Профилактика синдрома проф выгорания тренинг

Профилактика синдрома проф выгорания тренинг thumbnail

Елена Белоусова
Тренинг «Профессиональное выгорание»

Тренинг «Профессиональное выгорание»

Участники: педагоги МАДОУ

Ведущая: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Гусельки» Белоусова Е. С.

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

— Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.

— Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.

— Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

— Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.

— Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Ход тренинга:

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Анкетирование для оценки синдрома эмоционального выгорания (приложение 1)

Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т. д.).

— Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

• предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

• отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

• недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

• невозможность влиять на принятие важных решений

• необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)

• работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)

• отсутствие каких – либо интересов вне работы

• переживание несправедливости

• неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

Читайте также:  Синдром сахарного диабета 1 типа

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

— «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» — предполагали студенты.

— Я и сам не знаю, — продолжил профессор, — чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

— Ничего, — ответили студенты.

— Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? — снова спросил профессор.

— У вас заболит рука, — ответил один из студентов.

— Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

— Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, — сказал студент под всеобщий смех аудитории.

— Очень хорошо, — невозмутимо продолжал профессор, — однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?

— Нет, — был ответ. — Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

— Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? — Спросил профессор.

— Опустить стакан, — последовал ответ из аудитории.

— Вот, — воскликнул профессор, — точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут — это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Рефлексия.

Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы). Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения). Я благодарю всех участников за внимание и участие в тренинге.

Практическая часть “Осваиваем саморегуляцию”

Упражнение “Самоанализ” (раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием

Упражнение “Улыбка”

Читайте также:  Синдром боли в области сердца и грудной клетки

Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

Упражнение “Мышечная энергия”

Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Упражнение “Маска гнева”

Алгоритм релаксации мышц может быть следующим.

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

Упражнение “Отдых”

Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Мобилизующие силы”

Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох. Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания, затем — фаза выдоха.

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки

Упражнение “Похвалилки”

Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.

Упражнение: “Телеграмма”

Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух

Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими

Если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

— Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

-Большое вам спасибо за участие в тренинге! (высказать своё мнение). На этом наш тренинг закончен. И в заключении я вам желаю удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких.

Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов.

Улыбнитесь друг другу!

И в подарок каждый участник тренинга получает буклет “Психотехнические приемы саморегуляции”

Читайте также:  Синдром гипервозбудимости у детей мкб 10 код

Список литературы:

1. Агеева И. А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб. : Речь, 2007. 208с.

2. Анн Л. Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб. : Питер, 2008. 272 с. : ил.

3. Антонов В. В., Вавер Г. Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л. : Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.

4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.

5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Издательство “Речь”, 2007.224 с. : ил.

6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

Источник

Инфоурок

Классному руководителю
›Конспекты›Семинар-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Памятки .docx

Выбранный для просмотра документ Профессиональное выгорание.docx

Выбранный для просмотра документ синдром выгорания.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Описание слайда:

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

2 слайд

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического

Описание слайда:

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

3 слайд

Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам,

Описание слайда:

Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

4 слайд

Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депресс

Описание слайда:

Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

5 слайд

Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее

Описание слайда:

Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; учитель постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; чувство бесполезности, безразличие к результатам; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

6 слайд

Учитель, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероят

Описание слайда:

Учитель, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

7 слайд

Профилактика синдрома профессионального выгорания Саморегуляция – это управле

Описание слайда:

Профилактика синдрома профессионального выгорания Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

8 слайд

Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; р

Описание слайда:

Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так

9 слайд

Общайтесь вне работы; поищите хобби или интересы, которые могут вас объединит

Описание слайда:

Общайтесь вне работы; поищите хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.

10 слайд

Занимайтесь спортом

Описание слайда:

Занимайтесь спортом

11 слайд

Используйте свой законный отпуск по назначению

Описание слайда:

Используйте свой законный отпуск по назначению

12 слайд

Планируйте время и не берите работу на дом.

Описание слайда:

Планируйте время и не берите работу на дом.

13 слайд

Попробуйте относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь де

Описание слайда:

Попробуйте относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

14 слайд

Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

Описание слайда:

Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

15 слайд

Помните: Работа - это всего лишь часть жизни!

Описание слайда:

Помните: Работа — это всего лишь часть жизни!

Выберите книгу со скидкой:

Профилактика синдрома проф выгорания тренинг

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Профилактика синдрома проф выгорания тренинг

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома проф выгорания тренинг

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома проф выгорания тренинг

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Оставьте свой комментарий

Источник