Призрак в доспехах 3 синдром одиночки 2006

Призрак в доспехах 3 синдром одиночки 2006 thumbnail
Призрак в доспехах:
Синдром одиночки

Обложка DVD с первым сезоном сериала.
攻殻機動隊 Stand Alone Complex
(ко:каку кидо:тай сутандо аро:н компурэкксу)
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (англ.)
Жанр / тематикакиберпанк, детектив, фантастика, боевик
Аниме-сериал
Режиссёр Кэндзи Камияма
Студия Production I.G
Лицензиат MC Entertainment
Телесеть Animax
MTV, 2×2
Прочие телевизионные сети:
Северная Америка: Cartoon Network
Южная и Юго-восточная Азия: Animax
AnimeCentral и Scuzz
MTV Central
SBS
YTV
Canal+
MTV Central
MCM
SIC Radical
Buzz Channel, Cuatro
Anione TV
MTV Hungary
Премьерный показ 1 октября 2002 года — 25 марта 2003 года
Серий 26 (25 мин. каждая)
Аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ»
攻殻機動隊 S.A.C. 2nd GIG
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2nd GIG
Режиссёр Кэндзи Камияма
Студия Production I.G
Лицензиат MC Entertainment
Телесеть Animax, Nippon TV
MTV, 2×2
Прочие телевизионные сети:
AnimeCentral
Cartoon Network
Animax Asia
Animax
MCM, Canal+, Europe2 TV
MTV Central
Buzz teuve, Cuatro
Премьерный показ 1 января 2004 года — 8 января 2005 года
Серий 26 (25 мин. каждый)
OVA «Ghost in the Shell:
Stand Alone Complex — The Laughing Man»
Режиссёр Кэндзи Камияма
Студия Production I.G
Дата выпуска 23 сентября 2005 года
Продолжительность 140 мин.
Серий 1
OVA «Ghost in the Shell:
S.A.C. 2nd GIG — Individual Eleven»
Режиссёр Кэндзи Камияма
Студия Production I.G
Дата выпуска 27 января 2006 года
Продолжительность 163 мин.
Серий 1
OVA «Ghost in the Shell:
Stand Alone Complex — Tachikoma Specials»
Студия Production I.G
Дата выпуска 2002 год
Продолжительность 1 минута
Серий 52
Аниме серии:
  • Призрак в доспехах (1995)

    • Призрак в доспехах: Невинность (2004)
  • Призрак в доспехах: Синдром одиночки (2002)

    • Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ (2004)

      • GiS: S.A.C. Solid State Society (2006)

«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (яп. 攻殻機動隊 Stand Alone Complex ко:каку кидо:тай сутандо аро:н компурэккусу , англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex) — японский аниме-сериал, основанный на манге Масамунэ Сиро «Ghost in the Shell». Сценаристом и режиссёром сериала является Кэндзи Камияма. Фильм создан компанией Production I.G и демонстрировался в платной спутниковой сети Animax с 1 октября 2002 года по 25 марта 2003 года. Второй сезон с названием «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG» шёл в сети Animax с 1 января 2004 года по 8 января 2005 года[1]. Оба сезона состоят из 26 серий каждый и дополнены омакэ «Tachikoma Specials». Два сезона сериала завершает полнометражный анимационный фильм «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society».

Аниме-сериал нарушает последовательность повествования, заданную как оригинальной мангой Сиро, так и фильмом Мамору Осии 1995 года «Ghost in the Shell». События сериала начинаются в 2030 году, через шесть лет после «Инцидента со Смеющимся Человеком». Отдельный фильм-компиляция из эпизодов о Смеющемся Человеке был выпущен непосредственно на DVD 23 сентября 2005 года[1]. 27 января 2006 года, аналогичным образом в Японии поступил в продажу фильм-компиляция «Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG — Individual Eleven». Он составлен из серий имеющих непосредственное отношение к сюжетной линии 11-ти Индивидуалистов, а также представляет новые сцены и ремиксованный саундтрек[2].

В России оба сезона сериала лицензированы компанией MC Entertainment под названиями «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» и «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ».

Сюжет[править | править код]

Первый сезон

В 2024 году неизвестный хакер похищает президента медицинской корпорации «Сирано Гиномикс», производящей микромашины. Позже хакер с заложником появляется на площади в Токио. Под ТВ камерами хакер угрожает заложнику пистолетом. Не дождавшись ответа, хакер бросает заложника и сбегает. Хакер взламывает все камеры и «глаза» обладателям кибермозгов, которым он попадается, и скрывает своё лицо под приметной эмблемой «Смеющегося человека» с цитатой из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

После, сразу несколько крупных медицинских корпораций, занимающихся микромашинами, подвергаются провокациям с использованием этого символа. «Смеющийся человек» быстро становится популярным в сети. Через некоторое время провокации прекращаются, и «Смеющийся человек» исчезает.

Эти события уже готовы стать историей, но в Управлении МВД до сих пор работает группа, расследующая дело «Смеющегося человека». Один из детективов, не доверяя своим коллегам, пересылает часть материалов Тогусе, и в тот же вечер погибает при подозрительных обстоятельствах. Его смерть и расследование «Девятого отдела» по материалам, которые он передал, становятся причиной большого коррупционного скандала в высших чинах Управления. А во время скандальной пресс-конференции в игру вновь вступает «Смеющийся человек».

Второй сезон

Основная статья: Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2nd GIG

«Девятый отдел» после расформирования создан заново. В Японии появляется группа «11», которая выступает за то, чтобы беженцам на острове Дэдзима в бухте Нагасаки были даны права. Их идеология основана на фиктивном эссе Патрика Сильвестра «11». Их лидер — Хидэо Кудзэ. «Девятый отдел» занимается обезвреживанием группы «11» и наведением порядка в Дедзиме. Главный противник «Девятого отдела» — Кадзундо Года — создатель фиктивного эссе «11» и советник премьер-министра Японии по военной разведке. Дело осложняется личными проблемами Мотоко Кусанаги: Кудзэ, её противник, оказывается тем самым мальчиком, который когда-то значил для неё очень много.

Персонажи[править | править код]

Смеющийся человек[править | править код]

Эмблема Смеющегося человека

Главный персонаж первого сезона сериала. Невысокий худой парень, в некотором смысле подражающий Холдену Колфилду, персонажу романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», например желанием открыть всему свету правду о продажных людях или любовью к бейсбольной перчатке. Одет в синюю куртку с капюшоном и панаму, закрывающие всё его лицо кроме глаз.

Юный гениальный хакер, получивший в своё распоряжение информацию о неэффективности использования микромашин и сокрытия вакцины Мурая, эффективного лекарства против склероза кибермозга (отмирание клеток мозга, контактирующих с имплантами). Способен взламывать множество призраков одновременно, кроме того предпочитает бумагу как источник информации, цитирует классиков.

Пытаясь помочь больным и остановить корпорации, предлагающие бесполезные и дорогие способы лечения, в прошлом похищает президента компании Сэрано Геномикс, производящей микромашины, и пытается его принудить рассказать всем правду, однако тот отказывается, после чего Смеющийся человек пытается его заставить при помощи пистолета.

Не причастен к дальнейшим преступлениям, совершённым под его псевдонимом, предпочитая только взламывать призраки ответственных лиц и требовать от них добровольной огласки.

Спасает майора Мотоко Кусанаги от смерти во время замены её кибертела (связанного с заговором против Девятого отдела, со стороны) и делится с ней своей памятью. В конце майор находит его в гигантской библиотеке, в которой ещё сохранились бумажные носители — книги, где у них происходит разговор. Затем Арамаки предлагает ему работать на девятый отдел, но Смеющийся человек отказывается, ссылаясь на то, что не умеет играть в бейсбол.

Загадочность его деяний для общественности и деятельность различных террористических организаций под его именем создали в обществе некий культ Смеющегося человека. Его значок был на футболках, кружках, кепках, в рекламе и т. д.
Хотя массы так и не увидели его лица.

Сам Смеющийся человек не был источником своих идей, а нашёл в сети письмо, содержавшее информацию о неэффективности микромашин и угрозы корпорациям, производящим их. В некотором роде феномен Смеющегося человека оказался копией без оригинала или симулякром.

Дни Татиком[править | править код]

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Tachikoma Specials (яп. 攻殻機動隊 STAND ALONE COMPLEX: Section9 Science File „タチコマな日々“) — бонусный мини-сериал, созданный по технологии CGI, прилагающийся к DVD-версии Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Фактически каждая минутная серия является скетчем по мотивам соответствующей серии оригинального сериала. Основными и единственными героями этих юмористических зарисовок являются Татикомы — минитанки 9-го Отдела, оборудованные искусственным интеллектом. Всё действие этого мини-сериала происходит в белом пространстве, схожим с «конструктором» из «Матрицы».

Список серий аниме[править | править код]

«Призрак в доспехах: Синдром одиночки»
ЗаглавиеТрансляция
1 Бюро общественной безопасности, 9 отдел
«Kōan Kyūka SECTION-9» (公安9課 SECTION-9) 
1 октября 2002
Девятый Отдел вызван для спасения заложников, захваченных робогейшами в одном из ресторанов. 
2 Испытание
«Bōsō no Shōmei TESTATION» (暴走の証明 TESTATION) 
8 октября 2002
Тяжелый штурмовой танк выходит из-под контроля и становится марионеткой в руках неизвестного угонщика. Угонщик использует идентификационный код Такэси Каго, создателя танка умершего неделю назад. 
3 Андроид и Я
«Sasayaka na Hanran ANDROID AND I» (ささやかな反乱 ANDROID AND I) 
15 октября 2002
Расследование серии самоубийств андроидов приводит Девятый Отдел на фабрику по производству роботов. 
4 Перехватчик
«Shikaku Soshi wa Warau INTERCEPTER» (視覚素子は笑う INTERCEPTER) 
22 октября 2002
Детектив Ямагути, работавший над делом «Смеющегося человека», был убит после звонка Тогусе с сообщением о подозрительной деятельности высших чинов полицейского управления. 
5 Приманка
«Manekidori wa Utau DECOY» (マネキドリは謡う DECOY) 
29 октября 2002
Сотрудники Девятого Отдела подозревают, что следователи полиции манипулируют расследованием дела «Смеющегося человека» используя бывшего программиста компании «Серано Геномикс» Нанао А как приманку для сокрытия более важных преступлений. 
6 Подражатели
«Mohōsha wa Odoru MEME» (模倣者は踊る MEME) 
5 ноября 2002
Пресс-конференция начальника полиции погружается в хаос из-за покушения организованного «Смеющимся человеком». 
7 Идолопоклонничество
«Gūzō Sūhai IDOLATER» (偶像崇拝 IDOLATER) 
12 ноября 2002
До министра внутренних дел дошли сведения, что лидер революционного движения Дженомы Марсело Джарти посещает Японию каждые пять месяцев. 
8 Пропавшие сердца
«Megumareshi Monotachi MISSING HEARTS» (恵まれし者たち MISSING HEARTS) 
19 ноября 2002
Медсестра Курутан вызывает майора в больницу, чтобы отследить, кто являлся донором сердца пересаженного маленькой девочке. 
9 Чат! Чат! Чат!
«Net no Yami ni Sumu Otoko CHAT! CHAT! CHAT!» (ネットの闇に棲む男 CHAT! CHAT! CHAT!) 
26 ноября 2002
Кусанаги подключается к сетевой конференции посвященной «Смеющемуся человеку». 
10 Война в джунглях
«Mitsurin Kōro ni Uttetsuke no Hi JUNGLE CRUISE» (密林航路にうってつけの日 JUNGLE CRUISE) 
3 декабря 2002
Марко Аморетти, бывший старшина американского Имперского Флота превратился в серийного убийцу. Прибыв в Японию, он за последние два месяца убил нескольких женщин, заживо снимая с них кожу. 
11 Портреты
«Aseichū no Mori de PORTRAITZ» (亜成虫の森で PORTRAITZ) 
10 декабря 2002
База данных Министерства здравоохранения подверглась хакерской атаке, в ходе которой были украдены секретные сведения. Сотрудники Девятого Отдела отследили источник атаки и определили, что взлом исходил из учреждения помогающего людям страдающим синдромом «закрытого кибермозга». 
12 Побег
«Tachikoma no Iede, Eiga Kantoku no Yume ESCAPE FROM» (タチコマの家出 映画監督の夢 ESCAPE FROM) 
17 декабря 2002
Татикома, принадлежащий Бато самовольно активируется и покидает лабораторию, чтобы исследовать внешний мир. 
13 Неравенство
«Unequal Terrorist NOT EQUAL» (≠テロリスト NOT EQUAL) 
24 декабря 2002
Шесть лет назад Эка Тукуро, дочь главы кибернетической компании была похищена группировкой противников киборгизации. Местонахождение девочки оставалось загадкой, пока она не была замечена сотрудниками Агентства морской безопасности на заброшенном морском заводе по переработке радиоактивных отходов. 
14 Призрак капитализма
«Zenjidō Shihonshugi ¥€$» (全自動資本主義 ¥€$) 
31 декабря 2002
С помощью информации полученной от китайских властей Девятый Отдел обезвреживает банду, целью которой было уничтожение финансовой организации. Позже из того же источника поступили сведения о подготовке китайскими социалистами покушения на известного японского миллионера. 
15 Своевольные машины
«Kikaitachi no Jikan MACHINES DESIRANTES» (機械たちの時間 MACHINES DESIRANTES) 
7 января 2003
Кусанаги готовится принять решение о прекращении использования Татиком. Она обеспокоена тем, что их искусственный интеллект развивается слишком быстро, что может привести к непредсказуемому поведению во время боевых операций. 
16 Мёртвая зона
«Kokoro no Sukima Ag2O» (心の隙間 Ag2O) 
14 января 2003
На американской военно-морской базе произошла утечка ценной информации. Главным подозреваемым стал бывший медалист Параолимпийских игр Павло Зайцев. Бато необходимо подтвердить или опровергнуть причастность Зайцева к шпионажу. 
17 Истина в вине
«Mikansei Love Romance no Shinsō ANGELS’ SHARE» (未完成ラブロマンスの真相 ANGELS’ SHARE) 
21 января 2003
Кусанаги и Арамаки приезжают в Лондон для участия в конференции посвященной борьбе с терроризмом. В городе Арамаки посещает своего старого друга, который просит его помощи в раскрытии преступной схемы отмывания денег мафией. 
18 Пропавшее наследство
«Ansatsu no Nijūsō LOST HERITAGE» (暗殺の二重奏 LOST HERITAGE) 
28 января 2003
После пятилетнего ожидания замминистра иностранных дел Китая Ким получил разрешение посетить мемориал погибшим в Кагосиме. Ким стал первым китайским чиновником получившим доступ к мемориалу, однако не всем понравилось такое решение и в адрес замминистра посыпались угрозы убийства. 
19 Плен
«Gisō Ami ni Dakarete CAPTIVATED» (偽装網に抱かれて CAPTIVATED) 
4 февраля 2003
Дочь бывшего премьер-министра Кандзаки была похищена, и Девятому Отделу поручается расследовать обстоятельства её исчезновения. 
20 Повтор
«Kesareta Kusuri RE-VIEW» (消された薬 RE-VIEW) 
11 февраля 2003
Тогуса использует книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в качестве отправной точки в расследовании и развивает теорию о том, что образ «Смеющегося человека» взят из литературного произведения. 
21 Призрачные следы
«Okizari no Kiseki ERASER» (置き去りの軌跡 ERASER) 
18 февраля 2003
Раненый Тогуса попадает в больницу и оттуда пытается передать полученную информацию остальной группе. 
22 Скандал
«Gigoku SCANDAL» (疑獄 SCANDAL) 
25 февраля 2003
Глава подразделения по борьбе с наркотиками арестовывается в связи с убийствами во время захвата Общества «Подсолнух». Арамаки приказывает Девятому Отделу просмотреть конфискованные данные, чтобы определить ответственных за инциденты связанные со «Смеющимся человеком». 
23 За гранью добра и зла
«Zen’aku no Higan EQUINOX» (善悪の彼岸 EQUINOX) 
4 марта 2003
«Смеющий человек» снова похищает главу компании «Серано Геномикс». 
24 Одиночка
«Kojō Rakujitsu ANNIHILATION» (孤城落日 ANNIHILATION) 
11 марта 2003
Изучив всю информацию, связанную с делом «Смеющегося человека» Девятый Отдел готовится обезвредить главу группировки причастной к корпоративному терроризму – генерального секретаря Якусиму. 
25 Под градом пуль
«Shōendan’u BARRAGE» (硝煙弾雨 BARRAGE) 
18 марта 2003
Арамаки выпускают под залог. Он встречается с главой Министерства юстиции, чтобы объяснить сложившуюся ситуацию и обеспечить безопасность своей команды. 
26 9 отдел — воскрешение
«Kōan Kyūka, Futatabi STAND ALONE COMPLEX» (公安9課,再び STAND ALONE COMPLEX) 
25 марта 2003
После 15-ти дней ожесточенных боев Умибодзу завершают операцию по ликвидации Девятого Отдела захватом Бато и уничтожением Кусанаги. 

Саундтрек[править | править код]

Первый сезон

  • Yoko Kanno — Run Rabbit Junk (4:32)
  • Yoko Kanno — Yakitori (7:09)
  • Yoko Kanno — Stamina Rose (2:51)
  • Surf (3:00)
  • Where Does This Ocean Go (4:44)
  • Train Search (1:58)
  • Siberian Doll House (3:50)
  • Velveteen (5:05)
  • Lithium Flower (3:25)
  • Stay Home (3:57)
  • Origa & Yoko Kanno — Inner Universe (4:54)
  • Yoko Kanno — Fish-Silent Cruise (7:30)
  • Some Other Time (4:07)
  • Beauty is Within Us (6:08)
  • We’re the Great (1:33)
  • Monochrome (5:06)

См. также[править | править код]

  • «На последнем дыхании» — фильм, на сюжет которого содержатся отсылки в 3-м эпизоде «Синдрома одиночки».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт

В базах данных

  • Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в базе данных Internet Movie Database
  • Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
  • Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (англ.) в базе данных AniDB
  • Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (второй сезон) (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
  • Аниме «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (второй сезон) (англ.) в базе данных AniDB
  • Омакэ «Призрак в доспехах: Дни Татиком» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network

Источник

«Призрак в доспехах» (яп. 攻殻機動隊 Ко:каку Кидо:тай, с англ. — «Ghost in the Shell») — полнометражный аниме-фильм 1995 года в жанре киберпанк, основанный на одноимённой манге Масамунэ Сиро 1992 года. Режиссёр — Мамору Осии, сценарий — Кадзунори Ито, дизайнер персонажей — Хироюки Окиура, композитор — Кэндзи Каваи. Фильм создан студией Production I.G[1]. В 2004 году был выпущен сиквел «Призрак в доспехах: Невинность».

Для своего времени фильм стал революционным по части графики. Например, в нём использовался приём замедленного воспроизведения, позже применённый в фильме «Матрица» (создатели братья Вачовски утверждали[2][3], что вдохновлялись «Призраком в доспехах»[4], это подтверждается неоднократным повторением кадров). На мировом рынке аниме является одним из наиболее популярных[5][6].

12 июля 2008 года в пяти кинотеатрах Японии прошёл показ ремейка оригинального фильма под именем «Ghost in the Shell 2.0». Звук был перезаписан в формате 6.1, переработан видеоряд, добавлены компьютерная графика и спецэффекты.

Сюжет[править | править код]

Действие фильма происходит в антиутопическом будущем[5]. К 2029 году, благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты. Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.

Девятый отдел, спецотряд полиции, занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать это дело и остановить хакера, скрывающимся под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект, созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки со взломанными призраками. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги, видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида, который попадает в Девятый отдел.

Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина. Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ.

Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности…».

Роли озвучивали[править | править код]

АктёрРоль
Ацуко Танака Мотоко Кусанаги
Акио Оцука Бато
Иэмаса Каюми Кукловод
Коити Ямадэра Тогуса
Тамио Оки Дайсукэ Арамаки
Ютака Накано Исикава
Тэссё Гэнда начальник 6-го отдела Накамура
Мицуру Миямото Мидзухо Дайта
Кадзухиро Ямадзи сборщик мусора А
Сигэру Тиба сборщик мусора Б

Награды и номинации[править | править код]

  • 1996 — номинация на лучший фильм на Международном кинофестивале в Каталонии
  • 1996 — приз за лучший сценарий на 17-м (англ.)русск. Иокогамском кинофестивале (англ.)русск.
  • 1997 — специальное упоминание на кинофестивале «Фантаспорту»
  • 1997 — специальное упоминание на кинофестивале в Жерармере

Музыка[править | править код]

1.«M01 Chant I — Making of Cyborg»4:31
2.«M02 Ghosthack»5:16
3.«EXM Puppetmaster»4:23
4.«M04 Virtual Crime»2:44
5.«M05 Chant II — Ghost City»3:37
6.«M06 Access»3:18
7.«M07 Nightstalker»1:47
8.«M08 Floating Museum»5:07
9.«M09 Ghostdive»5:55
10.«M10 Chant III — Reincarnation»5:47
11.«See You Everyday» (Bonus track)3:26

В главной теме Кэндзи Каваи попытался представить и передать в музыке суть описываемого в аниме мира. Во вступительной теме «Создание киборга» он использовал японский язык бунго.[8] Композиция представляет собой болгарский лад, соединённый с традиционными японскими мелодиями; запоминающийся хор — традиционная болгарская свадебная песня, исполнявшаяся, чтобы развеять злые силы.[9] Сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов не оставило равнодушными многочисленных зрителей[10]. Песню «See You Everyday» на кантонском диалекте исполнила Фанг Ка Винг (Фан Цзяюн)[11].

Выпуск на видео[править | править код]

За два десятилетия аниме-фильм был хорошо представлен на видеоносителях. В августе 1996 года «Призрак в доспехах» занял первое место в хит-параде американского журнала Billboard. На 1997 год кассовые сборы составили 2,962,716 $[12]. К 2002 году продажи на VHS, LaserDisc и DVD превысили 1 млн копий[13].

В 2005 году вышло издание Ghost In The Shell: Special Edition на 2 DVD от Manga Entertainment. Соотношение было традиционным 1.85:1, а отличный звук без дефектов (английский и японский) представлен как Dolby Digital EX 5.1, так и DTS-ES 6.1. Диалоги хорошо слышны и понятны. Внутри упаковки находились открытка и плакат. Новое меню выглядело очень красиво и функционально по сравнению с первыми выпусками. Анаморфирование выдающееся, в некоторых местах изображение выглядит более чётко, чем раньше, хотя это и не является значительным улучшением. Цвета имеют много оттенков и не видятся тусклыми или приглушёнными. Детали заметны в тени. Недостаток заключался в том, что оставались пятна. Все дополнительные материалы представлены на втором диске. Они включали: два фильма о производстве — «Создание „Призрака в доспехах“» и компьютерной графике, интервью с режиссёром на японском языке с английскими субтитрами, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, досье персонажей, трейлеры, превью и ссылки издателя[14][15].

В Японии «Призрак в доспехах» выпускался на Blu-ray от Bandai Visual, причём несколько раз: в 2007, 2011 и 2017 годах[16]. В 2018 году появилась версия в 4K Ultra HD[17]. Формат — 1.85:1, звук — LPCM 2.0. Занято 101 место в чарте Oricon[18]. Также продавался комплект из двух фильмов (первый плюс «Невинность»), получивший 19 место[19]. В США и Канаде диски издавала Anchor Bay Entertainment в 2014 (к 25-летию манги) и 2016 годах[20]. В Великобритании этим занималась Manga Entertainment, выпуски 2014 и 2017 годов получили рейтинг 15[21]. Австралийская аттестационная комиссия для издания Madman Entertainment присвоила рейтинг M[22].

По поводу юбилейного издания 2014 года сайт DVD Talk подчеркнул: передача в оригинальном соотношении сторон 1,85:1 и разрешении 1080p вполне сносна, но есть несколько проблем, чего некоторые фанаты могут не заметить. Изображение широкоэкранное, и на правильно настроенных дисплеях это означает, что чёрные полосы окружают со всех сторон. Но здесь не ремастер, значит видео приемлемое. Уровни чёрного, детализация и контраст в целом хорошие, а цифровые недостатки, как правило, сводятся к минимуму. На самом деле, это приятное обновление с 480p. Английский звук DTS-HD Master Audio 5.1 громче и резче, чем более естественный и сбалансированный японский LPCM 2.0. Однако субтитры с британского и австралийского издания используют сленг, что запутывает и кажется бесполезным, проигрывая аудио. К диску прилагается буклет с несколькими короткими заметками, включая интервью с Мамору Осии. Других дополнительных материалов нет[23].

Что касается «Ghost in the Shell 2.0», то это был переделанный фильм в широкоэкранном формате 1,78:1 с компьютерной графикой и заново записанным звуком DTS-HD Master Audio 6.1 и LPCM 2.0[24]. Некоторые эффекты иногда конфликтуют с традиционной анимацией, что может раздражать поклонников оригинала, но выглядит это фантастически. В картине есть прекрасное чувство глубины и размерности. Цвета сильнее во всех отношениях, в то время как уровни чёрного приятны и насыщены. Для современной версии саундтрек оказался приглушён. В целом передача несколько противоречивого исходного материала была достойной. Чистый и мощный звук 6.1 стал отличной работой, объёмность подтверждают начальная сцена, в которой Мотоко падает за окно массивного небоскреба и открывает огонь, погоня за автомобилем и перестрелка, а также бой с танком в конце. Уровни очень хорошо сбалансированы, диалоги легко понять, и нет проблем с шипением или искажениями. Дополнительные материалы включали 25-минутный фильм о создании оригинальной версии на основе манги, интервью с режиссёром и другими сотрудниками, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, профили персонажей и трейлер[25].

Показы на телевидении[править | править код]

В 2007 году «Призрак в доспехах» транслировался на Первом канале, наряду с «Акирой», «Манускриптом ниндзя» и «Ходячим замком»[26]. Перед этим, 14 декабря, началась вечерняя передача Александра Гордона «Закрытый показ», продолжение которой перенесли на 15 декабря[27]. Впервые в цикле было представлено не отечественное игровое кино, а полнометражный фантастический аниме-фильм[28]. Вместо съёмочной группы присутствовали Валерий Корнеев («АнимеГид»), Дмитрий Федоткин (MC Entertainment), Борис Иванов, Василий Перфильев («Япония сегодня») и Хихус; «за» — Виктория Толстоганова, Наталья Вашко (2×2), Роман Волобуев, Александр Асмолов, Константин Бронзит; «против» — Михаил Веллер, Елизавета Скворцова, Виктор Славкин, Александр Ципко. Гордон заметил: фильм ему понравился, что на программе бывает крайне редко[29].

Влияние и критика[править | править код]

Metacritic дал 76 баллов из 100 на основании 14 рецензий[30]. На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 96% c учётом 53 критических обзоров[31]. 4 место в списке 100 лучших аниме фильмов согласно журналу Paste[32].

Джонатан Клементс и Хелен Маккарти в энциклопедии указали, что «Призрак в доспехах» является одним из лучших аниме в жанре киберпанк и обосновано претендует на такое звание. Это превосходный боевик, в отличие от многих других фильмов, которые на самом деле ничего подобного не достигли, он был действительно сделан для больших экранов, чего показывают и бюджет, и преданность делу. Идеальная экранизация для своеобразного режиссёра Осии, позволившая ему переиграть «Полицию будущего». Сценарист Ито искусно упростил оригинальную мангу, перейдя от напряжённого философствования к извращённому роману между Мотоко и Кукловодом. Музыка Кэндзи Каваи — призрачная церемония для двоих на тайном японском языке. Несмотря на довольно смутную репутацию в Японии, где фильм не особенно был известен за пределами поклонников научной фантастики, «Призрак в доспехах» пользуется неизменным зарубежным успехом как флагман для аниме после «Акиры»[33].

Елена Катасонова обратила внимание на то, что хотя режиссёр-философ Мамору Осии достаточно далеко отошёл от манги с её тонким юмором и сложным сюжетом, лента породила немало подражаний, в первую очередь в области визуальных решений. Возможно, именно поэтому аниме «Призрак в доспехах» стало одним из культовых в 1990-е годы, хотя большого коммерческого успеха в прокате не имело. Но ввиду небывалой популярности на домашнем видео фильм позже получил продолжение[34]. Борис Иванов также осветил этот аспект: в отличие от манги — футуристической антиутопии с характерным чёрным юмором, Осии, получив значительную финансовую поддержку с Запада, решил снять фильм, ориентированный на зарубежную аудиторию — гораздо более серьёзный и запутанный, демонстрирующий всё то, на что в техническом смысле способны японские аниматоры при адекватном финансировании. Сюжет потерял большую часть юмора оригинала, став мрачным, готическим, философским в жанре киберпанк. Проявив тщательность и скрупулёзность, авторы в точности воссоздали в рисованной графике детали, ранее возможные только в кино. Фильм был очень благосклонно принят западной аудиторией, но не стал особенно популярен в Японии — здешняя аудитория не привыкла обращать большое внимание на тщательность в анимации, а фанатов манги сильно задело то, как «варварски» режиссёр обошёлся с духом оригинала. Особую известность получила музыка популярного аниме-композитора Кэндзи Каваи, созданная на основе древних японских хоралов и органично передающая трагедию общества будущего[35].

Анимационный фильм оказал влияние на трилогию «Матрица», а также на сериал Джеймса Кэмерона «Тёмный ангел»[5]. Кэмерон сказал так: «Потрясающая работа спекулятивной фантастики». Согласно рецензии кинокритика Робби Коллина в The Daily Telegraph, спустя два десятилетия эти слова можно назвать пророческими. Одна из величайших анимационных сцен, когда-либо созданных — Кусанаги бродит по безымянному городу, в то время как окружающие её люди беззвучно перемещаются, загипнотизированные рекламой, подавленные дождём. Саундтрек выглядит как религиозный обряд. Такая глубокая и меланхоличная красота не менее существенна в XXI веке, как это было и раньше[36].

Ливия Монне из Монреальского университета[37] высказывала мнение, что аниме в плане визуального оформления и повествования напоминает «Бегущего по лезвию»[5]. Об этом также написал обозреватель The Washington Post Ричард Харрингтон, подчеркнув, что виртуозный «Призрак в доспехах» — триллер с кибер-технологиями, который намного опережает такие фильмы, как «Джонни-мнемоник». Мамору Осии и его команда создали уникальный мир. Технически он поражает сочетанием ручной и компьютерной анимации, оригинальным сюжетом и настроением благодаря Кэндзи Каваи[38].

Елена Самойлова отмечает возможную неточность перевода «Призрак в доспехах», предлагая заменить слово «призрак» на «дух», видя при этом в «доспехах» отражение тела человека как его физической, кибернетической стороны[39]. Ксения Аташева в статье журнала «Мир фантастики» раскрыла детали: на японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai, что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это недостаточно глубокомысленным и киберпанковским, взяв Ghost in the Shell, такое логичнее перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в России закрепилось поэтичное, хотя и бессмысленное название «Призрак в доспехах»[40].

Роджер Эберт в своём обзоре 1996 года поставил фильму 3 из 4 звёзд, назвав «Призрак в доспехах» слишком сложным и мрачным для широкой аудитории. Эберту понравились идеи фильма, визуальные эффекты и запоминающийся саундтрек. В оформлении фильма Эберт отмечает стилистику нуара. Критик рассматривает тенденцию аниме показывать сильных женщин в центре сюжета. При этом он цитирует ревью Film Quarterly о том, что быть наёмным работником в современной Японии настолько утомительно и бесчеловечно, что многие мужчины (составляющие большую часть аудитории аниме) проецируют на героинь свободу и власть и сопоставляют себя с ними[41].

Питер Брэдшоу в обзоре The Guardian дал 4 звезды из 5. С его точки зрения, этот головокружительный фильм объединяет триллер с насилием, отчуждением, техно порно и научной фантастикой. Спустя 25 лет аниме выглядит так же поразительно и таинственно, как и всегда. Это напоминает о том, какой редкостью по-прежнему остаётся анимация, предназначенная исключительно для взрослых. Кадр за кадром, «Призрак в доспехах» несёт тематику игрового боевика, хотя он и появился позднее, чем «Вспомнить всё», его визуальная смелость часто захватывает дух[42].

Сайт THEM Anime аналогично оценил на 4 звезды из 5, однако написал: репутация «Призрака в доспехах», как и «Акиры», немного преувеличена. Manga Entertainment разрекламировала его до такой степени, что казалось, будто это единственная вещь, которую компания продавала в США. Аниме, без сомнения, воспринимается многими людьми как классика. Сюжет довольно удачно сочетает правительственный заговор и философию, но не в стиле «Полиция будущего: Восстание», и ему не хватает глубины. «Неожиданный поворот» в конце не удивляет. Все персонажи в порядке, хотя Кусанаги иногда попадает в клише жёсткой неэмоциональной героини, но Бато замечательно справляется со своей незначительной ролью. Анимация гладкая и ровная, а искусство мрачное и резкое. Особенно выигрывают городские пейзажи и освещение, а также компьютерная графика. Саундтрек причудливый и запоминающийся. В общем, это хороший фильм, о котором поклонники долго говорят после просмотра[43].

Примечания[править | править код]