Профилактика синдрома эмоционального выгорания эссе

Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:

  • Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
  • Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
  • Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
  • Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
  • Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
  • Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.

Общие рекомендации

Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.

Способы профилактики:

Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.

Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.

Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.

Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.

Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.

Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.

Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.

Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.

Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.

Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.

Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.

Черты личности, которые препятствуют выгоранию

Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.

Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.

Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.

Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».

Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.

Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.

Упражнения для профилактики

Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.

Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.

Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:

Упражнение «Круг субличностей»:

  • Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
  • На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
  • Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
  • Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
  • Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
  • Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.

Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.

Упражнение «Негативная субличность»:

Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.

Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.

Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.

Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.

Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию

Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:

  • Сила интеллекта может ослабить и нейтрализовать неприятные эмоции и жизненные события. Позитивное мышление всегда лучше, чем негативное. Всегда помните, что у стороны две медали – ищите позитивные стороны даже у наиболее неприятных событий. Подумайте, какие вы сможете получить выгоды, если завтра вас уволят?
  • Припишите себе девиз: «Сейчас хорошо. Все, что происходит вокруг, делает меня сильнее.
  • Неблагоприятные события жизни – это всегда временное явление. Подчините эти события себе и постарайтесь их перевернуть в позитивную сторону.
  • Люди часто помнят о своих недостатках, забывая о достижениях. Ежедневно напоминайте себе о том, в чем вы сильны, что вы делаете лучше других.
  • Вместо того, чтобы «пережевывать» негативные ситуации и эмоции, проанализируйте их – выясните причину, почему это произошло, какими последствиями это грозит. Всегда ищите как можно больше путей выхода.
  • Конфликт решается сразу после его появления.
  • Общайтесь с людьми, которые вам приятны.
  • Любой человек, независимо от своих политических взглядов, внешнего вида, предпочтений в музыке или спорте имеет право. Он может спокойно проявлять свою индивидуальность. Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.
  • Вы имеете право на ошибку. Любой человек имеет право на ошибку. Ошибаться – это нормально. Ошибаться – значит что-то делать. Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.

Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya

Источник

Бобылева Татьяна Юрьевна

педагог-психолог

ГБОУ СОШ №1934 Российско-Словацкой дружбы

     Эссе «Плата за сочувствие или Фениксы»: Профессиональное эмоциональное выгорание – как с ним бороться

     Одиннадцатиклассники взахлеб рассказали о книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Из охов–ахов поняла, что молодой учитель влюбился в девятиклассницу – ох, что он повел учеников в поход – ах, что в прокат выходит одноименный фильм, который  стал победителем на 24 «Кинотавре» в Сочи. Ох-хо-хо! Надо прочитать, посмотреть, обсудить. Из его величества Интернета скачала в электронную книгу роман и прочитала: «Плохие книги пишутся для всех, хорошие – для немногих. Алексей Иванов, молодой музейный работник из Перми, сумел написать замечательную книгу для многих. Это смешная и бесконечно печальная книга».

     Неоднозначное впечатление у меня о Служкине, учителе географии! Читала роман и чертыхалась: «Ишь ты, герой нашего времени!»  Потом загрустила, потому что мои одиннадцатиклассники, чистенькие, причесанные, из благополучных семей, читали про это. Осталось дать определение, что такое «про это». Не сразу пришло понимание, что книга об эмоциональном выгорании, профессиональной несостоятельности, одиночестве, нежелании с этим бороться, только заливать спиртным тлеющие угли останков человеческого счастья.

     В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие». Возвращаясь к роману А. Иванова «Геораф глобус пропил». Виктор Служкин сочувствовал многим: своим бывшим одноклассникам, жене, другу, молоденьким учительницам, в которых чего-то не хватает —  им только руку хочется пожать, пятилетней дочке в чужом платье, мальчишкам-двоечникам – всем сочувствовал и… выгорел, совсем выгорел. Почему? Накопились отрицательные эмоции без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Это привело к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов Служкина как человека и как учителя. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Удачная метафора! Служкин, школьный географ, эмоционально выгорел и смердел алкогольным перегаром.

     Какова расплата учителей общеобразовательных школ за сочувствие?

     Синдром профессионального выгорания у работающих с детьми развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; человек неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая

• возникают недоразумения с коллегами, выгорающий человек начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь к окружающим постепенно проявляется в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

     Наблюдаю за своими коллегами, удивляюсь, ужасаюсь и.., приговором звучит вопрос: «Выгорание?»

     Учительница русского языка и литературы, с нотками горечи в голосе, говорит о том, что она уже много лет кроме программных школьных произведений ничего не читает, в

театр не ходит – времени катастрофически не хватает. Утверждает, что вся без остатка растворилась в работе: благо сын вырос, живет самостоятельно.

   «Математика – трудный предмет, — соглашается учительница с пятилетним стажем, — я так стараюсь, пляшу около доски, а эти тупицы ничего не хотят делать… или не могут. Но ведь это 7 класс общеобразовательной,  а не коррекционной школы!»

     «У них словарный запас русских слов маленький, что говорить про иностранный! – сокрушается потомственная учительница английского языка, — никакой отдачи в работе. 5 класс – а проблем..!»

     «Я – настоящий учитель! – иронизирует учитель истории. – По мнению главы Департамента образования Москвы Исаака Калины, настоящий учитель, придя домой, первым делом включает не чайник, а компьютер. Я так и делаю! Домашние мне всегда «мешают». Я от них сначала тихонечко отмахивалась, теперь меня не трогают: муж сам по себе, дочь-подросток как неприкаянная. Они разговаривают со мной вполголоса (как с больной), телевизор делают тише, когда я захожу к ним в комнату, но меня все равно всё отвлекает от работы, всё травмирует».

   «Я посчитала, — констатирует молодая учительница, — мне не хватает 11 часов в сутках (24+11)». Уточняю, на что бы она их потратила? Оказывается, 5 – на сон, 3 – на тщательную проверку тетрадей , 3 часа – на общение с мужем и сынишкой.

     «Родительские собрания для меня – стресс, — делится классный руководитель с 25-летним стажем. – После общения с мамашками-папашками водочки или коньячку – это как правила техники безопасности». Виктор Служкин тоже расслаблялся при помощи бутылки.

     …Видимо, зацепил меня роман «Географ глобус пропил». О таком учителе, наверное, мечтает каждый школьник на определенном жизненном пути. И каждый родитель с содроганием думает, что не дай бог у ребенка будет такой учитель… Служкин… умный интеллигентный пьяница-учитель? Если бы книга была написана в 19 веке, главному герою могли дать множество определений: «маленький человек», «лишний человек», главная цель которого — не стать залогом чьего-нибудь счастья.

     Неужели школьные учителя могут дойти до состояния географ глобус пропил? Или они как сказочная птица феникс, сгорев дотла, смогут возродиться из пепла? Интернет пестрит комментариями к этой книги, одноименному фильму. Восторгов много! О чем поведал нам Алексей Иванов? Что перенес на экран режиссер Александр Велединский? Отвечу.

     Книга и фильм о жизни не сумевшего повзрослеть мужчины, а никак не учителя. И о жизни его полудиких учеников, до уровня которых он опускается во всём, благодаря всё той же инфантильности и безответственности – потрясающей безответственности в роли учителя! Служкин приобретает определённую популярность после похода и преодоления порогов – речных, но ученики не меняют своего неуважительного отношения к нему как человеку и педагогу, отказываются величать по имени отчеству, называя его просто

географ. «Географ» остался «географом». Это следует хотя бы из сговора «на равных» по поводу экзамена, из реплики ученика по поводу отсутствия Служкина в школе: «Опохмелиться денег нет, вот и болел». Неужели автора книги и режиссера фильма привлекает, прежде всего, духовное убожество людей со всеми вытекающими из этого жизненными ситуациями? А может быть, в школах действительно наступил кризис, и в учителя берут первого пришедшего с улицы?

     Ответила, называется! Вопросом на вопрос. Зато я знаю точно одно:  учителя – люди, которые горят, светят и греют, поэтому-то и выгорают. Смогут ли они самостоятельно восстановиться? По мнению Иоганна Генриха  Шульца, отца Аутогенной тренировки, человек многое может сделать САМ, не обращаясь к психологу.

Предлагаю формулы самовнушения:

     Я спокойна.

     Мое сердце бьется ровно, 65 ударов в минуту. Дыхание размеренное.

     Я легко владею собой. Управляю своими эмоциями.

     У меня отличное настроение! Мне спокойно и радостно.

     Я полна сил и энергии.

     Мне приятно общество людей.

     Я выполняю работу качественно, творчески, в сроки.

     Пока писала положительные утверждения, успокоилась и по поводу книги «Географ глобус пропил», и по поводу одноименного фильма. Даже поверила: у Служкина Виктора Сергеевича все образуется. Конечно, он не будет заниматься душевным культуризмом, но обязательно очеловечится. А уж учителя, которые горят, сгорая на работе, расплачиваясь за сочувствие! Они привыкли идти вперед, развиваться, заряжаясь детским оптимизмом. Учителя, обязательно, изучат способность феникса возрождаться из пепла. Сделают это сами или с помощью психологов, врачей, аутогенной тренировки, специальных методик – все по-разному. Станут стрессоустойчивыми, а это значит, повысится  качество работы и качество их жизни.

Источник