Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания социальных

Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания социальных thumbnail

Обоснование программы.

В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:

  • компетентность;
  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
  • высокая мобильность;
  • общительность,
  • коммуникативные способности;
  • самостоятельность,
  • стремление опираться на собственные силы;
  • умение управлять собственными эмоциями и поведением;
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.

Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.

Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.

Цели и задачи.

Цели программы:

  • повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
  • провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
  • оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
  • создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
  • обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
  • развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
  • способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Содержание проекта.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Целевые группы:

  1. Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
  2. Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
  3. Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.

Методы реализации.

Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек

Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.

Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.

Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.

Ожидаемый результат.

В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:

  • повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
  • снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Мониторинг и оценка результатов.

Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.

Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.

Читайте также:  Скачать бесплатно без регистрации книгу синдром петрушки

Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:

  • решение индивидуальных проблем участников групп;
  • оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
  • снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
  • овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
  • проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.

Структура программы.

Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.

Основные темы встреч (тренингов):

  • «Самая обаятельная и привлекательная»
  • «Великолепная семерка»
  • «Рожденная для счастья»
  • «Кто он — гений общения?»
  • «Его Величество Профессионал»
  • «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
  • «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).

Материальное обеспечение программы.

Для полноценного проведения занятий необходимы:

  • просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
  • релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
  • гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
  • канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
  • яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.

Содержательные материалы

Источник

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.

Эмоциональное выгораниеэто состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.

Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (наличие чувства
    эмоциональной опустошенности и усталости от
    работы);
  • деперсонализацию (циничное отношение к труду и
    объектам своего труда);
  • редукцию профессиональных достижений
    (возникновение у специалиста чувства
    некомпетентности и осознание неуспеха в
    выбранной профессии).

Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).

Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.

Читайте также:  Синдромы уходов и бродяжничества характерны для детей

Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.

Задачи.

1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.

2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.

3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.

4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.

Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.

Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.

Используемые методы и методики.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального
    выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
  2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
    К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
  3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
    нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
    Приложение 4).
  4. Методика измерения уровня тревожности Дж.
    Тейлора (см. Приложение 5).
  5. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.

Материально-техническое оснащение.

— Помещение не менее 18 м2.

— Столы и стулья из расчета на группу.

— Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).

— Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.

— Маркерная доска.

— Проектор.

— Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.

Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.

2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.

3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.

4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.

Тематическое планирование

№ ппТема занятияЦель занятияКол-во часов
1234
Психологические аспекты
и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.)
1Эмоциональное выгорание:
методологические основы, причины.
1. Знакомство с понятием
“эмоциональное выгорание” и основными
теоретико-методологическими основами выделения
его причин.

2. Самодиагностика: выявление уровня
СЭВ у педагогов.

2
Влияние личностных
особенностей педагога на процесс эмоционального
выгорания (8 ч).
2Источники напряжения в
профессиональной деятельности.
1. Анализ собственных источников
негативных переживаний на работе, выявление
ресурсов профессиональной деятельности,
направлений роста.

2. Снятие напряжения за счет
высказывания накопившихся негативных эмоций,
получение психологической поддержки.

2
3Самооценка и уровень притязаний.1. Знакомство с понятием
“самооценки”, “уровня притязаний” и их
влиянием на успешность профессиональной
деятельности педагога.

2. Самодиагностика
уровня самооценки и уровня притязаний.

3. Выработка навыков повышения уровня
самооценки. Осознание своих личностных
особенностей с точки зрения того, какие
возможности они открывают в профессиональной
деятельности и какие накладывают ограничения.

2
4Коммуникативная компетентность1. Знакомство с понятием
“общение”, структура общения, вербальное и
невербальное общение.

2. Осознание своих
коммуникативных особенностей.

3. Выработка навыков эффективного общения в
различных сферах своей деятельности.

2
5Конструктивное поведение в
конфликтах
1. Информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах,
механизмам возникновения и конструктивных/
неконстуктивных стратегиях поведения в
конфликте.

2. Осознание своего поведения в
конфликте.

3. Формирование навыков консруктивного
поведения в конфликтах.

2
Методы
психопрофилактики эмоционального выгорания
педагогов (10 ч.)
6.Методы профилактики СЭВ1. Знакомство с
теоретико-методологическими основами
психопрофилактики “эмоционального выгорания”.

2.
Знакомство с методами психопрофилактики
эмоционального выгорания у педагогов.

1
7.Целеполагание1.Помощь в осознание своих
жизненных и профессиональных целей.

2. Помощь в
осознании своих ценностных ориентаций и личных
приоритетов.

2
8.Тайм-менеджмент1. Информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с
основными правилами планирования времени.

2.
Анализ использования рабочего времени, его
планирование.

3. Выработка навыков эффективного планирования
и контроля своего времени.

2
9.Аутогенная тренировка и
саморегуляция
1. Понятие “аутогенной
тренировки”, “саморегуляции” как средств
снятия эмоционального напряжения и физической
усталости, улучшения самочувствия, повышения
работоспособности и творческой активности.

2.
Освоение методов предотвращения состояния
стресса. Приобретение навыков и умений
эмоциональной устойчивости.

2
10.Дыхательная и звуковая
гимнастика.
1. Знакомство педагогов с методом
“дыхательной и звуковой гимнастики”.

2.
Обучение основным приемам дыхательной и
звуковой гимнастики.

2
11.Обобщающее занятие1. Закрепить полученные знания.

2.
Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у
педагогов.

1
Всего: 20 ч.
Читайте также:  Синдром кавасаки у детей что это такое

Библиографический список

1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.

4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.

5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.

6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.

9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.

10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.

11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.

12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.

13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.

14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.

15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.

16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.

18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.

19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.

22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.

23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.

25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.

Приложение

Источник