Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания социальных
Обоснование программы.
В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
- компетентность;
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
- высокая мобильность;
- общительность,
- коммуникативные способности;
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы;
- умение управлять собственными эмоциями и поведением;
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.
Цели и задачи.
Цели программы:
- повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
- провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
- оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
- создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
- обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
- развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
- способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
- повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Содержание проекта.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Целевые группы:
- Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
- Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
- Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.
Методы реализации.
Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек
Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.
Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.
Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
- повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
- развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
- стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
- снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.
Мониторинг и оценка результатов.
Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.
Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.
Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:
- решение индивидуальных проблем участников групп;
- оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
- снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
- овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
- проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.
Структура программы.
Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.
Основные темы встреч (тренингов):
- «Самая обаятельная и привлекательная»
- «Великолепная семерка»
- «Рожденная для счастья»
- «Кто он — гений общения?»
- «Его Величество Профессионал»
- «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
- «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).
Материальное обеспечение программы.
Для полноценного проведения занятий необходимы:
- просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
- релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
- гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
- канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
- яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.
Содержательные материалы
Источник
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.
Эмоциональное выгорание — это состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.
Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:
- эмоциональную истощенность (наличие чувства
эмоциональной опустошенности и усталости от
работы); - деперсонализацию (циничное отношение к труду и
объектам своего труда); - редукцию профессиональных достижений
(возникновение у специалиста чувства
некомпетентности и осознание неуспеха в
выбранной профессии).
Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).
Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.
Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.
Задачи.
1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.
2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.
3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.
4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.
Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.
Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.
Используемые методы и методики.
- Методика диагностики уровня эмоционального
выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2). - Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3). - Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
Приложение 4). - Методика измерения уровня тревожности Дж.
Тейлора (см. Приложение 5). - Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.
Материально-техническое оснащение.
— Помещение не менее 18 м2.
— Столы и стулья из расчета на группу.
— Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).
— Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.
— Маркерная доска.
— Проектор.
— Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.
Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.
2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.
Тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.) | |||
1 | Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. | 1. Знакомство с понятием “эмоциональное выгорание” и основными теоретико-методологическими основами выделения его причин. 2. Самодиагностика: выявление уровня | 2 |
Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч). | |||
2 | Источники напряжения в профессиональной деятельности. | 1. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста. 2. Снятие напряжения за счет | 2 |
3 | Самооценка и уровень притязаний. | 1. Знакомство с понятием “самооценки”, “уровня притязаний” и их влиянием на успешность профессиональной деятельности педагога. 2. Самодиагностика 3. Выработка навыков повышения уровня | 2 |
4 | Коммуникативная компетентность | 1. Знакомство с понятием “общение”, структура общения, вербальное и невербальное общение. 2. Осознание своих 3. Выработка навыков эффективного общения в | 2 |
5 | Конструктивное поведение в конфликтах | 1. Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте. 2. Осознание своего поведения в 3. Формирование навыков консруктивного | 2 |
Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (10 ч.) | |||
6. | Методы профилактики СЭВ | 1. Знакомство с теоретико-методологическими основами психопрофилактики “эмоционального выгорания”. 2. | 1 |
7. | Целеполагание | 1.Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей. 2. Помощь в | 2 |
8. | Тайм-менеджмент | 1. Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. 2. 3. Выработка навыков эффективного планирования | 2 |
9. | Аутогенная тренировка и саморегуляция | 1. Понятие “аутогенной тренировки”, “саморегуляции” как средств снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности. 2. | 2 |
10. | Дыхательная и звуковая гимнастика. | 1. Знакомство педагогов с методом “дыхательной и звуковой гимнастики”. 2. | 2 |
11. | Обобщающее занятие | 1. Закрепить полученные знания. 2. | 1 |
Всего: | 20 ч. |
Библиографический список
1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.
3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.
5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.
6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.
10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.
11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.
12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.
14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.
15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.
16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.
17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.
18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.
19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.
22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.
23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.
25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.
Приложение
Источник