Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна

Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна thumbnail

Нет ничего удивительного в том, что дети
с синдромом Дауна в процессе воспитания требуют гораздо больше поддержки,
внимания и понимания со стороны родителей, чем здоровые малыши. Специалисты по
воспитанию также рекомендуют заниматься с особыми детьми различными видами
активности, которые открывают и развивают способности малыша, а также
способствуют его полноценному развитию.

Прежде всего, стоит заметить, что эти дети
имеют такие же потребности, что и здоровые малыши, а потому и относиться к ним
нужно как к другим обычным детям без каких-то особенностей.

Залогом успешного воспитания детей с
синдромом Дауна является регулярное общение. Впрочем, эта рекомендация касается
всех малышей, ведь и здоровым детям нужно получать достаточно внимания от
родителей. Родителям, которые воспитывают детей с синдромом Дауна, также нужно
постоянно следить за состоянием здоровья малышей и качеством их рациона. Не
стоит забывать и о моральной поддержке особого ребенка.

Если ваш ребенок родился с синдромом
Дауна, не забывайте регулярно выполнять с ним те упражнения и реализовывать виды
активности, которые обеспечат надлежащее развитие способностей и навыков
малыша.

Что это за болезнь?

В медицине этот синдром определяют как
генетическое отклонение, которое возникает в результате частичного или полного
копирования (трисомии) Хромосомы 21. Эта аномалия случается 1 раз на 1000
родов, а потому ее считают одним из самых распространенных отклонений во всем
мире.

Причины развития до сих пор не
установлены. В некоторых случаях аномалия возникает как результат генетической
предрасположенности, тогда как иногда причиной трисомии становится возраст
будущей матери. Кроме этих двух факторов науке до сих пор не известны другие
причины развития синдрома Дауна.

В физическом плане все дети с таким
синдромом имеют несколько общих черт, в частности, миндалевидную форму глаз,
большой рот и губы, а также маленькие по размеру уши. В то же время личностные
черты и характер в особых малышей обычно разные. Отличается также и уровень их
склонности к обучению и чувство юмора.

Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна
очень эмоционально развиты, а потому они любят ярко демонстрировать свою
приязнь к другим.

Как воспитывать ребенка с синдромом
Дауна?

Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна

Безусловно, быть родителями такого
особого ребенка – это большой вызов. Этот опыт может стать непосильным
испытанием из-за недостатка необходимой информации по надлежащему уходу за
ребенком с синдромом Дауна и его воспитанию.

Не спешите паниковать или отчаиваться,
если ваш малыш родился с этим недугом. Если вы будете уделять достаточно внимания
ребенку и всегда его поддерживать, то сможете воспитать полноценную личность.

Есть много рекомендаций, с помощью которых можно улучшить состояние особого ребенка. Прежде всего, необходимо понять, что дети с такой проблемой ничем не хуже других, а потому и относиться к ним нужно с тем же уважением и пониманием, что и к другим здоровым детям. Конечно, необходимо запастись терпением и регулярно прилагать все возможные усилия, чтобы лучше понять потребности малыша. Не забывайте о необходимости регулярно демонстрировать своему ребенку, как сильно вы его любите.

Для того чтобы сделать процесс
воспитания детей с синдромом Дауна легче для родителей, специалисты предлагают несколько
эффективных рекомендаций.

Регулярно общайтесь с малышом

Согласитесь, общение очень важно для
понимания любого ребенка. А если ваш малыш болен такой болезнью, вам нужно
внимательно следить за тем, как именно вы выражаете свои мысли и эмоции в
разговорах с ним.

Обратите внимание, что обычно детям с
синдромом Дауна нужно больше времени на высказывание мнения. У такого ребенка
могут быть коммуникативные проблемы и нарушения речи. Впрочем, не стоит
преждевременно отчаиваться, если вам не удается сразу наладить общение.
Наберитесь терпения и найдите способ поговорить с ребенком о его потребностях и
проблемы.

Поощряйте общение ребенка с другими
малышами, братьями или сестрами

Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна

У детей с синдромом Дауна есть
определенные стадии развития, которые могут происходить на разных этапах жизни.
Но даже если вы заметили, что малыш развивается не по «графику», не паникуйте,
ведь вы сможете наладить процесс общения, если приложите немного усилий. К примеру,
взаимодействие с другими детьми и братьями/сестрами поможет ребенку успешно
развиваться и расти полноценной личностью.

Также рекомендуется обеспечить общение
ребенка с взрослыми людьми, особенно с теми, которые регулярно находятся рядом.
В процессе воспитания поощряя мальчика или девочку с синдромом Дауна взаимодействовать
с другими людьми, делиться с ними своими идеями и откровенно общаться, вы
сможете улучшить его или ее эмоциональное состояние. К тому же таким образом
вам удастся ознакомить близких с ситуацией, сложившейся в вашей семье после
рождения особого ребенка.

Определитесь с тем, какую школу будет
посещать ваш малыш – государственную и частную

Дети с таким заболеванием могут посещать
обычную школу вместе со своими здоровыми сверстниками. Более того, врачи
рекомендуют отдавать особых детей в такие учебные заведения, ведь это позволит
им общаться с разными мальчиками и девочками, девушками и парнями — как со
здоровыми, так и с определенными отклонениями. Регулярное общение с другими
детьми не только повысит их уверенность в себе, но и поможет научиться налаживать
отношения с окружением.

Когда речь идет об обучении, стоит
заметить, что дети с синдромом Дауна учатся все-таки чуть медленнее здоровых
ровесников. Впрочем, проблему можно решить с помощью учителя в школе и
родительской помощи на дому. Не забывайте, что дети с синдромом Дауна
по-другому развиваются и взрослеют, поэтому не стоит их подгонять.

Читайте также:  Нейроэндокринные синдромы в гинекологии литература

Занимайтесь с ребенком различными видами
активности для его развития

Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна

Безусловно, у каждого человека есть
особые таланты и навыки. Дети с синдромом Дауна не является исключением, а
потому при должной поддержке и помощи они тоже могут достичь невероятных
успехов в определенных сферах жизни.

Люди с синдромом Дауна могут успешно выполнить
любую задачу. Вопрос лишь в том, чтобы поощрять ребенка и позволять ему сполна
использовать свои способности.

Вот несколько занятий, которые прекрасно
подойдут для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна.

1. Искусство

Рисование, занятия музыкой или танцами и
другие виды искусства могут помочь малышу с синдромом Дауна развить
эмоциональный интеллект.

Если у вашего ребенка обнаружили это
заболевание, непременно запишите его в танцевальный кружок, на актерское мастерство
или вокал. Такие занятия помогают выйти из зоны комфорта и по-новому посмотреть
на окружающий мир.

2. Спорт

Регулярные занятия спортом положительно
влияют на развитие ребенка с синдромом Дауна. Если особый ребенок будет вести
активный образ жизни, его физическое состояние улучшится, он научится быть
командным игроком и сможет без проблем достигать поставленных целей.

Спортивные
тренировки, особенно если они  кратковременны и разбиты на несколько этапов с
небольшими перерывами, незаменимы для надлежащего развития таких больных .

Рекомендуется обратить внимание на такие
активные виды спорта:

  • плавание
  • футбол
  • спортивная гимнастика
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • боевые искусства.

3. Игры

Нечего и говорить, что каждому ребенку
для полноценного развития необходимы развлечения и отдых. Именно поэтому нужно регулярно
играть с ребенком с синдромом Дауна в интересные игры, ведь таким образом вы
ускорите развитие его способностей и навыков.

К тому же гораздо проще донести до
ребенка важную информацию в игровой форме. Не забывайте, что игры – это важный
инструмент, который стимулирует малыша и мотивирует его к активным действиям.

Должны ли такие дети питаться
по-особенному?

Проблемы в воспитании детей с синдромом дауна

Безусловно, к питанию детей с синдромом
Дауна необходимо подходить с большой осторожностью и внимательностью. Обратите
внимание, что особенным детям нужно больше времени, чтобы научиться пить
материнское грудное молоко или детскую смесь из специальной бутылочки. Именно
поэтому стоит запастись терпением и подобрать для ребенка систему поощрения,
чтобы малютке было проще приспособиться к новым продуктам.

В детском возрасте каждому ребенку нужно
придерживаться принципов сбалансированного питания. Очень важно, чтобы малыш
употреблял продукты из всех пищевых групп. Впрочем, стоит заметить, что дети с
синдромом Дауна более подвержены полноте, ведь большинство из них отличается
невысоким ростом, что визуально добавляет лишнего веса. К тому же особые дети
обычно менее активны, чем здоровые малыши.

Воспитание детей с синдромом Дауна: что
нужно знать об их здоровье?

К сожалению, значительный процент
больных синдромом Дауна может во взрослой жизни страдать заболеваниями
сердечной системы. Согласно статистике, около 45% детей с трисомией имеют
проблемы в работе сердца. Также дети с синдромом Дауна страдают заболеваниями
легких, часто подхватывают простуду.

Среди других распространенных
заболеваний, которыми страдают дети с синдромом Дауна, следует выделить
нарушения слуха и недостатки зрения (это, в частности, катаракта, миопия и
косоглазие). Также больные трисомией страдают из-за регулярных расстройств
пищеварения. Объяснить это очень просто: дело в том, что большинство малышей с
синдромом Дауна рождаются с отклонениями в строении и работе пищеварительной
системы.

Впрочем, даже если у вашего малыша есть одно или несколько из вышеупомянутых заболеваний, не стоит паниковать: все эти болезни излечимы. Самая главная задача родителей — это профилактика подобных расстройств. Если ваш ребенок родился с синдромом Дауна, вы должны внимательно следить за питанием и состоянием здоровья малыша, а также не забывать регулярно отводить ребенка к врачу для прохождения полного обследования организма.

Общество очень часто оценивает воспитание детей с синдромом Дауна как невероятно сложное испытание для родителей. На самом же деле рождение малыша – это всегда счастье, несмотря на все трудности. Поверьте, безграничная родительская любовь к детям поможет преодолеть любые невзгоды.

Источник

Библиографическое описание:

Карпушенко, О. И. Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения / О. И. Карпушенко, Е. А. Олькова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12348/ (дата обращения: 06.06.2020).



Согласно федеральному закону об образовании каждый ребенок имеет право на образование. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации. Среди детей с особенностями развития много детей с синдромом Дауна.

Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной 47-ой хромосомы.

Каждый 700-й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Это случайность, каприз природы. В России ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. Детей с синдромом Дауна «вылечить» нельзя, потому что это не болезнь. Но им можно помочь.

Читайте также:  Болевой синдром в поджелудочной железе

Подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть, заниматься спортом. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы и у них есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.

Несомненно, и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви. Если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад, в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.

Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

В последние десятилетия наибольшее внимание уделялось разработке программ раннего развития для детей с синдромом Дауна.

Этот акцент сейчас смещается в сторону потребностей взрослых людей: в подходящей работе, жилье, получении возможностей для полноценного досуга, восстановления сил и нормальной деятельности в обществе.

Подготовку молодого человека к «взрослой жизни» во всех ее проявлениях следует начинать довольно рано — в средней школе, то есть приблизительно с 14 лет.

Именно на этом этапе возникла потребность объединить социально-педиатрические силы с педагогической и психологической работой, что привело к созданию адаптированной программы «Круг», в основе которой лежит идея малых групп и принцип социального развития, способствующий вхождению ребенка в общество и усвоению им социального опыта в виде знаний и определенных правил поведения.

Критериями для перевода ребенка от индивидуальной терапии к терапии малых групп являются его социальная готовность к работе в коллективе и его самостоятельность. Так же, как и при индивидуальной терапии, в группах сохраняется тесный контакт с педагогом-«терапевтом», в то время как новым требованием данной ступени является отдаление ребенка от родителей. Иными словами, малые терапевтические группы призваны ослабить слишком тесную привязанность к матери (или другому близкому человеку). На этом этапе дети учатся устанавливать положительные контакты с другими детьми, обращать внимание на потребности других и предоставлять им помощь.

Основываясь на вышеуказанных данных, была определена цель программы.

Цель программы: формирование навыков самообслуживания и взаимодействия у детей с синдромом Дауна.

Задачи:

1) Развитие первичного навыка рефлексии, самопознание;

2) Развитие навыков крупной и мелкой моторики;

3) Развитие социально-эмоциональной сферы и эмоционального диапазона;

4) Развитие навыков уверенного взаимодействия и поведения, работа с негативными эмоциональными состояниями (с помощью телесно-ориентированной и арт-терапии).

Отличительная особенность программы заключается в том, что она построена по принципу «Круг», который может использоваться в групповых занятиях для детей с различными видами нарушениями.

Форма занятий: групповая.

Продолжительность и режим занятий: 3 часа. Каждое занятие состоит из трех блоков по 45 минут, после каждого блока делается 10–15 минутный перерыв. Последние 5 минут закладываются на то, чтобы собрать внимание детей и перейти к следующему блоку.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка.

Построение работы в виде игровой формы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.

Исследование проходило на базе Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети». В исследовании приняли участие 7 человек — дети с синдромом Дауна в возрасте 14–17 лет.

Для данной группы проводилась адаптированная программа в течение 3 недель. Работа специалистов с ребенком включала 2 этапа: медицинскую и психологическую диагностику и развитие ребенка через программу Круг.

Реализация принципа комплексности предусматривала взаимосвязь в работе педиатра, медицинской сестры, педагога-психолога, специалистов Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети».

Основными критериями эффективности инклюзивного процесса, реализуемого через программу являются:

– активизация зрительного и слухового внимания;

– стимуляция сенсорного развития;

– стимуляция тактильного взаимодействия ребенка с другими детьми;

– развитие навыков крупной и мелкой моторики.

В программе выделены следующие блоки: развивающий, арт-терапевтический и нейрокоррекционный.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, познавательной сферы, поведения и личности в целом, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

В арт-терапевтическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Нейрокоррекционный блок направлен на осознание ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия и формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

В результате освоения ребенком содержания программы учитывали индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

Данная программа подтвердила целевые ориентиры:

– ребенок заинтересовался окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Читайте также:  Эмг при синдроме карпального канала

– ребенок овладел простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

– ребенок стал стремиться к общению со взрослыми, появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями;

– ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;

– у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики.

Преимущество адаптированной программы «Круг» заключается в том, что она ориентирована на общее развитие ребенка, что становится возможным благодаря диагностическому контролю развития, позволяющему проследить взаимосвязи между отдельными блоками не только перед началом коррекционной работы, но и по ходу всех терапевтических мероприятий, в которых участвуют многочисленные специалисты: педиатры, педагоги, психологи и др.

Таким образом, детское социальное развитие, то есть, «развитие самостоятельности и способности установления положительных контактов с другими детьми и взрослыми», является воспитательной целью в программе.

Разработанная адаптированная программа «Круг» для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) может быть рекомендована для использования не только педагогам, но и врачам, психологам и всем тем, кто связан с областями реабилитации развития и педагогической интеграции, представляющими собой по сути единый процесс. Этот процесс немыслим без междисциплинарного сотрудничества специалистов и широкого вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания.

Врач и педагог должны, наконец, сделать шаг навстречу друг другу — на благо ребенка.

Первые шаги сделаны, будущее — за нами!

Литература:

  1. О совершенствовании оказания медицинской помощи детям, родившимся с хромосомной патологией (синдром Дауна) на территории Свердловской области: приказ МЗ СО от 14.10.2016 № 1817-п. — Екатеринбург: Правительство СО, 2016.
  2. Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Ю. Г. Зарубина, М. Г. Попова, Т. А. Бондарь. — М.: Теревинф, 2013. — 30 с.
  3. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П. Л. Жиянова. — М. — 2013. — 219 с.
  4. Рождение ребенка с синдромом Дауна: в помощь медицинскому персоналу родовспомогательных и детских лечебных учреждений / сост. е. В. Поле — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. — 29 с.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 232 с.
  6. Синдром Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журн. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008–2017.
  7. Downsideup.org — официальный сайт некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» [Электронный ресурс]. — М. — 2014. — Режим доступа: https://downsideup.org/ru для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация.
  8. Minzdrav.midural.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Свердловской области [Электронный ресурс]. — Екб. — 2017. — Режим доступа: www.minzdrav.midural.ru
  9. Rosminzdrav.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — М. — 2017. — Режим доступа: www.rosminzdrav.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, адаптированная программа, развитие навыков, программа, мелкая моторика, ограниченная возможность здоровья, Свердловская региональная общественная организация, индивидуальная терапия, социализация ребенка.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей с ограниченными

2. Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей детей с ОВЗ, способствующих их социализации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие, творческая способность детей

«Добротой согреем сердца» (программа…)

Актуальность программы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания.

Примерная коррекционно-развивающая программа для…

Цель программыразвитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.

Особенности социализации обучающихся с ограниченными

возможность, занятие, общество, процесс, обучающийся, профессия, ребенок, система, социализация, умение, интерес, знание, ограниченная возможность здоровья, Назарово, трудовая деятельность, социальный опыт…

Особенности психолого-педагогической работы с детьми

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности… ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок

Развитие творческих способностей детей с ограниченными

Восемь лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми— инвалидами учитывает особенности их развития.

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной…

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Театрализованная игра как эффективное средство социальной

Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через… Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем…

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными

В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Источник