Программа логопедической работы с детьми с синдромом дауна

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно — развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно — развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно — развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник

Коррекционно-развивающая  программа для детей с синдромом Дауна

Разработана: учителем-дефектологом:

Семеновой Т.Н.

г. Урай, 2015г.                                                         

Актуальность

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

 На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

 Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

Целевая аудитория

Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.

Научная обоснованность

Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия  Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.

Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».  

Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.

Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).

Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.

Цели программы

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
  3. Социализация детей с синдромом Дауна.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
  2. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
  3. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
  4. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
  5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
  6. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.

Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Принципы построения индивидуальных программ

  • Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
  • Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Коррекционная направленность воспитательного процесса.
  • Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.

Результат

В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.

Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе

Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

Период

Этап

Наименование этапа психолого-педагогической коррекции

Цели

Направление деятельности психолого-педагогической коррекции.

Сроки осуществления деятельности

I.

1.

Первичная диагностика

Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей.

Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего  маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна.

Сентябрь

2.

Коррекционно-развивающий.

Усиление психологической активности.

Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов

  • РРазвитие познавательной сферы.
  • РРазвитие социально-эмоциональной сферы.
  • РРечевое развитие.
  • ММоторное развитие.

Октябрь — май

II.

3.

Вторичная диагностика.

Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции.

Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Май — июнь

Занятие. Умелые ручки

Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.

Задачи:

  • Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
  • Обучение действиям с игрушками в соответствии с  их функциональным назначением;
  • Активизация сенсорной чувствительности;
  • Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Вид занятия: развивающее.

Форма работы: индивидуальная.

Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.

План занятия:

Этапы занятия

Время

  1. Вводный этап
  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение на контактность
  1. Основная часть
  1. Упражнение на развитие познавательной сферы
  2. Упражнение на социально-эмоциональное развитие
  3. Упражнение на речевое развитие
  1. Заключительный этап
  1. Ритуал прощания

Ход занятия:

  1. Вводный этап:

Ритуал приветствия «Хлопотушки»

Ход упражнения: в начале занятия специалист и  ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»

Игра «Ручки»

Цель: формирование   эмоционального  и тактильного  контакта   со  взрослым.

Ход игры:

Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.

  1. Основная часть:

Игра «Сенсорная Божья коровка»

Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)

Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с  неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и  рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок».  Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».

Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».

Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка  к называнию и проговариванию ответов.

Игра «Каляки – маляки»

Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.

  1. Заключительный этап
  2. Ритуал прощания «Спасибо нам!»

Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка  и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».

Литература

  1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  3. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
  7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — Спб.: КАРО, 2005.
  9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  11. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
  12. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  14. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. — Москва, 2008.
  15. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Источник