Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов доу
Елена Шабловская
Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум
Приветствие:
Добрый день, уважаемые коллеги!
— Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Способность расслабляться по своему желанию – это очень важное умение, которым должен обладать каждый. Жизнь в современном мире очень напряженная и стрессовая, как умственно, так и физически.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с некоторыми технологиями здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Эти оздоровительные методы и приемы, позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.
«Здравствуй, друг!»
И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.
Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга»
Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).
Теперь нам хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать.
вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И. П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И. П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
Управление дыханием — навык, необходимый, для того чтобы успокоиться и расслабиться.
Упражнение «Вверх по радуге»
Предлагаю вам закрыть глаза и сделать глубокий вдох представить, что с этим вдохом взбираются вверх по радуге. А, выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Выполняйте это упражнение по несколько минут, и вы почувствуете себя свободным.
Мышечная релаксация – самая простая техника, из которой возникло множество более сложных методик расслабления, Она базируется на том, что после сильного напряжения мышца автоматически расслабляется. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).
(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая!Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.
Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам, светится всегда и везде, уважаемые коллеги.И не забывайте:
1. Необходимо уделять определенное время работе, определенное время досугу.
2. Занимайтесь теми видами физической нагрузки, которая приносит удовольствие – прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т. п., в противном случае, они начнут восприниматься как скучные, малоприятные и начнутся всевозможные попытки их избежать.
3. Полноценный сон, длится в среднем 8-9 часов. Недостаток ночного отдыха может усугубить и без того напряженное состояние.
4. Нужно поддерживать приятную обстановку на рабочем месте.
5. Нужно разделять ответственность и научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.
6. Нужно иметь хобби. Человек должен знать, что интересы помимо работы, позволяют снизить напряжение. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например живопись, скульптуры. Экстремальные увлечения повышают эмоциональное напряжение человека, хотя некоторым людям такая смена обстановки идет на пользу.
Рефлексия тренинга
Спасибо за внимание, удачного всем дня!
Источник
Лариса Михеева
Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»
Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует этого вдвойне.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
Причины возникновения стресса:
-Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями.
-Постоянный контроль ситуации.
-Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность.
-Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе.
-Неуверенность в своих силах.
-Неожиданно возникающие конфликтные ситуации.
-Социально-экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.
-Низкая заработная плата.
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания.
Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания».
Цель: Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания.
Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
1. После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать? ___
2. Вы часто недовольны собой? ___
3. Возникает ли у Вас чувство повышенной ответственности? ___
4. Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии? ___
5. Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение? ___
6. Вы жалуетесь на плохой сон? ___
7. Чувствуете ли Вы нехватку времени? ___
8. Вы часто жалуетесь на упадок физических сил? ___
9. У Вас возникает ощущение, что «загнаны в клетку»? ___
10. У Вас возникает ощущение, что все предопределено? ___
Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания, 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания воспитателей ДОУ, необходимо определить уровня стрессоустойчивости.
Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости».
Цель: Определение уровня стрессоустойчивости. Развитие навыков самоанализа, рефлексии.
Инструкция: дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.
1. Вы часто чувствуете усталость? ___
2. Раздражаетесь ли Вы по мелочам? ___
3. Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? ___
4. Вы ощущаете, что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль? ___
5. У Вас болит голова из-за конфликтов в семье? ___
6. Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?___
7. Вам иногда хочется плакать? ___
8. У Вас бывает аллергическое проявление? Они случаются при сильном эмоциональном проявлении? ___
9. Приходилось ли Вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий? ___
10. Вам часто кажется, что затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих? ___
Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ, необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости. Для этого я вам предлагаю выполнить несколько практических упражнений.
Качества, помогающие воспитателю избежать эмоциональное выгорание.
Во-первых:
-хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
-высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
-опыт успешного преодоления профессионального стресса;
-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
-высокая мобильность;
-открытость;
-общительность;
-самостоятельность;
-стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
-способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Способы преодоления стресса:
— Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки).
— Соблюдение режима.
— Сбалансированное питание.
— Посильные физические нагрузки.
— Общение с природой.
— Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета, аромотерапия.
— Массаж.
— Дыхательная гимнастика.
— Юмор, смех.
— Хобби, домашний уют.
— Повышение заработной платы.
Способы профилактики эмоционального выгорания,
связанные с воздействием слова.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
1. Самоприказы — это короткое, отрывистое распоряжение,сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.
2. Самовнушение — помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель,а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я спокойна в любых обстоятельствах», «Я владею собой».
3. Самоодобрение. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
Фототерапия. Для снятия стресса, эмоционального выгорания часто используют фототерапию — рассматривание фотографий под музыку.
Релаксация по Джекобсону.
На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы:
1. Пальцы ног.
2. Стопы.
3. Икроножные мышцы.
4. Мышцы бедра.
5. Ягодичные мышцы.
6. Живот.
7. Мышцы спины.
8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать).
9. Предплечье напрячь, расслабить.
10. Трицепсы, бицепсы.
11. Мышцы груди.
12. Мышцы шеи.
Упражнения для лица:
— маска удивления — поднять высоко брови;
— маска гнева — нахмурить брови;
— маска поцелуя — сомкнуть губы, как для поцелуя;
— маска смеха — улыбка «Буратино»;
— маска недовольства — сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта, сильно зажмурьтесь и откройте глаза, напрягите и расслабьте нос.
Некоторые правила профилактики эмоционального выгорания:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
10. Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.
11. Возьмите «тайм-аутов» (отдых от работы).
12. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).
Для создания позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия – используют аффирмации — позитивные утверждения. Много интересных аффирмаций есть у Луизы Хей.Хотелось бы присоединиться к ней и пожелать:
Когда от боли капает слеза,
Когда от страха сердце бьется,
Когда от света прячется душа,
Когда от горя жизнь вся рвется.
Ты посиди тихонько в тишине,
Закрой глаза, и понимая, что устала.
Сама себе скажи наедине:
«Я буду счастлива, во чтобы то не стало»!
Не забывайте дорогие воспитатели ДОУ: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой!
Источник
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ
(сообщение из опыта работы)
Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответственность за благополучие воспитанников, серьезные нововведения в системе дошкольного образования – все эти факторы могут стать потенциальными причинами возникновения нервно-психического напряжения и, как следствие, синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Важно отметить, что синдром эмоционального выгорания – это своеобразный механизм психологической защиты нашего организма от психотравмирующих обстоятельств. Среди основных симптомов СЭВ можно выделить: эмоциональное и умственное истощение, хроническая усталость, личная отстраненность и снижение удовлетворения от исполнения работы, преобладание учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми. Стоит ли говорить, что при формировании СЭВ у педагога ДОУ страдают все участники образовательного процесса. Дети не получают необходимого количества эмоционального тепла, поскольку педагог переходит на режим экономии эмоций; родителям сложно становится найти контакт с педагогом в силу его хронической усталости и апатии, администрация несет ответственность за снижение качества процесса обучения и воспитания детей; но самый серьезный урон наносится, конечно же, педагогу.
Вот почему такой важной становится превентивная работа педагога-психолога с педагогическим коллективом по профилактике синдрома эмоционального выгорания, основной целью которой является – формирование адаптивной модели реагирования на стрессогенные факторы.
В связи с этим хотелось бы поделиться собственным опытом работы в названном направлении. Был разработан комплекс практикоориентированных занятий для педагогического состава, где в качестве основных направлений были выделены:
— самопознание педагогов,
— сплочение коллектива,
— осознание социальной значимости выбранной профессии,
— формирование чувства личной причастности к образовательному процессу,
— снятие психоэмоционального напряжения.
Данный комплекс состоит из следующих блоков:
- Психодиагностический,
- Тимбилдинг,
- Ознакомления и осознания специфики профессиональной деятельности в ДОУ, а именно взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией.
В данной статье хотела бы представить вашему вниманию первое занятие из данного комплекса, в рамках которого проводятся следующие упражнения.
Упражнение 1. «Сказочный герой»
Цель – привлечение внимания к личностным особенностям коллег, сплочение коллектива, самопознание, рефлексия.
Процедура: участникам, стоящим в кругу, предлагается назвать какого-нибудь сказочного героя, с которым они себя ассоциируют. Психологу важно следить за экологичностью проводимого упражнения.
Упражнение 2. «Давайте говорить друг другу комплименты».
Цель – социометрия, сплочение коллектива, визуализация имеющихся межличностных связей, проговаривание способов их укрепления.
Процедура: участникам дается клубок шерстяных ниток и предлагается, намотав нить на палец, бросить клубок другому участника, сказав ему комплимент. Таким образом, все участники встречи оказываются связаны единой нитью. Важно проговорить в этот момент позитивные методы поддержания этих связей.
Упражнение 3. «Комплимент без слов».
Цель – сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы.
Процедура: участникам предлагается, стоя в двух кругах друг напротив друга, высказать комплимент жестами и мимикой. Объясняется это тем, что ритм нашей жизни, занятость на работе не всегда позволяют остановиться и поговорить, а приятный комплимент без слов не займет много времени.
Упражнение 4. «Паутина».
Цель – сплочение коллектива, осознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.
Процедура: участникам предлагается, стоя в круге, вытянуть руки вперед и взять за руки двух людей. Затем необходимо полученную паутину распутать, не отпуская рук.
Упражнение 5. «Общий рисунок детского сада».
Цель – осознание важности вклада каждого в образовательный процесс.
Процедура: на листе ватмана нарисовано здание детского сада. Участникам предлагается дорисовать его, украсить, добавить своих деталей.
Упражнение 6. Визуализация «Человек в пустыне».
Цель – снятие психоэмоционального напряжения, самопознание, рефлексия.
Процедура: участникам предлагается занять удобное положение, расслабиться и представлять те образы, которые будут названы. Затем дается краткая интерпретация визуализаций.
Источник