Продуктивные и негативные синдромы в психиатрии

2. Негативные (дефицитарные) синдромы

Негативные синдромы – это стойкие или обратимые изменения личности в виде снижения, дефекта или выпадения какой-либо функции. Продуктивные и негативные симптомы (синдромы) всегда существуют в комплексе, всегда взаимосвязаны. Выраженность негативных проявлений определяет прогноз заболевания. Уровень их тяжести свидетельствует о глубине поражения психики.

Реактивная лабильность. Наиболее часто отмечаются дистимические и астенические расстройства, нарушения сна и снижение продуктивности в работе. В отличие от астении симптоматика реактивной лабильности нестойкая и не сопровождается вегетативными проявлениями. Реактивная лабильность всегда выявляется на субъективном уровне.

Обычно больные говорят о наличии у них постоянных переживаний, волнений, раздражительности, скуки, вялости, сонливости. Однако эти расстройства не расцениваются как болезненные, в этих случаях уместнее говорить о психическом дискомфорте.

Негативные проявления данного уровня не нарушают социальной адаптации в рамках привычного жизненного стереотипа.

Больные сознательно стараются избегать ситуаций, требующих от них формирования новых приспособительных навыков и ломающих привычный уклад жизни. Состояния наблюдаются при различных хронических соматических заболеваниях, а также могут возникать психогенно.

Изменение личности. Изменения личности носят стойкий характер и наблюдаются в течение длительного времени, возможна их объективная оценка, страдает социальная адаптация.

Астенический личностный сдвиг. В отличие от реактивной лабильности изменения характера становятся заметны окружающим (снижение активности, тревожность, пониженная самооценка, неуверенность в себе).

Внешние факторы увеличивают выраженность астенических проявлений. Наличие астенических черт характера перед началом заболевания не характерно.

Гиперстенический (стенический) вариант характерен тем, что на фоне субдепрессивного настроения отмечается настойчивость, упрямство, ригидность. Может возникать у преморбидно астенической личности.

Нивелирование личностных особенностей проявляется исчезновением прежних черт характера. Личность становится шаблонной, больные по характеру становятся похожими друг на друга. В зависимости от заболевания изменения личности имеют свои особенности, присущие данной нозологии (алкоголизм, наркомания, шизофрения, эпилепсия и т. д.).

В ряде случаев изменения личности могут походить на какой-либо вид психопатии, тогда говорят о наличии психопатоподобного синдрома.

В отличие от психопатий при психопатоподобном синдроме социальная дезадаптация и декомпенсация в сфере межличностных отношений возникает в ситуациях, которые ранее для больного были привычными и индифферентными.

Редукция энергетического потенциала. Редукция энергетического потенциала (синдром эмоционально-волевого снижения) проявляется пассивностью, вялостью, снижением эмоционального резонанса, стойким снижением продуктивности в работе (особенно если работа требует приобретения новых знаний и творческого элемента).

Данное негативное состояние может быть выражено при астенических и дисгармонических личностных изменениях, что является частым возникновением шизофренического дефекта личности.

Амнестический синдром. Среди истинно дефицитарных и необратимых амнезий выделяют прогрессирующую амнезию. Примером прогрессирующей амнезии является распад памяти при болезни Альцгеймера и старческом слабоумии. Остальные виды амнезий также могут быть отнесены к негативным проявлениям (см. «Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта)»).

Слабоумие – достаточно глубокое обеднение всей психической деятельности (в первую очередь интеллекта, эмоционально-волевой сферы и индивидуальных личностных особенностей), с утратой способности к приобретению новых знаний и к их использованию.

Уровень психической активности снижается. В той или иной степени страдает критическое отношение к собственному состоянию и к окружающему. Нередко остаются сохранными некоторые простейшие навыки. Эмоциональные реакции становятся более грубыми, примитивными.

Нередко преобладает какой-либо один аффект (однообразная веселость, беззаботность, уныние, злобная раздражительность). Во многих случаях наступает эмоциональное опустошение с полным безразличием к окружающему и своему состоянию. Влечения либо снижаются, либо наблюдается усиление низших влечений (прожорливость, пьянство, сексуальная расторможенность, бродяжничество, скопидомство).

Личностные изменения проявляются в нивелировке характерологических особенностей.

Обыденные житейские навыки при прогрессировании слабоумия постепенно утрачиваются.

Слабоумие как синдром заболевания может иметь разную степень выраженности вышеперечисленных негативных проявлений.

Клиника простых форм слабоумия ограничивается только негативными проявлениями. Но зачастую наблюдаются психотические формы слабоумия, в клинической картине которых присутствуют различные продуктивные симптомы (аффективные, бредовые, галлюцинаторные). Чем меньше выражено слабоумие, тем больше места в клинике занимают продуктивные расстройства, и наоборот, при глубоком слабоумии продуктивные расстройства исчезают.

Выделяют слабоумие врожденное (олигофрения) и приобретенное (различные виды деменций), о чем подробнее изложено в главе «Расстройства познавательной деятельности (памяти и интеллекта)».

В большинстве случаев слабоумие носит необратимый, часто проградиентный характер. Однако иногда (очень редко) синдром слабоумия может быть обратимым, если устранить причину его возникновения: неопластические образования, эндокринную патологию, другие обменные нарушения, интоксикацию.

Психический маразм – полный распад психической деятельности. Больные утрачивают все навыки, не в состоянии самостоятельно передвигаться. Речевые реакции представлены в виде криков, стонов, возникающих или спонтанно, или в ответ на внешние раздражители. Могут отмечаться различные патологические рефлексы, оральные, хватательные автоматизмы, насильственный смех и плач. Аппетит часто повышен, больные перестают следить за собой. Маразм всегда является необратимым состоянием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

2. Негативные (дефицитарные) синдромы
Негативные синдромы – это стойкие или обратимые изменения личности в виде снижения, дефекта или выпадения какой-либо функции. Продуктивные и негативные симптомы (синдромы) всегда существуют в комплексе, всегда взаимосвязаны.

Дерматологические синдромы
Аллергические дерматозы: Apis, Arsenicum album, Bryonia, Calcarea carbonica, Cuprum metallicum; Graphites, Lycopo- dium, Nux vomica, Rhus toxicodendron, Sulfur, Thuja и др.Бородавки: Antimonium crudum, Calcarea carbonica, Lycopodium, Rhus toxicodendron, Thuja и др.Веснушки: Calcarea phosphorica, Graphites, Lycopodium, Natrium muriaticum, Pulsalilla, Sulfur и др.Герпес: Apis, Antimonium

6.7. Туннельные синдромы
Если болевой синдром локализуется только в конечности, как правило с одной стороны, необходимо исключать туннельные синдромы или компрессионно-ишемические невропатии. Туннельные синдромы формируются при остром или хроническом сдавлении нерва в

Другие негативные чувства
Другие чувства, которые хаотическим и бурным образом развиваются при шизофрении, можно разделить на светлые и темные. Следует, однако, уточнить, что даже при светлом колорите несильно выраженная, но глубоко проникающая примесь страха придает

Янские синдромы
Жары (жэ)Верхняя полость туловища: характерны стеснение в груди, лоб потный, язык сухой, отечное горло, удушье; средняя полость туловища: характерны вздутие живота, без поноса и рвоты, острые приступы удушья; нижняя полость туловища: характерны малое

Иньские синдромы
Недостаточности (пустоты – ху)Онемение и слабость в области верхних конечностей, шеи; бледное лицо; поверхностное дыхание, озноб, непереносимость холода, редкое мочеиспускание; психическая и физическая усталость, грусть, вялость, ослабление

Янские синдромы
Жары (жэ)Горечь во рту, шум в ушах, боли в боку, озноб, перемежающийся с высокой температурой.Избыточности (полноты – ши)Чувство полноты в желудке, горечь во рту, тошнота; припухлость щек, шеи и подбородка, заболевание горла; бессонница; головная боль, боли и

Иньские синдромы
Недостаточности (пустоты – ху)Слабость, отсутствие энергии и сил; припухлость в подколенной ямке, в области стопы, отечность суставов нижних конечностей; заболевания глаз, желтушность склер, рвота желчью; потливость ночью, тяжелые и глубокие

Иньские синдромы
Недостаточности (пустоты – ху)Понос либо затрудненная дефекация, урчание в животе, выпадение прямой кишки; головокружение, чувство слабости в верхних конечностях; тело холодное, сыпь, зуд, небольшой кашель, покраснение задней стенки глотки; состояние

Янские синдромы
Жары (жэ)Зловонный запах изо рта, гиперемия губ, припухлость и боль в деснах, ощущение раздражения в желудке, жажда.Избыточности (полноты – ши)Возбуждение, высокая температура тела; вздутие живота, отрыжка с кислым запахом, запор, повышенный аппетит, боли

Вторая фаза: ответ на негативные мысли
Когда вы уже распознали и вычленили мыслительные паттерны, которые заставляют вас чувствовать себя плохо, вы должны ответить им ударом на удар. Один из лучших способов разорвать замкнутый круг негативных мыслей – это научиться

Негативные формулы мотивированного самовнушения
Цель – выработка негативных ассоциаций, связанных с перееданием, употреблением жирообразующих продуктов. Для этого нужно связать пищевые нарушения с негативными последствиями и осложнениями избыточного веса. Формулы

Негативные е.а.
Даже когда мы говорим кошке: «Брысь!», мы структурируем пространство и ослабляем кошку (поэтому она уходит от нас, спасая свое здоровье).Брысь – минус 2 е.а.У некоторых людей негативные слова входят в привычку, и они даже не замечают, как употребляют их

3.5. Основные негативные эмоции, возникающие под влиянием стресса
Итак, научные исследования в области медицины давно подтвердили гипотезу о том, что основной причиной многих распространенных заболеваний, таких, как гипертоническая болезнь, злокачественные опухоли,

Негативные последствия глубокого дыхания
Наблюдая больных, которые слишком глубоко дышали, Бутейко пришел к выводу, что они тем самым способствовали ухудшению состояния своего здоровья.Избыточная вентиляция легких по отношению к потребностям организма приводит к

5 июля
Преобразование позитивных мелодий в негативные
Много лет назад мне приходилось делать преобразователь позитивных мелодий в негативные и прослушивать на проигрывателе негативные мелодии различных музыкальных произведений. Впечатление, как говорят, потрясающее,

Источник

Общая психопатология — раздел психиатрии, который занимается изучением отдельных проявлений психических расстройств (симптомов и синдромов). Выделение и квалификация симптомов представляет собой первый уровень психиатрической диагностики. Симптом — строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией. Это — терминологическое обозначение патологического признака.

Не каждый признак является симптомом, а только тот, который имеет причинно-следственные связи с патологией. Специфическими для психиатрии являются психопатологические симптомы. Они делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают привнесение чего-то нового в психику в результате болезненного процесса (галлюцинации, бред, кататонические расстройства).

Негативные включают признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, дефекта вследствие того или иного болезненного психического процесса (амнезия, абулия, апатия и т.п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни проявляются в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем меньше, беднее и фрагментарнее — позитивные.

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс. Синдром — закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами. Синдромы, также как и симптомы, делятся на позитивные и негативные.

По тяжести выделяют следующую последовательность позитивных синдромов:

-Эмоционально-гиперэстетические расстройства

-Аффективные (депрессивные и маниакальные)

-Невротические (навязчивости, истерические, ипохондрические)

-Паранояльные, вербальный галлюциноз

-Галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические

-Помрачение сознания (делирий, аменция, сумерки)

-Парамнезии

-Судорожные

-Психоорганические

Негативные психопатологические синдромы представлены в следующей последовательности (по критерию тяжести):

-Истощаемость психической деятельности

-Субъективно осознаваемая измененость «Я»

-Объективно определяемая измененность личности

-Дисгармония личности

-Снижение энергетического потенциала

-Снижение уровня личности

-Регресс личности

-Амнестические расстройства

-Тотальное слабоумие

-Психический маразм

27. Уровни нарушения психики:

r непсихотический (невротический, психопатический).

r психотический

r «дефицитарный» уровень нарушения психики.

Все психические расстройства по степени тяжести делятся на психотические и непсихотические.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:
1) грубой дезинтеграцией психики — неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов — так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред, однако разделение на психотические и непсихотические уровни в большей степени имеет четкую синдромальную ориентацию — параноидный, онейроидный и иные синдромы;
2) исчезновением критики (некритичностью) — невозможностью осмыс ления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирова ния особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действи ями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, накло~ ности, несоответствия;
3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из лич ностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, свое морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадек ватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также н самого себя.

Непсихотические расстройства характеризуются:
1) адекватностью психических реакций реальности по содержанию, н часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резк изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятс незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.д. раздражители и ситуации
2) сохранением критичности (но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной);
3) ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

К непсихотическим расстройствам относятся:
— позитивные синдромы: эмоционально-гиперестетические, аффектив ные (депрессивные и маниакальные), невротические (навязчивые, истериче ские, деперсонализационные, сенестопатические, ипохондрические);
— негативные синдромы: дебильность, синдромы приобретенного психического дефекта.

К психотическим расстройствам относятся:
— позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и д прессивных синдромов, синдромы — паранойяльные и вербальные галлюци нации, кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные (синдром Кандинского), помрачения сознания (делирий, аменция сумерки), парамнезии, судорожные и психоорганические;
— негативные синдромы: имбецильность и идиотия, синдромы психического дефекта при снижении уровня и регресса личности, психический маразм.

Определение понятий «ощущение» и «восприятие». Патология ощущений (изменение порогов чувствительности, прорыв интеро- и проприорецепции в сознание) и восприятия (психосенсорные расстройства, иллюзии).

Источник

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Виды симптомов[править | править код]

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то, что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Классификация симптомов[править | править код]

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
    • Симптом капюшона
    • Негативизм
    • Симптом воздушной подушки
    • Симптом Павлова
    • Мутизм
    • Стереотипия
  • Эхо-симптомы:
    • Эхопраксия
    • Эхолалия
  • Симптомы расстройства воли:
    • Абулия
    • Парабулия
    • Гипобулия
  • Симптомы расстройств восприятия:
    • Галлюцинация
    • Слуховая галлюцинация
    • Метаморфопсия
  • Симптомы расстройств мышления:
    • Бред
    • Сверхценная идея
    • Бредоподобная идея
    • Персеверация
    • Патологическая обстоятельность
  • Симптомы расстройств эмоций:
    • Уплощённый аффект
    • Гипотимия
    • Гипертимия
    • Экзальтация
    • Эйфория
    • Дисфория
  • Симптомы расстройств памяти:
    • Амнезия
      • Антероградная амнезия
      • Ретроградная амнезия
      • Фиксационная амнезия
    • Конфабуляция
    • Парамнезия
    • Криптомнезия
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
    • Симптом аутизма
    • Симптом передачи (открытости) мыслей
    • Псевдогаллюцинация
    • Симптом эха мыслей
    • Симптом вкладывания мыслей
    • Симптом отнятия мыслей
    • Симптом блокировки мыслей
    • Речевая бессвязность
    • Шизофазия

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

Примечания[править | править код]

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Литература[править | править код]

  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Источник