Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания у

Симптоматический комплекс, характеризующийся утратой интереса и активности к рабочей деятельности, называют синдромом эмоционального выгорания. При сильном напряжении человек чувствует сильную физическую или интеллектуальную усталость. В результате у пациента может наблюдаться снижение ответственности за выполнение рабочих обязательств и их качество.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Чтобы снизить вероятность развития синдром или бороться с уже появившимися последствиями чрезмерной нагрузки, рекомендуется выполнять следующие советы врачей:
- Практиковать релаксирующие методики, не откладывать положенный отпуск на более позднее время, организовывать развлекательный досуг
- Заняться тайм менеджментом: распределять время таким образом, чтобы выполнять рабочие обязанности и оставлять время на заслуженный отдых
- Деление обязанностей. Не рекомендуется все «взваливать» на собственные плечи, если существует возможность распределить часть задач на других людей
- Включить в недельный распорядок дня занятия в спортивной секции или посещать бассейн
- Уделять время на встречи с близкими друзьями, проводить совместные мероприятия с семьей
- Вспомнить о любимых хобби и занятиях
- Сделать себе подарок, пройтись по магазинам.
Если развивается синдром эмоционального выгорания, то негативным образом он воздействует не только на рабочий процесс, но и приводит к формированию стрессового состояния, ухудшается память и концентрация внимания. Когда человек запускает данное состояние, может развиваться длительная и устойчивая депрессия, головные боли различной интенсивности.
Синдром профессионального эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание может произойти у человека, работающего в любой отрасли: обслуживания, медицине, юриспруденции, строительстве. В действительности, специфика деятельности не является определяющим фактором при развитии болезни. Как правило, среди основной специфики можно выделить наличие постоянных стрессов, загруженность работника, возраст и физические особенности.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
У медицинского персонала синдром эмоционального выгорания встречается чаще всего, поскольку каждый день их работа предполагает наличие стрессовой ситуации, в которой требуется максимальная концентрация внимания. Проявляется в снижении умственной и физической активности, а также развитии хронического стресса и эмоционального выгорания. Как правило, в группе риске находятся следующие категории сотрудников:
- Повышенная ответственность за принятие решений
- Человечность и переживание за других людей
- Постоянная физическая готовность максимально быстро прийти на помощь человеку
- Потребность постоянно чувствовать собственную нужность
- Добросердечие.
Когда синдром эмоционального выгорания начинает активно развиваться, зачастую вместо понимающего человеке появляется новый персонаж: холодный и циничный. Это происходит в результате постоянного воздействия стрессового состояния.
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Рабочей спецификой педагога является постоянные контакты с детьми различных возрастных категорий. Кроме того, в неурочное время приходится решать организационные вопросы с коллегами и начальством, что нередко приводит к стрессовым состояниям и повышенной интеллектуальной деятельности.
Синдром возникает чаще всего в результате присутствия нескольких факторов одновременно: наличия постоянного и беспрерывного напряжения, отсутствие четкой рабочей организации, отсутствие тишины. Человек постоянно находится в ситуации, когда на него возлагается большое количество обязанностей, а также ответственность за подопечных.
Когда эмоциональные и физические ресурсы педагога подходят к концу, организм автоматически активирует состояние психологической защиты. В результате уровень раздражительности повышается, может развиться депрессивное состояние.
Синдром эмоционального выгорания врача
Работа лечащего врача предполагает высокую ответственность за здоровье своих пациентов. У людей, обладающих добросердечностью и стремлением помогать людям, синдром эмоционального выгорания проявляется в большой степени.
Когда физические и эмоциональные ресурсы подходят к концу, организм включает защитный барьер, стараясь сэкономить остатки для обеспечения жизнедеятельности. В результате человек начинает раздражаться по любому поводу, испытывать апатию и депрессию.
Синдром эмоционального выгорания у медработников
Как и в сфере обслуживания, работа медицинского персонала тесно взаимосвязана с общением с другими людьми. Поэтому своевременное диагностирование эмоционального выгорания является актуальной задачей.
Специфика работы в медицинской сфере предполагает постоянное перенапряжение в физическом и эмоциональном плане. Чтобы уберечь собственные ресурсы, приходится выстраивать психологическую защиту и становиться менее восприимчивым.
Синдром эмоционального выгорания сотрудников
Эмоциональное выгорание сотрудников в любой профессиональной сфере в первую очередь связан с бесконечной рутиной и выполнением одних и тех же обязательств. Поскольку развитие и достижение требует прохождение многочисленных ступеней и реализации поставленных целей, человек нередко начинает привыкать к новым материальных или эмоциональным благам. Как результат, рано или поздно происходит обесценивание, потеря интереса, апатичность, нежелание двигаться дальше и развиваться.
В результате у работников возникают те же самые сложности: депрессия, раздражительность, нежелание надлежащим образом выполнять собственные обязательства.
Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
В профессиональной сфере синдром развивается в том случае, когда у человека накапливается большое количество отрицательных эмоций, которые не могут найти выхода и высвободиться. Отличительной особенностью является появление опасности, что человек достигнет критической точки и полного сгорания, что негативно отобразится на его эмоциональном и физическом состоянии.
Отсутствие понимание со стороны других людей, ненадлежащее выполнение обязанностей нередко приводит к тому, что человек сам начинает обесценивать собственные усилия и вовсе перестает предпринимать какие-либо действия. Чаще всего распространяется у тех людей, чья деятельность связана с плотными контактами с другими людьми.
Синдром эмоционального выгорания специалистов
Когда выгорание происходит на эмоциональном уровне, стоит отметить, что у человека может проявиться несколько симптомов одновременно. Общее количество возможных побочных эффектов насчитывается около 100. Чаще всего появляется в результате накопленной хронической усталости и отсутствия положенного отдыха, постоянного напряжения.
В процессе развития синдрома у человека появляются жалобы на постоянное чувство усталости, невозможности выполнять физические нагрузки, раздражение и депрессию.
Профессиональная деформация синдром эмоционального выгорания
Человек может любить свою работу, выполнять ее надлежащим образом, добиваться личностного и карьерного роста. Однако если он не получает достаточное количество отдыха и постоянно находится в физическом или эмоциональном напряжении, избежать развитие синдрома эмоционального выгорания практически невозможно.
Появляется у специалистов, которые большинство времени взаимодействуют с другими людьми.
Симптомы синдрома эмоционального выгорания
Основным проявлением является реакция на развитие постоянного стресса и депрессией, которая связана со спецификой рабочей деятельности. Основной триадой симптомов, свойственных для синдрома эмоционального выгорания, являются следующие аспекты:
- Апатия и безразличие
- Дегуманизация
- Недостаточная оценка собственных профессиональных навыков.
Человек прекращает выполнять рабочую деятельность надлежащим образом, поскольку его мотивация снижается, и он не видит смысла в собственных стараниях. Также можно диагностировать желание уменьшить наличие социальных контактов с другими людьми, в том числе с близкими родственниками.
Стресс и синдром эмоционального выгорания личности
Наличие постоянных стрессов напрямую связано с развитием синдрома эмоционального выгорания личности. В первую очередь это объясняется тем, что человек находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже во время отдыха. Стресс может быть связан с личностными переживаниями, сложностями на работе и другими аспектами.
Синдром эмоционально психологического выгорания
Развитие предполагает длительный промежуток времени, поэтому синдром не возникает на пустом месте. Как правило, у человека постепенно появляется несколько симптомов, один за другим. Поскольку жизнь наполнения различными переживаниями, при изменении обстоятельств может произойти их притупление.
Перед тем, как наступит синдром, человек испытывает эмоциональный подъем, желание вкладывать в рабочий процесс все ресурсы, которые есть в наличии. Однако через короткий промежуток времени наступает апатичное настроение, депрессия, чтобы выполнить даже обычное повседневное действие, приходиться прикладывать непосильные усилия.
Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении
Большую часть времени в повседневной жизни человек проводит на работе. Кроме выполнения своих рабочих обязанностей, он должен поддерживать взаимодействия с коллегами и начальством. Если он начинает работать без необходимого отдыха, прикладывать максимум своих ресурсов или находится в постоянном стрессе, наступает эмоциональное выгорание, связанное с профессиональной деятельностью.
Работоспособность сотрудника начинает стремительно падать, что отображается не только на продуктивности труда, но и его общении с другими людьми: появляется раздражительность, апатичность, негативный эмоциональный фон.
Синдром эмоционального выгорания — профессиональный стресс
Касательно профессионального стресса – это один из главных аспектов возникновения синдрома. Нередко человек испытывает сложности в работе, чтобы достичь поставленной цели. Если задача не решается на протяжении длительного периода времени, а все усилия не приносят ожидаемого результата, у работника наступает эмоциональное выгорание.
Важно отметить, что в данном случае наличие постоянного стресса тесно связано с развитием синдрома. Фактически он является прямой предпосылкой эмоционального выгорания.
Причины синдрома эмоционального выгорания
Изучение и работа с СЭВ (синдром эмоционального выгорания) находятся в компетенции клинических психологов, которые формируют все возможные способы решения поставленной задачи и восстановление нормального самочувствия пациента. Среди основных причин можно выделить следующие аспекты:
- Личностный
- Организационный
- Содержательный.
В процессе изучения конкретной ситуации может быть выявлено воздействие одного или нескольких аспектов
Диагностика синдрома эмоционального выгорания
Среди основных диагностических методов выделяют 3 категории:
- Опрос. Осуществляется сбор информации на основании рассказа самого пациента
- Использование специфических психодиагностик. Как правило, используются личностные опросники
- Общая психодиагностика. Выявляется уровень распространения депрессивного состояния, изучение и оценка общего эмоционального фона.
На основании полученных результатов психологи выявляют развитие СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
Дж. Гринберг сформировал следующую иерархию развития синдрома эмоционального выгорания:
- «Медовый месяц». Когда у человека остается благоприятный эмоциональный фон и адекватная самооценка
- Недостаточное количество топлива. Появляется апатия и постоянное наличие усталости
- Хроническое состояние. Раздражительность, депрессия, желание уменьшить количество социальных контактов
- Кризис. Пик развития синдрома эмоционального выгорания, когда негативные эмоциональные проявления достигают критически высокой точки
- Пробивание стенки. Обострение имеющихся нарушений, что нередко может представлять угрозу для жизни.
Чтобы не допустить развития 5-ой ступени, лечению необходимо уделить особое внимание.
Лечение синдрома эмоционального выгорания
Программа лечения осуществляется в индивидуальном порядке и строится на основании состояния пациента и уровня развития СЭВ. В первую очередь предполагается психологическое консультирование или работа с психотерапевтом. При неконтролируемом нарастании депрессивного или апатичного состояния используется медикаментозная терапия. Все препараты назначаются исключительно лечащим специалистом.
Источник
«Ïåðåãîðåë»: ×òî òàêîå ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Ýòà ñòàòüÿ äëÿ òåõ, êòî «óãîðåë íà ðàáîòå» (èëè ãäå-òî åùå) è èùåò ïóòè âûõîäà.
Ïñèõîëîã Äåíèñ Çóáîâ ðàññêàçûâàåò ïðî ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: êàê îí âûãëÿäèò è êàê åãî ïðåîäîëåòü.
Ïðàâèëüíàÿ áîðüáà ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì ýòî íå ïðîñòî âêðóòèòü íîâóþ ëàìïî÷êó, íî è çàìåíèòü åå íà ýíåðãîñáåðåãàþùóþ.
Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ýòî ðåàêöèÿ âñåãî îðãàíèçìà íà õðîíè÷åñêèé ñòðåññ.
Íå âåñü ñòðåññ ïëîõîé. Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé ïîçâîëÿåò íàì ðàçâèâàòüñÿ: âûçîâ, ñëîæíîå è èíòåðåñíîå ïðåïÿòñòâèå. Êîãäà ìû åãî ïðåîäîëåâàåì, ìû ó÷èìñÿ íîâîìó è ðàäóåìñÿ ïîáåäå.
Åñòü ñòðåññ, êîòîðûé íàñ ðàçðóøàåò: äëèòåëüíûé è/èëè ñëèøêîì ñèëüíûé, êîòîðûé âåäåò ê ïåðåãðóçêå îðãàíèçìà è ïðîâîöèðóåò ôèçè÷åñêîå èñòîùåíèå. Åñëè æèòü â òàêîì ñòðåññå äîëãî, âîçíèêàåò õðîíè÷åñêîå ýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, çà êîòîðûì ñëåäóåò ïñèõîëîãè÷åñêîå âûãîðàíèå.
Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ. Ýòî ñóììàðíûé ýôôåêò òîãî, ÷òî ìû äëèòåëüíîå âðåìÿ øëè «íå òóäà» è ñèãíàë, ÷òî íàäî ñðî÷íî ÷òî-òî ìåíÿòü.
Íà ÷òî ýòî ïîõîæå. Ïðèçíàêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Âîò ôðàçû, ñ êîòîðûìè êî ìíå ïðèõîäÿò êëèåíòû:
«Ìíå ïëîõî áåç ïðè÷èíû»;
«ß íå âèæó ñìûñëà åõàòü íà ðàáîòó, êîòîðóþ ðàíüøå òàê ëþáèë»;
«×óâñòâóþ àïàòèþ è òîñêó»;
«Ìåíÿ ïðåñëåäóåò õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü»;
«ß òàê ìàëî âñåãî äåëàþ è äîáèâàþñü, âñå ìîè äîñòèæåíèÿ íè÷åãî íå ñòîÿò»;
«Íà ðàáîòå çàâàë, à ÿ ñèæó â îöåïåíåíèè».
Êëþ÷åâîé ïðèçíàê âûãîðàíèÿ çàòÿæíîé õàðàêòåð. Ýòî íå ïëîõîå íàñòðîåíèå è íåãàòèâíûå ýìîöèè íà îäèí äåíü, à èíòåíñèâíîå, ðàñòÿíóòîå ïî âðåìåíè ïåðåæèâàíèå, èç êîòîðîãî ñëîæíî âûáðàòüñÿ.
«Äèàãíîñòèêà» ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ îïèðàåòñÿ íà âïîëíå êîíêðåòíûå ìàðêåðû. Äèàãíîñòèêà â êàâû÷êàõ, ïîòîìó ÷òî ýòî íå îôèöèàëüíûé äèàãíîç èç ÌÊÁ-10 è íå áîëåçíü, ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.
Ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè ñèìïòîìû è ïðèçíàêè ñàìûå ðàçíûå:
Ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì óòîìëÿåìîñòü, áåññîííèöà èëè ñîíëèâîñòü, çàòðóäíåííîå äûõàíèå, îäûøêà, ïîòëèâîñòü, ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, èçìåíåíèå àïïåòèòà.
Ïðîáëåìû ñ íàñòðîåíèåì (ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû) ÷óâñòâî ãðóñòè, îïóñòîøåííîñòè, ïåññèìèñòè÷íàÿ îöåíêà ïðîøëîãî è áóäóùåãî, îùóùåíèå áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè, ïîòåðÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåðñïåêòèâ, à òàêæå òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, öèíèçì.
Òðóäíîñòè ïëàíèðîâàíèÿ è êîíòðîëÿ ñâîèõ äåéñòâèé íåîáäóìàííûå äåéñòâèÿ, ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå òàáàêà, àëêîãîëÿ, ïîñòîÿííîå æåëàíèå îòäîõíóòü.
Ïîòåðÿ èíòåðåñà ê íîâîìó, ñêóêà, òîñêà, àïàòèÿ, ñíèñõîäèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ðàáîòå.
Îùóùåíèå èçîëÿöèè, íåïîíèìàíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ, îùóùåíèå íåäîñòàòêà ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû áëèçêèõ.
Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå è äåïðåññèÿ. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïðèçíàêàìè ïîõîæå íà äåïðåññèþ. Äåéñòâèòåëüíî, ÷àñòü ñèìïòîìîâ çäåñü îáùàÿ ñíèæåííîå íàñòðîåíèå, ïîòåðÿ ìîòèâàöèè, íåãàòèâíûé îáðàç áóäóùåãî, îáà ñèíäðîìà õðîíè÷åñêèå. Íî äåïðåññèÿ ýòî êëèíè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, êîòîðîå ìîæåò áûòü áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíî, íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûì äèñáàëàíñîì èëè òÿæåëûì çàáîëåâàíèåì. Äåïðåññèÿ èìååò äðóãîé ìåõàíèçì âîññòàíîâëåíèÿ. Îòäûõîì èëè íàêîïëåíèåì ðåñóðñîâ, êàê ïðàâèëî, çäåñü ìàëî ÷åì ïîìîæåøü. À ïðè ýìîöèîíàëüíîì âûãîðàíèè âîññòàíîâëåíèå áàëàíñà «äàâàòü» è «áðàòü», ýìîöèîíàëüíàÿ ðàçãðóçêà ýòî âàæíåéøèé ïåðâûé øàã.
Äåïðåññèÿ è ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ðàçëè÷íû è òðåáóþò ñîâåðøåííî ðàçíîãî ïîäõîäà ê ðåøåíèþ è âîññòàíîâëåíèþ.
Êàê ñïðàâèòüñÿ. Ëå÷åíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Åñòü òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà, êîòîðûå çàïóñêàþò ñèíäðîì âûãîðàíèÿ:
÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè,
ó íåãî íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»,
ó ÷åëîâåêà íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè.
Äëÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ «ëå÷åíèå» (îïÿòü â êàâû÷êàõ, ýòî æå ïñèõîëîãî-ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ïðîáëåìà) ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Ðàçáåðó êàæäóþ íà ïðèìåðå.
1 Åñëè ÷åëîâåê èãíîðèðóåò ñîáñòâåííûå âàæíûå ïîòðåáíîñòè
Êî ìíå îáðàòèëàñü êëèåíòêà ëèäåð, ÿðêèé ðóêîâîäèòåëü, ãåíåðàòîð èäåé è «âå÷íûé äâèãàòåëü». Óñïåøíàÿ êàðüåðà, õîðîøåå ôèíàíñîâîå ïîëîæåíèå, âûñîêèé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ. Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.
Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ïîä÷èíåííûå íå ïîíèìàþò è ìàëî ïîääåðæèâàþò åå, õîòÿ ðàíüøå ýòî íå ìåøàëî è íå îñòàíàâëèâàëî. Ãåíåðàëüíûé äèðåêòîð «âåäåò êîìïàíèþ íå òóäà». Ñòàëà çàìå÷àòü, ÷òî òåðÿåò èíòåðåñ ê âåäóùèì ïðîåêòàì, åå ýòî ïóãàåò. Áûëî íåñêîëüêî ñèòóàöèé, êîãäà íå ìîãëà ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, òåðÿëà âíèìàíèå â íóæíûé ìîìåíò. Õîäèëà îáñëåäîâàòüñÿ â êëèíèêó íè÷åãî ñóùåñòâåííîãî íå íàøëè. Ïåðèîäè÷åñêè ëîâèò ñåáÿ íà ìûñëè î áåññìûñëåííîñòè òîãî, ÷åì çàíèìàåòñÿ.
Ìíîãî ëåò íåïðåðûâíîãî äâèæåíèÿ ââåðõ. Ìàëî ñïèò, ðàáîòàåò äîìà, ÷àñòî îñòàåòñÿ â îôèñå. Òåëåôîí íèêîãäà íå âûêëþ÷àåò.
Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Ïîñòîÿííûõ ñ÷àñòëèâûõ îòíîøåíèé íåò, ïåðèîäè÷åñêè âñòðå÷àåòñÿ ñ ìóæ÷èíàìè, ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ ñåêñà.  ïðîøëîì íåóäà÷íûé áðàê. Åñòü âçðîñëûé ðåáåíîê ïîäðîñòîê, îòíîøåíèÿ ñ êîòîðûì íàòÿíóòûå è îò÷óæäåííûå.
Îáúåêòèâíî êëèåíòêà ñòðàäàåò îò âûãîðàíèÿ, õîòÿ íå îñîçíàåò ýòîãî. Îíà ñëèøêîì äîëãî âêëàäûâàëàñü ëèøü â îäíó ñòîðîíó ñâîåé æèçíè ïðîôåññèîíàëüíóþ. Ïðåíåáðåãàëà ñîáñòâåííûìè ïîòðåáíîñòÿìè â ýìîöèîíàëüíîì òåïëå, áëèçîñòè, ïðèâÿçàííîñòè. Äîëãîå âðåìÿ åé óäàâàëîñü èõ èãíîðèðîâàòü, ÷òî è ïðèâåëî ê âûãîðàíèþ. Íà ëèöî âñå ïðèçíàêè èñòîùåíèÿ.
Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì êàê áîðîòüñÿ â òàêîé ñèòóàöèè? Âçÿòü ïàóçó. Ïåðåñìîòðåòü ñâîè öåííîñòè è ïðèîðèòåòû, âíèìàòåëüíåå îòíåñòèñü ê ñâîèì ïîòðåáíîñòÿì, òåëó, ðàñïðåäåëèòü ðåñóðñû.
2 Åñëè íàðóøåí áàëàíñ «äàâàòü è áðàòü»
Îáðàòèëñÿ êëèåíò, êîòîðûé ðàáîòàåò ïñèõîëîãîì. Õîðîøèé ñïåöèàëèñò. Ëþáèò ëþäåé è èñêðåííå õî÷åò èì ïîìî÷ü. Åãî öåíÿò â îðãàíèçàöèè, î íåì õîðîøî îòçûâàþòñÿ êëèåíòû.
Íà ÷òî æàëóåòñÿ. Ðàáîòà åìó íðàâèëàñü, íî ÷òî-òî ïîñòåïåííî ÷òî-òî ïîøëî íå òàê: êëèåíòñêèå èñòîðèè ñòàëè îäèíàêîâûìè, ñòàë ñîìíåâàòüñÿ â ñîáñòâåííîé ýôôåêòèâíîñòè. «Ó íèõ æå ïîòîì ñíîâà ïðîáëåìû?», «À ñêîëüêî òåõ, ó êîãî íè÷åãî íå ìåíÿåòñÿ». Ìåæäó òåì íà÷àëüíèê óâåëè÷èâàåò íàãðóçêó.
Ñèòóàöèÿ â ñåìüå. Äîìà íà÷èíàåò ñðûâàòüñÿ íà áëèçêèõ, íåñêîëüêî ðàç çà ïîëãîäà áîëååò ïðîñòóäîé, ÷òî åìó íå ñâîéñòâåííî.
«×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?»
Òàê íà÷èíàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå.  ýòîé ñèòóàöèè êëèåíò åãî âîâðåìÿ çàìåòèë è íà÷àë çàäàâàòü ñåáå ïðàâèëüíûå âîïðîñû: «×òî ÿ ïîëó÷àþ îò ñâîåé ðàáîòû?», «Ñîðàçìåðíî ëè ìàòåðèàëüíîå âîçíàãðàæäåíèå çàòðà÷åííûì ìíîé âðåìåíè è óñèëèÿì?», «Êîãäà ÿ â ïîñëåäíèé ðàç áðàë äëèòåëüíûé îòïóñê?», «ß çíàþ, ÷òî ëþáëþ ñâîþ ðàáîòó, íî ìîæåò áûòü íåñêîëüêî ñìåíèòü ñôåðó (ïåðåéòè ñ äåòåé íà âçðîñëûõ èëè íàîáîðîò), ïîòîìó ÷òî ýòî ÷òî-òî íîâîå, èíòåðåñíîå?».
Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Âíèìàòåëüíî îöåíèâàòü òî, ÷òî äàåøü â ìèð (ðåçóëüòàòû óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè, äóøåâíûå ñèëû, ìàòåðèàëüíûå ðåñóðñû) è ïîëó÷àåøü èç ìèðà. Ýòè äâà ïîòîêà äîëæíû íàõîäèòüñÿ â áàëàíñå. Âñåì íàì âàæíà ýìîöèîíàëüíàÿ îòäà÷à îò òåõ äåë, íà êîòîðûå ìû çàòðà÷èâàåì áîëüøîé ðåñóðñ. Íóæíî ïîñòîÿííî ñëåäèòü çà ñîáîé è ïîääåðæèâàòü ýòîò áàëàíñ.
3 Åñëè íàðóøåíà ñîöèàëüíàÿ èåðàðõèÿ è çîíû îòâåòñòâåííîñòè
Êëèåíòêà ðàáîòàåò àäìèíèñòðàòîðîì. Äåëàåò ñâîþ ðàáîòó è ðàáîòó êîëëåãè, ïî èíåðöèè ñòàëà âûïîëíÿòü îáÿçàííîñòè ïîìîùíèêà ðóêîâîäèòåëÿ. È âñå ýòî áåç èçìåíåíèé â ñòàòóñå èëè äîïîëíèòåëüíîé îïëàòû. Êëèåíòêà ïî÷óâñòâîâàëà ñåáÿ âàæíîé â îðãàíèçàöèè, ñòàëà àêòèâíî âûðàæàòü ñâîå ìíåíèå î äåéñòâèÿõ ðóêîâîäñòâà è ïîïàëà â êîíôëèêòíóþ ñèòóàöèþ. Ïðèõîäèò äîìîé óñòàâøàÿ, ÷óâñòâóåò îïóñòîøåííîñòü.
Êàê ïîìî÷ü ñåáå. Äåðæèòåñü ñâîèõ ãðàíèö è îòâåòñòâåííîñòè, ñîáëþäàéòå ñîöèàëüíóþ èåðàðõèþ.
Ìîæíî âûïîëíèòü ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå, ÷òîáû ïîíÿòü, êàê âûéòè èç ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
Âîçüìèòå ëèñò áóìàãè, íà÷åðòèòå êðóã ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè. Ïîñìîòðèòå íà íåãî. Òåïåðü íà÷åðòèòå êðóã ñâîåãî âëèÿíèÿ.
Ñîâïàäàþò ëè ýòè äâà êðóãà? Åñëè äà âû óñòîé÷èâû. Åñëè ëè êðóãè íå ñîâïàäàþò, âû â çîíå ðèñêà.
Åñëè áîëüøå êðóã îòâåòñòâåííîñòè íóæíî óéòè îò èçëèøíåé îòâåòñòâåííîñòè. Åñëè áîëüøå êðóã âëèÿíèÿ âû ëèáî íå èñïîëüçóåòå ñâîé ïîòåíöèàë, ëèáî âçÿëèñü çà òî, ÷òî ïîêà íå ÿâëÿåòñÿ âàøåé íåïîñðåäñòâåííîé çàäà÷åé.
Êàêèå åñòü ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Îöåíèòü, íàñêîëüêî âñ¸ ïëîõî, ìîæíî è ñ äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ. Âûäåëÿþò òðè ñòàäèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ:
Íàïðÿæåíèå ïñèõèêà ñîïðîòèâëÿåòñÿ. Îñòðîå ïåðåæèâàíèå ïðîáëåì è êîíôëèêòîâ, íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñîáîé, ÷óâñòâî «çàãíàííîñòè â êëåòêó», òðåâîæíîñòü, ñíèæåííîå íàñòðîåíèå.
Ðåçèñòåíöèÿ ïñèõèêà íà÷èíàåò ñäàâàòüñÿ. ×åëîâåê ìîæåò ñðûâàòüñÿ, êðè÷àòü, ïëàêàòü (íåàäåêâàòíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå), ìíîãèå âåùè óæå ïðîñòî íå âûçûâàþò ýìîöèé, âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ðàáîòû ÷åëîâåê íå äîäåëûâàåò êàê «íåîáÿçàòåëüíóþ».
Èñòîùåíèå ïñèõèêà ñäàëàñü. Ýòî ýìîöèîíàëüíûé äåôèöèò (ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå), îòñòðàíåííîñòü, ïñèõîñîìàòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ.
Óðîâíè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïîñòåïåííî ñìåíÿþò äðóã äðóãà, åñëè íè÷åãî íå ïðåäïðèíÿòü.
Ìîæíî ëè çàùèòèòüñÿ. Ïðîôèëàêòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ýòî ðàññëàáëåíèå, ëþáûå åãî ìåòîäèêè:
Âçÿòü ïàóçó è ïîáûòü íàåäèíå ñ ñîáîé, â ïîêîå, â çàùèùåííîñòè è óþòå. Íóæíî áåçîïàñíîå ïðîñòðàíñòâî, ÷òîáû ñîáðàòüñÿ ñ ñèëàìè.
Óêðåïëÿòü òåëî è îòâëåêàòüñÿ íà ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü éîãó, ñïîðò, ïðîãóëêè íà ïðèðîäå.
Áîëüøå õâàëèòü ñåáÿ çà ïîáåäû è äîñòèæåíèÿ, áîëüøå öåíèòü ñåáÿ. Ïðèìåíÿòü ñàìîãèïíîç, àóòîãåííóþ òðåíèðîâêó, ìåäèòàöèè.
Âûïèñàòü ïî ïîðÿäêó ñâîè öåëè, ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ãëàâíîì, à îñòàëüíîå íà âðåìÿ îòáðîñèòü.
Ïðîâîäèòü áîëüøå âðåìåíè ñ äðóçüÿìè, áëèçêèìè, ëþäüìè, êîòîðûå âàñ ïîääåðæèâàþò è ëþáÿò.
Îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ñïåöèàëèñòàì, åñëè ñîñòîÿíèå íå óëó÷øàåòñÿ.
Íàêàïëèâàòü ðåñóðñû, íà÷èíàÿ ñ ìåëî÷åé óòðåííåé ÷àøêè êîôå, âîçìîæíîñòè îäåòü òî, ÷òî íðàâèòñÿ, åñòü, òî, ÷òî õî÷åòñÿ.
Îáû÷íî ëþäè åñòåñòâåííûì îáðàçîì ïðèìåíÿþò ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âñå ìû âðåìÿ îò âðåìåíè âñòðå÷àåìñÿ ñ äðóçüÿìè èëè ìåíÿåì îáñòàíîâêó. Èíîãäà îá ýòîì íóæíî ïðîñòî âñïîìíèòü. Ñëóøàéòå ñåáÿ, äîâåðÿéòå ñåáå è áóäüòå ñìåëåå â ñâîèõ æåëàíèÿõ!
Èñòî÷íèê: https://medalvian.ru/zhurnal/ehmocionalnoe-vygoranie/?utm_so…
Источник