Профессиональное самоопределение лиц с синдромом дауна

Профессиональное самоопределение лиц с синдромом дауна thumbnail

В профессиональной подготовке к труду лиц с синдромом Дауна реализация принципа качества жизни предполагает:

*формирование профессиональной самооценки и самосознания учащихся;

*развитие специфических трудовых навыков;

*профориентацию и трудоустройство;

*трудовую деятельность, в том числе при содействии других или зависимую трудовую деятельность.

Таким образом, людям с синдромом Дауна необходимо дать возможность трудиться на обычных рабочих местах и, тем самым, социальное гражданство.

Также необходимо осуществлять взаимосвязь потребностей, которые имеет каждый человек с синдромом Дауна, и осуществляемых проектов по их профессиональному обучению и включению в социальное общество. Эти проекты имеют следующие цели:

1) сформировать у людей с синдромом Дауна необходимые социальные навыки и навыки самообслуживания, необходимые для работы на рабочем месте;

2) адаптировать социум для включения в него людей с синдромом Дауна.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Выводы по 1 главе

Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

При наличии у ребенка болезни Дауна, его семья попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. Ребенок с физическими нарушениями, за которым нужен практически полный уход и у которого, кроме того, проблемы с речью, не может анатомически развиваться полноценно. Соответственно у родителей отсутствует та свобода, которая появляется у родителей обычных детей, когда они развиваются и становятся самостоятельными.

При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Страницы: 1 2 3 4 

Характеристика и классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий …

Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и
составления коррекционно-развивающих программ

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы:
— системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
— единс …

Результаты и их интерпретация

На первом этапе исследования мы провели сравнительный анализ результатов исследования характерологических особенностей у руководителей высшего и среднего звена.
Вначале мы провели исследование особенностей характера по методике 16 PF (многофакторный опросник Р.Кеттела), полученные данные представлены в Приложении 3, Таблица 1. По итога …

Источник

Компания Mars и Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» представили проект профориентации подростков с синдромом Дауна, в ходе которого их учили ухаживать за собаками.

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия в мире. Ежегодно в России рождаются почти 2500 детей с синдромом Дауна. Они получают образование и необходимые навыки благодаря многолетним усилиям фондов и специализированных школ, но по достижении совершеннолетия им негде использовать накопленные знания, получать опыт и развиваться — молодые люди остаются без работы.

«17 лет назад важнейшим приоритетом фонда было сохранение детей с синдромом Дауна в семье, их правильное воспитание и образование. Слишком многие от них отказывались, не зная или не понимая, что же делать с таким ребенком. Сегодня необходимо двигаться дальше и работать над их профессиональной самореализацией в обществе», – подчеркивает директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Ирина Меньшенина.

Компания Mars и фонд «Даунсайд Ап» провели исследование и представили проект профориентации детей с синдромом Дауна на базе подмосковного кинологического центра и гостиницы для собак «Хорс». В рамках исследования пять участников проекта дважды в неделю приезжали в «Хорс», где дети учились работать, быть самостоятельными и ответственными, ухаживая за собаками, которые вдалеке от хозяев сильнее ощущают потребность в особом внимании и заботе.

Image8

Участники проекта выполняли реальные задачи и обязанности: кормили, выгуливали и даже проводили базовую тренировку собак. В начале специально разработанной программы профориентации дети находились в сфере  «внимательной адаптации», во время которой с участниками постоянно находились кинологи и психологи, полностью поддерживая их и контролируя все процессы работы. Следующим этапом стала «свободная адаптация», которая дала участникам большую свободу при выполнении обязанностей, поскольку они были уже подготовленными и знали, с какими животными общаются и что нужно делать.

Маша+Быстрова

«Они могут и хотят работать. Это первое достижение нашего исследования с компанией Mars. Второе – мы получили опыт, которым легко и просто делиться с другими благотворительными или коммерческими организациями, которые захотят его повторить у себя в городе, области или даже другой стране», – отметила Меньшенина.

Image

«Если уделить профессиональной подготовке достаточное количество времени, ребята с синдромом Дауна несомненно могут участвовать в рабочем процессе и приносить пользу», – уверен владелец подмосковной гостиницы для собак «Хорс» Антон Бардадим.

Идея исследования стала продолжением глобальной креативной кампании бренда Pedigree «Feed the good» («Тем, кто делает нас лучше»), которая рассказывает, как преданность и верность собак открывает в людях лучшие качества, помогая стать мягче и добрее.

Image10

«Нам удалось доказать, что люди с синдромом Дауна могут успешно работать в гостиницах для домашних животных. Это уникальная синергия, когда собаки воспринимают человека таким, какой он есть. А ребята с синдромом Дауна имеют природные способности к эмпатии и доброте», – считает президент Mars Валерий Щапов.

Об исследовании Pedigree снят документальный фильм, режиссер — Таисия Решетникова .

Фото предоставлены организаторами проекта «Солнце для лучшего друга»

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Источник

В России люди с синдромом Дауна практически лишены возможности устроиться на работу. «Особенные» люди остаются в своеобразном вакууме без возможности жить полноценной жизнью, несмотря на то что они могут и хотят работать. Однако первые шаги в сторону решения проблемы сделаны. Уже в октябре 2016 года благотворительный фонд «Даунсайд Ап» запускает программу профориентации для подростков с синдромом Дауна.

В США, например, около 10% людей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, устраиваются на обычную работу. Остальные, как правило, трудоустраиваются в специальные мастерские.

Фонд «Даунсайд Ап» оказывает раннюю помощь «особенным» детям уже 19 лет. За это время удалось побороть многие мифы: например, что носители синдрома необучаемы и агрессивны.

— Мы начинали работать, когда отказы от таких детей, по нашим данным, достигали 90–95%. Родители просто не знали правды об их возможностях и потребностях, не имели профессиональной поддержки, — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы фонда «Даунсайд Ап» Юлия Колесниченко.

Сегодня ситуация изменилась. Семьи обращаются за помощью к специалистам, учатся общаться со своими детьми. В фонд, где малышам оказывают помощь с рождения до 1-го класса, обращаются не только жители Москвы — люди специально приезжают из регионов.

Читайте также:  Синдром кровотечения из жкт жалобы

— Сейчас образ ребенка с синдромом Дауна стал позитивнее, привычнее для общества, дети ходят в сады и школы — как инклюзивные и коррекционные, так и в обычные. А в 1998 году в Москве был только один садик, который принимал таких малышей, — говорит Юлия Колесниченко.

Однако каждый год в мае специалисты фонда прощаются со своими выпускниками – они идут в 1-й класс. В этом году «Даунсайд Ап» выпустил 447 детей. И какая жизнь их ждет, никто не знает.  У порога школы начинается один из сложнейших периодов жизни любого человека — период самоопределения.

— В конце 2015 года у нас появилась идея создать программу профориентации для подростков с синдромом Дауна. Мы исследовали вопрос, нашли дополнительный персонал, — рассказал Александр Боровых, директор отдела стратегий. — Регулярные групповые занятия начнутся уже в октябре 2016 года.

Профессии разные важны

Профориентация начинается с раннего возраста. Первый шаг — это занятия, на которых дети смогут обсудить и понять, куда ходят родители, зачем нужно работать, какие профессии существуют.

— Мы предусматриваем и работу с родителями. Проводим консультации не только с детьми, но и с их семьями. Долгое время родители были рядом с «особенными» детьми, и сегодня не все из них готовы отпускать чадо во взрослую жизнь. Некоторые даже отказываются отдавать их в школы и садики. Этим вопросом надо заниматься, — говорит Александр Боровых.

Эксперты сходятся во мнении: люди с синдромом Дауна могут и хотят работать. И для этого они должны иметь равные возможности и права. Новая программа — это первые шаги к лучшей жизни.

— Главная задача программы — социализация. Пока мы говорим не о трудоустройстве, а об опыте трудовой деятельности, занятости. Ведь до этапа выхода на работу нужно сделать еще много шагов, — поясняет Юлия Колесниченко.

Именно поэтому одна из целей групповой работы — развитие у подростков социальных навыков: поездки в метро, дресс-код, правила поведения в офисе и многое другое.

После решения этих задач можно говорить о реальной занятости, которая может быть как в форме сопровождаемого трудоустройства (с куратором), так и самостоятельного.

Кадровый вопрос

— От компании, решившей принять на работу человека с синдромом Дауна, требуются определенные усилия. Помимо физической адаптации офиса, люди с синдромом нуждаются в поддержке специально обученного куратора и в создании благоприятного климата в коллективе, но без гиперопеки. Ни одной компании не избежать этой адаптации, — поясняет Александр Боровых.

Эксперт приводит такой простой пример: если человек с синдромом Дауна занимается на работе ксерокопированием, рядом с аппаратом нужно повесить инструкцию, написанную крупными буквами. Но для всех подобных нововведений требуется управленческая воля.

Еще одна проблема, по словам Александра, — это отсутствие объективной статистики.

— У нас нет данных, отражающих, сколько времени человек с синдромом Дауна проработал в той или иной компании. А такие данные важны — вдруг прием на работу был лишь пиар-акцией для руководства, — считает Боровых.

Но даже таких примеров немного — трудоустроенных носителей лишней хромосомы в России не более 5–6 человек. Яркий пример — Мария Нефедова, которая официально трудится помощником педагога в фонде «Даунсайд Ап». Или Александр Юшин из Екатеринбурга, служащий администратором и помощником педагогов в общественной организации «Солнечные дети».

Заключительная, одна из самых важных ступеней программы профориентации, — практика и стажировка.

— Уже налажены контакты с организациями бытового обслуживания (парикмахерская, кулинария). С августа этого года мы начали сотрудничество с транспортной компанией, — рассказывает Александр Боровых.

В начале этого года уже были сделаны пробные шаги: подростки с синдромом Дауна несколько месяцев практиковались в подмосковном кинологическом центре.

Попробовала себя в новой роли и 17-летняя Даша. Ее мама, Анастасия Даунис, рассказала, что ухаживать за собаками Даше очень понравилось.

— Даша училась работать помощником кинолога. Мы ездили в центр два раза в неделю. Все задания были четко озвучены, процесс выстроен — никаких проблем с пониманием не возникало. Даша любит заботиться о людях и животных, — рассказала Анастасия Даунис.

Еще раньше девушка успела побыть и помощником парикмахера — в салоне она мыла и сушила клиентам волосы, наносила маски.

— Я уверена, что Даша смогла бы работать, но до работы нужно добраться — скорее всего, возить ее придется мне. Было бы здорово, если бы куратор помогал и с этим вопросом, — сказала Анастасия.

Источник

На страницах нашего журнала мы продолжаем исследование проблем социальной интеграции и абилитации молодых людей и взрослых с синдромом Дауна. С развитием и распространением образовательной интеграции, декларированной в нашей стране в качестве одного из приоритетов модернизации системы образования, складываются новые реалии, которые, с одной стороны, создают дополнительные возможности для этой категории молодых людей, а с другой, – предъявляют более высокие требования к инфраструктуре, содержанию и доступности услуг по поддержке и помощи.

В первую очередь это вопросы профессионального образования, которые решаются пока точечно и с большим трудом, как правило, не в результате грамотной и ответственной социальной политики, а благодаря энтузиазму специалистов и родителей. Аналогичное положение преобладает пока и в сфере так называемого сопровождаемого или поддерживаемого проживания. Эти аспекты взрослой жизни недавних детей-инвалидов тесно взаимосвязаны и почти одинаково недоступны в России.

Между тем сопровождаемое проживание – одна из основных и наиболее эффективных альтернатив интернатным учреждениям, которые становятся единственным прибежищем людей с ограниченными возможностями в какой-то момент их жизни. В интернате ещё более, чем в родительской семье, снижаются возможности их социализации и интеграции в общество. По сути, проживание взрослого человека, хотя и признанного недееспособным, в закрытом учреждении становится нарушением его прав на образование и интеллектуальное развитие, труд, достойную среду обитания, полноценную организацию быта и проведение досуга. Получены данные о более высоких показателях психопатологической симптоматики (Simpson, C. J., Hyde, C. E., Farragher, E. B. The chronically mentally ill in community facilities. A study of quality of life // British Journal of Psychiatry 1989. Vol. 154. P. 77–82) и о более высоком уровне зависимости у подопечных интернатов и пациентов реабилитационных отделений больниц, чем у проживающих в квартирах и домах служб социальной реабилитации и интеграции. (Robson, C. E. Assessment of dependency level and community placement for the long term mentally ill // Psychiatric Bulletin. 1995. Vol. 19. P. 467–469) Новые данные научных исследований указывают на то, что пациентов закрытых учреждений все больше не удовлетворяет традиционная институциональная модель проживания. Обычно они отдают предпочтение индивидуальному жилью, которое позволяет сохранять право на частную жизнь. Кроме того, они предпочитают получать помощь по мере необходимости, а не на регулярной основе как приложение к их жилью (Tanzman, B. An overview of surveys of mental health consumers’ preferences for housing and support services // Hospital and Community Psychiatry. 1993. Vol. 44. P. 450–455). Нельзя также упускать из виду проблему стигматизации и сегрегации пациентов таких учреждений, становящихся своеобразными гетто и оставляющих тяжелый отпечаток на всей судьбе человека, как бы благополучно она ни сложилась впоследствии.

Читайте также:  Мята и синдром раздраженного кишечника

Сегодня во многих странах мира проблема социальной интеграции людей с особыми потребностями активно решается путем развития системы социального обслуживания, внедрения новых подходов к организации их проживания и трудоустройства, обеспечения широких возможностей для проведения досуга и общения.

В частности, в Великобритании различные формы поддерживаемого проживания начали развиваться в связи с сокращением практики длительного пребывания пациентов в психиатрических больницах, которое в корне изменило политику общественного здравоохранения в направлении перераспределения средств и ресурсов в более эффективные службы, относящиеся к внебольничным структурам. Этот путь начался ещё в 60-е годы и включал в себя последовательные шаги, в первую очередь на государственном уровне. В соответствии с документом «Медицинская помощь по месту жительства» (Department of Health and Social Security, 1981) ответственность за управление системой реабилитационной помощи была переложена с региональных органов здравоохранения на местные. Более того, Национальная служба здравоохранения и Закон о медицинской помощи по месту жительства 1990 года дали негосударственным организациям право управлять учреждениями с постоянным проживанием больных и поощряли их к этому. Инициатива «Партнерские отношения в действии» (Department of Health and Social Security, 1998) содействовала формированию совместных служб медицинской и социальной помощи и созданию междисциплинарного управления всеми поддерживающими службами. Программа «Поддержка» (Department of the Environment, Transport and the Regions, 2001) предназначалась для того, чтобы предоставлять недееспособным людям (в том числе с психическими заболеваниями) жилье, надежно финансируемое и четко организованное благодаря скоординированной межведомственной работе. Такой подход дает возможность более точно оценивать и планировать потребность в жилье на местном уровне.

В настоящее время в стране доступны различные виды помощи людям, чей психический статус и/или особенности соматического здоровья ограничивают их возможность самостоятельного проживания.

Формы поддерживаемого проживания и основные поставщики услуг (градация по уровню зависимости клиентов) (Lelliott, P., Audini, B., Knapp, M., et al. The mental health residential care study: classification of facilities and descriptions of residents // British Journal of Psychiatry. 1996. Vol. 169. P. 139–147):

  • отделения для длительного пребывания пациентов: обычно в крупных больницах Национальной службы здравоохранения;
  • общежития с высоким и средним уровнем укомплектования штата сотрудников (отделения с круглосуточным обслуживанием больных): обеспечиваются по-разному — непосредственно через Национальную систему здравоохранения, с помощью частного и общественного секторов, департаментов социальных служб местных органов власти;
  • общежития с низким уровнем укомплектования штата сотрудников: преимущественно частный и общественный секторы (некоторые создаются департаментами социальных служб местных органов власти);
  • дома с обслуживающим персоналом: частный и общественный секторы, некоторые департаменты социальных служб местных органов власти;
  • групповые дома: общественный сектор и некоторые департаменты социальных служб местных органов власти;
  • жилье для двух человек или группы людей с высоким уровнем зависимости: в основном благотворительные организации и жилищные ассоциации.

При выборе той или иной формы проживания для конкретного пациента в последние годы используется новый диагностический инструмент – опросник St Louis (оценка навыков жизни в сообществе). Благодаря ему удается определить степень приспособленности человека к окружающей бытовой обстановке.

В настоящее время в Великобритании, в условиях развитой, но рассредоточенной и по своей природе межведомственной системы внебольничной помощи, вопрос её качества становится наиболее важным и острым. Как показывают широкомасштабные исследования, в некоторых случаях в условиях общежитий, которые внешне выглядят вполне современными, помощь оказывается чрезмерно институционализированной; качество помощи в групповых домах в значительной степени зависит от личностных характеристик и ориентации руководителей проекта.(Allen, C. I., Gillespie, C. R. & Hall, J. N. A comparison of practices, attitudes and interactions in two established units for people with a psychiatric disability // Psychological Medicine. 1989. Vol. 19. P. 459–467; Shepherd, G., Muijen, M., Dean, R., et al. Residential care in hospital and in the community — quality of care and quality of life // British Journal of Psychiatry. 1996. Vol. 168. P. 448–456). Эффективное управление и поддержка со стороны внешнего руководства имеют особое значение в отдельных жилых единицах, которые могут оказаться в изоляции и формировать идиосинкразический стиль практики. Реальные проблемы могут возникать тогда, когда в сравнительно изолированных условиях плохо оплачиваемый, необученный персонал стремится контролировать своих подопечных: там возможно жестокое обращение, особенно с людьми пожилого возраста. Уменьшение изоляции и формирование системы профессиональной и консультативной поддержки в таком типе жилья, по-видимому, снижают подобные риски.

Стоит отметить, что в некоторых случаях поддерживаемое проживание, в особенности тяжелых пациентов, является более дорогостоящим, чем их содержание в традиционных учреждениях. Поэтому оказание помощи внебольничными службами следует рассматривать не как дешевую замену стационарной помощи, а как обеспечение инвалидов возможностью выбора и другими правами путем расширения спектра предоставляемых услуг, которые соответствуют разнообразным потребностям людей с нарушениями в психической сфере. 

Основные элементы высококачественной помощи в различных типах жилья:

  • текущий мониторинг психиатрической помощи через систему поддерживающего ведения больных;
  • обучение персонала управлению рисками, умению воздействовать на проблемное поведение и проявляемые эмоции;
  • пакеты помощи, ориентированной на пациента, которые создают возможность выбора того, как и где жить;
  • своевременное реагирование на проявления стигм и активное устранение их там, где они пагубно воздействуют на подопечных при любом типе жилья;
  • реальные партнерские отношения в работе между руководством институциональных и других типов жилых единиц;
  • поощрение корпоративной культуры, которая стимулирует сильное лидерство и открытый, научно обоснованный подход в рамках отдельных жилых единиц.

В Германии был реализован другой путь становления практики независимого проживания инвалидов. Здесь в свое время самой активной и действенной силой, лоббирующей и развивающей данное направление, стало «Движение за независимое проживание», которое зародилось в 1960-е годы в среде молодых инвалидов, недовольных тем, что отстаиванием их интересов занимались не они сами, а родители, объединившиеся в ассоциации по признаку диагноза. Протест был вызван патернализмом (покровительственным отношением к этим молодым людям), присущим большинству такого рода объединений, не вполне конструктивным и с трудом ими преодолеваемым.

В основу отношения к клиентам и самой концепции их реабилитации был положен следующий принцип: «Инвалиды лучше других разбираются в своих нуждах, поэтому они должны сами принимать решения, а общество должно не столько руководить ими, сколько помогать им реализовать эти решения». При этом в Германии для обозначения таких людей широко используется термин «самоопределившиеся», подчеркивающий определенный уровень самосознания и принятия себя, а также возможность удовлетворения своих основных экономических потребностей.

С начала 80-х годов прошлого века выделились два направления «Движения за независимое проживание»: создание инфраструктуры для инвалидов и формирование сети помогающих организаций, с одной стороны, и защита политических и гражданских прав инвалидов, с другой.

В 1982 году активисты движения познакомились с концепцией независимого проживания, принятой в США и Великобритании. В 1986 году состоялась их ознакомительная поездка в США. Именно эти контакты со всей очевидностью показали идеологическое отличие подходов к оказанию помощи людям с инвалидностью в Германии и США. В Германии превалировала «медицинская» модель; в США – «социальная».

Читайте также:  Анокопчиковый синдром лечение народными средствами

В некоторых городах Германии после этого стали создаваться первые центры независимого проживания. С самого начала целями нового «Движения за права людей с инвалидностью» стали борьба с сегрегацией, за самоопределение инвалидов и реализацию принципа, гласящего, что именно сам человек с инвалидностью принимает решения относительно всего, что касается его жизни.

В 1990 году после визита в Швецию и изучения ее опыта активисты движения в Бремене образовали первый кооператив по обеспечению людей с инвалидностью персональной помощью. Реализуемая здесь модель «потребительского» кооператива предполагает, что нанимателем персонального помощника является кооператив как таковой, а помощников для себя его члены выбирают в рамках процедуры оценки. Однако в разных городах Германии и в организации работы кооперативов (а их сейчас более 20), и в вопросах управления финансами есть различия. Например, в Гамбурге программы по независимому проживанию инвалидов осуществляет общественная организация «Автономно жить». Система работает таким образом, что вокруг каждого человека с инвалидностью создается сеть помогающих специалистов, в том числе выбираемый им самим из их числа так называемый лидер-опекун. Квалифицированная комиссия определяет виды помощи, в которых нуждается клиент, и размер субсидии на жилье, так как зарабатываемых им денег часто не хватает для оплаты жилья. Определенные однажды условия регулярно пересматриваются, например может увеличиваться объем и изменяться содержание работы персонального помощника (в частности, в связи с определенным снижением возможностей клиента). Часть оказываемых услуг оплачивается из средств индивидуального страхования, другая часть выделяется государством напрямую получателю услуг, с тем чтобы он мог оплачивать необходимые ему услуги.

Опыт самостоятельного проживания отдельно от родителей особенно важен для молодых людей, которые после окончания школьного обучения должны перейти на новый уровень автономизации, освоения быта и форм взрослой жизни. Вот почему сопровождаемое проживание становится значимым условием их социализации и интеграции в общество. В нашей стране активное участие в поиске новых подходов к организации профориентации, трудовой занятости и социальной адаптации молодых людей с нарушением интеллекта принимают следующие общественные организации:

  • Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии;
  • Общественное объединение родителей детей-инвалидов ГАООРДИ, г. Санкт-Петербург;
  • Фонд «Интеграция», г. Санкт-Петербург;
  • Центры лечебной педагогики г. Москвы и г. Пскова;
  • Томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка»;
  • АРДИ «Свет», г. Владимир.

В настоящее время в нашей стране существуют следующие формы поддерживаемого проживания молодых людей с нарушением интеллекта:

– центр дневного пребывания,

– социальная гостиница,

– общинное проживание.

Один из немногих примеров в данной области – успешный опыт организации «сопровождаемого проживания» молодых людей с различными нарушениями развития в г.Пскове – учебная квартира. С этой формой поддерживаемого проживания нам удалось познакомиться благодаря гостеприимству и открытости руководителя и сотрудников городского Центра лечебной педагогики.

Как рассказали наши псковские коллеги, объектами изучения для них стали германская и голландская модели сопровождаемого проживания.

Известно, что первопроходцами в освоении этого пути были американцы. А в Европе идею независимого (сопровождаемого, или поддерживаемого) проживания раньше других начали претворять в жизнь в Швеции, Великобритании и Финляндии. По данным эксперта Рафаэлло Белли, сейчас лишь 3 члена Европейского союза – Люксембург, Греция и Испания – еще не разработали соответствующих программ.

В Пскове независимое проживание – лишь одна из форм социальной реабилитации и интеграции молодых людей с отклонениями в развитии наряду с центром дневного пребывания, трудовыми мастерскими, театральным кружком и др. Проект по организации поддерживаемого проживания реализуется городским Центром лечебной педагогики в рамках программы TACIS совместно с Handicap International, ЦЛП г. Москвы и ВООО АРДИ «Свет» г. Владимира. Идеологически он базируется на тезисе о том, что проживание молодых людей отдельно от родителей в формате отдельной квартиры предоставляет уникальную возможность нормализации их жизни, типичной для которой является схема «дом – работа – дом». Несмотря на действующие на всей территории РФ правовые нормы, касающиеся специализированного жилого фонда, организациям, помогающим реализовать формат поддерживаемого проживания, пока довольно трудно. Поэтому в Москве, например, ограничиваются обучением молодых людей социально-бытовым навыкам в режиме дневных занятий, во Владимире организовано подобное обучение с проживанием в специализированной квартире по выходным. В Пскове, благодаря тесным связям с германскими коллегами и благотворительными организациями, появилась возможность реализации полноценного независимого проживания для молодых людей, имеющих разнообразные отклонения в развитии.

Прежде чем прийти к этому, псковские специалисты прошли долгий путь. Надо отметить, что для детей, молодежи с особенностями развития и их семей в городе создана широкая поддерживающая среда. Началась эта большая работа ещё в 1988 году, когда под эгидой Всесоюзного Детского фонда в Пскове была создана общественная организация, объединившая родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Её основной задачей тогда было оказание семьям материальной помощи. Инициативная группа из разрозненных источников собирала информацию о детях-инвалидах. Наибольшую активность проявляли родители тех детей, которым был закрыт путь в дошкольные учреждения. За короткое время была собрана информация примерно о 800 псковских семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Активная работа по оказанию им материальной помощи позволила наладить тесные контакты с дружественными организациями, в том числе зарубежными. И поскольку планы и желания инициативной группы не ограничивались только оказанием семьям материальной помощи, они смогли привлечь значительные средства немецких благотворительных организаций и добиться от городских властей разрешения на строительство реабилитационного центра и производственных мастерских.

Много счастливых обстоятельств совпало в этой деятельности, но такая удача была бы невозможна без искреннего порыва и благородных устремлений конкретных неравнодушных людей. Уже тогда руководителем этой обширной деятельности был имеющий педагогическое образование Андрей Царёв, ставший впоследствии директором Лечебно-педагогического центра г. Пскова. Параллельно со строительством началось решение кадрового вопроса – в те годы в Псковском педагогическом институте ещё не было дефектологического факультета, поэтому набор сотрудников для переподготовки, повышения квалификации проводили среди энтузиастов. Уже в сентябре 1993 года Лечебно-педагогический центр принял своих первых воспитанников – детей от 6 до 16 лет. В 1995 году был организован класс трудовой подготовки, который постепенно преобразовался в производственно-интегративные мастерские. А в 1996 году Лечебно-педагогический центр инициировал и начал реализацию проекта по организации в г. Пскове службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, к началу XXI века в Пскове функционировала система комплексной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и их семьям, охватывающая все возрастные группы детей-инвалидов, предоставляющая широкий спектр услуг и зарекомендовавшая себя в глазах местной власти и общественности как ответственный партнер и надежное звено системы социальной защиты. В 2006 году началась реализация проекта «Учебная квартира», который продолжает движение Лечебно-педагогического центра по пути помощи инвалидам.

Сегодня, когда основные потребности семей в значительной степени удовлетворены, активность родителей снизилась. Но ЦЛП г.Пскова понимает, что именно родители должны участвовать в продвижении законодательных инициатив и совершенствовании нормативно-правовой базы. Вот почему организация сознательно стимулирует родителей к движению в этом направлении, объединяет их усилия в данной сфере. В последние годы в организацию вступили и специалисты, чей профессиональный опыт и квалификация подкрепляют активность родителей на пути к решению правовых и административных вопросов.

Источник