Продуктивные и негативные психопатологические синдромы

Продуктивные и негативные психопатологические синдромы thumbnail

Психопатологи́ческий симпто́м (от др.-греч. σύμπτομα «случай, совпадение, признак») — характерное проявление или внешний признак какого-либо расстройства психической деятельности (например, расстройства сознания, внимания, воли или влечений, восприятия, мышления, интеллекта, памяти, эмоций, либо признак двигательного расстройства)[1]. Проявления, признаки психических функциональных или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма[2]. Психопатологические симптомы устанавливаются врачом-психиатром при исследовании пациента и используются для постановки диагноза конкретного психического расстройства. Совокупность таких симптомов, объединённых единым патогенезом, называется психопатологическим синдромом. При различных психических расстройствах в клинической картине присутствуют разные виды симптомов, дифференциация которых необходима для более точной диагностики расстройства. Психиатрическая семиотика, или симптоматология, — медицинская наука о таких признаках и симптомах.

Виды симптомов[править | править код]

Английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) было описано «послойное» построение психической деятельности и двойной эффект поражений мозга: «негативные» проявления вследствие непосредственного эффекта поражения и «позитивные» в виде вторичных феноменов[3]. Идеи Хьюлингса оказали влияние на психиатрию и описательную психопатологию и стали традицией в классификации симптомов[3].

Продуктивные симптомы («позитивные» или «плюс-симптомы»)[4][5] — неспецифическая реакция неповреждённых слоёв нервной системы на причину расстройства. Представляют собой качественно новые признаки, не имевшиеся до заболевания. Примерами могут служить бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, кататонические состояния, расстройства настроения (депрессивные или маниакальные состояния) и нарушение стройности мышления.

Несмотря на то что данные симптомы неспецифичны проявлениям дизонтогенеза, их длительное воздействие может привести к формированию одной из его форм.

Негативные симптомы («дефицитарные» или «минус-симптомы»)[4][5] — проявления самого́ патологического процесса, связанные с этиологическим фактором. Характеризуются как явление «выпадения» в психической деятельности. К ним относятся: снижение энергетического потенциала и апатия, бедность речи, ухудшение процессов мышления, памяти, интеллектуальной деятельности, асоциальность, социальная изоляция.

В процессе диагностики детей часто встает задача отграничения негативных симптомов от явлений дизонтогенеза, так как иногда «выпадение» той или иной функции может быть следствием нарушения её развития. Например, негативные расстройства при ранней детской шизофрении, которая сама говорит о неравномерности развития психических функций.

Помимо этого, симптомы делят на функциональные и органические, сенестопатические и эффекторные, неблагоприятные и благоприятные[6].

По Снежневскому, развитие психического расстройства сопровождается увеличением количества симптомов, изменениями в их взаимоотношениях и возникновением новых психопатологических симптомов.

Классификация симптомов[править | править код]

Ниже представлены основные и самые важные группы психопатологических симптомов:

  • Симптомы кататонических расстройств:
    • Симптом капюшона
    • Негативизм
    • Симптом воздушной подушки
    • Симптом Павлова
    • Мутизм
    • Стереотипия
  • Эхо-симптомы:
    • Эхопраксия
    • Эхолалия
  • Симптомы расстройства воли:
    • Абулия
    • Парабулия
    • Гипобулия
  • Симптомы расстройств восприятия:
    • Галлюцинация
    • Слуховая галлюцинация
    • Метаморфопсия
  • Симптомы расстройств мышления:
    • Бред
    • Сверхценная идея
    • Бредоподобная идея
    • Персеверация
    • Патологическая обстоятельность
  • Симптомы расстройств эмоций:
    • Уплощённый аффект
    • Гипотимия
    • Гипертимия
    • Экзальтация
    • Эйфория
    • Дисфория
  • Симптомы расстройств памяти:
    • Амнезия
      • Антероградная амнезия
      • Ретроградная амнезия
      • Фиксационная амнезия
    • Конфабуляция
    • Парамнезия
    • Криптомнезия
  • Симптомы, типичные для расстройств шизофренического спектра и бредовых расстройств:
    • Симптом аутизма
    • Симптом передачи (открытости) мыслей
    • Псевдогаллюцинация
    • Симптом эха мыслей
    • Симптом вкладывания мыслей
    • Симптом отнятия мыслей
    • Симптом блокировки мыслей
    • Речевая бессвязность
    • Шизофазия

Психопатологические симптомы в детской психиатрии[править | править код]

При работе с детьми необходимая чёткая дифференциация психопатологических симптомов, чтобы отличать симптомы дизонтогенеза и симптомы психического расстройства.

Возрастные симптомы[5][7] являются патологически искажёнными и гротескными проявлениями нормального возрастного развития. Данные симптомы являются специфичными больше для возраста, чем для самого заболевания, и могут проявляться при различных психических патологиях: детском типе шизофрении, органических поражениях мозга, невротических состояниях.

В каждом возрастном периоде имеются свои специфические для данного этапа возрастные симптомы, которые обусловлены онтогенетическим уровнем реагирования организма на вредности.

Российский детский психиатр, профессор и (1979) выделил 4 уровня нервно-психического реагирования у детей и свойственные им возрастные симптомы[5][7]:

  • Сомато-вегетативный (0—3 года) — повышенная возбудимость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, расстройство сна, аппетита, навыков опрятности, страхи.
  • Психомоторный уровень (4—10 лет) — преобладают гипердинамические расстройства: тики, заикание, двигательная расторможённость, страхи.
  • Аффективный уровень (7—12 лет) — страхи, аффективная неустойчивость, дромомания, негативизм и агрессия. На данном этапе повышается риск развития психогений. Это обусловлено началом формирования самосознания у подростка.
  • Эмоционально-идеаторный (12—16 лет) — преобладают сверхценные идеи и интересы («метафизическая интоксикация»), психогенные реакции в виде эмансипации, протеста, а также идеи мнимого уродства (синдром анорексии, дисморфофобия), страхи.

Однако данные возрастные симптомы могут сочетаться, то есть на последующем этапе развития могут проявляться симптомы, присущие предыдущему уровню нервно-психического реагирования.

Примечания[править | править код]

  1. Д. В. Семёнов, А. В. Берсенев. Психопатологические симптомы и синдромы: учебное пособие. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2006. — 88 с. — ISBN 5-89368-671-3.
  2. ↑ Психология. А—Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
  3. 1 2 Всемирная организация здравоохранения. Лексикон психиатрических и относящихся к психическому здоровью терминов. — 2 изд. — К.: «Сфера», 2001. — ISBN 966-784-125-1.
  4. 1 2 Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. — СПб.: СпецЛит, 2001. — 463 с — ISBN 5-299-00187-8
  5. 1 2 3 4 Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: Учебное пособие для вузов. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Трикста, 2013. — 303 с. — (Gaudeamus). ISBN 978-5-8291-1504-3 (Академический Проект) ISBN 978-5-904954-25-3 (Трикста)
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. 1 2 Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Литература[править | править код]

  • Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 1979. — 608 с.

Источник

Симптом
– строго фиксированное по форме описание
признака, соотнесенного с определенной
патологией. Это – терминологическое
обозначение патологического признака.
Не каждый признак является симптомом,
а только тот, который имеет
причинно-следственные связи с патологией.
Специфическими для психиатрии являются
психопатологические симптомы. Они
делятся на продуктивные (позитивные) и
негативные.

Продуктивные
обозначают привнесение чего-то нового
в психику в результате болезненного
процесса (галлюцинации, бред, кататонические
расстройства).

Негативные
включают признаки обратимого или
стойкого ущерба, изъяна, дефекта
вследствие того или иного болезненного
психического процесса (амнезия, абулия,
апатия и т.п.).

Позитивные
и негативные симптомы в клинической
картине болезни проявляются в единстве,
сочетании и имеют, как правило, обратно
пропорциональное соотношение: чем более
выражены негативные симптомы, тем
меньше, беднее и фрагментарнее –
позитивные.

Совокупность
всех симптомов, выявленных в процессе
обследования конкретного больного,
образует симптомокомплекс.

Синдром
– закономерное сочетание симптомов,
которые связаны между собой единым
патогенезом и соотносятся с определенными
нозологическими формами.

Синдромы,
также как и симптомы, делятся на
продуктивные
и негативные.

По
тяжести выделяют следующую последовательность
продуктивных синдромов:

Эмоционально-гиперэстетические
расстройства,
Аффективные (депрессивные и маниакальные),
Невротические (навязчивости, истерические,
ипохондрические), Паранояльные, вербальный
галлюциноз, Галлюцинаторно-параноидные,
парафренные, кататонические, Помрачение
сознания (делирий, аменция, сумерки),
Парамнезии, Судорожные.

Психоорганические.
Негативные психопатологические синдромы
представлены в следующей последовательности
(по критерию тяжести): Истощаемость
психической деятельности., Субъективно
осознаваемая измененость «Я»,Объективно
определяемая измененность личности,
Дисгармония личности, Снижение
энергетического потенциала, Снижение
уровня личности, Регресс личности,
Амнестические расстройства, Тотальное
слабоумие, Психический маразм.

Ранги
психических расстройств
.
В России широко известна подробная
схема соотношения продуктивных и
негативных психопатологических
синдромов. Смысл этой схемы заключается
в том, что каждый круг более высокого
уровня включает в себя все нижележащие
слои психических расстройств. Это
определяет малую нозологическую
специфичность синдромов низших уровней
(малых синдромов).

Психозы
– это выраженные формы психических
расстройств при которых психическая
деятельность больного отличается резким
несоответствием окружающей действительности,
отражение реального мира грубо искажено,
что проявляется в нарушениях поведения
и проявлении в психозе несвойственных
ей в норме патологических

симптомов
и синдромов (расстройств восприятия,
памяти, мышления, аффективности и
другое). Психоз не порождает новых
явлений, а представляет собой результат
выпадения деятельности высших уровней.

Продуктивная
и негативная симптоматика
.

Продуктивной
симптоматикой
(позитивная симптоматика, плюс-симптом)
называют новый болезненный феномен,
некую новую функцию, появившуюся в
результате болезни, отсутствующую у
всех здоровых людей. Примерами продуктивной
симптоматики служат бред и галлюцинации,
эпилептиформные пароксизмы, психомоторное

возбуждение,
навязчивые идеи, сильное чувство тоски
при депрессии.

Негативной
симптоматикой
(дефект, минус-симптом), напротив, именуют
ущерб, который наносит болезнь естественным
здоровым функциям организма, исчезновение
какой-либо способности. Примерами
негативной симптоматики являются утрата
памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие),
неспособность испытывать яркие

эмоциональные
чувства (апатия). Негативная симптоматика
является, как правило, необратимой,
невосполнимой утратой. Она свидетельствует
о длительности заболевания и о глубине
поражения психики. Характер негативной
симптоматики довольно специфичен и
играет существенную роль в диагностике
таких заболеваний, как шизофрения,
эпилепсия, атрофические процессы.

Продуктивная
симптоматика весьма динамична. Она
может резко нарастать при обострении
заболевания, а затем исчезает сама по
себе или под воздействием адекватного
лечения. Большинство применяемых в
психиатрии психотропных средств
предназначено для лечения именно
продуктивной симптоматики. Она, как
правило, менее

специфична
и может быть сходной при нескольких
различных заболеваниях.

5.
Методы обследования, применяемые в
психиатрии. Правила сбора анамнестических
сведений, их анализ. Использование
параклинических методов
(лабораторных,инструментальных,
психологических), их диагностические
возможности.

Современные
методы обследования больных должны
обеспечивать получение клинических
данных, доступных количественному учету
и математическому анализу с применением
вычислительной техники для их обработки.
Применяются стандартные вопросники со
строгой фиксацией ответов больных и
учетом выраженности психических
нарушений по ответам. Однако ответы
больных часто не отражают их истинного
состояния, а оценка психиатром выраженности
психических нарушений страдает
субъективностью. Кроме того, в стандартном
вопроснике невозможно предусмотреть
все необходимое для выявления и
регистрации особенностей психического
заболевания.

Более
эффективна регистрация психических
нарушений в виде симптомов и синдромов.
Симптоматологический метод, т. е. учет
всех наблюдаемых у больного симптомов
в период обследования, — все же
трудновыполнимая задача. Кроме того,
состояние больного часто оценивается
врачами различно. Целесообразнее
использовать в эпидемиологических
исследованиях синдромологический
метод, так как синдромы более полно
отражают психическое состояние больных
и несут в себе большую прогностическую
информацию. Исследованиям синдромологическим
методом должны предшествовать тщательная
отработка стандартов обследования
больных, уточнение психопатологического
содержания синдромов, составление для
определенных нозологических форм
глоссариев стандартизованных синдромов.

Эпидемиологическое
изучение шизофрении с использованием
синдромологической характеристики
открыло большие возможности для выявления
закономерностей течения, вероятностного
прогноза, патогенеза и др. Синдромологический
метод можно считать перспективным для
эпидемиологического изучения и ряда
других психических заболеваний, в том
числе и с большими диагностическими
расхождениями. Во многих странах для
изучения заболеваемости применяют
анализ статистических данных о
госпитализированных больных. Возможности
такого анализа ограничены: госпитальная
статистика не отражает реальной
заболеваемости или болезненности, так
как значительное число больных не
пользуется стационарным лечением.

Диагностика
— процесс по возможности более точного
определения и идентификации болезни,
результатом которого является диагноз.
В диагностике психических заболеваний
ведущим остается клинический метод,
который делится на следующие этапы.

1.
Выявление и квалификация симптомов.

2.
Определение их взаимосвязи и квалификация
синдромов.

3.
Оценка динамики развития синдромов в
контексте патогенетических закономерностей
и преморбидных особенностей.

4.
Постановка предварительного диагноза.

5.
Дифференциальная диагностика.

6.
Постановка индивидуального диагноза.

7.
Постановка диагноза в соответствии с
требованиями классификации (клинические
и диагностические критерии).

Психиатрическое
обследование
— часть общего медицинского обследования.
Преследует те же цели, что и в любой
другой врачебной специальности:

1)
выяснить причину обращения больного
(или его родственников, друзей, сослуживцев)
за медицинской помощью;

2)
создать доверительные отношения с
больным, заложив тем самым основу для
взаимодействия с ним в процессе лечения;

3)
сформулировать диагноз и план лечения;

4)
сообщить больному и его близким о своих
выводах.

Психиатрическое
обследование проводят в спокойной,
уютной обстановке, предрасполагающей
к открытому разговору. Умение завоевать
доверие больного требует опыта и
уверенности в себе, однако реальные
условия обследования зачастую далеки
от идеальных. Довольно трудно говорить
с глазу на глаз в шумном приемном
отделении или в общей палате, даже если
отвлекающие факторы сведены к минимуму
(задернуты занавески на окнах и т. п.). И
все же всегда надо проявлять
заинтересованность, сочувствие, симпатию
к больному, стремление понять его и
помочь. Сидеть

следует
на некотором (но небольшом) отдалении
от больного, имея возможность смотреть
ему в глаза. Важно наблюдать за
невербальными реакциями и поведением
собеседника (краска на лице, слезы).
Иногда бывает необходимо записать
некоторые сведения (чтобы затем точнее
воспроизвести ход разговора), но делать
это надо быстро и по возможности редко,
чтобы не прерывать течение беседы.
Удобный способ — делать отметки в
специальном бланке. Процесс сбора
сведений для дальнейших этапов
психиатрической диагностики называется
психиатрическим интервью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Если бы нужно было
условно разделить картину болезни по
уровням сложности, я бы предпочёл три
основные степени градации: симптомы —
синдромы — собственно болезнь, во всей
полноте её клинической картины. Причём
болезнь будет включать в себя не только
набор симптомов и синдромов, характерный
для каждой конкретной нозологии, но и
то, какова будет динамика этих симптомов
и синдромов: что было, что будет, чем
сердце успокоится, и к гадалке уже можно
не ходить.

Итак, синдромы — это
следующий (после симптомов) шаг к
пониманию того, что же приключилось с
пациентом. Синдром (греч. σύνδρομον,
σύνδρομο — вместе бегущий) — это не
просто набор симптомов. Нет произвольного
их сочетания, просто потому, что карта
так легла. Патогенез с раскладом не
шутит, тут клич «крупью на мыло!» не
прокатит. Все симптомы сочетаются в
строгом соответствии с тем, что это за
болезнь и какую её стадию мы сейчас
лицезреем. А если ещё и диагноз правильно
установлен — так и вовсе можно делать
осторожные прогнозы.

Безусловно, синдром —
это ещё не болезнь, и для полноты
клинической картины зачастую нужно
многое: от правильно собранного анамнеза
(родился-крестился-женился-на что
сгодился) до анализов и матерно-восторженных
отзывов узких специалистов. Однако,
правильное распознавание синдрома
может помочь определиться с тактикой
дальнейшего ведения больного (делирий,
онейроид и кататонический синдром — в
стационар, астенический — можно полечить
и амбулаторно), с назначениями лекарств
(да, да, уже на этом этапе). Да что там
говорить — международная классификация
болезней 10-го пересмотра, она же МКБ-10,
построена преимущественно на синдромальном
подходе к классификации. И ещё: зная
синдромы, можно легко выявить симулянта,
который демонстрирует отдельные
симптомы, но не может показать цельной
картины болезни (есть, конечно, мастера
и в этом деле, но их единицы).

Есть ещё одна тонкость
врачебного дела: каждый синдром надо
хоть раз в жизни увидеть в присутствии
учителя, который скажет тебе — смотри
и запоминай, это парафренный синдром,
а это синдром Кандинского-Клерамбо, это
астенический синдром у невротика, а это
истощение психической деятельности у
шизофреника, почувствуй разницу в каждой
паре и смотри, смотри на пациентов, есть
то, чего не передать словами и не описать
так, чтобы можно было избежать разночтений
и двояких толкований. Поэтому и нет
заочной учёбы на врача. Только лично,
очно, через стадию радостного узнавания
— «вот оно, меня этому учили!» — к сияющим
вершинам интуиции и безошибочной
врачебной догадки (практически то же
самое, что и воинская смекалка — позволяет
по одному мимолётному взгляду на
влетевшую в окоп гранату определить,
что на самом деле это мимикрировавший
северный пушной зверь).

Все психопатологические
синдромы можно разделить на позитивные
и негативные.

Позитивные
психопатологические синдромы
(они
же «плюс-симптомы») — это новые,
отсутствовавшие до этого в психике,
синдромы, которых в норме быть не должно.
Иными словами, не было — появилось,
приплюсовалось(на этом плюсы и позитивизм
заканчиваются).

Признавая
некоторую условность диспозиции, по
степени нарастания сложности, выраженности
и тотальности проявлений, а также по
степени нарушения психической деятельности
и по мере уменьшения обратимости,
позитивные синдромы можно было бы
расположить в следующем порядке:

Астенические
синдромы (как позитивные)

Аффективные
синдромы

Невротические
синдромы

Гебоидный
синдром

Синдромы
сверхценных идей

Галлюцинаторно-бредовые
синдромы

Люцидные
кататонические синдромы

Синдромы
нарушения сознания

Судорожные
синдромы

Парамнестические
синдромы

Психоорганический
синдром (он же органический психосиндром
— Фаберже, автопортрет, фрагмент, разные
ракурсы)

Негативные
психопатологические синдромы
(они
же дефицитарные синдромы, они же
«минус-симптомы») — это когда из психической
деятельности (такой, как ей положено
быть в норме), с присущей нормальному
человеку совокупностью качеств и
свойств, выпадает, утрачивается что-то
из оных. Соответственно наносится ущерб
психической деятельности и формируется
дефект личности.

По
степени нарастания негативные синдромы
можно расположить так:

Астенический
синдром (как негативный)

Субъективные
изменения «Я» (или субъективно осознаваемые
изменения «Я»)

Объективные
изменения личности

Дисгармония
личности

Редукция
энергетического потенциала (РЭП)

Снижение
уровня личности

Регресс
личности

Амнестические
расстройства

Тотальное
слабоумие, психический маразм.

Вот
теперь можно приступить к более-менее
вдумчивому рассмотрению каждой группы
синдромов.

Источник