.
Основные задачи:
— информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);
— осознания своих коммуникативных особенностей;
— выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.
Раздел 3.
Конструктивное поведение в конфликтах.
Основные задачи:
— информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;
— осознание своего поведения в конфликте;
— формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.
Раздел 4.
Саморегуляция. Аутогенная тренировка.
Основные задачи:
— информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.
— актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;
— обучение основным приемам саморегуляции.
— информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
— освоение первой и второй ступеней АТ.
Раздел 5.
Целеполагание и управление своим временем.
Основные задачи:
— информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,
— анализ использования рабочего времени, его планирование;
— выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.
Каждый раздел включает в себя четыре занятия:
Теоретическое занятие
Два практических занятия с элементами тренинга
Практическое занятие в комнате психологической разгрузки
Программа рассчитана на два учебных года (2013 – 2014; 2014 – 2015).
Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.
Тематическое планирование практических занятий.
Раздел 1
Представления об эмоциональном выгорании.
№
занятия
в программе
№
занятия
в разделе
Тема занятия
Содержание
Дидактический материал, наглядные пособия,
технические средства
1
1
Что такое профессиональное выгорание
Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания
Проектор
2
2
Твоя стадия профессионального выгорания
Тренинг
—————
3
3
Способы профилактики профессионального выгорания
Тренинг
————
4
4
Мир твоих ощущений
Телесно – ориентирванная релаксация
Проектор, магнитофон
Раздел 2.
Коммуникативная компетентность.
5
1
Психологические типы людей
5 психологических типов, поведение
Проектор
6
2
Какое Ваше мнение?
Киноклуб
Проектор
7
3
Решение ситуативных задач
Тренинг
——————
8
4
Гармония души и тела
Телесно – ориентирванная релаксация
Проектор, магнитофон
Раздел 3.
Конструктивное поведение в конфликтах.
9
1
Конфликты
Типы конфликтов
Проектор
10
2
Как действовать
в конфликте
Киноклуб
Проектор
11
3
Способы разрешения конфликтов
Тренинг
————
12
4
Управление своими чувствами
в конфликте
Телесно – ориентирванная релаксация
Проектор, магнитофон
Раздел 4.
Саморегуляция. Аутогенная тренировка.
13
1
Саморегуляция
Виды и способы саморегуляции
Проектор
14
2
Как поступить?
Тренинг
————-
15
3
Решение ситуативных задач
Круглый стол
Проектор
16
4
Применение способов саморегуляции
Телесно – ориентирванная релаксация
Проектор, магнитофон
Раздел 5.
Целеполагание и управление своим временем.
17
1
Исскуство успевать
Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?
Проектор
18
2
Основы целеполагания
Долгосрочные и оперативные цели
—————
19
3
Мечты сбываются
Творческая работа
Проектор
20
4
Счастливые чувства
Телесно – ориентирванная релаксация
Проектор, музыка
Итого: 20
Аффирмация
краткая фраза,
содержащая вербальную формулу,
которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку
в подсознании человека,
способствуя улучшению
его психоэмоционального фона
и стимулируя положительные перемены
При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:
Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.
Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.
Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.
Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.
Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.
Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .
Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.
В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».
Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.
При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:
Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.
Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.
Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.
Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.
Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.
Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .
Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.
В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».
Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. «Я принимаю себя таким, какой я есть», здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.
Источник